Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "
Оценка 4.7

Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
история +1
9 кл—11 кл
08.11.2019
Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные  уроки истории "
Современный урок истории должен способствовать воспитанию активно познающий мир, толерантной личности, способной применить полученные знания, умения, нравственные нормы и принципы в своей жизни. Через весь курс проходят главные воспитывающие цели: усвоение идеалов гуманизма, демократии, патриотизма, гражданственности, осознания преемственности развития, своеобразия и общего, уважительного, толерантного отношения к достижениям культуры Человечества, выработки эмоционального, личностного отношения к изучаемым событиям и явлениям. Познание нового сопровождается воспитанием культуры ведения диалога, подготовки проектов, групповой и парной работы, информационной культуры. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ.doc
Реализация воспитательного потенциала урока через  интегрированные       уроки истории и ИЗО.       Современный урок истории должен способствовать воспитанию активно познающий мир, толерантной  личности,   способной   применить   полученные   знания,  умения,   нравственные нормы и принципы в своей жизни. Через весь курс проходят главные воспитывающие цели: усвоение   идеалов   гуманизма,   демократии,   патриотизма,   гражданственности,   осознания преемственности развития, своеобразия и общего, уважительного, толерантного отношения к   достижениям   культуры   Человечества,   выработки   эмоционального,   личностного отношения   к   изучаемым   событиям   и   явлениям.   Познание   нового   сопровождается воспитанием культуры ведения диалога, подготовки проектов, групповой и парной работы, информационной культуры.  В процессе обучения у   обучающихся формируются яркие, эмоционально   окрашенные   образы   различных   исторических   эпох,   складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания о процессе становления   и   развития   мировой   культуры,   об   исторически   сложившихся   культурно­ национальных   традициях   и   историческом   пути   народов   России   важны   не   только   и   не столько  для   формирования   знаний   о  прошлом  страны  и   мира,   сколько  для   понимания происходящих   в   ней   современных   общественных   процессов,   ориентации   в   динамично развивающемся   информационном   пространстве.   Формирование   представлений   об историческом   прошлом   человечества   должно   осуществляться   не   только   за   счет количественного накопления знаний, но и в ходе активной и творческой познавательной деятельности   учащихся,   благодаря   личностному   осмыслению   исторических   фактов   и явлений. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей исторического образования на различных ступенях и уровнях, логикой межпредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития  обучающихся. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит потенциал мирового искусства. В программах по истории темы науки   образования,   искусства   занимают   важное   место.   Однако   возможности   полной реализации   изучения   этих   тем   ограничены  выделяемым   временем.   Один   из   вариантов решения   проблемы   ­   интеграция   с   другими   предметами,   в   частности   истории   и   ИЗО. Интеграция   этих   предметов   позволяет   в   полной   мере   использовать   воспитательный потенциал   искусства.     Поэтому   мною   совместно   с   учителем   ИЗО   создана   система интегрированных   уроков  в 5­9  классах,   которая  успешно  реализуется  в  течение  6  лет. Уникальность   и   значимость   образовательной   области   «Искусство»   в   том,   что   в интеллектуализированной   и   вербализированной   современной   школе   изучение   искусства играет   совершенно   особую   роль   –   развивает   эмоционально­нравственную   и   сенсорную культуру ребенка, побуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.   Изучение   искусства   направлено   на   развитие   воображения   и   творческих способностей, позволяет формировать целостную картину мира, исторической эпохи, через познавательно­эстетическое   осмысление   художественных   ценностей,   культурных достижений общества, помогает формировать собственный эстетический опыт, осмыслять современную действительность и себя в ней.  Искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку   –   носителю   творческой   созидательной   природы,   в   развитии   этой   природы,   в эстетическая, наполнении   учебных   дисциплин   живыми   чувствами,   яркими   образами.     Многообразие функций   искусства,   таких   как   повествовательная,   познавательно­эвристическая, общественно­преобразующая, интеллектуально­нравственная, информационно­коммуникативная, гедонистическая, прогностическая и другие, делает его необходимой и незаменимой частью современного образования.  В отличие от других сфер общественного   сознания   и   деятельности   искусство   удовлетворяет   универсальной потребности   человека   творить.   Результатом   творчества   является   теоретический   и эстетический   продукты,  отражающие   личное  отношение   ребенка  к  миру.   Произведения искусства,   к   которым   я   обращаюсь   практически   на   каждом   уроке   истории,   служат   не только   великолепной   иллюстрацией,   отражающей   личностное   отношение   художника   к изображаемому,  помогает  понять событие,    но и  побуждают  обучаемого  к оцениванию произведения   и   события,   отбору   значимого   и   ценного   для   себя   лично   и   для   всего Человечества в целом. Есть примеры и образы, носящие непреходящий характер, именно они являются  нравственными идеалами,  которые столь необходимы  каждому человеку. Обучающийся   раскрывает   свои   способности,   проявляет   одаренность,   находит   свой творческий   путь.   Индивидуальная   результативность   обучающихся   высокая,   степень удовлетворенности   побуждает   к   дальнейшей   деятельности.     Художественная   культура является ядром эстетической культуры, в основе которой  лежат эстетические отношения и   соответствующая   им   система   эстетических   и   нравственных   ценностей.     С   помощью искусства   обучающие   получают   представления   об   основных   этических   и   эстетических ценностях – добре, истине, красоте. Постоянное обращение к произведениям искусства делает   его   неотъемлемой   частью   существования,   обогащает   личность   возможностью пронести интерес к искусству через всю жизнь, дает возможность находить наслаждение в погружении в чудесный мир образов и настроений, вооружает нравственными ценностями, формирует потребность постоянного общения с искусством.  