Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
история +1
9 кл—11 кл
08.11.2019
Современный урок истории должен способствовать воспитанию активно познающий мир, толерантной личности, способной применить полученные знания, умения, нравственные нормы и принципы в своей жизни. Через весь курс проходят главные воспитывающие цели: усвоение идеалов гуманизма, демократии, патриотизма, гражданственности, осознания преемственности развития, своеобразия и общего, уважительного, толерантного отношения к достижениям культуры Человечества, выработки эмоционального, личностного отношения к изучаемым событиям и явлениям. Познание нового сопровождается воспитанием культуры ведения диалога, подготовки проектов, групповой и парной работы, информационной культуры. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ.doc
Реализация воспитательного потенциала урока через
интегрированные уроки истории и ИЗО.
Современный урок истории должен способствовать воспитанию активно познающий мир,
толерантной личности, способной применить полученные знания, умения, нравственные
нормы и принципы в своей жизни. Через весь курс проходят главные воспитывающие цели:
усвоение идеалов гуманизма, демократии, патриотизма, гражданственности, осознания
преемственности развития, своеобразия и общего, уважительного, толерантного отношения
к достижениям культуры Человечества, выработки эмоционального, личностного
отношения к изучаемым событиям и явлениям. Познание нового сопровождается
воспитанием культуры ведения диалога, подготовки проектов, групповой и парной работы,
информационной культуры. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие,
эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается
представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания о процессе
становления и развития мировой культуры, об исторически сложившихся культурно
национальных традициях и историческом пути народов России важны не только и не
столько для формирования знаний о прошлом страны и мира, сколько для понимания
происходящих в ней современных общественных процессов, ориентации в динамично
развивающемся информационном пространстве. Формирование представлений об
историческом прошлом человечества должно осуществляться не только за счет
количественного накопления знаний, но и в ходе активной и творческой познавательной
деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и
явлений. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей исторического
образования на различных ступенях и уровнях, логикой межпредметных связей, а также
учетом возрастных особенностей развития обучающихся. Для решения этих задач как
нельзя лучше подходит потенциал мирового искусства. В программах по истории темы
науки образования, искусства занимают важное место. Однако возможности полной
реализации изучения этих тем ограничены выделяемым временем. Один из вариантов
решения проблемы интеграция с другими предметами, в частности истории и ИЗО.
Интеграция этих предметов позволяет в полной мере использовать воспитательный
потенциал искусства. Поэтому мною совместно с учителем ИЗО создана система
интегрированных уроков в 59 классах, которая успешно реализуется в течение 6 лет.
Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что в
интеллектуализированной и вербализированной современной школе изучение искусства
играет совершенно особую роль – развивает эмоциональнонравственную и сенсорную
культуру ребенка, побуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и
искусстве. Изучение искусства направлено на развитие воображения и творческих
способностей, позволяет формировать целостную картину мира, исторической эпохи, через
познавательноэстетическое осмысление художественных ценностей,
культурных
достижений общества, помогает формировать собственный эстетический опыт, осмыслять
современную действительность и себя в ней. Искусство, имеющее гуманитарный характер
и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к
человеку – носителю творческой созидательной природы, в развитии этой природы, в эстетическая,
наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами. Многообразие
функций искусства, таких как повествовательная, познавательноэвристическая,
общественнопреобразующая,
интеллектуальнонравственная,
информационнокоммуникативная, гедонистическая, прогностическая и другие, делает его
необходимой и незаменимой частью современного образования. В отличие от других сфер
общественного сознания и деятельности искусство удовлетворяет универсальной
потребности человека творить. Результатом творчества является теоретический и
эстетический продукты, отражающие личное отношение ребенка к миру. Произведения
искусства, к которым я обращаюсь практически на каждом уроке истории, служат не
только великолепной иллюстрацией, отражающей личностное отношение художника к
изображаемому, помогает понять событие, но и побуждают обучаемого к оцениванию
произведения и события, отбору значимого и ценного для себя лично и для всего
Человечества в целом. Есть примеры и образы, носящие непреходящий характер, именно
они являются нравственными идеалами, которые столь необходимы каждому человеку.
Обучающийся раскрывает свои способности, проявляет одаренность, находит свой
творческий путь. Индивидуальная результативность обучающихся высокая, степень
удовлетворенности побуждает к дальнейшей деятельности. Художественная культура
является ядром эстетической культуры, в основе которой лежат эстетические отношения
и соответствующая им система эстетических и нравственных ценностей. С помощью
искусства обучающие получают представления об основных этических и эстетических
ценностях – добре, истине, красоте. Постоянное обращение к произведениям искусства
делает его неотъемлемой частью существования, обогащает личность возможностью
пронести интерес к искусству через всю жизнь, дает возможность находить наслаждение в
погружении в чудесный мир образов и настроений, вооружает нравственными ценностями,
формирует потребность постоянного общения с искусством. Творческий опыт искусства
развивает образнотворческие способности, вариативность, гибкость и гармоничность
мышления человека. Развитые творческие способности необходимы и при создании
произведения искусства, и при его восприятии. Ребенок становится то художником, то
зрителем. Это и есть один из путей воспитания способности к творчеству.
