Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»
Оценка 5

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
история +1
9 кл—11 кл
08.11.2019
Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»
Цель исследования заключается в определение инновационных технологий в преподавании истории по внедрению историко-культурного стандарта. Тема актуальна по следующим причинам. Важной частью развития российского общества является модернизация школьного образования. В 2015-2016 учебном году произошли принципиальные изменения в содержание исторического образования благодаря переходу на новый Историко-культурный стандарт (ИКС),который является частью Концепции нового учебно-методического комплекса (УМК) по истории отечества.
Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению.doc
«Использование   инновационных   педагогических   технологий   в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта» Цель   исследования   заключается   в   определение   инновационных технологий   в   преподавании   истории   по   внедрению   историко­культурного стандарта. Тема   актуальна   по   следующим   причинам.   Важной   частью   развития российского общества является модернизация школьного образования.  В   2015­2016   учебном   году   произошли   принципиальные   изменения   в содержание   исторического   образования   благодаря   переходу   на   новый Историко­культурный стандарт (ИКС),который является частью Концепции нового   учебно­методического   комплекса   (УМК)   по   истории   отечества. Изменения повлияют на экзаменационную работу в 2016 году, которая будет охватывать содержание курса отечественной истории с древнейших времён до современных дней с элементами всеобщей истории. Впервые в ЕГЭ 2016 года появится историческое сочинение. 1 Рассмотрим   концептуальные   основы   ИКС.   Для   формирования толерантной   личности,   учителям   истории   необходимо   усилить   акцент   на   на   поликонфессиональном   и преподавании   истории   регионов, многонациональном   составе   населения   России   как   важнейшей   особенности отечественной истории. Также ИКС содержит перечень «трудных вопросов истории», которые являются дискуссионными в современном обществе. Главная   задача   учителя   истории   в   рамках   концепции   ИКС сориентировать   школьников   в   постоянно   нарастающем   информационном потоке. С целью социализации и профессионального становления школьников в   новых   социальных   условиях   возникает   необходимость   в   переориентации обучения   с   усвоения   готовых   навыков   и   знаний   на   развитие   творческих способностей   ученика,   его   личности,   критичности   мышления.   Важным 1Соловьёва Т.В.   Преподавание истории в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай в контексте «Историко­культурного стандарта»: http://tondoshka.ucoz.ru/news/2015­7­28 становится   не   получение   знаний   (в   современном   обществе   знания подвергаются   изменениям,   быстро   устаревают),   а   сам   процесс   их приобретения. В рамках концепции ИКС педагог должен научить учеников самостоятельно принимать решения, добывать знания, критически мыслить, а также   адаптироваться   в   жизненных   ситуациях.   Традиционные   средства обучения не могут решить эти задачи.2 В новом ИКС особое место уделено личности в истории, но не только изучению   биографий   выдающихся   личностей,   но   изучаются   особенности жизни   простых   граждан,   изменение   судьбы   которых   позволит   показать главные политические и социальные процессы в стране на рассматриваемом историческом   этапе.   В   рамках   новой   концепции   ИКС   будут   изучаться проблемы культурной и духовной жизни российского народа.3 В   рамках   концепции   ИКС   учебник   должен   стать   навигатором,   т.е.   делать   выводы, побуждать   учеников   самостоятельно   рассуждать, анализировать   исторические   тексты   и   т.   д.   И   главное,   стимулировать школьников  к  поиску   новых   источников. Важную  роль  в  концепции  будут играть наглядные образы. Выделим инновационные педагогические технологии. К   актуальным   технологиям   для   реализации   историко­культурного стандарта   относится:   использование   диалоговых   методик.   Для   примера можно привести диалог культур, гендерный диалог и т.д. К   другим   технологиям   относится   организация   учебно­ исследовательской   и   поисковой   деятельности   учеников   по   материалам региональной   истории.   