Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
docx
история +2
Взрослым
27.01.2019
Проблемная ситуация — это психическое состояние человека, испытывающего познавательную трудность, это противоречие, выявившееся в форме вопроса, заданного самому себе. В результате разрешения системы таких ситуаций учащиеся открывают для себя новые знания и способы действий с ними, овладевают общими принципами решения задач. Проблемная ситуация - это непременное условие, своеобразный пусковой механизм творческого мышления. Она возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту задачу. Как только возникла проблемная ситуация, включается мышление, необходимое для понимания сущности, смысла затруднения, противоречия. Проблемная ситуация в этом случае уже переходит в осознаваемую мыслительную задачу, проблему.
Проблема — это вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения. Этими положениями следует руководствоваться при создании или выборе проблемных ситуаций и формулировании проблем. Проблемные ситуации должны быть доступными для учащихся определенного возраста, необходимо учитывать их познавательные и практические возможности. Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале. От того, насколько верно поставлена проблемная ситуация, зависит не только эффективность, но и возможность дальнейшего проблемного обучения. При правильной постановке проблемной ситуации у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению.
ФГОС-1Интерактивное занятие №4 Хорунжая Н.Л..docx
ФГОС-1 Контрольная работа
Учитель: Хорунжая Н.Л. МБОУ «Кутузовская СОШ»
Интерактивное занятие №4
Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и
обществознания
Ответ
ы на вопросы:
1. В чем заключается сущность проблемного обучения?
Под проблемным обучением обычно понимается такая
организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством преподавателя проблемных
ситуаций и активную самостоятельную деятельность
учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение заключается в создании
проблемных ситуаций, в осознании, принятии и
разрешении этих ситуаций в ходе совместной
деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной
самостоятельности первых и под общим направляющим
руководством последнего, а также в овладении
учащимися в процессе такой деятельности
обобщенными знаниями и общими принципами решения
проблемных задач. Принцип проблемности сближает
между собой процесс обучения с процессами познания,
исследования, творческого мышления.
2. Что составляет основу проблемного обучения?
Сущность технологии проблемного обучения заключается в том, что
учащихся ставят в положение «первооткрывателей», «исследователей»
разных ситуаций. Это система обучения, основанная на получении новых
знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как
практического, так и теоретикопознавательного характера. В максимальной
степени процесс мышления у любого человека проявляется и развивается при
решении им проблемных задач. Обращаясь к проблемному обучению,
преподаватель не сообщает знаний в «готовом виде», а ставит перед
учащимися проблемные задачи, побуждает искать пути и средства для их
решения. Здесь сама проблема «прокладывает путь» к новым знаниям и
способам действия, а не наоборот. То, что новые знания вводятся не ради
получения следующей порции сведений, а ради решения проблемы, является
принципиально важным. Проблемное обучение ставит своими задачами: а)
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; б)
усвоение учащимися знаний, умений приобретённых в ходе активного поиска
и самостоятельного решения проблем; в) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные
проблемы.
Продуктивную познавательную деятельность учащегося в процессе
проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным
этапам: возникновение проблемной ситуации, осознание и формулировка
проблемной задачи, поиск способа решения с попыткой соответствующего
обоснования, доказательство гипотезы, проверка правильности решения
проблемной задачи.
Проблемная ситуация — это психическое состояние человека,
испытывающего познавательную трудность, это противоречие, выявившееся в
форме вопроса, заданного самому себе. В результате разрешения системы
таких ситуаций учащиеся открывают для себя новые знания и способы
действий с ними, овладевают общими принципами решения задач. Проблемная
ситуация это непременное условие, своеобразный пусковой механизм
творческого мышления. Она возникает тогда, когда у человека есть
познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту
задачу. Как только возникла проблемная ситуация, включается мышление,
необходимое для понимания сущности, смысла затруднения, противоречия.
Проблемная ситуация в этом случае уже переходит в осознаваемую
мыслительную задачу, проблему.
Проблема — это вопрос или задача, способ решения или разрешения которой
учащемуся заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и
умениями для поиска результата или способа выполнения. Этими
положениями следует руководствоваться при создании или выборе
проблемных ситуаций и формулировании проблем. Проблемные ситуации
должны быть доступными для учащихся определенного возраста, необходимо
учитывать их познавательные и практические возможности. Такие ситуации,
как правило, создаются на реальном материале. От того, насколько верно
поставлена проблемная ситуация, зависит не только эффективность, но и
возможность дальнейшего проблемного обучения. При правильной постановке
проблемной ситуации у учащихся возбуждается интерес и появляется
мотивация к ее изучению.
