Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»
Оценка 4.9

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
правоведение
Взрослым
22.02.2019
Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»
Аннотация. В этой работе более подробно рассматривается проблема использования игровых технологий на уроках права. Работа направлена на исследование особенностей и результатов игровой деятельности, настолько ли эффективно применение такого рода методик на уроке (в данном случае на уроке права), как принято считать, и действительно ли игровые технологии способны увеличить познавательную мотивацию всех возрастных категорий учеников. Методологической основой исследования является личностно-деятельностная концепция воспитания и обучения учащихся, системно–структурный подход. Осуществляя исследование, я опиралась на следующие методы научно-педагогического исследования: - анализ психолого-педагогической и методической литературы; - наблюдение; - апробация экспериментальной модели обучения. Объект исследования: методика применения игровых технологий в педагогике. Предмет исследования: игра как метод обучения праву. В соответствии с вышеизложенным, цель исследования – рассмотреть и изучить игровые методы на примере использованиях их на уроке права в современном правовом образовании, а также показать эффективность таких технологий. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: - Раскрыть понятие игровых технологий в обучении. - Изучить классификацию игровых технологий и определить их место в учебном процессе. - Определить роль и значение игровых технологий в повышении результативности в обучении школьников. Дать характеристику игры как метода обучения. - Исследовать опыт работы по заявленной теме, а именно применение игровых технологий на уроке права. - Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.
Хамитова А.И. печать Знанио.docx
Хамитова Айнаш Идрисовна.   Костанайский гуманитарный колледж. Статья  «Использование  игровых   технологий   в   образовательном   процессе   СПО. Правовые дисциплины» Аннотация. В этой   работе более подробно рассматривается проблема использования  игровых технологий на уроках права.  Работа направлена на исследование особенностей и  результатов игровой деятельности, настолько ли эффективно применение такого рода  методик на уроке (в данном случае на уроке права), как принято считать, и действительно ли  игровые технологии способны увеличить познавательную мотивацию всех возрастных  категорий учеников. Методологической основой исследования является личностно­деятельностная концепция  воспитания и обучения учащихся, системно–структурный подход. Осуществляя исследование, я  опиралась на следующие методы научно­педагогического  исследования: ­ анализ психолого­педагогической и методической литературы; ­ наблюдение; ­ апробация экспериментальной модели обучения. Объект исследования: методика применения игровых технологий в педагогике. Предмет исследования: игра как метод обучения праву. В соответствии с вышеизложенным, цель  исследования – рассмотреть и изучить игровые  методы на примере использованиях их на уроке права в современном правовом образовании, а также показать эффективность таких технологий. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: ­ Раскрыть понятие игровых технологий в обучении. ­ Изучить классификацию игровых технологий и определить их место в учебном процессе. ­ Определить роль и значение игровых технологий в повышении результативности в обучении  школьников. Дать характеристику игры как метода обучения. ­ Исследовать опыт работы по заявленной теме, а именно применение игровых технологий на  уроке права. ­ Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.  Гипотеза методической  работы: игровые технологии способствуют воспитанию  познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Научная новизна исследования состоит в актуализации проблемы изучения активных  нетрадиционных форм технологий в процессе обучения  школьников с целью определения основных путей и способов, стимулирующих процесс  обучения учащихся.  Практическая значимость  исследования заключается в пропаганде рекомендаций для  создания и применения игровых технологий как на уроках права, так и в масштабах всего  образования.  Структура работы соответствует целям и задачам  работы. Работа состоит из введения, двух  глав, которые включают пять подпунктов, заключения и списка использованной литературы. Каждый процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий,   направленных   на   достижение   определенного   результата.   Главный   результат процесса обучения – формирование гармоничной и общественно значимой личности. В рамках динамичного и стремительного развития общества возникает необходимость использования инновационных подходов в методологии образования. Одними из интересных и эффективных технологий являются игровые.       Игровые   формы   обучения   позволяют   использовать   все   уровни   усвоения   знаний,   способствующую активизируя   творческо­поисковую   деятельность   обучающегося, интенсивному формированию и развитию ключевых компетентностей личности.   