Данные   технологии   были   апробированы   в   МАОУ города Новосибирска гимназия № 7 «Сибирская». 2Исаев Е.И. Антропологическая перспектива российского образования // Психология образования в XXI веке: теория ипрактика: .http://psyjournals.ru/education21/issue/54076_full.shtml 3Вяземский, Е.Е. Историко­культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–10 с. Бутовой Анной Юрьевной, учителем истории, работающей в МОУ СОШ №22   г.   Волгодонска,   была   усовершенствована   и   апробирована   технология алгоритмов в рамках историко­культурного стандарта. Алгоритм ­ это универсальное средство обучения, которое позволяет педагогу, научить школьников учиться, что соответствует концепции ИКС. Уроки с использованием сформируют у школьников навыки ориентирования в мире информации и научат выделять главное. В процессе обучения истории используется   преимущественно   алгоритм   достижений   предметных результатов (алгоритм изучения личности в истории, войн и революций и т.д.). Некрасова Л.И., доцент кафедры ГО ТОИПКРО разработала алгоритм блочно­модульной технологии. Особенности рассматриваемого алгоритма в обучении истории состоят в том, что содержание исторического материала разбито на модули (разделы ИКС) и на этапы изучения. Технология содержит три этапа.  На 1 этапе (1­2 часа) (вводное занятие) происходит актуализация знаний и постановка основной проблемы темы. От учителя на этом этапе требуется высокая   степень   систематизации   материала,   для   этого   используются наглядные   материалы   (сравнительные   таблицы,   схемы   и   графики).   Такая работа способствует логическому развитию мышления учеников.  На вводном занятии технологии применяется: многофакторный подход в обучении истории, рекомендованный в ИКС, позволяющий проследить, как в знаменательных процессах и событиях истории переплетались религиозные, нравственные и другие мотивы участников, их экономические и политические интересы.  Основная   цель   вводного   этапа   усвоение   концептуальных   идей   и основного содержания преамбул к разделам. На 2 этапе блочно­модульной технологии с помощью деятельностных технологий   (проект   кейс,   и   других)   происходит   углубленное   изучение отдельных, наиболее важных событий или явлений изучаемого периода. На втором   этапе   развиваются   основные   умения   учащихся:   проводить   поиск исторической   информации,   в   том   числе   с   использованием   альтернативных источников; анализировать и систематизировать историческую информацию; осуществлять   критику   источника;   использовать   полученные   сведения   для аргументации   в   ходе   дискуссии.   Большое   внимание   в   обучении   истории учитель   должен   уделять   изобразительной   наглядности.   С   этой   целью рекомендуется привлекать материалы образовательных сайтов сети Интернет. На  3  этапе  (1­2  урока)  –  рефлексия­обобщение   (семинар­обобщение, коллоквиум, тестирование и пр.). Это позволит второй раз систематизировать знания, вновь  проводя все причинно­следственные связи между основными событиями, но с включением в них и второстепенного материала.4 В школе, на уроках истории одной инновационных технологий является метод учебного проекта (часто применяемый на уроках истории в старших классах). Метод учебного проекта был апробирован в МБОУ«Кингисеппская СОШ № 4 и в МОУ Тебисской СОШ. Технология   проектного   обучения   заключается   в   создании   под контролем   учителя   проекта.   Результатом   проекта   может   стать   макет исторического   объекта,   рассказ,   сценарий   фильма   и   праздника   и   т.д. Различают   творческие   и   исследовательские   проекты.   По   мнению Гребенникова   С.   А.,   метод   проектного   обучения   способствует   выработке навыков   исследовательской   работы,   развитию   самостоятельности   ученика, что   соответствует   концепции   ИКС.   Защищая   проекты,   школьник   учится излагать   и   отстаивать   свою   точку   зрения,   дискутировать.   Таким   образом, навыки,   полученные   школьником   в   процессе   проектной   деятельности, отвечают   требованиям   концепции   историко­культурного   стандарта. Например,   под   руководством   Гребенниковой   в   МБОУ   СОШ   №83   города Северска Томской области в процессе проектного обучения был изготовлен макета русской крепости «Корела XIVвека». 