Творческий опыт искусства развивает   образно­творческие   способности,   вариативность,   гибкость   и   гармоничность мышления   человека.   Развитые   творческие   способности   необходимы   и   при   создании произведения искусства, и при его восприятии. Ребенок становится то художником, то зрителем. Это и есть один из путей воспитания способности к творчеству.  В   5   классе   на   уроке   «Театр   в   древней   Греции»   обучающиеся   разыгрывают   сценку   из комедии Аристофана «Птицы». На уроке «Олимпийские игры» произносят речь от имени олимпионика,   в   6   классе   коллективные   и   индивидуальные   творческие   задания подразумевают самостоятельное написание текстов роли и выступление с ними. Например, на   уроке   «Средневековый   замок»   обучающие   играли   роли   рыцарей,   герольдов, менестрелей,   благородных   дам,   знакомя   с   жизнью   обитателей   замка.   Они   готовили костюмы,   представлял   гербы   и   виды   оружия,   рисунки   интерьеров   замка.   Часто обучающиеся выступают в роли экскурсоводов, пишут экскурсии, готовят презентации, проекты.  На уроке «Титаны Возрождения» (7кл.) выступают в роли Леонардо да Винчи, Рафаэля,   Микеланджело,   современников   и   критиков,   искусствоведов.   Эти   приемы развивают   вариативность   мышления,   толерантность,   способствуют   погружению   в изучаемую историческую эпоху. Обучающиеся осознают, что по мере развития общества духовная   культура   приобретает   все   большее   воздействие   на   умы   и   сердца   людей, обогащает внутренний мир человека, способствует его нравственному совершенствованию. Например,   в   уроке   «Импрессионизм­   новое   видение   мира!»   обучающиеся   решают следующую   проблему:   «Почему   самим   художникам­импрессионистам   не   нравилось название их живописи?», выдвигается предположение­гипотеза: Новое видение мира было отражением   перемен   в   общественной   жизни.   В   ходе   урока   обучающиеся   выполняют задания,   направленные   на   решение   проблемы:   самостоятельно   работают   с   текстом   и иллюстрациями,   систематизируют   материал,   оформляя   его   в   таблицу,   выделяют, анализируя подготовленные сообщения, характерные особенности живописи художников, находят общие характерные отличия импрессионизма от предшествующих направлений в живописи, связывают появление импрессионизма с изменениями в общественной жизни. Каждый урок завершается выполнением практической работы по ИЗО, что способствует личностному восприятию и отношению к изученному материалу. Выполнение заданий по ИЗО носит гораздо более качественный характер, так как проходит под руководством учителя   ИЗО.   На   уроке   «Творчество   мироискуссников»   выдвигается   для   обсуждения следующая проблема: К какой категории художников можно отнести мироискуссников: новаторов   или   ниспровергателей?   Выдвигается   гипотеза:   творчество   мироискуссников попытка   ухода   от   реальности   или   особая   эстетика?     И   если   первый   урок   был   для обучающихся   8   классов,   то   второй   с   усложнением   проблемы   проводился   в   9   классе. Выдвижение   проблем   практиковалось   нами   с   самого   начала,   с   5   класса,   постепенное усложнение   заданий   позволяло   совершенствовать   мыслительные   способности,   умения   и навыки. И сейчас обучающиеся могут уже самостоятельно обозначить главную проблему, выдвинуть гипотезу и наметить пути решения, сделать обобщения и выводы. Часто работа над проблемой завершается выполнением индивидуальных заданий по выбору: написание синквейна,   сочинения­размышления,   ответа   на   вопрос,   обучающиеся   самостоятельно выбирают варианты заданий по ИЗО. Они могут быть групповыми и индивидуальными, как правило, в нескольких вариантах. Обучающиеся находятся в ситуации выбора, привыкают самостоятельно   определять   свои   возможности,   учатся   демонстрировать   свои   лучшие способности и достижения. Помогают полнее использовать возможности искусства уроки – образы,   они   уместны   при   изучении   искусства   других   стран,   другой   эпохи,   прошлого. Примерами  таких  уроков могут быть уроки «Мир  русской  иконы», «Смутное время в произведениях   изобразительного   искусства»,   «Отечественная   война   1812   года   в произведениях искусства». На этих уроках обучающиеся через знакомство и восприятие произведений  искусства  углубляют свои знания по истории,  создают образную картину эпохи,   осознают   роль   личности   в   историческом   процессе,   а   значит,   учатся   понимать степень   личной   ответственности   за   то,   что   происходит   сегодня.   Уроки   –   путешествия готовятся заранее и по форме напоминают игру. Для ведения выбирается группа детей. Это гиды, знатоки, историки, путешественники, художники. На первых подобных уроках (Путешествие   в   древний   Египет,   Путешествие   на   афинский   акрополь,   Путешествие   в древний Рим) эти роли играет учитель, но по мере приобретения обучающимися умений и навыков они все активнее включаются в работу. Вовлечению обучающихся в работу на уроке   способствуют   методы   диалогичности,   сравнения   и   обобщения,   коллективных   и групповых работ. Разумеется,   подобные   уроки   требуют   серьезной   предварительной   работы   учителя   и ребенка, учитель помогает отбирать материал, корректирует работу, проводит репетиции, но усилия оправдываются результатами научения. Реализуя   через   интегрированные   уроки   История+ИЗО   основные   аспекты   урока: :познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего – с усложнением усваиваемого   материала,   развитием   ЗУНов,   воспитательного   –   с   формированием нравственных качеств личности, я, как учитель получаю возможность более успешно и эмоционально решать поставленные воспитательные  задачи.

Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "

Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные  уроки истории "

Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "

Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные  уроки истории "

Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "

Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные  уроки истории "

Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "

Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные  уроки истории "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2019