Можно выделить три признака проблемной ситуации в обучении. Вопервых,
она должна быть такой, чтобы ее разрешение можно было ориентировать на
возможности познавательной и исследовательской активности учащихся. Во
вторых, все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть
значимыми для учащихся. Втретьих, разрешение основной проблемы, как
правило, должно протекать на фоне решения цепи соподчиненных проблем,
вытекающих одна из другой и показывающих логические отношения между
изучаемыми явлениями, законами, процессами. Главное, чтобы проблемная
ситуация удивила учащегося, вызвала у него интерес, желание разобраться.
Осознание сущности затруднения учащимся возможно, если он понимает
объективные основания усвоенных способов действия и может проследить соответствие этих оснований реальным условиям решаемой задачи. На основе
такого анализа проблемная ситуация превращается в проблемную задачу.
Этот этап в концепции проблемного обучения является важнейшим для
формирования научного мировоззрения и развития потенциала
самостоятельной работы учащихся. Известно, что нахождение и постановка
проблемы,
ее четкая формулировка зачастую требует больших
интеллектуальных усилий, чем последующее разрешение. Альберт Эйнштейн
утверждал, что в своей научной деятельности на постановку проблемного
вопроса им тратится до 90% времени, а оставшихся 10 % бывает достаточно
для нахождения ответа. Осознанная и сформулированная проблемная задача
предполагает появление серии проблемных вопросов. Эти проблемные
вопросы трансформируют проблемную задачу в модель поиска решения, где
рассматриваются различные пути, средства и методы. Последующей
деятельности учащихся уже соответствует процесс сбора информации о
признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию. По
итогам такого сбора наступает фаза выработки инструментальной гипотезы
разрешения проблемы. После предъявления гипотезы учащимся предлагается
обосновать её и проверить, насколько она соответствует исходным условиям
проблемной задачи. В целом выработка гипотез, их проверка и корректировка
могут проходить значительное количество раз. После доказательства
гипотезы, выполняемой путем выведения из неё следствий и их проверки,
осуществляется окончательный этап оценка найденного решения,
определение того, насколько оно пригодно для решения других задач.
Таким образом, сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой,
у учащегося возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос
в чем суть? Далее мыслительный процесс учащегося происходит по схеме:
выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И учащийся либо
самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного,
либо с помощью преподавателя. Дальнейшее закрепление полученных знаний
может осуществляться как с применением репродуктивных методов, так и
снова в рамках проблемного обучения или с его элементами путем
видоизменения условий исходной проблемной ситуации.
В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в процессе создания и
разрешения проблемных ситуаций выделяются четыре уровня проблемного
обучения: уровень обычной активности, уровень полусамостоятельной
активности, уровень самостоятельной (продуктивной) активности и уровень
творческой активности.
Основными условиями успешности проблемного обучения являются: интерес
учащихся к содержанию проблемы, посильность работы с возникающими
проблемами, значимость получаемой при решении проблемы информации,
доброжелательное отношение преподавателя к свободному мыслительному
процессу учащегося. Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых
условиях. По соответствующим видам творчества различают три вида
проблемного обучения: «научное» творчество, практическое творчество и
художественное творчество. «Научное» творчество – это теоретическое
исследование, то есть поиск, и открытие обучающимися нового правила,
закона и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и
решение теоретических учебных проблем. Практическое творчество – поиск
практического решения, то есть поиск способа применения известного знания
в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида
проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных
проблем. Художественное творчество – это художественное отображение
действительности на основе творческого воображения, включающее в себя
литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения,
игру, и т.д. Все виды проблемного обучения характеризуются наличием
репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащегося,
наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при
различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид
чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое
и фронтальное решение проблем. Второй – на лабораторных, практических
занятиях. Третий вид – на уроке и на внеурочных занятиях. Каждый вид
отвечает одному из важнейших условий проблемного обучения – наличию
определенного уровня познавательной самостоятельности учащегося.
Специалисты выделяют три основных метода проблемного обучения:
проблемное изложение, частичнопоисковая деятельность и самостоятельная
исследовательская деятельность.
Наиболее простой метод — проблемное изложение учебного материала по
лекции, когда учитель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные
задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс
поиска решения. Проблемная лекция отличается от обычной тем, что
начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного
материала учитель последовательно и логично решает или раскрывает пути ее
решения. Постановка проблемы побуждает обучающихся к работе мысли, к
попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес
к излагаемому материалу, привлекает внимание.
