Частное профессиональное образовательное учреждение
«ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Научноисследовательская работа
Тема:
Основные черты мусульманского права
тема работы
Выполнил(а) студент(ка)
Истомина Инна Сергеевна
фамилия имя отчество
8090810137
идентификационный номер
Рецензия
актуальность, цели, достоинства и недостатки исследовательской работы, оценка в баллах
Проверил Васенина С.А.
«____» ____________ 20 ___ г. Пермь 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 2
2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО
ПРАВА……………………………………………………………………….3
3. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО
ПРАВА…………………………………………………………………….... 6
4. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА..……….
……………………………………………………………10
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 14
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………….15
1 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы научноисследовательской работы
«Основные черты мусульманского права» определяется тем, что
в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского
довольно сильно обострились, примеры этому можно найти как в России, так и
в других странах.
На сегодняшний день, более восьмисот миллионов мусульман, проживая
в разных частях света, соблюдают не только законы своей страны, но и нормы
Шариата. В России с ними тоже считаются, так как более двадцати миллионов
человек способно влиять не только на общественный уклад жизни граждан, но
и на политическое положение. В нашем государстве есть регионы, где
мусульманская религия занимает основное положение.
Сегодня у большинства людей существуют неправильно сложившиеся
стереотипы об исламе, что порождает конфликты, как на бытовом, так и
мировом уровне. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию
вооруженного столкновения, нужно знать те правовые основы, обычаи и
религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание
мусульманского человека.
Цель данной работы изучение особенностей мусульманского
права.
Для достижения цели работы, были определены следующие задачи:
1. Рассмотрение истории развития мусульманского права
2. Анализ основных источников мусульманского права
3. Изучение основных отраслей мусульманского права
Методы исследования:
анализ;
сравнение;
обобщение.
Работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка
использованных источников. Первая глава посвящена истории возникновения мусульманского
права, во второй главе рассматриваются его источники, в третьей главе рассматриваются
основные отрасли мусульманского права.
2 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Мусульманское право как отдельная правовая система со временем
приобрела мировое значение. Оно возникло и оформлялось в рамках
Арабского халифата. Долгое время не выходило за рамки Аравийского
полуострова.
Весь процесс развития был связан с эволюцией арабской
государственности, от патриархальнорелигиозной общины в начале, до одной
из крупнейших империй. Как только Арабский халифат был разрушен,
мусульманское право не потеряло свое значение, оно приобрело новые
масштабы и стало главным действующим правом в ряде средневековых стран
Азии и Африки, принявших ислам.
Мусульманское право отображало в себе элементы предыдущих
правовых культур Востока, а именно правовые обычаи и традиции.
Основы права заложил пророк и
последующие четыре праведных халифа. При них, путем толкования заповедей,
высказываний и поступков пророка были составлены священные книги
мусульман Коран и Сунна.
В VIII веке, когда шариат сталкивается с феодальными формами
общественных отношений, он перестраивается от божественного
правопонимания к рационалистическому, от казуальных методов выведения
правовых норм — к логикосистемным.
Чуть позже, в IX в, ученые юристы
вносят в мусульманское право рациональную оценку правового поведения, то
есть действия человека оценивается как правовое поведение, но это не означает
оторванность от консервативных основ, выраженные в Коране и Сунне. Любой
мусульманин, находясь за пределами своей страны, должен был соблюдать и
чтить основы ислама. Постепенно с распространением ислама, шариат стал
мировой системой права.
В мусульманском праве, главной единицей шариата является фикх
(мусульманская доктрина о правилах поведения, а также комплекс
общественных норм), рассмотрим подробней стадии его развития.
3 Первый этап – основание период пророческой деятельности пророка
Мухаммада ибн Абдуллы (610632 гг. н. э.). Единственным источником
мусульманского права тогда был Коран, а чуть позднее и Сунна. Коран
представлял собой основу для формирования шариата, а применение пророком
этой основы в своей повседневной жизни (Сунна) было разъяснением
принципов, которые установлены в Коране.
