Информатизация и образование
Современное общество называют информационным в силу того, что роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. В последние годы информация становится одним из важнейших производственных факторов и одним из главных рычагов управления любой организации (в том числе и образовательного учреждения).
Использование в различных сферах деятельности информационных технологий ставит перед педагогическим сообществом задачу воспитания информационной культуры, которая предполагает понимание сущности, а также владение знаниями и умениями в использовании современных информационных технологий для решения образовательных проблем.
В последние годы наряду с понятием «информационная культура» часто используется такие понятия, как «компьютерная грамотность», «информационная культура пользователя персонального компьютера», «информационная культура специалиста».
Компонентами информационной культуры специалиста любого образовательного учреждения являются:
1) знание закономерностей документальных потоков в своей области деятельности и использование возможностей различных систем поиска информации;
2) умение работать с различными источниками информации и владение основными способами переработки информации.
Кроме того, специалист образовательного учреждения является не только потребителем информации, он – активный участник информационного процесса, который может быть автором информационного материала, рецензентом, редактором, референтом, консультантом и пр. Информационно компьютерные технологиии прочно вошли в процесс обучения и самообразования учителя.
Применение ИКТ в работе учителя
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания
• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
• Создание главы или страницы электронного учебника.
• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
• Создание сборника предметных кроссвордов.
• Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
• Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
• Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
• Пакет административной документации классного руководителя.
• Пакет административной документации методического предметного объединения
• База данных методик обучения.
• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
• Проект личной методической веб-страницы.
• Проект веб-страницы педагогического коллектива школы.
• Проект веб-страницы школы.
• База данных вопросов и задач по предмету,
• Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т. д.)
• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
• Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.
Довольно часто компьютер используется при составлении различных контрольно-измерительных материалов. Самая распространённая форма проверки знаний – тестирование. Различают тестовые задания закрытой и открытой формы.
Тестовые задания з а к р ы т о й ф о р м ы – это такие задания, когда учащимся предлагается выбрать правильный ответ на тот или иной вопрос из 3–5 предлагаемых.
К ним относятся:
– тест-ранжирование;
– альтернативный тест;
– тест соответствия.
Такие формы тестов следует проводить на первом уровне усвоения – уровне знакомства, основными показателями которого являются следующие действия учащихся: узнавание предметов, объектов, явлений, правил и т. д. при внешней опоре, их различение и воспроизведение.
Тестовые задания открытой формы используются для проверки усвоения и понимания учащимися различных определений, правил и формул. Они не содержат готового ответа и уместны на алгоритмическом уровне усвоения, когда учащиеся демонстрируют осознанное прочное запоминание и применение знаний, умений и навыков.
К тестам о т к р ы т о й ф о р м ы относятся:
– тест-подстановка или с частично свободным ответом;
– тест-схема (контурная карта, таблица и т. д.);
– конструктивный тест со свободным ответом.
На творческом уровне усвоения, характеризующемся деятельностью учащихся в измененной или принципиально новой учебной ситуации, целесообразно использовать следующие тесты:
– тест-классификация;
– тест-аналогия;
– тест-систематизация;
– тест-проблема.
Имея готовые тесты, учитель вправе разрабатывать собственные тестовые задания. Сделать это и просто, и сложно. Просто потому, что учитель достаточно хорошо владеет содержанием учебного материала, а значит представляет себе содержательную основу тестового задания. Сложно потому, что к составителю теста методика предъявляет серьезные требования, а именно:
– правильно составленный тест должен иметь 2 блока. Первый блок направлен на проверку ЗУН в рамках образовательного стандарта, второй же на проверку знаний учащихся на повышенном уровне в соотношении 80 %–20 %;
– каждое тестовое задание должно иметь определенный балл, сумма которых может быть переведена в привычную систему оценивания по одной из нижеприведенных шкал:
А. 100–95 % соответствуют оценке «5»
94–75 % – «4»
74–50 % – «3»
Менее 50 % – «2».
Б. 100–90 % соответствуют оценке «5»
89–75 % – «4»
74–60 % – «3»
менее 60 % – «2»;
– каждая новая форма тестового задания должна иметь инструкцию по его выполнению;
– содержание теста должно разрабатываться по принципу возрастающего уровня сложности;
– форма теста должна соответствовать проверяемому уровню усвоения и целевому компоненту контроля;
– каждое предыдущее задание теста не должно быть ключом к ответу следующего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.