Ключевые слова: игровые педагогические технологии, тренинг, деловая игра, навыки сотрудничества, игровая форма, ролевое разыгрывание, принцип поощрения, анализ ситуации, игровые приёмы. «Использование  игровых   технологий   в   образовательном   процессе   СПО.   Правовые дисциплины» І. Введение Значение   игры   невозможно   охарактеризовать   и   оценить   исключительно развлекательно­рекреативными   возможностями,   ведь   являясь   своего   рода   «отдыхом»,   она трансформируется в обучение, в модель человеческих отношений и дальнейших проявлений на практике. Игровые технологии как вид педагогических технологий                 В настоящее время педагогическую технологию понимают, как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.                             Педагогическая технология ­ это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться   как   совокупность   внешних   и   внутренних   действий,   направленных   на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется   личность   педагога.   В   этом   состоит   отличие   педагогической   технологии   от методики преподавания и воспитательной работы. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему  (доминирующему) методу делятся на: 1. Догматические, репродуктивные 2. Объяснительно­иллюстративные 3. Развивающее обучение 4. Проблемные, поисковые 5. Программированное обучение 6. Диалогические 7. Творческие 8. Саморазвивающее обучение 9. Информационные (компьютерные) 10. Игровые.               Исходя из выше приведенной классификации игровые технологии являясь  составляющей педагогических технологий, можно определить, как включение достаточно  обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме  различных педагогических игр.                             Концепция   игровых   технологий   Г.К.   Селевко   основывается   на  следующих   психологические   механизмы   игровой   деятельности   опираются   на положениях: фундаментальные   потребности   личности   в   самовыражении,   самоутверждении, самоопределении,   саморегуляции,   самореализации.   Д.Н.Узнадзе   считает,   что   игра­   форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего личности. Л.С.Выготский говорил об игре как   средстве   усвоения   социальных   установок.   “Игра   ­   это   иллюзорная   реализация нереализуемых интересов”­ говорил А. Н. Леонтьев, подразумевая под этой фразой свободу личности   в   воображении.   В  свою   очередь   С.Л.   Рубинштейн   считал   игру   школой   жизни  и практикой развития детей. Интересна его мысль о том, что способность включаться в игру не связана   с   возрастом   человека,   но   в   каждом   возрасте   игра   имеет   свои   особенности. Содержание   детских   игр   развивается   от   игр,   в   которых   основным   является   предметная деятельность к играм, отражающим отношения между детьми и, наконец, к играм, в которых главным   выступает   подчинение   правилам   общественного   поведения   и   отношения   между людьми.                           Для того чтобы понять конкретный смысл и примерное содержание игровых технологий, необходимо ознакомиться с параметрами. В таблице 1 приведена классификация параметров   игровой   технологии   и   их   примерное   содержание.   Для   построения   урока   с включением   игровой   технологии   на   наш   взгляд   необходимо   обратить   внимание   на   такие параметры как ведущие факторы развития, преобладающие методы, организационные формы и преобладающие средства. Таблица 1 Классификационные параметры игровых технологий Параметр Содержание Уровень и характер применения все уровни Философская основа: приспосабливающаяся Методологический подход: индивидуальный, групповой, личностно  ориентированный Ведущие факторы развития: Психогенные Научная концепция освоения опыта: ассоциативно­рефлекторная + результат +  суггестия Характер содержания: все виды + проникающий Вид социально­педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая Тип управления учебно­воспитательным  процессом: все виды от схемы консультаций до  программного Преобладающие методы: развивающие, поисковые, творческие Организационные формы: все формы Преобладающие средства: практические + наглядные +  программированные Подход к ребенку и характер воспитательных  взаимодействий: свободное воспитание Направление модернизации: Активизация Категория объектов: массовая, все категории Проанализировав предложенные классификационные параметры, мы уже можем  прогнозировать ход занятий, направленных на развитие творческих способностей. Но ведь  учебное занятие не может иметь главной и единственной целью развитие творческих  способностей учащихся, в связи с чем, были определены аспекты, на которые необходимо  также воздействовать при помощи игровой технологий. Селевко Г.К. выделяет следующий  спектр целевых ориентаций: дидактические, воспитывающие, развивающие и  социализирующие. Каждая ориентация имеет показатели. Рассмотрим их подробнее.               