Так, были запрещены внебрачные
половые связи, блуд и сексуальные извращения. Наложен запрет на
потребление опьяняющих веществ, ростовщичество. Осуждались деловые
операции с использованием обмана. Ислам отвергал все вредное для людей и
одобрял все полезное.
Период установления фикха пришелся на эпоху праведных халифов и
длился от халифата Абу Бакра до смерти четвертого халифа – Али (632661 гг. н. э.). Главной
особенностью фикха в это время было резкое расширение зоны
влияния ислама и потребность решения множества проблем, которые возникли
в связи с необходимостью ассимиляции культур и нравов новых народов,
оказавшихся в этой зоне.
В этот период сформировались новые методы решения праведными
халифами проблем. Была выработана единая система оценки законности и
праведности поступков мусульман. Она включала в себя последовательность
таких действий:
1) поиск решения в Коране;
2) если в Коране не было ответа, поиск решения осуществлялся в
Сунне, высказываниях и действиях Пророка;
3) если ответа не было в Сунне, то созывалось собрание ведущих
сподвижников Пророка и в результате обсуждения принималось единогласное
решение иджма;
4) если единогласие не было достигнуто, то принималось мнение
большинства;
5) если собрание не приходило ни к какому решению, то его принимал
халиф на основании собственного толкования иджтихада.
Этот иджтихад становился прецедентом и применялся в дальнейшем для
решения аналогичных ситуаций.
Третий период – построение – охватывал восхождение и падение
династии Умайядов, характеризовался расколами и возникновением множества
новых течений. Одним из представителей этого течения был выдающийся
представитель, халиф Омар ибн Абдуль Азиз10.
4 Некоторые называют его пятым
праведным халифом, за то, что он дал указание начать собирать хадисы
пророка Мухаммада. В этот период заметно возрастает количество иджтихадов,
получает распространение сочинение вымышленных хадисов.
Расцвет мусульманского права приходится на период от 750 г. до 950 г. н.
э. Начинается он восхождением династии Аббасидов.
Этап консолидации 950 г. н. э. 1258 г. н. э. В это время стало
сокращаться количества мазхабов – до четырех.
Особой чертой каждого
мазхаба стало появление собственных, присущих данной школе правовой
мысли иджтихадов и каждая школа вступила на свой путь, и их последователи
стали именовать себя по названиям мазхабов.
Период застоя и упадка с 1258 г. до середины XIX столетия н. э.
Период объединения и возрождения, начавшийся в ХIХ в. и
продолжающийся до настоящего времени. Он связан с ослаблением фанатизма
мазхабов, широким распространением сравнительного фикха в современных
учебных заведениях, где изучается мусульманская религиозная традиция.
Таким образом, к концу средневековья шариат, доктринальная и
нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные
изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.
Сегодня, мусульманское право – это правовая система, являющаяся частью
мировой правовой культуры. В мире нет ни одной исламской страны,
правовая система которой не испытывала бы влияние норм шариата.
5 2. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права
Коран в переводе с арабского языка «чтение вслух» священная книга
мусульман.
Согласно исламу, он представляет собой свод откровений,
произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом. Передача Корана
была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого около 22
лет.
Во всех исламских странах, он вместе с Сунной служит основой
законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного. В ней
собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления,
молитвы, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные
Мухаммедом в Мекке и Медине.
Коран является первым и основным источником мусульманского права.
Но, несмотря на это, никто из мусульманских юристов не воспринимает его ни
в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права.
Некоторые положения юридического характера, которые содержатся в нем, не
достаточны для того, чтобы говорить о кодификации. Нужно отметить, что
многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и
развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются.
6 Являясь основополагающим источником мусульманского права, он выступает
в первую очередь как масштабный богословский труд. Он является моральной
и религиознофилософской основой мусульманского государства и права,
исходным моментом в процессе их возникновения и развития.
Сам Коран не может рассматриваться исключительно как правовой памятник, как юридический
акт.
В священной книге содержатся положения о чистоте и непререкаемости
мусульманской веры, о непримиримости ее самой и ее носителей к другим
верам и их носителям – «неверным».
