Статья "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в социально-реабилитационных центрах".
Оценка 4.6
Семинары
doc
математика
Детсад
30.04.2018
В статье описываются особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста в социально-реабилитационных центрах. Отмечается то, что необходимо включать в содержание при разработке программ по развитию интеллектуальных способностей дошкольников, это - занимательные, поисково–творческие задания для проведения развивающих занятий с детьми, результаты проведенной работы
Интеллеткуальное развитие дошкольников в социально-реабилитационных центрах.doc
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
в социальнореабилитационных центрах
Дети дошкольного возраста в социальнореабилитационных центрах
отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии
речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения,
конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.
Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации трудно
переоценить; поэтому замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее
негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие
единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит
общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства
привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности
разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно. Для
последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной
активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися
окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие,
делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления этих детей бедны и
невыразительны.
В исследованиях Н.Н. Авдеевой показано, что дети из детских домов
значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего
отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства
самоидентичности у детей, воспитывающихся вне семьи, наступает намного
позднее, чем у детей, растут в семье. По данным Т.П. Гавриловой, кризис трех лет
протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение
такое важное личностное новообразование дошкольного возраста формируется у
этих детей дефектно у детей, воспитывающихся вне семьи, отсутствуют интерес к
оценке взрослого, переживание неуспеха в деятельности, потребность в
положительной оценке, они не умеют дифференцировать успешные и неуспешные
1 действия, одобряемое и неодобряемое поведение.
Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к
недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и
установлении контактов со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество
с ними. Это приводит к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности
нарушениям в личностном развитии.
Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте являются
нарушения самостоятельности от ее утраты до полного проявления, когда
ребенок распоряжается собой по своему усмотрению.
Интеллектуальное развитие детей,
воспитывающихся вне семьи,
характеризуется дисгармоничностью. Предметное, нагляднообразное мышление
остается главным. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных
норм, а невербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в
игре неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со
взрослыми и другими детьми.
Отклонения в психическом развитии у детейсирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, имеют иной тип отклонений, чем у детей с задержками
психической развития. Необходимым условием формирования мышления в
дошкольном возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта
ребенка. Можно предположить, что скудость, ограниченность чувственного опыта
у детей, воспитывающихся вне семьи, отрицательно сказывается на формировании
их мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной
деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта. Любой вид мышления
требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций и т.д.
Эта практика чрезвычайно бедна у ребенка, воспитывающегося вне семьи.
Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей,
отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной
познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой
2 психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во
взаимоотношениях со сверстниками.
Чтобы ребёнок в начальных классах чувствовал себя уверенно, необходимо
ещё до школы позаботиться о развитии его мыслительных способностей.
Основные из них обеспечивают точный анализ условий задач, чёткое
планирование этапов решения, верное обоснование его способа и разнообразное
комбинирование поисковых действий.
Если эти мыслительные способности развиты у ребёнка плохо, то, поступив
учиться в школу, он через некоторое время, чаще всего спустя один – два месяца
после начала, начинает отставать. Это происходит именно из–за того, что для
успешного выполнения заданий по математике и грамматике ему не достаёт
точности анализа при разборе условий этих заданий, чёткости в планировании
деятельности по их выполнению, разнообразия в поисковых действиях и
обоснованности соответствия этих действий требуемому результату.
При разработке программ по развитию интеллектуальных способностей
дошкольников необходимо включать в содержание занимательные, поисково–
творческие задания для проведения развивающих занятий с детьми.
Осуществлять работу так, чтобы помочь в развитии у детей таких
мыслительных способностей, которые обеспечат успешное усвоение школьного
материала, ясное понимание объяснений учителя и верное решение учебных задач.
Учить детей анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать, развивать
речь ребёнку для того, чтобы ребенок мог не только оценить ответ, но и
обосновать свою оценку, высказать суждения.
В каждом занятии использовать разнообразные игры и упражнения,
составленные с учётом возрастных особенностей детей, которые помогут научить
ребёнка быть внимательным, аккуратным и старательным, логически мыслить,
анализировать и сравнивать предметы и явления, выделять главное и
второстепенное, делать выводы.
3 Практика проведения развивающих занятий детей – дошкольников показала,
что регулярное решение ими поисковых задач на занимательном материале
существенно повышает их сообразительность: они быстрее сверстников осваивают
новый учебный материал, яснее понимают объяснения учителя и эффективнее
действуют при решении нестандартных задач.
4
Статья "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в социально-реабилитационных центрах".
Статья "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в социально-реабилитационных центрах".
Статья "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в социально-реабилитационных центрах".
Статья "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в социально-реабилитационных центрах".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.