СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
география
Взрослым
23.03.2019
В настоящее время профессиональные разработчики программного обеспечения и специалисты в области информационных и коммуникационных технологий во многих, особенно развитых странах являются наиболее востребованными и высокооплачиваемыми. В целях восполнения растущего дефицита в этих странах широко практикуются дорогостоящие программы по подготовке специалистов в области компьютерных и информационных технологий, а также их вербовке из-за рубежа в различных направлениях науки, в том числе и в области географии.
статья Знанио.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Х.Б.Никадамбаева
hilola.nika@ mail.ru
(Национальный Университет Узбекистана)
1. Введение
Концепция модернизации системы высшего образования Республики
Узбекистан на период до 2015 года, включает в себя не только учебно
воспитательный процесс, но и охватывает множество других взаимосвязанных
между собой факторов, таких как целостность и взаимодействие
непрерывного образования, науки и производства[1].
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе высшего
образования в настоящее время сохраняются проблемы получения
качественного образования. Самым лучшим способом получения качественного
образования является активизация обучаемых, инициирование их творческой
познавательной деятельности при организации всех форм занятий, постепенное
привлечение обучаемых к непосредственному участию в научных исследованиях.
Именно такие специалисты, точнее специалисты, получившие качественное
фундаментальное образование способны генерировать новые знания и создавать
новые технологии в науке и в производстве [1].
Современный преподаватель должен уметь управлять учебным
процессем и направлять студентов на получении знаний с использованием
современных информационных технологий, которые способствуют их
самообразованию и самореализации. Преподаватель перестает быть
1 «источником знаний», а становится соавтором, организатором процесса
исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ.
Студент в свою очередь должен быть активным участником учебного
процесса обучения, получать новые знания, навыки, умения, научиться
анализировать, сопоставлять и делать выводы, раскрывать и развивать свой
творческий потенциал, а также обладать умениями получать информацию из
различных источников, обрабатывать её и применять в реальных ситуациях.
Таким образом, современные педагогические технологии требуют
формирования интеллектуальных знаний, обучения способам и приёмам
рациональной умственной деятельности, а компьютерная технология облегчит
усвоение учебного материала и предоставит студентам новые возможности
для развития своих творческих способностей.
В настоящее время профессиональные разработчики программного
обеспечения и специалисты в области информационных и коммуникационных
технологий во многих, особенно развитых странах являются наиболее
востребованными и высокооплачиваемыми. В целях восполнения растущего
дефицита в этих странах широко практикуются дорогостоящие программы
по подготовке специалистов в области компьютерных и информационных
технологий, а также их вербовке изза рубежа в различных направлениях
науки, в том числе и в области географии.
Оценочные научнопрактические исследования физикогеографических
процессов неразрывно связаны с компьютерным моделированием. Применение
современных информационных технологий позволяет не только ускорить
обработку разнообразной информации, но и обеспечить качественно новую
возможность для создания тематических группировок, отображения исходных
и результирующих данных, имитационного моделирования и т. д. [2].
2 Использование природних ресурсов в различных производственных
целях должно вестись с полным учетом взаимодействия человека с природой
основываясь на принципов физической географии. В связи с этим является
актуальной задачей использование электронного учебного методического
обеспечения по изучению физической географии Узбекистана.
2.
Результаты.
Предлагаемая работа включает в себя внедрение компьютерной
технологий в преподавание предмета региональной физической географии
стран, на примере преподавания физической географии Узбекистана на
географическом факультете Национального университета Узбекистана им.
Мирзо Улугбека, результаты исследований также были успешно применены и
в других вузах страны.
Идея разработки проектирование компьютерного моделирования
занятий с применением интерактивных методов и технологий при
Учитывается индивидуальный и
преподавании данного предмета.