Исламские юристы разработали мусульманское право, и стремились
обосновать решения, вытекающие из Корана или Сунны. Они не смогли
избежать абстрактного восприятия феномена права. Они создали концепцию иджтихада –
понятие, которое
означает способность и право компетентного факиха выносить решение по
важным вопросам общественной и религиозной жизни.
Все решения основываются на методах и на знании текстов Корана и Сунны и умении их
комментировать и интерпретировать. Это привело к созданию теории о соотношении откровения
и человеческого разума.
Применяемые коллективные права, предназначенные для принятия правового решения,
приводили к иджме (согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по
обсуждаемому вопросу).
Все рассуждения, носящие индивидуальный характер, были возможны при соблюдении метода
суждения по аналогии.
Только тогда рассуждение из понятия «личное мнение» переходит в статус «нормы, имеющей
юридическую значимость».
С точки зрения правового содержания, можно заметить, что в самом
Коране неоднократно говорится о его значении как судебнике для мусульман.
Статус Корана как судебника определяется некоторыми фрагментами,
например, 36 аята суры 13 «Гром». Он в соответствии с классической теорией
мусульманского права фикхом, занимает первый уровень в системе
источников мусульманского права. Эта позиция осталась неизменной по сей
день, несмотря на достаточно высокую степень европеизации национальных
правовых систем большинства стран мусульманского права.
Мусульманские юристы, разрабатывая конкретные правовые нормы, опирались на Коран и Сунну
как на идейнотеоретическую основу.
Сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка
Мухаммеда, имеющих правовое значение.
Еще одним авторитетным и обязательным для всех мусульман
источником права была Сунна ("священное предание").
7 Она состояла из многочисленных рассказов о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В них
можно встретить правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в
арабском обществе.
Полное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке.
В Шариате слово сунна имеет различные определения. Ее важность во
многом обусловлена тем, что пророк Мухаммад сам тщательно соблюдал
ниспосланные Аллахом предписания. Он не ставил себя выше закона и явил
собой образец для подражания.
Проанализировав эволюцию общественнополитических и религиозных взглядов пророка, учёные
вывели основные принципы Шариата, позволяющие находить баланс между законами
религиозного учения и развитием общества. Это такие свойства как: универсальность и гибкость.
Благодаря этим свойствам истинные мусульманские учёные имеют возможность адекватно
реагировать на вызовы времени, принимая в расчёт достижения цивилизации.
Смысл некоторых коранических аятов, касающихся основных вопросов
мусульманской веры, морали и права, доступен и понятен каждому, кто
хорошо знает арабский язык, но множество аятов нуждаются в разъяснении и
конкретизации, и важнейшим источником для правильного понимания Корана
является Сунна.
Одна из важнейших ее функций удержание мусульман от крайностей,
излишеств и заблуждений, причиной которых может стать неправильное
истолкование священного Корана.
Изучение Сунны и следование ей помогает мусульманам занять достойное место в любом
обществе, несмотря на его устои и культурные особенности.
Четкий,взвешенный, объективный подход к пониманию Корана и мусульманской традиции
позволяет наладить диалог со всеми социальными группами и религиозными конфессиями, дает
право эффективно реализовывать свои возможности и способствует укреплению и развитию того
общества, в котором они проживают.
Иджтихад – это поиск правил поведения на основе рационального
толкования самых общих постулатов или многозначных положений Корана и
Сунны либо в случае пробельности этих источников. На его базе и
формулируется большинство норм, регулирующих взаимоотношения людей.
Можно сказать, что такая свобода оценивать мирские проблемы не является
абсолютной и предоставлена далеко не каждому, но суть иджтихада в том и
заключается, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти ответ,
который соответствовал бы шариату.
Именно поэтому мусульманские юристы полагают, что муджтахид не создает новое правило
поведения, а лишь ищет его, обнаруживает решение, изначально содержащееся в шариате если
не в его точных положениях, то в его многозначных предписаниях или общих принципах и целях.