Частичнопоисковый метод постепенно приобщает учащихся к
самостоятельному решению проблем. В ходе проблемных семинаров,
практических занятий, эвристических бесед учащиеся под руководством
учителя решают проблемы.
Отличительной чертой частичнопоисковых методов обучения является
постановка перед учениками вопроса (проблемы), на который они
самостоятельно ищут ответ, сами создают для них новые знания, «делают
открытия», формулируют теоретические выводы. Частичнопоисковые
методы требуют активной мыслительной деятельности учащихся, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать
частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность
учащихся протекает не самостоятельно, а под руководством учителя,
который цепочкой вопросов и заданий подводит учеников к выводам.
Использование частичнопоисковых методов требует от учителя хорошего
знания учебного материала, умения устанавливать и поддерживать в учебной
работе контакт с учениками, создавать атмосферу сотрудничества.
Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает,
что
учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её с
последующим контролем учителя, что обеспечивает продуктивную
деятельность и это особенно ценно.
В системе методов проблемного обучения особое место занимают
эвристическая беседа и учебная дискуссия. Эвристическая беседа (от лат.
эврика – открытие) представляет собой ряд вопросов учителя, направляющих
мысли и ответы учащихся. В ходе эвристической беседы учитель путем умело
поставленных вопросов, побуждает учащихся формулировать новые понятия,
выводы, правила. Учащиеся сами «делают открытия», получают новые знания,
что доставляет им творческую радость и стимулирует их познавательную
активность. Суть учебной дискуссии состоит в том, что учитель излагает две
различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает
учащимся выбрать и обосновать свою позицию. Выявление позиций учащихся,
их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и
убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и
выводы. Не следует создавать искусственные ситуации, когда ктото
отстаивает заведомо ложную точку зрения, будучи убежденным в том, что она
ложная.
3.Назвать способы решения различных проблемных ситуаций в социуме?
Дискуссия; Научный спор; Проблемная лекция; Исследовательская
работа с историческими,
текстами,
материалами проблемного направления.
правовыми документами,
Тип проблемы
Образ проблемы
Определение проблемы Проблемы,
похожие
мозаику
на
Проблемы,
похожие
на многослойное
желе
Проблемы,
похожие
снежинку
на
Проблемы,
похожие
олимпийские
кольца
на
Эта проблема состоит из
нескольких
отдельных
частей. Проблема в целом
решается, когда решается
каждая её часть
многослойных
Решение
из
проблем
последовательных действий
состоит
Эта проблема имеет много
вариантов
решения.
Необходимо исследовать все
возможные варианты и
выбрать лучший
Проблему можно решить в
результате сотрудничества и
кооперации
Использование материалов учебника в технологии проблемного
Задание. На основе материалов рекомендованных учебника истории и
учебника обществознания составьте проблемные вопросы и ответы на них,
результаты своей работы занесите в таблицу.
обучения.
№
п/п
1
История.
Проблемный вопрос
Плюсы и минусы
Ответ на проблемный вопрос
Отрицательные последствия:
Таблица ордынского
протектората;
2
Руководитель народного
восстания Степан Разин –
разбойник или защитник
народа?
3
Николай II – «Кровавый»
или «Святой мученик?»
Разорение городов, уничтожение
деревень, сёл.
Огромные человеческие потери, кого не
убивали в боях, угоняли в плен.
Упадок земледелия, ремесленничества,
духовный и культурный кризис.
Непомерная дань с разорённых земель
в ордынскую казну.
Распространение болезней ,эпидемия
чумы.
Остановка экономического развития
стран, возможность повторных набегов
и разорений.
Положительные последствия:
Централизация власти на Руси,
сплочение против общего врага.
Развитие торговли, укрепление
межнациональных связей, появление
множества торговых путей.
Обмен ценностями культуры, новыми
технологиями, внедрение новшеств.
Усиление безопасности городов,
торговых путей, за счёт монголов.
Ассимиляция народов, смешение
религий, благодаря языческой
веротерпимости монголов.
Развитие управления государством,
систематизация и совершенствование
управления.
Личность атамана неоднозначная,
противоречивая, его цветовая палитра
необычайно богата, в ней сочетаются и
привлекательные, и отталкивающие
черты. Вряд ли можно дать Степану
исчерпывающую характеристику.
Следует учитывать и положительные
качества (мужество, смелость) и
благородные цели, которые он
преследовал (дать волю народу,
избавить его от крепостного гнёта), и
отрицательные (жестокость, буйство
характера, кощунство).
