Статья "Использование словарей русского языка на уроках в начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников"
Оценка 4.8

Статья "Использование словарей русского языка на уроках в начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
4 кл
25.07.2019
Статья "Использование словарей русского языка на уроках в начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников"
В статье рассказываю об использовании словарей русского языка на уроках в начальной школе как средстве обогащения словарного запаса школьников. Повышение языковой культуры невозможно без работы по обогащению словарного запаса школьников, используя различные виды словарей. Язык- это средство общения, поэтому важно, чтобы речь наших детей была не только грамотной, но и яркой, насыщенной, богатой различными языковыми элементами.
статья.docx
Использование   словарей   русского   языка   на   уроках   в   начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями   обозначаются   конкретные   предметы   и   отвлеченные   понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него   возможности   выбора   более   точного   и   выразительного   оформления мысли. Вопрос  по   обогащению  словарного  запаса   современного  школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые   и   новые   слова,   многие   из   которых   трудны   и   непонятны.   Поэтому первостепенной   задачей   учителя   является   работа   над   обогащением   и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.    Важнейшим   компонентом   процесса   развития   языковой   личности является   формирование   умения   пользоваться   словарями   в   учебно­ познавательной   деятельности   как   источником   знания   и   средством саморазвития.   Несомненным   является   тот   факт,   что   словари   играют неоценимую   роль   в   процессе   преподавания   русского   языка.   Богатейший материал   словарей   способен   стимулировать   интерес   к   предмету   «русский язык»,   а   сами   словари   могут   стать   надежными   помощниками   учащихся, дающими возможность самостоятельно и сознательно добывать знания. Возможности правильного и умелого применения различных словарей в начальной школе зависит от того, насколько успешно учитель ориентируется в проблемах   современной   лексикографии,   знает   особенности   аспектных словарей русского языка и умеет применять эти словари в своей работе.  Конец XX начало XXI века ознаменован небывалым подъемом словар­ ного   дела.   «Различные   фрагменты   языковой   картины   мира,   разнообразные аспекты   научного   знания   воплощаются   в   словарной   форме.   Современная отечественная   лексикография   предоставляет   получателю   словарной информации широкий круг самых разнообразных словарей» (Козырев, Черняк 2000: 38). В   современной   ситуации   становится   очевидным,   что   «лек­ сикографическую культуру как необходимый этап в развитии общей культуры отдельного   человека   и   как   определенный   показатель   культуры   общества следует воспитывать и начинать эту работу необходимо в школе» (Козырев, Черняк 2000: 11). Следует   отметить,   что   применительно   к   начальной   школе   вопросы использования   словарей   в   учебно­познавательной   деятельности   учащихся стали   рассматриваться   в   методике   обучения   русскому   языку   лишь   в последнее   десятилетие.   Идея   целесообразности   данного   вида   работы получила   освещение   в   публикациях   М.Р.   Львова,   А.А.   Бондаренко,   Н.П. Пикаловой и др. В связи с этим выделилось новое направление ­ практическая разработка словарей, ориентированных на младший школьный возраст (М.Р. Львов, Н.М. Неусыпова,  О.А.  Ушакова  и др.).  В  современном мире  поток информации,  который   получают   дети,  настолько   велик,  что   потребность   в чтении литературы  постепенно отпадает.  Вследствие  чего  словарный запас детей одновременно богат и беден. Проводя огромное количество времени за компьютером,   дети   перестают   общаться   при   помощи   устной   речи.   Им достаточно односложных ответов на поставленные вопросы. Таким образом, развитие связной речи учащихся становится важнейшим аспектом обучения родному языку. Лексический   фрагмент   урока   русского   языка   со   словарями   должен стать  обязательным  в  любом  классе, а работа  с  разными  типами  словарей должна превратиться в необходимость. Такой   вид   работы   способствует   более   прочному   овладению орфографией слова. Дети самостоятельно находят его в различных словарях, записывают   в   тетради,   ставят   ударение,   определяют   и   подчеркивают непроверяемые   безударные   гласные,   пишут   транскрипцию,   знакомятся   с этимологией, подбирают пословицы и поговорки, фразеологизмы, синонимы, антонимы, составляют предложения. Как   показывает   практика,   подобная   работа   очень   эффективна   и результативна:   она   активизирует   деятельность   детей,   повышает   интерес   к овладению   богатствами   родного   языка,   воспитывает   внимание   к   слову, обогащает словарный запас и формирует навыки грамотного письма. Литература 1. Актуальные проблемы учебной лексикографии / Сост. В.А. Редькин. ­ М.: Русский язык, 1977. ­ 320 с. 2. Конакина В.П. Лексико­орфографические упражнения при изучении слов из "Словаря" // Начальная школа. №11, 1990. ­ С. 17­22. 3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. ­ М., 1999.

Статья "Использование словарей русского языка на уроках в начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников"

Статья "Использование словарей русского языка на уроках в начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников"

Статья "Использование словарей русского языка на уроках в начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников"

Статья "Использование словарей русского языка на уроках в начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников"

Статья "Использование словарей русского языка на уроках в начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников"

Статья "Использование словарей русского языка на уроках в начальной школе как средство обогащения словарного запаса школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2019