Под дидактической ориентацией автор понимает следующие показатели: расширение  кругозора, познавательная деятельность, применение знаний, умений и навыков в  практической деятельности; формирование определенных мнений и навыков, необходимых в  практической деятельности; развитие общенаучных умений и навыков; развитие трудовых  навыков.                 В содержание воспитывающей ориентации входит воспитание самостоятельности,  воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и  мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности,  коммуникативности.               Развивающая ориентация подразумевает развитие внимания, памяти, речи, мышления,  умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих  способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развивать  мотивации учебной деятельности. Составляющими социализирующей ориентации являются  приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый  контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия [43]. Таким образом, игровые технологии являются одной из эффективных форм обучения,  которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на  творческо­поисковом уровне, но и будничные шаги получения знаний.             Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную  группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных  педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным  признаком ­­ четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими  результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются  учебно­познавательной направленностью [12, С.18]. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,  которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной  деятельности. Назовем основные направления, по которым реализуются игровые методы и  приемы на уроке: 1) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2) учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3) учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится  элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 4) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [26]. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во  многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.  Селевко классифицировал педагогические игры по таким критериям как: область  деятельности, характер педагогического процесса, игровая методика, предметная область,  игровая среда. Соотношение педагогических игр с критериями классификации можно  проследить в таблице 1 приложения Б. Для подробного изучения видов педагогических игр, в первую очередь следует разделить их  по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные),  трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др [15]. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры “вольные”,  правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и  свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по  ее ходу. Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые,  имитационные и игры­драматизации. По содержанию “вольные” (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они  отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию,  этнографические. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. Различают  игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности,  компьютерные и с техническими средствами обучения, а также с разными средствами  передвижения. И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания [13])  можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры­празднества,  игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и  упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации;  соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты;  свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы,  маскарады; игровые аукционы и т.д. [19]. Таким образом, игровую технологию следует понимать как включение достаточно обширной  группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, что позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным. А  это не мало важно для развития творческих способностей учащихся. Из всего многообразия  педагогических игр учителю необходимо выбрать ту, которая наиболее точно передаст  содержание учебного материала, заинтересует учеников, и будет являться катализатором  развития творческих способностей у учеников. О влиянии игровой технологии на развитие  творческих способностей у учащихся более подробно описывается в следующем параграфе.                   