Статья "Использование электронного учебника на уроках русского языка"
Оценка 5

Статья "Использование электронного учебника на уроках русского языка"

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
русская литература +1
9 кл—11 кл +1
29.01.2017
Статья "Использование электронного учебника на уроках русского языка"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - ЖАННА.doc
Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна, учитель русского языка и литературы Карагандинская область, Актогайский район Образовательная средняя школа имени Куляш Байсеитовой ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Мақалада   орыс   тілі   сабақтарында   оқушылардың   танымдылық   қызығушылықтарын белсендіру,   әр   қайсысының   әрекетін   бақылауға,   жұмыс   қарқынын   едәуір   өсіруге,   бірнеше міндеттерді   бірден   шешуге,   яғни   жаңа   материалды   оқыта,   сарамандық   негізделген   электрондық оқулықтардың пайдалану кеңінен ашылған.   Использование  электронного   учебника  на   уроке   русского   языка,   базирующихся   на применении   компьютера,   позволяет   активизировать   познавательные   интересы   учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач:  изучить  новый   материал,   закрепить,   выполняя  практическую  работу,  включающую   разные виды   упражнений,   углубить   знания,   провести   контроль.   Очень  важно,   что   учащиеся   работают   с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.            Компьютер,   на   наш   взгляд,   ­   это   инструмент   индивидуализации   учебного   процесса. Другими словами, с помощью информационных технологий процесс обучения можно сделать более адекватным индивидуальным  особенностям и психологическому состоянию каждого ученика. Приведу пример из своей практики.  Представьте, что ученик работает с интерактивной программой, скажем, отвечает на вопросы, которые появляются на экране монитора. Каждый следующий вопрос предъявляется только   после  того,  как  ученик  ответит  на  предыдущий   и  программа   «оценит»   его  ответ. Таким   образом,   ребенок   учится   в   своем   индивидуальном   темпе,   и   сам   управляет информационным потоком в процессе обучения. Подобный тип образовательного процесса я называю автоученическим, но дело не в названии. Главное, что в результате мы получили резкий рост продуктивности обучения и снижение психофизической нагрузки как на ученика, так и на учителя. Посудите сами: на уроке русского языка  в 9 классе ученик за 15–20 минут выполняет   около   10­15   упражнении   и   тесты   в   одно   действие.   Интенсивность   работы достигается за счет того, что ученик освобожден от необходимости переписывать задания в свою тетрадь из учебника или с карточки. При этом исключаются и возможные ошибки при переписывании.   Ученику   не   надо   ждать   оценки   учителя.   Оценка   «выставляется» компьютером сразу же после того, как школьник введет ответ. Педагог освобождается от необходимости формулировать очередное индивидуальное задание для каждого ученика и немедленно оценивать выполнение задания. Все это за учителя делает обучающая программа. Педагог в это время легко контролирует работу всех школьников по мониторам. У него есть время и возможность увидеть отстающих и оказать им помощь. Приятно слышать в конце выполнения задания, например, такие сообщения: «23 правильно и 2 ошибки», а бывает, что и ошибок нет. И по мере проведения таких занятий скорость и правильность устного счета растут.   Компьютерные   технологии   –   это   современные   методы   решения   традиционных дидактических задач с помощью нового мощного технического средства. Одним   из   самых   эффективных   поддерживающих   средств   в   обучении   является использование   электронного   учебника.   Современным   детям   он   доступен.   Ребята   с уверенностью в своих силах приступят к работе. Именно эта уверенность в своих силах есть качество,   которое   в   значительной   степени   способствует   усвоению   языка,   помогает   вводу обучаемых в языковую среду. Таким образом, для более успешного усвоения грамматики русского   языка   учащимися­казахами   именно   работа   с   электронным   учебником   усилит познавательную   активность     школьников.   