Дата 16.01.2019
Тема: «Род и число имён прилагательных»
Тип урока обобщение и систематизация знаний изучение и первичное закрепление знаний.
Цели
Обучающие: сформировать умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам
Развивающие: развивать навыки образовывать однокоренные прилагательные от существительных
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культуру учебного труда на уроке
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс. 2часть» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; компьютер, проектор, веселая физкультминутка. Имя прилагательное»; схемы «Род и число имен прилагательных», карточки для работы в парах, группах и для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
А девиз, у нас, какой: «Все что надо под рукой!».
II Актуализация знаний.
- А о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Какова наша была тема? (Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?)
Рассказывают правило.
Высказывают предположения о роли прилагательных: имена прилагательные дают возможность не только украсить речь, но и выразить отношение говорящего к предмету, о котором идет речь. Прилагательные помогают выделить наиболее яркие, отличительные признаки предмета.
- Ну а сейчас внимание на доску. Вот картинка. Постарайтесь подобрать ко всему, что на ней изображено как можно больше имен прилагательных.
-Молодцы. Справились с заданиями.
III.Введение в тему урока.
Определите тему урока, используя опорные слова.
(зеленый, красная, голубое, новый-новые, лучший-лучшие).
-К существительным какого рода можно поставить эти прилагательные?
-Примеры детей.
-Сколько предметов могут обозначать слова новый и новые? Ответы детей.
-Сформулируйте тему и задачи нашего урока.
-«Род и число имен прилагательных». Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и научимся определять род и число этой части речи.
Связь имён прилагательных с существительными.
Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова).
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют.
– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?
(У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.)
-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
IV. Первичное закрепление знаний
Работа по учебнику (упражнение 8 с.7).
– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены?
–Приведите примеры имен прилагательных в этом числе. Запишите.
–Имена прилагательные, имеющие окончания
-ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во
множественном числе.
Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.
Какие? Умн красив чист бел точн нов рыж син
V.Физкультминутка
VI.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
1.Работа в парах. Работа в карточках.
Прочитайте. Спишите. Найдите имена прилагательные. Определите число и род имен прилагательных.
Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок.
2. Поработаем в группах. Представитель каждой группы выбирает воздушный шарик с заданием. ( Класс украшен шарами всех цветов радуги). Клоун прислал вам задание:
Согласуйте существительное и прилагательное в нужном роде.
Задание для 1 группы
Нов.. костюм, соснов… шишка, бел… платье, спокойн… река, вечерн… заря, сер… облако ,
легк…. туман , зимн…. забавы
Задание для 2 группы
Сладк.. малины, свеж.. ветер, вечерн.. роса, хмур…осень, обрывист.. берег, медленн.. течение
летн… платье, дневн… отдых.
Задание для 3 группы
Вечерн… время, тяжёл… сумка, вкусн.. мороженое, весёл.. игры, глубок.. сугроб, больш..крокодил, глубок…река, золот…солнце.
Задание для 4 группы
Шелков… платье, почтов… ящик, , летн… солнце, интересн… книга, весёл… мелодия, лев… берег, хорош.. пес, труслив.. заяц.
Задание для 5 группы
Тих.. езда, густ.. лес , горяч.. вода , тёмн.. небо , стар.. книга, верн.. друг, чёрн.. пятно, быстр.. машина.
Задание для 6 группы
тих.. голос, горяч.. лето, тёмн.. лицо, стар.. человек, верн.. ответ, быстр... белочка, холодн…утюг, сладко…яблоко.
VII. Итог урока. Рефлексия
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
-Научились ли вы чему- то новому?
– Какая задача перед нами стояла?
– Что нового узнали на уроке?
– Почему прилагательные называются именно так? Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.
– Что нового вы узнали об имени прилагательном? Имена прилагательные изменяются по родам и числам.
VIII. Домашнее задание (упр. 12 стр. 8).
Вечер зимний в небе синем Звёзды синие зажёг. Ветви сыплют синий иней На подсиненный снежок.
|
Вечер зимний в небе синем Звёзды синие зажёг. Ветви сыплют синий иней На подсиненный снежок.
|
Задание для 1 группы Согласуйте существительное и прилагательное в нужном роде и числе.
Нов.. костюм, соснов… шишка, бел… платье, спокойн… река, вечерн… заря, сер… облако , легк…. туман , зимн…. забавы.
|
Задание для 2 группы Согласуйте существительное и прилагательное в нужном роде и числе.
Сладк.. малины, свеж.. ветер, вечерн.. роса, хмур…осень, обрывист.. берег, медленн.. течение, летн… платье, дневн… отдых.
|
Задание для 3 группы Согласуйте существительное и прилагательное в нужном роде и числе.
Вечерн… время, тяжёл… сумка, вкусн.. мороженое, весёл.. игры, глубок.. сугроб, больш.. крокодил, глубок… река, золот… солнце.
|
Задание для 4 группы Согласуйте существительное и прилагательное в нужном роде и числе.
Шелков… платье, почтов… ящик, , летн… солнце, интересн… книга, весёл… мелодия, лев… берег, хорош.. пес, труслив.. заяц.
|
Задание для 5 группы Согласуйте существительное и прилагательное в нужном роде и числе.
Тих.. езда, густ.. лес , горяч.. вода , тёмн.. небо , стар.. книга, верн.. друг, чёрн.. пятно, быстр.. машина. |
Задание для 6 группы Согласуйте существительное и прилагательное в нужном роде и числе.
Тих.. голос, горяч.. лето, тёмн.. лицо, стар.. человек, верн.. ответ, быстр... белочка, холодн…утюг, сладко…яблоко.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.