Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"
Оценка 4.9

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
27.05.2018
Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка  и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"
В статье рассказывается об использовании компьютерных технологий на разных этапах уроков русского языка и литературы. Автор описывает приемы и методы использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. рассказывает о преимуществах использования данной технологии и о её недостатках.
Использование ИКТ.docx
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета Мигаль Римма Алексеевна,  учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия  Белгородского района  Белгородской области» Информационные технологии  не только  проникли во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование, но и стали   неотъемлемой частью учебного   процесса.   Сегодняшнюю   школу   невозможно     представить     без компьютерного   класса   и   трудно   представить   современный   урок   без использования   компьютерных   технологий.  Применение   информационных технологий в преподавании русского языка и литературы   на данном этапе модернизации образования ­  это не дань моде, а необходимость. ИКТ могут быть   органично   включены   в   любой   этап   урока   и  позволяют   эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию   практических   умений   и навыков   учащихся;   позволяют индивидуализировать   процесс   обучения;  повышают   интерес   к урокам русского языка и литературы;  развивают творческий потенциал учащихся, их мышление,   память,   умение   работать   с   источниками   информации; активизируют  познавательную деятельность учащихся; осовременивают урок. Использование  компьютерных технологий   в образовании приводит к тому,   что   основной   акцент   в   обучении   делается   не   на   запоминание информации,   а   на   развитие   мышления учащихся,   умения   самостоятельно учиться,   развитие   творческих   способностей наших   детей.   Поэтому   время требует от учителя умения работать с современными средствами обучения, так   как   активное   использование   компьютерных   технологий   в   процессе обучения   влияет   на   рост   профессиональной   компетентности   учителя   и позволяет   осуществлять   гибкое   управление   учебным   процессом.  Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению ИКТ на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от   целей   и   задач   других   учителей­предметников.   Мы   чаще,   чем   другие педагоги­предметники   обращаемся   к   вопросам   нравственности,   в   большей мере   несем   ответственность   за   формирование   и   становление   характера ребенка, чаще обращаемся к внутреннему  миру  ребенка. По большому счету наша главная цель – формирование языковой компетенции как главнейшего средства   социализации   личности   и   вместе   с   тем   развитие   творческой личности. Все это, конечно, предполагает в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой.  Перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности ИКТ на своих уроках, всегда возникает вопрос   о   целесообразности   их   использования   на   уроках   русского   языка   и литературы. Однако сегодня компьютер в школе перестал быть только предметом изучения, он стал средством обучения и  позволяет использовать обучающие электронные   продукты   в   ходе   изучения   школьниками   русского   языка   и литературы.   Передо   мной   встала   проблема:   как   повысить   познавательный   интерес учащихся на уроках русского языка и литературы, используя информационно­ коммуникативные   технологии,   ведь,   с   одной   стороны,   необходимо   дать прочные знания по русскому языку  и литературе в рамках школьного курса и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить своих учеников к информационной культуре. Современный урок русского языка  немыслим теперь без компьютерных технологий,   которые   помогают   формировать   языковую,   речевую   и правописную   компетенции   учащихся.   Использование   информационных   и коммуникационных   технологий   в   учебном   процессе   является   актуальной проблемой современного школьного образования.             При   использовании   мультимедийных   технологий   знания приобретаются по разным каналам восприятия, поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.  Интеграция   ИКТ   и   современных   педагогических   технологий стимулирует   познавательный   интерес   к   русскому   языку   и   литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов, способствуют повышению   эффективности обучения и самообучения,   повышению качества образования.       В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. В   своей   педагогической   деятельности   компьютер   использую     на различных   этапах   уроков.   Информационные   технологии   использую   в следующих вариантах: ­ мультимедийные презентации; ­ тесты и тренажеры; ­ проектная деятельность учащихся; Применение презентации позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки,   портреты   писателей.  Необычайно   интересна   работа   с использованием   программы  Power   Point.   