Продуманное   составление   языковой   программы позволит   предъявить   ученикам   самые   скучные   и   самые   трудные   элементы   обучения орфографии в виде игры, что будет способствовать эффективному усвоению материала.   Использование   электронного   учебника   в   профессиональной   деятельности   является неотъемлемым качеством современного учителя. В своей педагогической работе я активно использую   информационно­коммуникативные   технологии.   При   подготовке   и   проведении уроков   использую   компьютерное   сопровождение.   Через   индивидуальную   и   групповую деятельность, через нетрадиционные формы уроков обучаю учащихся к самостоятельному сбору   дополнительных   материалов,   подготовки   викторин,   презентаций,   тестов,   используя программы на CD­дисках, а также подготовки домашнего задания в компьютерном варианте и т.д. Для эффективного использования компьютера на уроке, я постоянно совершенствую свои теоретические и практические навыки. Например, мне, как учителю русского языка и литературы,   уже   год   постоянно   проводящему   уроки   с использованием   электронных учебников   и ресурсов   интернета,   есть   что   сказать   тем,   кто   впервые   берется   за это   дело. Каждый учитель задумывается над тем, как сделать свою работу более эффективной, как ее обновить, усовершенствовать. Желание опробовать что­то новое, я думаю, присутствует в работе   учителя   всегда,   т.к.   сама   профессия   предполагает   постоянное   творчество. Стремление   «сотворить   что­то» может   по разным   причинам   угасать,   а затем   разгораться с новой силой. Свежим ветром, разжигающим пламя творчества, для меня стал компьютер с интернетом. Цель   личностно­ориентированного   обучения —   создание   условий   для   позитивного развития   способностей   учащегося,   его   самореализации.   Самореализация   может   быть осуществлена   только   в результате   включения   в активную   деятельность.   Работая   в 7­9­ х классах   по   программе   «Критическое   мышление   через   чтение   и   письмо»,   я расширила ее, включив   использование   электронных   учебников.   Один   урок   в неделю,   спланированный с учетом проведения в компьютерном классе, проходил так: 1. В начале   я показываю   демонстрационный   файл,   в котором   содержится   аудиотекст, касающийся изучаемой темы.  2. Затем учащиеся кратко записывают ключевые моменты из услышанного, и самостоятельно делают выводы.  3. После   этого   учащиеся   садятся   за компьютеры,   перед   ними   лежат   вопросы   по заданной теме,   им необходимо   просматривая   электронный   учебник,   найти   ответы   на предлагаемые вопросы и записать их в тетрадь.  4. По окончании   работы   в качестве   закрепления   им предлагается   тестовая   программа на компьютере.  Преимущества использования электронного учебника в том, что:   Весь   материал   показан   разнообразно —   если   в учебнике   помещен   только   текст и рисунки,   диаграммы, аудиотекст.   Все   это   активизирует   мыслительные   процессы   и память   учащихся, развивает творческое воображение и повышает интерес к предмету.    то в электронном   учебнике   есть   и видеофрагменты,  В полной мере использован принцип наглядности   Хорошо даны тестовые вопросы — ученик тут же может ответить и проверить свои  Все показано в разрезе, с подробными указаниями и надписями.  знания.   Текст   написан   кратко   и просто,   ключевые   моменты   выделены   цветом,   это  активизирует правое полушарие и позволяет легче усвоить тему.   Кроме   этого   для   лучшего   запоминания   видеофрагмент   можно   повторить и прослушать несколько раз.                     При проведении таких уроков я заметила, что ученикам очень интересно работать с электронным   учебником,   они  с удовольствием   читают   текст,   рассматривают   картинки, бурно обсуждают просмотренный видеофрагмент. Также легко находят ответы на вопросы, так как они даны в простой, доступной форме. Они относятся к этому как к игре, со своими правилами, и при этом понимают, что несоблюдение этих правил не даст возможность пройти этот   тур,   т.е.   понять   заданную   тему.   Именно   такое   «легкое»   отношение   психологически раскрепощает ученика, позволяет раскрыть свой творческий потенциал, развивает интеллект.          