Все источники мусульманского права тесно связаны между
собой, они могут помочь регламентировать определенное поведение человека,
8 если в Сунне это не оговаривается.
Таким образом, многие современные исследователи полагают, что
главным в мусульманском праве является установление общих параметров,
которые содержатся в источниках и отношения между людьми на религиозной
основе, а юридические детали считаются второстепенными.
Можно сказать, что на третьем месте в иерархии источников
мусульманского права находится иджма, которая рассматривалась как " общее
мнение авторитетных правоведов ислама ".
Иджма складывалась из
разных совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые
были высказаны сторонниками Мухаммеда или впоследствии наиболее
влиятельными мусульманскими теологамиправоведами.
Интерпретация текста Корана или Сунны это примерный состав третьего источника. Но она
могла создаваться также путем формирования новых норм, которые уже не связывались с
Мухаммедом.
Иджмы предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными к
исполнению.
Ее правомерность как одного из основных источников шариата выводилась из
указания Мухаммеда.
Иджма не устанавливает норм, указаний на которые нет в Коране и
Сунне. Она лишь утверждает однозначную правовую трактовку положений
этих двух основных источников шариата.
Для того чтобы норма права была основана на иджме, необязательно, чтобы масса верующих
признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества.
Единство это единство компетентных лиц фукаха. Их совместное
мнение придает правовому решению силу закона.
Коран, Сунна и иджма – вот три источника мусульманского права, но это источники разного
плана.
Коран и Сунна основные источники. Исходя из содержащихся в них
основных положений, ученые установили нормы фикха.
Иджма, в настоящее время, представляет собой единственную догматическую основу
мусульманского права.
Кияс это источник мусульманского права, которому можно дать
следующее определение: это суждение по аналогии в положениях,
относительно которых нет прямых текстов шариата, с положениями,
относительно которых такие тексты есть.
Выполняя свои задачи, кияс находит отражение в таких
9 функциях, которые дают разъяснения о положениях не закрепленных в Коране
и Сунне, но в тоже время ссылается на них, так как его легитимность
доказывается именно вышестоящими источниками мусульманского права.
3. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Уголовное право. Несмотря на то, что явный консерватизм мусульманского права развивался
под влиянием ряда школ суннитского и шиитского направления ислама, иджтихад назначал
возможность выбора наиболее подходящих для рассматриваемого дела предписаний.
Определение преступления и его тяжесть основывались на догматах религии. Признавалось пять
основных ценностей ислама: это религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность.
Все преступления, посягающие на эти ценности, признавались тяжкими и карались более
серьезно.
10 Также, в зависимости от характера преступления и порядка назначения наказаний, а также их
видов, все преступления делились на три основные категории: хадд, кисас и тазир.
К хадд относятся преступления, посягающие на "права Аллаха" и связаны с нарушением
основных ценностей ислама, за что установлены строго фиксированные наказания.
К категории хадд относят семь видов преступлений: вероотступничество, бунт, употребление
спиртных напитков, прелюбодеяние, ложное обвинение в преступлении, кража, разбой.
За вероотступничество полагается смертная казнь, так как это преступление приравнивается к
измене.
Бунт тоже относится к числу наиболее опасных преступлений.
Употребление алкоголя категорически запрещается исламскими фундаменталистами. Во многих
странах, определяющих уголовную ответственность на основе шариата, за употребление алкоголя
применяются телесные наказания.
Внебрачные половые отношения караются 100 ударами палкой каждому
виновному. Если же хотя бы один из них состоит в браке, то оба подлежат
забитию камнями до смерти. Этот вид наказания применяется крайне редко, так
как для доказательства вины требуются свидетельства четырех мужчин мусульман.
За ложное обвинение в прелюбодеянии следует телесное наказание и
запрет когдалибо выступать свидетелем в суде.
Кража карается отсечением правой руки; вторая кража — левой ноги,
третья — левой руки. Если в краже участвовало несколько лиц, все
наказываются одинаково.
Разбой карается смертной казнью.
Наибольшее число преступлений против личности относится к категории
«кисас», под которую подпадают убийство и телесные повреждения.
