Статья "Использование метода проектов на уроках информатики "
Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
информатика
Взрослым
13.06.2017
"Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся" Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена. Информатика в учебных заведениях стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Basic, Pascal), сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки HTML).
статья.doc
Использование метода проектов на уроках
информатики для развития всех видов
мышления и познавательного интереса
учащихся
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое
распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной
дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для
учащихся среднего и старшего звена.
Информатика в учебных заведениях стала изучаться сравнительно
недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться
проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с
использованием языков программирования (Basic, Pascal), сейчас же их
изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике
базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы,
базы данных, язык гипертекстовой разметки HTML).
Ребята испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своего
труда, который могут использовать другие ученики для изучения. Чем выше
востребованность результатов труда, тем с большим старанием и
ответственностью работают дети. Проектный метод демонстрирует высокую
эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и
повышение творческого потенциала учащихся.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно
познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
В настоящее время идет стремительная информатизация сферы
образования. Это связано с тем, что профессии, предлагаемые выпускникам
учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Возникает
необходимость выработки специальных навыков умственных действий. По являются:
мнению
1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения
исследователей,
навыками
такими
заданной цели при помощи фиксированного набора средств;
2. Умение строить информационные структуры для описания объектов и
систем;
3. Умение организовать поиск информации, необходимой для описания
систем;
объектов
4. Умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в
и
понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение.
Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся
применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет
формирование и совершенствование самоорганизации деятельности
школьников. МП отражает деятельностный подход в обучении и является
приоритетным методом проектного обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов,
с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки,
техники, технологии, творческих областей. По определению проект это
совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов,
замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода
теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
МП . Это такая форма работы, предполагающая применение различных
видов деятельности по реализации проекта . ПОД проектом понимается
определенная Система деятельности ДЛЯ достижения конкретной цели
Учебным проектом может Быть п Компьютерный Курс изучения определенной тема, и логическая игра, и макет лабораторного оборудования,
смоделированный на компьютере , и тематическое общение по электронной
почте, и телекоммуникационные проекты. Общая схема выполнения проекта:
учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты
обучения и исходные данные. Все остальное предстоит делать самим
ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения,
действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым,
корректировать собственную деятельность. Проект может быть выполнен на
одном уроке, либо дается заранее и выполняется определенный срок.
Все вышеназванные приемы, методы и средства формирования УПК учащихся
могут применяться во всех содержательных линиях предмета информатики.
Таким образом, определилась методика формирования самоорганизации
деятельности школьников как элемент учебнопознавательной компетенции
информатики.
учащихся
уроках
на
В структуру МП входят также элементы методологической, общеучебной
деятельности. Данные умения формируются в процессе изучения такого
фундаментального раздела информатики, как, 7 класс «Устройство ПК»,
«Виды памяти ПК», 8 класс (. И для 11 кл), « Компьютерные сети »,« Базы
данных », 9 класс « Кибернетика »(« наука об управлении "), 10 класс «
Создание вебсайта ». Рассматривая окружающий мир с кибернетической
точки зрения, учащиеся выделяют системы, формализуют их, осуществляют
системный анализ, осуществляют поиск управления объектом, его
оптимизацию и синтез системы управления по найденному решению. Таким
образом, в процессе кибернетического образования школьников учащиеся
овладевают методами познания окружающей действительности, пополняют и
совершенствуют свой методологический аппарат, что способствует
формированию и развитию учебнопознавательной компетентности.
Определим систему заданий по МП для формирования или отработки
ЗУН учащихся на уроке: Целеполагание: сложный процесс, включающий умение анализировать
ситуацию, ставить задачу, проблему. Целеполагание вырабатывается в
процессе всей учебной деятельности, применяющие следующие виды работы:
проблемное изложение, проблемнопоисковая ситуация, частичнопоисковые
работы, исследовательские, творческие работы, алгоритмы, выполнение
проектов . В этих видах работы прослеживается логика всей деятельности, от
постановки цели до анализа результатов работы. К тому же цель должна быть
осознанна и принята учеником.
Моделирование
(процесс построения модели) , проектирование
(создание проекта, подводящее модель до уровня ее практической реализации
), конструирование (детализация и конкретизация проекта, подведение его к
условиям реальной практики) : используются приемы схематизации.
Самоконтроль, самокоррекция, самоанализ деятельности. Работа над
этими умениями и навыками осуществляется в процессе всей работы над
проектом в деятельности школьников., а также уместны фразы учителя "А
почему так получилось? Что можно исправить, чтобы результат был иным? "И
др. В конце урока используются фразы "Что понравилось на уроке? Что
хотелось бы повторить? "Приемы взаимопроверки, взаимоконтроля.
Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного
(творческого) мышления на сегодняшний день одна из актуальных проблем
Педагогической наукой доказана
образовательной среды России.
необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её
практикой обучения.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая
потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а
результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного,
очевидного), эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство
педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников,
потребности учиться, получать знания.
в средство формирования
Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г.
Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожеца, А. Н. Леонтьева, Н. А.
Менчинской и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития
продуктивного мышления при обучении информатике следует отметить
работы В. А. Крутецкого, Д. Пойа, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.
Творческий проект может использоваться как одна из форм итоговой
аттестации учащихся. В этом случае проекты должны охватывать как можно
более широкий круг тем изучаемого курса. Учитывая индивидуальные
способности, учащиеся разрабатывают итоговые творческие проекты. Работа
над ними осуществляется в течение всего учебного года и проводится
поэтапно.
Для создания итогового творческого проекта необходимо, вопервых,
наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или
а также практическая и познавательная значимость
проблемы,
предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни,
знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо
приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести.
Вовторых, самостоятельная деятельность учащихся. Втретьих, необходимо,
структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие
результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. Вчетвертых, это
оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно,
сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.
На своих уроках МП использую очень часто и во всех параллелях (711
классы). Например, в 7 классе при изучении темы «Устройство ПК» учащиеся
свой проект реализуют в виде информационных буклетов, в 9 классе вся
проектная деятельность осуществляется в компьютерных презентациях, в 10 классе создание вебстраниц, вебсайтов. Таким образом, работая в малых
группах, парах идет распределение труда между участниками проекта и т.д.
Литература:
1.
Информатика 911 классы. “Проектная деятельность учащихся»
.Э.С.Ларина. Издательство «Учитель» Волгоград. 2009г.
2.
Информатика 10 класс. «Проектная деятельность». М.Г.Гилярова.
Издательскоторговый дом Волгоград 2008г.
3.
Горлицкая, С.И. «О методе проектов»/ Ресурсы Интернета.
Пак, Н.И. «О нелинейных технологиях обучения»//«Информатика и
4.
образование», №5 1997г.
Селевко, Г.К. "Современные образовательные технологии" Москва,
5.
"Народное образование", 1998г.
Статья "Использование метода проектов на уроках информатики "
Статья "Использование метода проектов на уроках информатики "
Статья "Использование метода проектов на уроках информатики "
Статья "Использование метода проектов на уроках информатики "
Статья "Использование метода проектов на уроках информатики "
Статья "Использование метода проектов на уроках информатики "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.