Поэтому, именно игровые технологии в процессе обучения правовым дисциплинам, позволяют спроецировать потенциальную ситуацию, на примере которой наглядно  представлена юридическая сила различных источников права и механизмы их действия, а  также методы защиты прав и свобод в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, игровые методы позволяют систематизировать и закрепить пройденный материал, диагностировать степень усвоения содержания и уровень овладения умениями и навыками изучаемой дисциплины. Обучая   правовым   дисциплинам   через   проведение   занятия­игры,   у   обучающихся формируются навыки сотрудничества: мнение каждого участника принимается, обсуждается и   поддерживается,   благодаря   чему,   обучающиеся   не   только   стремятся   грамотно формулировать и обосновывать свою точку зрения, но и приобретают уверенность в себе. Посредством игровых технологий, каждый обучающийся имеет возможность двигаться к   результату   в   индивидуальном   темпе,   имея   право   на   ошибку,   что   способствует формированию   «феномена   группового   влияния»,   создавая   условия   для   раскрытия самоуправляющих механизмов личности, носящих социальную направленность. На   занятиях   обучающиеся   подходят   эмоционально   к   поставленным   задачам,   у   них наблюдается   профессионально­личностное   саморазвитие   и   самореализация,   а   также, воспитывается чувство долга и ответственности за личный и коллективный результат. Активность в обучении способствует развитию самостоятельности, углублению знаний, наблюдательности, мышлению, памяти, творческому воображению. Характерным для деловой игры   является   продолжение   мыслительной   деятельности   по   собственной   инициативе   за пределами заданной правовой ситуации. Участники игры, после ее окончания, продолжают осмысление заданных вопросов и творческий поиск их решения. Важно отметить, что игра­урок протекает в активном и импровизированном ключе, что, безусловно, способствует интеграции преподавателя  и обучающегося. Таким   образом,   игровые   технологии   в   процессе   обучения   правовым   дисциплинам являются   незаменимой   составляющей   образовательного   процесса,   способствующие побуждению интереса к юридическим наукам. ІІ.  Игровые технологии как вид педагогических технологий. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом.   В толковом словаре технология   определяется   как   совокупность   приемов,   применяемых   в   каком­либо   деле, мастерстве, искусстве. А определению педагогических технологий предпочтение отдается Б. Т.   Лихачеву.   Он   говорит   о   педагогической   технологии   как   о   совокупности   психолого­ педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов,   приемов   обучения,   воспитательных   средств;   что   она   есть   организационно­ методический инструментарий педагогического процесса. Определившись   с   понятием   педагогической   технологии,   хотелось   бы   узнать   ее структуру. В   учебнике   педагогики   под   ред.   Пидкасистого   П.И.   находим,   что   в   структуру педагогической технологии входят: организация учебного процесса;  методы и формы учебной деятельности учащихся;  деятельность преподавателя по управлению процессом усвоенияматериала; диагностика учебного процесса.     Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения ­ способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся. В   истории   дидактики   сложились   различные   классификации   методов   обучения,   мы приведем классификацию по источнику получения знаний: 1. словесные; 2. наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино­ и телепрограмм.       3. практические: практические задания; тренинги; деловые игры. Исходя   из   выше   изложенного,   мы   можем   сделать   вывод,   что   игровые   технологии являются   составной   частью   педагогических   технологий.   Таким   образом,   педагогическая технология,   доминирующим   методом   обучения   в   которой   является   игра,   есть   игровая технология. Целью игровых технологий является решение ряда задач:  дидактических   (расширение   кругозора,   познавательная   деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);  развивающих   (развитие   внимания,   памяти,   речи,   мышления,   воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);  воспитывающих   (воспитание   самостоятельности,   воли,   формирование нравственных,   эстетических   и   мировоззренческих   позиций,   воспитание   сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);  социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.). Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения   и   соответствующим   ей   педагогическим   результатом,   которые   могут   быть обоснованы,   выделены   в   явном   виде   и   характеризуются   учебно­познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. ІІІ. Игры в обучении праву. Задачи правового образования могут быть успешно решены в рамках игровых технологий,  воспроизводящих реальные жизненные ситуации и позволяющие ученикам «проиграть»  социальные роли, которые им еще только предстоит исполнять. В правовом обучении  используются различные игры, которые становятся элементом урока либо его формой (урок­ игра). Игра – это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и  взаимосвязь с другими видами учебной работы школьника, где обучающее воздействие  оказывает материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное  русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство  стимулирования. Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непосредственно. Высокий потенциал  игровых технологий обусловлен теми функциями, которые выполняет в образовательном  процессе игра: развлекательная, коммуникативная, диагностическая, функция социализации.  