дифференцированный подход в обучении. Программы представлены в виде
мультимедийных учебников, предназначенных для изучения на занятиях, на
факультативах и проверки знаний. А также для использования в качестве
справочника и наглядного пособия в самостоятельном обучении. Предложены
обучаемого с
методы обучения посредством взаимодействия,
образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя. Для
развития этих методов характерен мультимедийный подход, когда при
помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы:
печатные, аудио, видеоматериалы, и что особенно важно для электронного
обучения это учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям,
такие как интерактивные базы данных, электронные журналы и компьютерные
обучающие программы.
3 Как научный результат сформулировано положение о том, что
информационное обучение представляет собой целенаправленный
интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов
обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения
инвариантен к их расположению в пространстве и времени. Образовательный
процесс информационного обучения проходит в специфической
дидактической системе, элементами которой являются подсистемы: цели
обучения, содержание обучения, методы обучения, средства обучения,
организационные формы обучения идентификационноконтрольная, учебно
материальная.
Предлагаемая система специфических принципов включает в себя
принципы педагогической целесообразности, таких как применение средств
новых информационных технологий, открытости обучения, интерактивности,
стартового уровня, регламентности, индивидуализации.
Одним из важных принципов формирования географического
потенциала является наглядность, которая обусловлена особенностями
восприятия и развития мышления студента. Человек черпает свои знания из
внешнего мира при помощи органов чувств, а наглядные пособия служат
источником информации для него.
Основными видами работы являются формирование навыков работы с
информацией, анализирования, моделирования, прогнозирования, диалогового
общения, работы в группах, исследовательской, проектной деятельности.
Основные виды деятельности – индивидуальная,
самостоятельная,
творческая, дискуссионная, диалоговая, коммуникативная. Следует отметить,
что на каждом этапе изучения региональной физической географии
Узбекистана используется краеведческий материал, так как это способствует
активизации мыслительной деятельности студентов. Они учатся сравнивать
4 характеристики компонентов природы своего края с компонентами природы
других территорий, использовать краеведческий материал в качестве
исходного для постановки вопросов и заданий проблемного характера,
создания проблемных ситуаций. Краеведческий материал используется и в
качестве источника для выполнения практических и самостоятельных работ,
демонстрации натуральных местных объектов, моделей, образцов горных
пород и минералов, коллекций почв, растений, так как выполнение
самостоятельных работ по характеристике объектов, явлений, процессов
важно для изучения предмета с целью определения взаимосвязей между
человеком и природой.
При изучении новой темы на занятиях активно используются
которые снабжены
анимационные презентации,
иллюстрированные,
дикторским текстом, разнообразными картами и видео, позволяющие
студенту достичь более глубокого запоминания учебного материала через
образное восприятие и эмоционального воздействия.
Наблюдая демонстрируемые объекты, студенты самостоятельно или с
помощью вопросов обдумывают выводы, делают обобщения и заключения, у
них развиваются память, речь и воображение.
Исходя из уровня сложности задания, преподаватель может проверить
знание студента, степень его овладения его учебным географическим
материалом, а главное – овладение специальными умениями и навыками.
Уровень сложности заданий подразумевает способность не только
воспроизводить усвоенный материал, но и применить полученные знания и
умения для решения широкого круга задач в нестандартной ситуации. Задания
ориентированы на установку несложных взаимосвязей между процессами и
явлениями.
5 Особую роль для развития функциональной грамотности и
экологической компетентности студента в процессе обучения региональной
физической географии сыграли творческие и исследовательские задания.
Процесс увеличения количества творческих заданий носит постепенный
характер по мере освоения студентами правил выполнения творческих
заданий определенного вида и, соответственно, увеличивается их количество.
Однако увеличение объема творческих заданий не предполагает отказа от
репродуктивных заданий, но их объем должен быть уменьшен.
Исследовательские задания являются логическим продолжением творческих
заданий, при выполнении которых проводится теоретическое или
экспериментальное исследование проблемы. Их выполнение закрепляет
основные знания и умения в форме научных убеждений в сознании студента.