4Концепция   нового   учебно­методического   комплекса   по   отечественной   истории//   Вестник образования. – 2014. – №13. Обучение   в   современной   школе   невозможно   представить   без использования   информационных   технологий.  В  процессе   обучения   истории педагогам рекомендуется использовать возможности Интернет, в частности размещать   историческую   информацию   на   специально   созданных   веб­ страницах. Создание   веб­ресурса   позволит   оптимизировать   труд   учителя.   На уроках истории используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из   научных   трудов,   документов,   высказывания   мыслителей   и   политиков, обобщающие выводы, кратко сформулированные основные идеи.     Хранение этих   материалов   на   специальных   веб­ресурсах   позволит   сэкономить   время при подготовке и проведении урока. Учитель истории сможет упорядочить весь материал в соответствии с календарно­тематическим планированием по классам. Также на сайт можно внести карточки­задания, учебные пособия, содержащие наглядный материал и тексты, кроссворды и т. д. Доступ к веб­ странице позволит ученикам повысить уровень исторических знаний учеников (организации дистанционного обучения). На веб­ресурсе можно организовать для учеников чаты, форумы и конференции. На   уроках   истории   в   рамках   концепции   ИКС   для   большей эффективности   необходимо   использовать   технологии   мультимедиа: иллюстрации   объектов,   фотографии,   предметные   коллекции,   портреты, интерактивные модели, видеоэкскурсии.5 В   духе   концепции   историко­культурного   стандарта   каждая   тема учебника обязательно включает в себя «трудные вопросы истории», которые не имеют однозначного ответа. В обсуждении этих вопросов учитель может проявить своё мастерство, и так организовать работу школьников, чтобы дать им   возможность   сформировать   и   изложить   собственную   точку   зрения   на анализируемое   исторические   события.   На   VI   Петербургском 5Шевченко,  Н.И.  О действующих  и «едином»  учебниках  отечественной  истории  //   Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 8. –  С. 53–57. Образовательном Форуме, прошедшем с 25 по 27 марта 2015 г. педагогам, предложили сформулировать точки зрения на каждый вопрос, опираться на труды   историков.   При   изучении   «трудных»   вопросов   педагоги   должны использовать   преимущественно   технологии   преподавания,   позволяющие ученикам действовать самостоятельно. Также в изучении «трудных» вопросов истории   необходимо   использовать   принципиальные   основы   алгоритма. Рекомендуется организация практикума среди учителей истории по изучению «трудных   вопросов   истории».   В   ходе   практикума   педагоги   должны распределяться по группам. Каждая группа должна рассматривать подраздел трудной темы.  Итак,   педагог   в   рамках   концепции   ИКС   должен   способствовать развитию   критического   мышления   учеников,   развитию   у   учеников исследовательских   приёмов,   и   приемов   исторического   анализа,   способам поиска   и   отбора   информации   из   альтернативных   источников,   умению сопоставлять   различные   точки   зрения.   К   инновационным   педагогическим технологиям   можно   отнести:   участие   в   проектной   и   исследовательской деятельности; технологии;   технологии   алгоритмов,  использование   диалоговых   методик;   блочно­модульной   современных   информационных технологий. Список использованных источников 1. Вяземский, Е.Е. Историко­культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–10 с. 2. Концепция   нового   учебно­методического   комплекса   по   отечественной истории// Вестник образования. – 2014. – №13. 3. Шевченко,   Н.И.   О   действующих   и   «едином»   учебниках   отечественной истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 8. –  С. 53–57. 4. Исаев   Е.И.   Антропологическая   перспектива   российского   образования   //   теория   и   практика: Психология   образования   в   XXI   веке: .http://psyjournals.ru/education21/issue/54076_full.shtml   Соловьёва Т.В.  Преподавание истории в общеобразовательных учреждениях  Республики Алтай в контексте «Историко­культурного стандарта»:  http://tondoshka.ucoz.ru/news/2015

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Статья «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2019