Она    приводит   к   целому   ряду положительных эффектов:   обогащает урок наглядностью;  психологически облегчает процесс усвоения;   возбуждает живой интерес к предмету познания;   расширяет общий кругозор учащихся;   повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.  Обилие  дополнительного материала в сети  Интернет позволяет создать банк   наглядных   и   дидактических   материалов,   тестов,   критических   статей, рефератов и т.д.   Прослушивание   художественной литературы в электронном варианте знакомит   учащихся   с     профессиональным     исполнением   различного   рода литературных произведений с целью демонстрации  красоты звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.  Электронные   словари   и   энциклопедии   позволяют   мобильно   получить дополнительные знания и использовать их на уроке.  Каждый   учитель   знает,   как   оживляет   урок   использование видеоматериалов. Мультимедийные   презентации   ­   это   удобный   и   эффектный   способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в   себе   динамику,   звук   и   изображение,   т.е.   те   факторы,   которые   наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на слух и зрение   позволяет   достичь   гораздо   большего   эффекта.   Презентация   дает возможность   учителю   самостоятельно   скомпоновать   учебный   материал, исходя   их   особенностей   конкретного   класса,   темы   урока,   что   позволяет построить занятие   так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Применение мультимедиа на каждом уроке будет более эффективным  тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты урока, посвященные решению наиболее сложных вопросов. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, которые нахожу в Интернете или же делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Слайды,   выведенные   на   большой   экран,   –   это   очень   хороший     наглядный материал. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране,   комментирую,   по   необходимости   сопровождаю   дополнительными объяснениями и примерами. В 5­6 классах применяются элементы игровых технологий (загадки, ребусы, викторины и т. д.).  Часто на своих уроках   использую кроссворды или ребусы, которые готовлю сама, либо использую готовые формы. Нетрадиционные   формы   проведения   уроков   занимают   важное   место. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИКТ является   их     эмоциональное   воздействие   на   учащихся.   Периодически использую на уроках электронные музыкальные динамические паузы, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и снимают нервное напряжение. Компьютер   органично   вписался   в   образовательный   процесс   школы   и стал  эффективным   техническим   средством,   при   помощи   которого   удается значительно   разнообразить   процесс   обучения,  повысить     мотивацию     к изучению предмета Использование   ИКТ   на   уроках   помогает   не   только   детям   усвоить материал, но и учителю творчески развиваться. Использование компьютерных технологий имеют свои преимущества: ­ эффективность обучения; ­ индивидуализация обучения; ­ повышенная мотивация обучения ­ активизация познавательной деятельности учащихся ­ эффект обратной связи; ­   развитие   у   обучающихся   продуктивных   функций   и   психических процессов; ­ повышение интереса к изучаемому предмету. Однако имеются и недостатки, игнорировать которые тоже нельзя.  ­ нарушение зрения; ­ проблемы осанки и опорно­двигательного аппарата; ­ компьютерная радиация; ­ компьютерная зависимость. Используя  ИКТ на уроках, следует соблюдать СанПиН.  Все же нельзя забывать о том, что компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого определённый запас   знаний,   но,   в   первую   очередь,   создать   условия   для   проявления познавательной активности учащихся Информационные   технологии,   в   совокупности   с   правильно подобранными   технологиями   обучения,   создают   необходимый   уровень качества,   вариативности,  дифференциации   и   индивидуализации   обучения   и воспитания. Дальнейшую   работу   в   заданном   направлении   вижу   в   формировании банка   уроков­презентаций,   совершенствовании   компьютерной   грамотности, осмысления того, насколько целесообразно и эффективно информационные технологии   используются   на   уроках;   насколько   они   способствуют формированию у школьника познавательного интереса и повышения качества знаний.   Основой   для   мониторинга   могут   служить   наблюдения   за   ходом учебного   процесса,   результаты   различных   видов   работ,   анкетирование учащихся. Литература: 1.Селевко   А.Г.   Современные   информационно­технические   средства   в   школе.   –   М.: Народное образование, 2002. 2. Яковлев А.И. Информационно­коммуникационные технологии в  образовании. / http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка  и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка  и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка  и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка  и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках русского языка  и литературы как средство повышения мотивации к изучению предмета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018