Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.
Формируемые УУД:
познвательные— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
регулятивные —постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
по теме «Предложение как единица речи. Виды предложений оп цели высказывания»
(Программа Школа России)
Тютрина Марина Николаевна, учитель начальных классов.
выделение
Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать
умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять
предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.
Формируемые УУД:
познвательные— самостоятельное
формулирование
познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по
выделенным признакам; синтез;
коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
регулятивные —постановка учебной задачи; сличение способа действия и его
результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения
материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её
мотивом.
и
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)
III. Актуализация знаний
— Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и
запишите его с тем же существительным
Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, высокий человек,
длинные каникулы, густой суп, горький напиток.
— Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами
прилагательных? (Парный согласный в корне.)
— Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.
— Расскажите соответствующее правило.
— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них
орфограммы.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)IV. Самоопределение к деятельности
— Составьте предложение с любым словосочетанием, запишите
— Докажите, что вы записали предложение. (Предложение выражает
законченную мысль.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить, что
мы знаем о предложении, научиться отличать предложения от
словосочетаний, групп слов, составлять предложения из слов, вспомнить,
какие бывают виды предложений.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 12 (с. 13).
— Прочитайте стихотворение.
— Что вы почувствовали, когда читали эти строки? (Восхищение, восторг, мы
любовались картинами природы.)
— Нарисуйте словесную картинку к стихотворению. Какие эпитеты, сравнения
вам помогли её представить?(Розовеет небо, звёзды тают, как снежинки.)
— Какие слова употреблены в переносном значении? С чем сравниваются
небосвод, звёзды?
— Назовите предложение, состоящее из одного слова. Можно ли назвать это
слово предложением? Докажите.(Предложение — это слово или несколько
слов, выражающих законченную мысль.)
— Прочитайте остальные предложения. Сколько слов в каждом предложении?
Назовите в каждом предложении главные члены.
— Найдите слова, произношение которых расходится с написанием. Объясните
их написание.
— Как выделяются границы предложения на письме? Прочитайте предложения
выразительно.
— Напишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 13 (с. 13).
— Прочитайте.
— Можно ли данные группы слов назвать предложениями? (Нет. В них
нарушен порядок, слова не связаны между собой.)— Составьте из каждой группы слов предложения.
— Какая часть слова служит для связи слов? (Окончание.)
— Назовите предлоги. Какую роль они играют в предложении? (Служат для
связи слов в предложении.)
— Можно ли назвать эти предложения текстом? (Это текст, так как все
предложения объединены общей темой «Осень».)
— Составьте ещё дватри предложения на эту тему.
— Как на письме обозначают границы предложений? (Первое слово в
предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится
точка.) (Запись предложений с комментированием.)
Упр. 14 (с. 14).
— Прочитайте стихотворение.
— Почему оно вызывает улыбку?
Как обозначаются границы предложений в устной речи? (С помощью
интонации.)
— Прочитайте стихотворение, интонационно выделяя конец предложений.
— Запишите текст стихотворения строфой, обозначая границы предложений.
(Взаимопроверка.)
Дополнительное задание: выучить стихотворение и рассказать его у доски.
VIII. Рефлексия
— Спишите текст, разделяя его на предложения. Озаглавьте текст.
Подчеркните в словах проверяемые безударные гласные.
Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели берёзки покраснели
осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев
небо часто покрывалось тяжёлыми облаками шёл мелкий дождь стаи птиц
неслись на юг. (Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Какую языковую единицу можно назвать предложением?
— Как отличить предложение от группы слов, от словосочетания?
— Как обозначаются границы предложений в устной и письменной речи?
Домашнее задание
Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).