Развлекательная функция позволяет решить проблему, связанную с высокой степенью  сложности юридической терминологии и формулировок. Игра позволяет делать их доступнее  для учащихся, конкретизирует их понятными примерами из жизни. Игра через функцию  самореализации стимулирует активность школьников. Диагностическая функция игры может  помочь сократить процесс выявления отклонений в игровой деятельности учащихся. Наиболее актуальной задачей игры является формирование навыков применения правовых  знаний на практике и высокой адаптивности личности в быстро меняющихся условиях. Эти  задачи реализуются через игротерапевтическую функцию и функцию социализации. Их  сущность заключается в преодолении различных трудностей, возникающих в недостаточно  освоенных видах деятельности. Отработанные игровые роли способствуют снижению психологического напряжения в аналогичных жизненных ситуациях и активному включению  молодежи в систему общественных отношений. Правила проведения урока в форме игры: 1.Ученикам следует четко доходчиво объяснить правила игры; 2.Игра должна быть четко продумана и организована; 3.Нельзя проводить из урока в урок игры по праву, не обобщая правового материала; 4.В игру следует вовлекать всех учеников; 5.Каждая игра по завершению должна быть обсуждена и проанализирована; 6.В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и  отработать необходимые умения, применять эти знания к конкретной ситуации; 7.Игра должна носить добровольный и творческий характер. Правовые учебные игры в зависимости от предмета игры, затраченного времени делят на: ­  дидактические игры; ­ сюжетно­ролевые игры; ­ деловые игры; ­ имитационные игры; ­  иллюстративные игры. Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование  определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный  характер. Методисты рекомендуют проводить такие игры в начале изучения новой темы или  для закрепления ранее изученного материала. В основе сюжетно­ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит  правовой характер. Ее ведущим компонентом является сюжет, который может быть  вымышленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, которые  будут исполнять.  Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению  применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где  взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из  сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее  прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников.  Данные игры призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества. («Выборы  местной власти» и др.) Иллюстративные и имитационные игры применяются в обучении с целью детального  разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации  определенного конкретного юридического понятия, явления.               Основной целью широкомасштабного эксперимента по модернизации содержания  образования должна стать практическая отработка механизмов формирования у будущего  выпускника техникума набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско­ правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Образование   способно   реализовать   эти   цели,   если   оно   опирается   на   следующие принципы:    Принцип человечности (гуманизма). Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий. Принцип   индивидуализации   образования,   обеспечивающий   максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого студента.  Принцип социокультурной открытости образования. Я   придерживаюсь   в   своей   работе   трех   основных   принципов   гуманистического воспитания: ­ принцип поощрения ­ признание прав студента ­ право на свободу. Мы   должны   уменьшить   свои   амбиции,   помнить,   что   кроме   нас   есть   много   людей, которые влияют на студента. Будем скромнее. Не будем ни уменьшать, но и ни увеличивать своей роли. Право на ошибку. Обучающийся «живет в первый раз» и, конечно, ошибается. Право на тайну. Не надо вытрясать из обучающегося все, что есть у него за душой, и тем более, не использовать эту информацию против него самого. Право на игру. Это одна из важнейших возрастных   потребностей   обучающегося     наряду   с   другими,   такими   как   потребность   в самореализации,   которая,   если   останется   не   удовлетворенной,   у   него   может   развиться комплекс неполноценности, что ведет к агрессии. Необходимо помнить о потребности в социализации. Обучающийся  живет среди людей и должен общаться с ними. Так же важно учитывать потребность в принятии себя взрослыми. Принимать не значит любить, значит считать, что он (другой) имеет право жить. Нельзя смотреть на обучающихся как на одинаковых, они такие же разные, как все мы. Другая потребность обучающегося   – это принятие его сообществами. Очень важно облегчить его путь в круг других обучающихся.Чтобы помочь обучающемуся реализовать его потребности, помочь ему сделать новый шаг к самому себе, нам необходимо создать условия для такого шага. В своей педагогической практике я использую технологии, построенные на принципах здоровье сберегающей педагогики: коммуникативные, исследовательские, игровые и др.  