В данной работе автор делится опытом применения активных форм и методов обучения на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Даются рекомендации и примеры применения активных методов обучения с подробным описанием некоторых из них. Также приводятся разработки активных методов и способов релаксации на уроках и во внеурочной деятельности для учащихся разных возрастных категорий.
«Использование активных методов обучения на уроках музыки»
Дмитриева О.Г.
учитель музыки КГУ «Гимназия «БЭСТ»
г. Петропавловск
21 век – век новых технологий, огромного потока информации. Век активного и
довольно жесткого внешнего воздействия на неокрепшую детскую психику. Как
противостоять бесконечному потоку грубой, а часто и безнравственной кино, видео
и анимационной продукции?..
Конечно же, занимаясь с детьми предметами художественно – эстетического
цикла – и на уроках, и во внеклассной работе.
Но наши дети – дети 21 века избалованы обилием информации, впечатлений и
возможностей, предоставляемых бурно развивающимися технологиями. Нужно
немало постараться, чтобы увлечь и заинтересовать современного ребенка.
Где же выход из данной проблемы?!
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство,
общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений,
являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных
условий для реализации его природных способностей. Включение активных,
инновационных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать
такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Великая цель образования – это не знания, а действия.
Г.Спенсер
Поэтому в своей работе: и на уроках и во внеклассной работе я использую
активные методы обучения и воспитания. Такие методы обучения строятся на
практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения.
Игра, как один из основных активных методов, во все времена оставалась и
остается одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому игровая
деятельность является одним из важных методов работы с детьми. Игра
активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, память, интеллект.
Естественно включая ученика в процесс познания музыки, игра позволяет
моделировать любые изучаемые явления и процессы, позволяет воодушевить детей в
процессе занятий, дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить
инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
Большую роль в процессе внедрения активных методов обучения играет
информатизация образования. В наши дни, создание информационного пространства
в образовательном процессе стало нормой. Это не только повысило мотивацию
современного школьника к различным видам учебной деятельности, но и позволило
расширить понимание возможностей информационных технологий. А использование
мультимедиатехнологий в музыкальном образовании не только повышает интересучащихся к предмету, но и дает множество возможностей, таких как развитие
музыкальных способностей, музыкального слуха, обучение нотной грамоте, изучение
принципов композиции, аранжировки, работы со звуковыми файлами, создание
электронных музыкальных энциклопедий, исследовательская деятельность. Развитие
информационной среды, телекоммуникационных сетей обеспечивает доступ к
огромным объемам информации, позволяющей активизировать познавательную
деятельность учеников. Поэтому на уроках я использую игры – тренажеры: для
развития музыкального слуха «Развиваем ладовый слух», «Развиваем свой голос».
Учитывая, что одним из активных методов обучения является игра, а
компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия
поможет решить многие задачи, которые сегодня ставит перед собой учитель музыки
в новой школе, я с удовольствием использую такие интерактивные игры как
«Музыкальная копилка знаний», «Музыкальный волейбол» и др.
Многообразие музыкальноинтерактивных игр, обучающих компьютерных
музыкальных программ, электронных музыкальных энциклопедий, online игр
значительно расширяет спектр активной деятельности учащегося на уроке музыки.
Включение в работу такого рода активных методов обучения позволяет создать
продуктивную образовательную среду и может быть использовано на самых разных
этапах урока, во внеклассной деятельности. Такие игры обеспечивают выполнение
учебных целей при сохранении привлекательности самого процесса.
Для урока музыки можно использовать метод начала урока: «Поздоровайся
глазами»
Давайте посмотрим друг другу в глаза и мысленно пожелаем хорошего
настроения, хорошего урока и успешности в творческом проявлении. Послушаем как
«звучит тишина», что происходит вокруг нас. А теперь также внимательно
послушаем, о чём хотел рассказать в своей музыке композитор.
«Найди единомышленника» (картинки с изображениями инструментов, одного
цвета и одной группы)
АМО выяснение целей, ожиданий и опасений: такие методы, как «Список
покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные
листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и
постановку целей обучения. Для выяснения образовательных целей учеников, их
ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале
учебного года следующий метод «Фруктовый сад».
Цель: учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и
каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при
подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения
личностноориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими
образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы
педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минутПодготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и
лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на
каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное
дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные
яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что
они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и
опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и
методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение
учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на
лимонах. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель
озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать
обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В
процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В
завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель
объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется,
когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и
опасения.
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или
сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!
Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы
встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные
методы «Энергия 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый
Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 810 минут
Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из
состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают
глубокий вдох, а затем выдох. Ученики делают несколько глубоких вдохов и
выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее
искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота –
естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может
использоваться и подругому: вы можете на первой встрече предложить зевать
сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и
почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить
на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх.Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – поновому ощутить свои
ноги, почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки
пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они
двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики
просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие,
свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук,
локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог
создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие
активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у
меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан»,
«Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно
подвести итоги урока и завершить работу.
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 13 мин. каждому участнику (на ответ).
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта,
комментируя. Необходимо выяснить оценочные критерии по всем видам работы.
Что усвоил хорошо, какое задание понравилось больше всего, что не
получилось. Регулятивная функция – самооценка, взаимооценка.
АМ «Комплименты»:
Учитель: я хочу закончить урок « раздачей комплиментов»:
комплимент –восхищение
комплиментпохвала
комплиментактивности
комплимент внимательности
Вы оцените вклад друг друга в урок и поблагодарите тех, кого захотите. Все ученики,
работавшие в группах, получают за урок пятерки.
Рефлексия эмоционального состояния: выходя из зала, положите смайлики
настроения в ту коробку, где нарисован соответствующий смайлик.
Примечание: для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет
выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на
следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю
скорректировать урок на будущее.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10%
того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 5070%
запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном
обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся
непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке
проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он
запоминает и усваивает материал на 90%..
Суммируя все, что было сказано, можно сделать следующие выводы:Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в
разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативноэмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностноиндивидуальных возможностей каждого учащегося
и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Воспитывать эстетически – это значит учить чувствовать, понимать и ценить
прекрасное в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей, в природе, в
искусстве и активно вносить прекрасное в жизнь.
Каждый из нас уверен, что занимается самым важным делом – приобщением к
искусству.
В заключении хотелось добавить, что искусство влияет на развитие мыслительных
навыков, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Родители,
понимающие роль искусства в детском развитии, будут иметь больше поводов
гордиться своим ребенком, чем родители, считающие занятия искусством праздными
и бесперспективными. Искусство — лучший педагог, который меняет способы
мышления, а не преподносит готовые знания; оно учит мыслить. Наши уроки, уроки
предметов искусства влияют на интеллектуальное развитие обучающихся и
помогают поверить в свои силы. В целом музыка помогает ребёнку гармонично
развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного
человека.