.
За убийство полагается смертная казнь. Но по желанию родственников
убитого допускается принятие выкупа (дийа). Раньше выкуп за кровь
определялся в 100 верблюдов за смерть мусульманина и 50 — за смерть
мусульманки. В настоящее время выкуп определяется в денежном
выражении.
Причинение телесного повреждения раньше наказывалось по принципу
талиона — по решению судьи родственники пострадавшего имели право
нанести виновному рану такой же глубины и размера. В настоящее время чаще
применяется выкуп за кровь.
Правонарушения категории тазир — это деяния, наказания за которые
определяются по усмотрению судьи. Эти деяния могут посягать и на права
Аллаха, и на частные интересы.
К категории тазир относится неисполнение религиозных обязанностей, взяточничество и
лжесвидетельство, мошенничество, нарушение правил поведения в общественных местах,
нарушение мусульманской морали.
За эти преступления могут назначаться и телесные наказания, и лишение
свободы, и штраф, и устное порицание. Наказание по категории тазир не
11 применяется в случае раскаяния виновного, а также в случае прощения
правонарушителя потерпевшим.
Не смотря на это, ученые называют ислам религией закона что в полной
мере распространяется на деликтное право. Это значит: а) основной метод
регулирования в мусульманском праве – позитивный (предписывающий), а
негативный (запрещающий) метод только дополняет его; б) уголовноправовые
запреты в исламе являются продолжением нравственных запретов; в) закон,
освященный религией, воспринимается как наиболее справедливый.
Таким образом, становится ясным, почему, несмотря на свой «ветхий»
характер, мусульманские уголовноправовые нормы продолжают жить и
востребованы во многих государствах мусульманской правовой семьи.
Ученые утверждают, что в исламском уголовном праве существует
институт необходимой обороны и в то же время, неизвестны многие другие
уголовноправовые институты: стадии совершения преступления, состав
преступления и прочее. Категории преступлений объединяют слишком разные
по характеру и общественной опасности деяния.
Криминологическая обстановка в различных странах исламского мира
зависит от того, в какой степени традиционное мусульманское уголовное право
включено в систему регулирования конфликтных общественных отношений.
Существуют страны с уголовным правом ориентированным на запад (Алжир,
Бахрейн, Египет, Индонезия, Кувейт, Сирия, Тунис и Турция). Здесь влияние
шариата минимизировано, нет телесных, членовредительских наказаний,
смертная казнь отменена, а если и сохраняется, то приводится в исполнение не
по исламским установлениям.
Есть государства, для которых характерно частичное восприятие
западного опыта в сфере уголовноправового воздействия. Уголовное
законодательство здесь кодифицировано, но законы шариата в значительной
степени выражены в уголовно правовых нормах (Иордания, Катар, Марокко,
Нигерия, Оман).
Третья группа государств (Иран, Йемен, Ливан, Мавритания,
Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан)
придерживается ортодоксальных воззрений на мусульманское уголовное право:
оно или не кодифицировано или кодифицировано, но в основном реализует
традиционные положения шариата по отношению к преступникам.
Семейное право
Рассматривая семейное законодательство в исламе, можно заметить
некоторые понятия, которые не присуще другим религиям.
Брак в Исламе естественные узы между мужчиной и женщиной, это
источник любви, сострадания и понимания. В семье поощряются внимательное,
доброе отношение друг к другу. Нужно так же обратить внимание на некоторые
12 запреты и особенности.
Запрещено:
посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга;
видеть срамные части тела посторонних;
мужчине смотреть на портрет знакомой женщины;
думать об эстетическом наслаждении красотой человеческих фигур,
изображенных на фото;
находиться в безлюдном месте вдвоем посторонним мужчине и
женщине;
жениться на матери, родной сестре, теще;
заключать брачный договор с замужней женщиной;
мусульманке выходить замуж за неверного и за христианина или иудея;
рожать ребенка от неизвестного лица;
неравные браки по признаку социального положения будущих супругов.
Запреты шариата отличаются особой строгостью в отношении женщины.