Игровые: моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Игра: деловые игры, ролевые и сюжетные игры – путешествия, дидактическая игра. Использовать   игровые   технологии   в   учебном   процессе   возможно   с   обучающимися любых курсов, ведь «Вся наша жизнь – игра, а мы в ней все актеры». Я использую игру как форму обучения, значение которого невозможно исчерпать и оценить развлекательно ­ креативными возможностями. В том и состоит его феномен, что, являясь   развлечением,   отдыхом,   игра   способна   перерасти   в   обучение,   в   творчество,   в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Реализую игровые приемы и ситуации при урочной форме занятий по дисциплине «Основы правоведения»  по следующим основным направлениям: ­ дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; ­ учебная деятельность подчиняется правилам игры; ­ учебный материал используется в качестве ее средства; ­ успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровые   приемы   являются   необходимыми   элементами   в   решении   познавательных, воспитательных   задач   в   обучении   основ   права   в   техникуме.   Игра   –   хороший   стимул   в достижении   успеха   там,   где   порой   оказываются   неэффективными   многочисленные традиционные упражнения. Занятие может стать незабываемым путешествием в мир права, дать возможность не только сильным, но и слабым обучающимся проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех – огромный шаг на пути познания. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным.  В процессе обучения праву игровые технологии могут использоваться как технологии самостоятельные, когда в игровую форму может быть облечено всё занятие или включаться в качестве игровых элементов в различные формы занятия, или применяться на разных этапах его проведения: при опросе, изучении нового материала, закреплении. На занятиях права применяется несколько видов игровых технологий. В их числе познавательно­дидактические, ролевые и деловые игры. Познавательно­дидактические   игры могут   разрабатываться   и   проводиться   по образцу телевизионных проектов: «Час суда», «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», «Самый умный» и др.  К интеллектуальным играм можно отнести также широко используемую в практике беседу за «круглым столом», например, по вопросам политического плюрализма. Ролевая игра направлена на проживание и анализ проблем в сфере человеческих отношений   (взаимодействия   деловых   партнеров,   межличностная   коммуникация, взаимопонимание).   С   ее   помощью   участники   осваивают   новые   для   себя   модели поведения. В основе сюжетно – ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер.  Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить студентов умению применять   правовые   знания   для   решения   важных,   глобальных   проблем   жизни,   где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся   противоречий,   возникают   новые   идеи   и   проекты.   Здесь   нет   заранее прогнозируемого   результата,   требуется   творческое   и   многоаспектное   поведение участников.   В   качестве   примера   можно   привести   такие   игры,   как   «Выборы   местной власти», «Международное сотрудничество», «Охрана труда» и др. Они воспроизводят взаимодействия   людей   в   процессе   достижения   целей   правового,   экономического, социально­политического и профессионального характера Отметим,   что   игровые   технологии   могут   стать   также   элементами   проектных   и компьютерных технологий. ІV. Выводы. Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является  игра.  Существует  множество классификаций  игр, в  данном исследовании особо выделена классификационная модель по структурным элементам урока: игры   для   изучения   нового   материала,   игры   для   закрепления,   игры   для   проверки   знаний, обобщающие   игры,   релаксационные   игры   ­   паузы.   Игры   являются   ценным   средством воспитания умственной активности обучающихся, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор. Игровая деятельность на занятиях права используется в качестве элементов урока или его   части   (введения,   объяснения,   закрепления,   упражнения,   контроля).   Наиболее целесообразно ее применение на занятиях по закреплению, систематизации или повторению материала. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют   активизировать   познавательную   деятельность   обучающихся.   При   планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам   игры,   учебный   материал   используется   как   средства   для   игры,   в   учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую,   а   успешное   выполнение   дидактического   задания   связывается   с   игровым результатом. Примеры применения игр. Для   развития   познавательного   интереса   на   практическом   занятии   по   дисциплине «Правоведение»   был   проведен   рубежный   контроль   в   открытой   форме   тестовых   заданий. Когда   студент   дает   ответ   на   открытые   тестовые   задания,   то   он   руководствуется   только собственными   представлениями   о   предмете   вопроса.   