В статье говорится о необходимости внедрения проектной деятельности на уроках математики. Проектная деятельность при обучении математике, а именно проектная деятельность, направленная на воспитание патриотизма средствами математики, одновременно способствует решению не только учебных, но и универсальных учебных (метапредметных) действий, требуемых ФГОС нового поколения.
Валиуллина З.Р.
МБОУ СОШ № 2 г.Агрыз РТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В РАМКАХ ФГОС
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Всякое знание остается мертвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность
Н.А.Умов
В настоящее время в нашем государстве остро встал вопрос
о патриотизме. Не многих людей можно назвать патриотами
своей Родины. На протяжении всего исторического пути,
который был пройден Россией, россияне не раз доказывали, что
их жизнь неразрывно связана с благополучием их Отчизны.
Самым ярким выражением патриотичной любви к своей стране
стала Победа в Великой Отечественной войне. Современная
молодежь практически не интересуется культурным и
историческим наследием своих предков. А для того, чтобы она
росла и процветала необходимо развитие идеи патриотизма в
молодежной среде.
Сейчас чувство патриотизма у современной молодежи
отличается от того, каким оно было в XX веке. У молодых
людей другие ценностные ориентиры. Что же нужно делать? Как
воспитать чувство патриотизма у современной молодежи?
Воспитывать чувство патриотизма можно не только на
внеклассных мероприятиях и занятиях гуманитарной
направленности, но и на уроках математики. Одной из форм
организации учебной деятельности являются учебные проекты,
позволяющие формировать у учащихся способность к
осуществлению практической деятельности – способность
определять цель деятельности и планировать пути еедостижения, анализировать и оценивать результаты. Этот метод
способствует формированию у учащихся следующих умений:
составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на
группы, распределять роли внутри группы, определять сроки
выполнения проекта, определять необходимые для реализации
проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут
браться, обобщать полученную информацию, представлять
результат проделанной работы.
Именно в школе закладываются основы развития думающей,
самостоятельной личности, предусматривается достижение
учебных и воспитательных задач.
Именно проектноисследовательская деятельность даёт
новые возможности для решения этих задач. В ходе проектной
деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и
учатся тому, как самостоятельно в современной жизни
приобретать эти знания.
Воспитание в процессе обучения – это только часть
целостной воспитательной системы школы. На уроке в какойто
мере воспитание осуществляется посредством четырех
факторов: 1) через содержание образования; 2) через методы и
формы обучения; 3) через использование случайно возникших и
специально созданных воспитывающих ситуаций; 4) через
личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Анализ учебных программ учебников позволяет сделать
вывод о том, что в содержании каждого учебного предмета
заложены возможности для осуществления патриотического
воспитания.
Патриотический долг учащихся в период обучения в школе–
учиться на “хорошо” и “отлично”, закаляться физически,
воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина
России. От защитника Родины требуются глубокие знания
точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики.
Каждому учителю известно, что обучение должно быть
эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как
показывает практика, на уроке создается благоприятная
эмоциональная обстановка, если перед изложением новогоматериала провести 23минутную увлекательную беседу (там,
где это диктуется программой) о значении математики в жизни.
Во время проведения уроков можно вести рассказ о роли
ученыхматематиков в укреплении оборонной мощи нашей
страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их
научные исследования были направлены на решение проблемы
обороны страны.
Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу
будущим воинам, рассказав им о применении математики на
военной службе. Ученики должны знать, что твердое знание
предмета необходимо для овладения основами военной техники,
военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.
Проектная деятельность внедрялась в школы уже в
тридцатые годы ХХ века, однако этот опыт не дал
положительных результатов. Причин несколько. Теоретически
проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого
вытекало неоднозначное понимание сущности школьных
проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея,
спущенная сверху, не воспринималась учительством как нечто
необходимое и важное для образования учащихся. В результате
идея проектной методики не получила своего развития и
прекратились исследования в этом направлении.
В XXI нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась
несостоятельной. Именно осмысление и применение этого
метода в новой учебной, социальнокультурной ситуации, в свете
требований к образованию на современной ступени
общественного развития позволяет говорить о школьном проекте
как о новой технологии в педагогике, которая позволит
эффективно решать задачи личностноориентированного
подхода в обучении подрастающего поколения. Проект ценен
тем, что в ходе его выполнения школьники учатся
самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной
и учебной деятельности. Если ученик получит в школе
исследовательские навыки ориентирования в потоке
информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять
факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокогообразовательного уровня легче будет адаптироваться в
современном обществе, к меняющимся условиям жизни,
правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет
жить творческой жизнью.
Проектная деятельность при обучении математике, а именно
направленная на воспитание
проектная деятельность,
патриотизма
одновременно
способствует решению не только учебных, но и универсальных
учебных (метапредметных) действий, требуемых ФГОС нового
поколения.
средствами математики,
Литература
1. Денисова Н.А. Технология проектного обучения как
средство успешного освоения детьми социокультурного опыта
в системе дополнительного образования./ Дополнительное
образование и воспитание. – 2007. – № 10.
2. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности
Школа и
школьников в проектной деятельности./
производство. – 2006. – № 1.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А.
Проект как цикл
инновационной деятельности и организация практической
образовательной деятельности. / Инновационные проекты и
программы в образовании. – 2009. – № 5.
4. Организация проектной деятельности
в школе:
система работы/ авт.сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград:
Учитель, 2009.