Эти правила преследуют цель защиты устоев ислама и обеспечения господства
мужчины в семье.
В исламе брак, сопровождающийся рождением детей, является
религиозной обязанностью, а безбрачие прискорбным состоянием. Коран
допускает, чтобы верующий имел одновременно четырех жен, но он обязан их
всех содержать в равенстве.
В союзе с женщиной характерно переплетаются
юридические идеи и мусульманские обычаи.
Мусульманская семья, окружена предрассудками, традициями, является
пожизненным родственным объединением, возглавляемым одним отцом.
Структура мусульманской семьи заметно отличается от строения
европейской, хотя главенствующее положение отца в мусульманской семье
схоже с положением главы семейства и мусульманская семья строится также на
основе родственных связей по мужской линии, однако у мусульман жена не
входит в род мужа и теоретически обладает полной родовой автономией.
В мусульманской семейной среде царит неуверенность, свойственная
примитивным обществам. Лицо семьи должно обеспечивать одновременно
внутренний порядок в социальной группе и защиту ее от внешний
посягательств, тогда как все остальные члены семьи, возглавляемой этим
лицом, подчиняются его праву.
Для института семьи в мусульманском праве характерны замкнутое
хозяйство и внутренний строй мусульманской семейной группы.
Это ведет к применению чрезвычайно суровых мер в отношении женщин, хотя эти меры и
противоречат установкам Корана.
13 Семейное право в исламе представляет значительный интерес в силу своего своеобразия,
характерных отличительных черт, оно доказало свою жизнестойкость в течение длительного
времени и заслуживает всестороннего,
глубокого дальнейшего изучения.
14 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нужно отметить следующий факт: мусульманское право
не может существовать без Ислама, также как и Ислам без мусульманского
права.
С детства, воспитание человека в любой исламской стране, происходит
по уже известному «сценарию», но надо отметить, что их правосознание не
покидает их совсем, оно переплетается с культурными ценностями и нормами
морали.
Не смотря на то, что мусульманское право имеет множество религиозных
источников, граждане умеют разграничивать и распределять по значимости все
предписания, указания и законы. Нужно отметить, что в настоящее время
происходит формирование «современного» мусульманского права, отличного
от устоявшегося.
Мусульманское право одна из главных современных правовых систем, у
которой существует своя собственная правовая культура, идеология и наука.
Мусульманское право это система норм, выраженная в религиозной
форме, и основанная на Исламе. Область, которую охватывает мусульманское
право, выходит далеко за пределы правового регулирования.
Мусульманское право живое, универсальное учение,
характеризующееся гибкостью и требующее всестороннего рассмотрения
любой возникающей проблемы. Глубокие познания в области правоведения
позволяют улемам грамотно расставлять приоритеты, последовательно решать
сложные задачи, отстаивать принципы веры там, где это необходимо, и
облегчать религиозную практику там, где это допустимо.
15 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абу Хамид альГазали Весы деяний / Хамид альГазали Абу. – М. :
Изд. дом "Ансар", 2007. – 216 с.
2. Абу Хамид альГазали. Наставление правителям / Абу Хамид альГазали.
– М. : Изд. дом "Ансар", 2008. – 336с.
3. Айдын Ализаде Ислам не такой! ... А какой? / Ализаде Айдын. – М.
: Изд. дом "Ансар", 2008. – 288 с.
4. Аляутдинов Ш. Все увидят Ад / Ш. Аляутдинов. – СПб. : Диля, 2008.
– 368 с.
5. Артемов В. Мусульманское право: исторический очерк // Российская
юстиция. – 1997. – № 10. – С.21–23.
6. Барковская Е. Ю. Мусульманское право и правовая культура / Е. Ю.
Барковская. – М. : Издво РАГС, 2001. – 75 с.
7. Баширов Л. А. Государство и религиозные организации в регионах
традиционного распространения ислама // Мировой опыт государственноцерковных
отношений. – М., 1999. – С. 317344.
8. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее
средневековье / Е. А. Беляев. – М. : Наука, 1965. – 305 с.
