Методическая разработка урока истории в 11 классе.
Тема: «По обе стороны от линии фронта».
Учитель: Дёмина Алена Юрьевна.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма урока: урок-репортаж.
Технология: проблемно-диалогическое обучение.
Методы обучения: наглядный, поисковый, практический.
Формы обучения: индивидуальная, самостоятельная работа; работа в группах с различными источниками социальной информации по выполнению проблемных заданий;
- самооценка и взаимооценка.
Образовательное пространство урока: материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина:
Публикация разработки урока «По обе стороны от линии фронта» на собственном сайте http://alenatroitskaya82.wixsite.com/mysite
Материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина:
Герой Советского Союза Мельникайте Мария – советский художник, 1966 г., открытка. Источник электронной копии: Третьяковская галерея.
Сталин, Иосиф Виссарионович
(И.В. Сталин у Черчиллю) – Меморандум, (Б.м.), 13 авг., 1942 г. В конце текста подпись: Сталин, 13 августа, 1942 г.
Тюменская правда 1944 г. № 3 от 4 октября 1944 г.
Строчит пулеметчик за синий платочек… // Смена. 1975, 18 марта (песни военной поры/Сидоровский Л./1975)
Кутырло, Виктория Глебовна, фотограф 1993 г.
Скульптурная композиция, посвященная труженикам тыла во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
г. Тюмень, 9 марта, 2015 г.
- Компьютер, мультипроектор
Цели: обучающие: обобщение и закрепление знаний учащихся по истории завершающего этапа Великой Отечественной войны (в т.ч. вклад жителей Тюменской области в Великую Победу), воспитание уважения к героическому прошлому российского народа, общероссийской гражданской идентичности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; побуждение учащихся к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Развивающие:
- владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
- воспитывать гражданско-патриотическую личность, которая знает и чтит историю своей страны.
- воспитывать самостоятельную и ответственную личность, готовую и способную жить в современном гражданском обществе.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, мы продолжаем серию уроков, посвященных истории Великой Отечественной войны.
Актуализация знаний, настрой на активную учебно-познавательную деятельность.
Учитель: с первых дней войны главным девизом стал призыв: «Все для фронта! Все для Победы!». На ваш взгляд, почему призыв был сформулирован именно так? (ответы учащихся).
Выход на тему урока.
Учитель: о том, как это было на линии фронта, информацию в тыл передавали герои Великой Отечественной войны – военные корреспонденты, которые помимо защиты Родины успевали заносить хронологию событий в свои заметки, снимать документальное кино, запечатлеть историю на фото. Журналисты тыла, редакторы, дизайнеры верстали газету в тылу. Между фронтом и тылом шел постоянный обмен информацией, в том числе и на страницах печати.
Тема нашего урока: По обе стороны от линии фронта (запись в тетради).
Представьте, что вы – военные журналисты. Наша задача: сверстать очередной номер региональной газеты Тюменской области военного времени, которая называется…? (возможно, учащиеся обратятся к реальному названию газеты «Тюменская правда», не исключено любое другое название).
Мозговой штурм: что, на ваш взгляд, заинтересует нашего читателя? Какие рубрики включить в газету? (работа в тетради).
Возможные ответы учащихся: 1. Информация о героях войны.
2. Интервью / официальное постановление уполномоченного лица.
3.Репортаж о событиях с линии фронта, подкрепленный фотографиями.
4. Репортаж/информация о событиях в Тюменской области.
5. Песни Победы.
(могут быть предложены другие рубрики/информация для газеты, в зависимости от предложения учащихся).
Фронтальный опрос, подводящий итоги мозгового штурма, с записью на доске.
Учитель: согласно предложенной тематике, будем подбирать материал для газеты, опираясь на материалы ЭЧЗ Президентской библиотеки. По завершению работы необходимо творчески презентовать материал, с обоснованием его актуальности для нашей газеты.
Работа в группах.
Группа № 1: работа над подбором информации о героях Великой Отечественной войны (возможный материал: Марите Мельникайте, Николай Гастелло, Николай Ватутин (приложение 1)).
Группа № 2: работа над подбором информации для виртуального интервью с уполномоченным лицом (возможный материал: Меморандум И.В. Сталин – Черчиллю (приложение 2)).
Группа № 3: работа над подбором информации о событиях с линии фронта, подкрепленный фотографиями.
Группа № 4: работа над подбором информации о событиях в Тюменской области (возможный материал: Тюменская правда 1944 г. № 3 от 4 октября 1944 г. г. Тюмень «Сводка об урожае, ходе уборки хлебов, вспашки по районам Тюменской области» (приложение 3)).
Группа № 5: работа над подбором информации о песнях Великой Отечественной войны (возможный материал: песня «Синий платочек» (приложение 4)).
Творческая презентация групповой работы, с обоснованием актуальности предложенного для газеты материала.
(каждая группа презентует найденный материал на экране, подключаясь к основному компьютеру. При условии, что материал удовлетворяет основной цели учебной задачи: подборка актуального материала для газеты, осуществляется его заказ для печати, через личный кабинет учащихся).
Учитель: подводя итоги нашей работы, я, как главный редактор, материалы утверждаю/(утверждаю с поправками). На ваш взгляд, соответствует ли информация нашей газеты девизу первых дней войны: «Все для фронта! Все для Победы!» (ответы учащихся).
Учитель: действительно, Тюменская область в те страшные годы не осталась в стороне, несмотря на то, что территориально находилась далеко в тылу. Об этом свидетельствуют сформированные в г. Тюмени стрелковые дивизии; факт размещения эвакуированных предприятий и организаций в г. Тюмень; деятельность эвакогоспиталей; материальная помощь тюменцев фронту в 1941-1945 годах и, самое ценное, жизни, которые отдали тюменцы на фронтах Великой Отечественной войны. Недаром в Тюменской области есть множество монументов, мемориальных досок, мемориалов, посвященных войнам, отдавшим свои жизни за Великую Победу.
Обращение к личному социальному опыту учащихся: знаете ли вы о памятниках Великой Отечественной войне, расположенных на территории Тюменской области? Кому они посвящены? Где расположены? (ответы учащихся).
Учитель: (приложение 5). В сквере Тружеников тыла г. Тюмень открыта скульптурная композиция, посвященная труженикам тыла во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь увековечены названия населенных пунктов, жители которых внесли свой вклад в Великую Победу, в т.ч. г. Заводоуковск. Великую Победу творили советские люди по обе стороны от линии фронта!
Приложение 1
Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4.
Приложение 5.
7
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.