В 5 классе на уроке «Театр в древней Греции» обучающиеся разыгрывают сценку из
комедии Аристофана «Птицы». На уроке «Олимпийские игры» произносят речь от имени
олимпионика, в 6 классе коллективные и индивидуальные творческие задания
подразумевают самостоятельное написание текстов роли и выступление с ними. Например,
на уроке «Средневековый замок» обучающие играли роли рыцарей, герольдов,
менестрелей, благородных дам, знакомя с жизнью обитателей замка. Они готовили
костюмы, представлял гербы и виды оружия, рисунки интерьеров замка. Часто
обучающиеся выступают в роли экскурсоводов, пишут экскурсии, готовят презентации,
проекты. На уроке «Титаны Возрождения» (7кл.) выступают в роли Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело, современников и критиков, искусствоведов. Эти приемы
развивают вариативность мышления, толерантность, способствуют погружению в
изучаемую историческую эпоху. Обучающиеся осознают, что по мере развития общества
духовная культура приобретает все большее воздействие на умы и сердца людей,
обогащает внутренний мир человека, способствует его нравственному совершенствованию. Например, в уроке «Импрессионизм новое видение мира!» обучающиеся решают
следующую проблему: «Почему самим художникамимпрессионистам не нравилось
название их живописи?», выдвигается предположениегипотеза: Новое видение мира было
отражением перемен в общественной жизни. В ходе урока обучающиеся выполняют
задания, направленные на решение проблемы: самостоятельно работают с текстом и
иллюстрациями, систематизируют материал, оформляя его в таблицу, выделяют,
анализируя подготовленные сообщения, характерные особенности живописи художников,
находят общие характерные отличия импрессионизма от предшествующих направлений в
живописи, связывают появление импрессионизма с изменениями в общественной жизни.
Каждый урок завершается выполнением практической работы по ИЗО, что способствует
личностному восприятию и отношению к изученному материалу. Выполнение заданий по
ИЗО носит гораздо более качественный характер, так как проходит под руководством
учителя ИЗО. На уроке «Творчество мироискуссников» выдвигается для обсуждения
следующая проблема: К какой категории художников можно отнести мироискуссников:
новаторов или ниспровергателей? Выдвигается гипотеза: творчество мироискуссников
попытка ухода от реальности или особая эстетика? И если первый урок был для
обучающихся 8 классов, то второй с усложнением проблемы проводился в 9 классе.
Выдвижение проблем практиковалось нами с самого начала, с 5 класса, постепенное
усложнение заданий позволяло совершенствовать мыслительные способности, умения и
навыки. И сейчас обучающиеся могут уже самостоятельно обозначить главную проблему,
выдвинуть гипотезу и наметить пути решения, сделать обобщения и выводы. Часто работа
над проблемой завершается выполнением индивидуальных заданий по выбору: написание
синквейна, сочиненияразмышления, ответа на вопрос, обучающиеся самостоятельно
выбирают варианты заданий по ИЗО. Они могут быть групповыми и индивидуальными, как
правило, в нескольких вариантах. Обучающиеся находятся в ситуации выбора, привыкают
самостоятельно определять свои возможности, учатся демонстрировать свои лучшие
способности и достижения. Помогают полнее использовать возможности искусства уроки –
образы, они уместны при изучении искусства других стран, другой эпохи, прошлого.
Примерами таких уроков могут быть уроки «Мир русской иконы», «Смутное время в
произведениях изобразительного искусства», «Отечественная война 1812 года в
произведениях искусства». На этих уроках обучающиеся через знакомство и восприятие
произведений искусства углубляют свои знания по истории, создают образную картину
эпохи, осознают роль личности в историческом процессе, а значит, учатся понимать
степень личной ответственности за то, что происходит сегодня. Уроки – путешествия
готовятся заранее и по форме напоминают игру. Для ведения выбирается группа детей.
Это гиды, знатоки, историки, путешественники, художники. На первых подобных уроках
(Путешествие в древний Египет, Путешествие на афинский акрополь, Путешествие в
древний Рим) эти роли играет учитель, но по мере приобретения обучающимися умений и
навыков они все активнее включаются в работу. Вовлечению обучающихся в работу на
уроке способствуют методы диалогичности, сравнения и обобщения, коллективных и
групповых работ. Разумеется, подобные уроки требуют серьезной предварительной работы учителя и
ребенка, учитель помогает отбирать материал, корректирует работу, проводит репетиции,
но усилия оправдываются результатами научения.
Реализуя через интегрированные уроки История+ИЗО основные аспекты урока:
:познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего – с усложнением
усваиваемого материала, развитием ЗУНов, воспитательного – с формированием
нравственных качеств личности, я, как учитель получаю возможность более успешно и
эмоционально решать поставленные воспитательные задачи.
Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "
Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "
Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "
Статья " Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные уроки истории "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.