Николай II больше подходил на роль
хорошего семьянина, но не правителя
огромной империи. Ряд современников
отмечает его положительные
человеческие качества. В качестве
монарха Николай II подвергается
критике историков; - Николай II
становится императором в эпоху, когда
политическое сознание масс достигает предела. В России преобладают
революционные настроения; - политика
Николая II была непродуманной. Народ
ждет уступок со стороны власти. Но
политические уступки Николая II
запаздывают по отношению к
ожиданиям народа и являются
ограниченными. Результатом
непродуманной политики Николая II
является огромное количество
человеческих жертв; - причиной
падения монархии в России стала
неспособность последнего императора
разрешить основные общественные
проблемы: национальный, аграрный и
рабочий вопрос, преодолеть социально-
экономический кризис, связанный с
участием российского государства в
Первой мировой войне; - монархию в
России можно было бы сохранить при
своевременной реакции императора на
основные общественные проблемы и
принятии соответствующих решений с
условием четкого разделения
полномочий между парламентом и
монархом. Таким образом, я полагаю,
что Николая II заслужил титул
«Кровавого царя».
Причины: 1) сохранявшиеся в России
после Февральской революции
социальные, политические и
национально-этнические противоречия
2) национализация средств
производства, банков и крупной
недвижимости, и решение аграрного
вопроса в соответствии с программой
партии эсеров, вопреки интересам
помещиков, что вызвало сопротивление
ранее господствовавших классов,
которые лишились собственности 3)
разгон Учредительного собрания 4)
выход из войны подписанием
разорительного Брестского мира
Хронологические рамки: 1) Первый этап
— с октября 1917 по ноябрь 19182)
Второй этап — с ноября 1918 по март
19203) Третий этап — с марта 1920 по
октябрь 1922На мой взгляд это
закономерность. Временное
правительство спровоцировало ту
ситуацию, которая в итоге вылилась в
4
Гражданская война 1918
– 1922 гг. –
закономерность или
трагическая
случайность? №
п/п
1
2
3
Обществознание.
Проблемный
вопрос
Россия как
правовое
государство:
идеал или
мечта, которая
может стать
реальностью?»
Сильная
президентская
власть в
России: за и
против».
Независимость
судебной
власти: миф
или
реальность?»
4
Свобода
человека:
вседозволеннос
ть или
ответственност
Гражданскую войну.
Ответ на проблемный вопрос
Для реализации идеи правового государства
должна существовать более высокая ступень
развития системы социально-экономических
отношений, только это даст возможность в
полной мере реализовать положения,
заложенные в концепции правового
государства.
В теории права суперпрезидентская
республика не пользуется популярность, так
как власть в стране должна быть разделена и
четка должна работать система сдержек и
противовесов, а дав президенту много власти,
мы, как и любая другая страна, можем
оказаться в руках тирана и сделать правовым
образом уже ничего не сможем!
Правосудие, лишенное возможности в
известных случаях отступать от воли,
выраженной в юридической норме,
сосредотачивается не на реальных правах
сторон, а на воле законодателя, которую
обязано неукоснительно воплотить в
решении. Справедливость как результат
правосудия утрачивается и сводится к
представлениям о справедливости
законодателя. Правосудие отождествляется с
калькуляцией прав и обязанностей сторон в
соответствии с формулой заданной
законодателем. Суд не имеет и не может
иметь верховенства (независимости) в
принятии решения.
При таком подходе правосудие как оценка
правоты, соотнесенной с действительностью
(а не только с нормой), становится ненужным.
Поэтому так часто ожидания общества о
торжестве правосудия остаются
неоправданными. Можно привести множество
примеров, когда судебные решения
оставались безупречными с юридической
точки зрения, но воспринимались обществом
как торжество несправедливости.
Понятия «свобода» и «вседозволенность» -
кардинально разные вещи. Если можно так
выразиться, свобода – положительная,
созидательная категория. Она является
необходимым элементом полноценной ь?»
5
Как избежать
конфликтов
между
сверстниками?
человеческой жизни. Вседозволенность же –
резко отрицательная категория, несущая
боль, смерть и разрушение в жизни людей.
Конфликты всегда будут присутствовать
между учениками, и решать их (и учить
решать) тоже необходимо всегда. Ведь
доверительные отношения поддерживают
мирную атмосферу в классе, а деструктивные
влекут за собой обиды и раздражение.
Остановиться и подумать в тот момент, когда
нахлынули негативные эмоции, - вот что
самое важное в разрешении конфликтных
ситуаций.
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Интерактивное занятие" Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.