Следовательно,   его   ответ индивидуализирован   и   дает   представление   об   уровне   подготовки   студента,   либо   умении находить ответ. Разработан вариант заданий, который охватывает весь пройденный материал. Кроме того, отвечая на предложенные вопросы, студенты помогают себе разобраться в тех трудностях, которые у них возникают, в какой области существуют пробелы в знаниях. Итоговое занятие по дисциплине «Правоведение» (Критическое мышление) Теория государства и права (раздел №1) Отрасли права (раздел №2) I Работа с понятийно­терминологической картой 1. Функции государства – 4. Норма права – 2. Механизм государства – 5. Нормативно­правовой акт – 3. Форма государства – 6. Реализация норм права – II Составление Синквейна 1 В первой строчке тема одним словом (существительное) 2 Написание темы в 2­х словах (двумя прилагательными) 3 Описание действия в рамках этой темы 3 словами 4 Фраза из 4­х слов, показывающая отношение к теме 5 Синоним, повторяющий суть темы: государство, право, закон III Разноуровневые задания 1 уровень 1. Что такое законность? 2. Дайте определение правопорядка. 3. Что понимают под применением норм права? 4. Как Вы понимаете закон – первичный нормативно­правовой документ? 5. Что подразумевают под правомерными и неправомерными действиями? 2 уровень 1. Почему ведущей отраслью права является конституционное право? 2. В качестве чего необходимы знания нормативных источников? 3. Почему в целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство  проводит их систематизацию? 4. Зачем студентам неюридических специальностей прививать навыки правильного  ориентирования в системе законодательства, умение соотносить их юридическое содержание  с реальными событиями общественной жизни? 5. Почему дисциплинарная и материальная ответственность в основном применяется во  внесудебном порядке, а гражданско­правовая и уголовная – только по решению суда? 3 уровень 1. Докажите, что предпосылками правоотношений являются правоспособность и  дееспособность. 2. Аргументируйте, почему общим понятием для правоспособности и дееспособности  является понятие правосубъектности. 3. Обоснуйте, что правоспособность и дееспособность являются важными, но не  единственными предпосылками возникновения правоотношений. 4. Убедите в том, что система права – более широкое понятие, чем система  законодательства. 5. Обоснуйте, что антиподом правомерного поведения является правонарушение. 4 уровень Задачи   на   развитие   познавательного   интереса   по   следующим   отраслям   права: конституционное   право,   административное   право,   гражданское   право   (обязательственное право,   право   собственности,   наследственное   право),   трудовое   право,   семейное   право, уголовное право, экологическое право, правовое регулирование экономической деятельности и основы законодательства в области финансов. Используя результаты проведенного исследования по специальностям можно сделать вывод   о   том,   что   постоянное   применение   различных   способов   активизации   деятельности студентов на занятиях способствует формированию устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету. В заключении заметим, что контроль в тестовой форме эффективен в формировании  познавательных интересов. Студенты, отвечая на вопросы, поставлены в ситуацию –  соревнования – все имеют равные шансы на успех и результат зависит от них самих. Кроме  того, открытые вопросы позволяют упорядочить имеющиеся знания и четко их выразить.  Преимущества тестового контроля перед традиционным опросом состоят в том, что студент  находится в более спокойном состоянии, у него есть время сформулировать ответ, когда при  традиционном опросе время ограничено, и студент может растеряться. Обобщая сказанное,  можно сказать, что регулярное применение контроля в тестовой форме поможет  преподавателю и студенту вовремя обнаружить пробелы в знаниях и принять своевременные  меры по их устранению, а следствием будет устойчивый интерес студентов к предмету. Список использованных источников: 1.ЗарукинаЕ. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению:  учеб.­метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н.А.Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. –  59 с 2.Ермухамедова А. Применение активных методов обучения при изучении экономических  дисциплин // «Основы экономики» // 2010 г, №1, 13­14 стр.  7.Курьянов, М.А. Активные методы обучения: метод. пособие/ М.А.Курьянов, В.С.Половцев.  – Тамбов: Изд­во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 80 с.  3.Леоненко Е.И., Заяц Т.И. Активные методы обучения в преподавании экономических  дисциплин // www.sibupk.nsk.su/confer/doklad2.doc //  4. 1.Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем  профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии:  материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161­ 164. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»

Статья «Использование игровых технологий в образовательном процессе СПО. Правовые дисциплины»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019