Один из важных моментов в исследовательской работе занимают тесты,
они основаны на интеллектуальном напряжении. Использование тестов
позволяет развивать творческие способности, самостоятельность суждений,
умение вести научный спор, вызывает живой интерес к современным
географическим и экологическим проблемам, создает возможность
участвовать в поиске перспективных путей решения. На этапе закрепления
знаний использовались контролирующие компьютерные программы тестового
характера,
которые учитывали количество ошибочных ответов,
регистрировали время выполнения заданий и выставились итоговые оценки на
основе подсчета баллов.
Каждый преподаватель в процессе своей педагогической деятельности
встречает немало студентов, которые испытывают трудности при усвоении
учебного материала. По мере накапливания знаний выясняется, что многие
студенты не в состоянии их усвоить. У них появляется негативное отношение
к предмету, своеобразный психологический барьер. Использование
6 современных информационных технологий позволило в процессе усвоения
новых знаний значительно увеличить внимание и запоминаемость при
значительном сокращении длительности процесса передачи знаний от
преподавателя к студенту. Использование различных компьютерных
программ помогло студентам самостоятельно выполнять задания, а также
повторять пройденные материалы [3].
Эффективность любого вида обучения зависит от ряда составляющих:
технической базы, эффективности разработанных методических материалов,
технологий обучения, используемых при организации обучения. Разработка и
применение компьютерных обучающих программ и новых информационно
образовательных средств органично включается в современные технологии
обучения. Именно преподаватель, как никто другой, может точно определить,
в какой степени и на каком конкретном этапе компьютер способен облегчить
студентам усвоение знаний. Многие связанные с этим вопросы могут быть
решены только в результате оценки живой реакции студента.
В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных,
которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя
эти ресурсы, разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные
базы данных, как для студентов, так и для преподавателей. Другим решением
является предоставление доступа к внешним базам данных.
3. Заключение
Изучение предмета региональной физической географии Узбекистана
путем моделирования различных процессов и явлений при помощи
компьютера значительно повысило интерес студентов к предмету,
эффективность учебного процесса, улучшило усвоение предмета, дало
рассмотреть
возможность самостоятельно изучать разделы курсов,
7 многочисленные примеры из реальной жизни, облегчило проведение основных
форм занятий в виде диалога между преподавателем и студентами.
Электронную учебнометодическую обеспечение, т.е. автоматизированную
обучающую систему нужно рассматривать как обучающую информационную
среду, которая является органическим продолжением традиционных методов
обучения, построенных на книге и которая в силу интеллектуальных
специфических способностей персональных компьютеров обеспечивает:
постоянное совершенствование учебного процесса:
внедрение
инновационных технологий, разработка учебнометодического обеспечения
на основе применения информационных технологий на базе
мультимедийной технологии;
развитие материальнотехнической базы учебных лабораторий;
демократизация системы высшего образования;
расширение тестовой базы по фундаментальным предметам до
объемов, обеспечивающих как охват всех тематик, так и
индивидуальность заданий по контролю знаний;
создание методически обоснованных комплектов для проведения всех
форм контроля: промежуточного, текущего и итогового;
быстрый и полный доступ к любой информации в гипертекстовом
режиме;
помощь обучаемым в организации самостоятельной работы;
возможность выполнения лабораторных и практических работ,
которые в основном могут быть реализованы за счет применения
персонального компьютера;
аудиовизуальные условия ( графика, звуки и т. д.) которые служат для
обретения новых знаний через сходство по аналогии, сводя
мотивационную и информационную составляющие поведения из
8 разных полушарий в единую деятельность.
1. Концепция модернизации системы высшего образования Республики
Литература.
Узбекистан на период до 2015 года. http
. uz /.
:// www
. gov
2. Арипов М., Кобильжанова Ф. и др. Информационная технология. Т.:
«Университет», 2004.303с.
3. Никадамбаева Х.Б. Применение информационной технологии в
обучении географии. Вычислительные технологии, том 13, вестник КазНУ им.
АльФараби, АлматыНовосибирск, 2008, II часть, стр. 472476 с.
9
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭУМО В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.