В статье раскрывается актуальность взаимодействия с родителями воспитанников, включение их в инновационную деятельность дошкольной образовательной организации, нацеливающую на непосредственное и активное участие в решении общих для ДОО и семьи воспитательно- образовательных задач через реализацию современных инновационных технологий сотрудничества, интерактивных технологий.Статья
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С
РОДИТЕЛЯМИ
Агапова Н.Н., заведующий
МБДОУ детский сад № 15 «Светлячок» г. Коломна
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и
демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
определяет родителей воспитанников как участников образовательных
отношений.
ФГОС дошкольного образования предусматривает разработку содержания
основных образовательных программ в части, формируемой участниками
образовательных отношений, с учетом потребностей родителей воспитанников.
В соответствии с этим возникает необходимость развития инициативы
родителей в жизнедеятельности всей системы ДОУ, формирования у них
соответствующих компетенций. В настоящее время важными результатами
образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к
созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
Основным результатом образовательной
деятельности выступает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а
набор ключевых компетенций в различных сферах.
Гуманистическая парадигма современного образования в России особое
внимание уделяет становлению человека как субъекта общения и
взаимодействия с другими людьми. Одним из условий развития творческого
потенциала родителей как участников образовательных отношений является
включение их в инновационную деятельность, нацеливающую каждого на
непосредственное и активное участие в решении общих для ДОУ и семьи
воспитательно образовательных задач.
К числу инновационных технологий сотрудничества с родителями
воспитанников относятся интерактивные технологии. Их реализация позволяет
максимально конструктивно организовать межличностное познавательное
общение и взаимодействие всех его субъектов.
Интерактивные формы и методы повышают мотивацию и вовлеченность
участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к
последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным
действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой
вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более
осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивные технологии формируют способность мыслить
неординарно, по своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее;
обосновать свои позиции, свои жизненные ценности; развивают умение
выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерскоеобщение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам,
необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного
нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
«Интерактивный» означает способность взаимодействовать или
находиться в режиме беседы, диалога с чемлибо (например, компьютером) или
кемлибо (например, человеком).
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия это, прежде всего,
диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными: обмен
опытом; выработка общего мнения; формирование умений, навыков; создание
условия для диалога; группового сплочения; изменения психологической
атмосферы.
Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является
фасилитация (поддержка, облегчение) направление и помощь процессу обмена
информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному
опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и
практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия,
усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников.
Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных
форм взаимодействия:
информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с
использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов;
интерактивное общение способствует умственному развитию;
при наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются
коммуникативными ролями, изначальный получатель становится отправителем и
проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика
начальному отправителя;
обратная связь может способствовать значительному повышению
эффективности обмена информацией
воспитательной,
управленческой);
двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен
и повышает уверенность в правильности ее интерпретации;
обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией,
позволяя обеим сторонам устранять помехи;
контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на
практике.
(учебной,
Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их
помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и
страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя не
очевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее
воздействие оказывает фактор социальной желательности.Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с
родителями: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты,
семинарытренинги, интерактивные игры, мастер – классы и другие.
Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия,
которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и
воспитания детей по различным образовательным областям, повышение роли и
ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания
ребёнка.
Акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми: «Подари
улыбку», «Подари детям праздник», «Елочка желаний», «Покормите птиц
зимой», «Красота своими руками», «Поздравь ветерана», «Пасхальная радость»
и многие другие. В результате проведения акций создаётся благоприятная среда
для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются
положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в
организации семейного досуга.
Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких
акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению
имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в
сотрудничество разных специалистов ДОУ благоприятно сказывается на
взаимодействии всех участников педагогического процесса.
В результате проведения акций создается благоприятная среда для
повышения количества контактов родителей с педагогами, формируется
положительное отношение родителей к учреждению, вырастает потребность в
организации семейного досуга.
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:
определение целей и задач, составление плана акции, выбор интерактивных
форм взаимодействия с родителями дошкольников (консультации,
интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские
собрания, домашние задания, конкурсы), различные формы работы с детьми,
совместные мероприятия с родителями и детьми, подведение итогов по
поощрению детей и родителей в результате проведённых акций.
При проведении тематических акций педагог через направленную
организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление
знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни
среди людейсверстников, взрослых.
Таким образом, в новых формах взаимодействия с родителями
реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных, как
инновационных форм взаимодействия с родителями, позволяет значительно
улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей,
расширить представления детей по различным образовательным областям,
повысить имидж ДОУ.
Литература1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//
Воспитатель ДОУ. 2011. №12.
2. Нечаев М.П., Романова Г.А. методическая деятельность дошкольной
образовательной организации в реализации ФГОС ДО. М.: УЦ «Перспектива»,
2015.