9. Бертельс Е. А. Шиизм // Философская энциклопедия. – М., 1970. – Т.
5. – С. 508.
10. Боголюбов А. С. Пресечение и наказание в мусульманском праве
VIIIIX вв // Ислама Религия, общество, государство. – М., 1984. – С. 217222.
11. Бурхануддин М. Хидоя. Комментарии мусульманского права / М.
Бурхануддин. – М. : Волтерс Клувер, 2008. – 656 с.
12. Вайсс Бернард Дж. Дух мусульманского права / Дж. Вайсс Бернард.
– СПб. : Диля, 2008. – 320 с.
13. Ван ден Берг Л. В. С. Основные начала мусульманского права
согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. (пер. с голланд.) / Л. В. С. Ван
ден Берг. – М. : Наталис, 2005. – 308 с
14. Васильев Л. С. История религий Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. –
М. : Унт Ростов н/Д. : Республика, 1999. – 425 с.
15. Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600
1258) / Г. Э. фон Грюнебаум. – М. : Наука, 1988. – 215 с.
16. Грязневич П. А. Ислам и государство (К истории государственнополитической
идеологии раннего ислама) // Ислам: Религия, общество, государство.
– М., 1984. – С. 189203.
17. Грязневич П. А. Ислам и государство (К истории государственнополитической
идеологии раннего ислама) // Ислам: Религия, общество, государство.
16 – М., 1984. – С. 189203.
18. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране / Е. А.
Дорошенко. – М. : Наука, 1975. – 169 с.
19. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. –
М. : Междунар. отношения, 1991. – 216 с.
20. Жидков О. А. История государства и права зарубежных стран:
учебник / О. А. Жидков. – М. : Издво МГУ,1998. – Ч. 1. – 351 с.
21. Ибрагим Т. Ислам: вероучение и обряды // Ислам и мусульмане в
России. – М., 1999. – С. 3563.
22. Игнатенко А. А. Средневековые "поучения владыкам" и
проблематика власти // Социальнополитические представления в исламе.
История и современность. – М., 1987. – С. 2144.
23. Ионова А. И. Судебная практика и арбитраж в исламе // Вестн. МГУ.
Сер. 13, Востоковедение. – 1995. – № 1. – С. 2231.
24. Керимов Г. М. Ислам // Государственноцерковные отношения в
России: курс лекций. – М., 1995. – Ч. 2. – С.
25. Керимов Г. М. Учение ислама о государстве // Мировой опыт
государственноцерковных отношений. – М., 1999. – С. 292309.
26. Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на
проблемы современности / Г. М. Керимов. – СПб. : Диля, 2006. – 512 с. 27. Климович Л. И.
Ислам. Издание второе, дополненное / Л. И.
Климович. – М. : Наука, 1965. – 334 с.
28. Климович Л. И. Книга о Коране его происхождении и мифологии / Л.
И. Климович. – М. : Политиздат, 1988. – 284 с.
29. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. – М. : Маджесс, 1990. – 368 с.
30. Лившиц Р. З. Теория права / Р. З. Лившиц. – М. : БЕК, 1994. – 224 с.
31. Магомедов И. А. Особенности мусульманского семейного права //
Вестн. Оренбург. гос. унта. Юриспруденция. – 2005. – №3. – С.258 – 263.
32. Малашенко А. В. Ислам в современной России // Ислам и
мусульмане в России. – М., 1999. – С.192193.
33. Малашенко А. В. Ислам в современной России // Ислам и
мусульмане в России. – М, 1999. – С 192193.
34. Манна Аммар Абдуль Карим Преступление и наказание по
мусульманскому праву / Аммар Абдуль Карим Манна. – М. : Издво РУДН,
2007. – 88 с.
35. Массэ А. Ислам: Очерк истории / А. Массэ. – М. : Наука, 1982. – 372
с.
36. Мисроков З. Х. Адат и шариат в российской правовой системе / З. Х.
Мисроков. – М.: Издво МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. – 256 с.
17
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Научно-исследовательская работа по теме "Основные черты мусульманского права"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.