Обилие информации в разном виде активизирует мыслительную деятельность учащихся, так как плотность урока чрезвычайно высока, у них складывается ощущение быстротечности урока   и одновременно   нет   чувства   усталости.   На таком   уроке   не скучно,   потому   что   нет монотонности изложения материала, черно­белого оформления, все дается в интерактивной форме, красочно, ярко, доступно и привлекательно. Также сами тесты представлены в разнообразной форме, нужно не просто отметить вариант   ответа,   а вставить   его   в определенную   таблицу   (форму),   провести   линии, соединяющие   разные   термины   и т.д.   И что   самое   главное,   здесь же   даются   правильные ответы, просмотр которых позволяет ученику понять и запомнить верные решения.           При ведении такого урока меняется роль учителя, он становится другом, советчиком. Некоторые   вопросы   обсуждаются   с учащимися   «на равных»,   выдвигаются   различные предположения,   так   как   работа   идет   интерактивно   и всегда   можно   обратиться к электронному учебнику для подтверждения своей версии.           Также у учащихся закрепляются навыки работы на компьютере, они хорошо и быстро ориентируются   в электронных   учебниках,   с интересом   отвечают   на тестовые   вопросы,   это формирует   способность   учащихся   к самообучению,   самообразованию,   самоорганизации и самореализации.          На своих уроках, кроме электронных учебников, я также использую интернет, которая позволяет найти много интересной и полезной информации.                 Так, например, я провела виртуальную экскурсию   по Ясной Поляне по изучению творчества   Л.Н.Толстого   с использованием   интернет­ресурсов.   Для   этого   предварительно с помощью   поисковой   системы   Яндекс     был   найден   сайт   www.tolstoi.ru.   Он содержит обширнейший материал о творчестве писателе. (весь сайт был предварительно скачан).                  Эта   виртуальная   экскурсия   значительно   расширила   знания   учащихся   о писателе, способствовала развитию навыков работы с интернет­ресурсами, закрепила навыки групповой и индивидуальной   работы.  Смена   разных   видов   деятельности   на   уроке,   используя компьютерную   поддержку,   привлекает   внимание   учащихся   к   предмету   и   сохраняет устойчивый   интерес,   повышает   качество   успеваемости,   создает   атмосферу   успешности,   а значит, получение чувства удовлетворенности.            Важным этапом работы я считаю диагностику. В начале учебного года я определяю уровень обучаемости учеников. Затем в течение учебного года по итогам проверочных работ сравниваю   уровень   обученности   с начальным.   Это   позволило   мне   прийти   к выводу,   что технология   КМЧП   с использованием   электронных   учебников   и интернета   значительно повышает   качество   знаний   учащихся,   поднимает   общий   уровень   развития,   расширяет кругозор, стимулирует любознательность.             Учителям, которым предстоит претворять в жизнь новые проекты, можно пожелать только одного: чтобы они не старались просто копировать чей­то опыт, а мыслили творчески и искали   собственные   пути   в этом   стремительно   меняющемся   и интересном   мире   новых информационных технологий.       Основные электронные учебные пособия, используемые на уроках русского языка: 1. Электронный учебник по программе «Меритс» для 7­11 классов. 2. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. Авторы: Руденко­Моргун О.И., Щеголева А.Е.,  2000.Морфология». «Просвещение­Медиа», 2005. Авторы: Алгазина Н.Н.,  Крушинская Т.Ф. и др.      3. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. «Кирилл и Мефодий – 2006».      4. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. Авторы: Руденко­Моргун О.И., Щеголева А.Е.,                  2000.

Статья "Использование электронного учебника на уроках русского языка"

Статья "Использование электронного учебника на уроках русского языка"

Статья "Использование электронного учебника на уроках русского языка"

Статья "Использование электронного учебника на уроках русского языка"

Статья "Использование электронного учебника на уроках русского языка"

Статья "Использование электронного учебника на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017