Статья "Использование современных технологий в работе с родителями"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 29.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье раскрывается актуальность взаимодействия с родителями воспитанников, включение их в инновационную деятельность дошкольной образовательной организации, нацеливающую на непосредственное и активное участие в решении общих для ДОО и семьи воспитательно- образовательных задач через реализацию современных инновационных технологий сотрудничества, интерактивных технологий.Статья
Иконка файла материала Агапова Н.Н._статья.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ Агапова Н.Н., заведующий МБДОУ детский сад № 15 «Светлячок» г. Коломна Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.  Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации» определяет   родителей   воспитанников   как   участников   образовательных отношений. ФГОС дошкольного образования предусматривает разработку содержания основных   образовательных   программ   в   части,   формируемой   участниками образовательных отношений, с учетом потребностей родителей воспитанников. В   соответствии   с   этим   возникает   необходимость   развития   инициативы родителей   в   жизнедеятельности   всей   системы   ДОУ,   формирования   у   них соответствующих   компетенций.   В   настоящее   время   важными   результатами образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной   деятельности,   умение   вести   диалог,   искать   и   находить содержательные   компромиссы.     Основным   результатом   образовательной деятельности выступает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах. Гуманистическая парадигма современного образования в России особое внимание   уделяет   становлению   человека   как   субъекта   общения   и взаимодействия   с   другими   людьми.   Одним   из   условий   развития   творческого потенциала   родителей   как   участников   образовательных   отношений   является включение   их   в   инновационную   деятельность,   нацеливающую   каждого   на непосредственное   и   активное   участие   в   решении   общих   для   ДОУ   и   семьи воспитательно­ образовательных задач. К   числу   инновационных   технологий   сотрудничества   с   родителями воспитанников относятся интерактивные технологии. Их реализация позволяет максимально   конструктивно   организовать   межличностное   познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Интерактивные формы и методы повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.  Кроме того, интерактивные технологии формируют способность мыслить неординарно,   по­   своему   видеть   проблемную   ситуацию,   выходы   из   нее; обосновать   свои   позиции,   свои   жизненные   ценности;   развивают   умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерскоеобщение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый   такт,   доброжелательность   к   участникам   процесса   совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.   «Интерактивный»   означает   способность   взаимодействовать   или находиться в режиме беседы, диалога с чем­либо (например, компьютером) или кем­либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные   формы   взаимодействия ­   это,   прежде   всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Цели   интерактивного   взаимодействия могут   быть   различными:   обмен опытом; выработка общего мнения; формирование умений, навыков; создание условия   для   диалога;   группового   сплочения;   изменения   психологической атмосферы. Самой общей   задачей   педагога   в   интерактивной   технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) ­ направление и помощь процессу обмена информацией:   выявление   многообразия   точек   зрения;   обращение   к   личному опыту   участников;   поддержка   активности   участников;   соединение   теории   и практики;   взаимообогащение   опыта   участников;   облегчение   восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников. Все   вышесказанное   определяет   концептуальные позиции   интерактивных форм взаимодействия: ­   информация   должна   усваиваться   не   в   пассивном   режиме,   а   в   активном,   с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов; ­ интерактивное общение способствует умственному развитию; ­ при наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями, изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя; ­   обратная   связь   может   способствовать   значительному   повышению эффективности   обмена   информацией     воспитательной, управленческой); ­ двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации; ­   обратная   связь   увеличивает   шансы   на   эффективный   обмен   информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи; ­ контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике. (учебной, Интерактивные   методы   выполняют   диагностическую   функцию,   с   их помощью   проясняются   родительские   ожидания,   представления,   тревоги   и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя не очевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.Выделяют   следующие   нетрадиционные   интерактивные   формы   работы   с родителями: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары­тренинги, интерактивные игры, мастер – классы и другие. Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности   родителей   в   деле   гражданского   образования   и   воспитания ребёнка. Акции   могут   быть   как   общесадовскими,   так   и   групповыми:   «Подари улыбку»,   «Подари   детям   праздник»,   «Елочка   желаний»,   «Покормите   птиц зимой», «Красота своими руками», «Поздравь ветерана», «Пасхальная радость» и многие другие. В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.  Большая   подготовительная   работа   воспитателей   к   проведению   таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся   представлений   о   работе   с   детьми   и   родителями.   Вовлечение   в сотрудничество   разных   специалистов   ДОУ   благоприятно   сказывается   на взаимодействии всех участников педагогического процесса. В   результате   проведения   акций   создается   благоприятная   среда   для повышения   количества   контактов   родителей   с   педагогами,   формируется положительное отношение родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. Алгоритм   подготовки,   создания   и   проведения   тематических   акций: определение   целей   и   задач,   составление   плана   акции,   выбор   интерактивных форм   взаимодействия   с   родителями   дошкольников   (консультации, интерактивные   игры,   беседы,   анкетирование,   нетрадиционные   родительские собрания, домашние задания, конкурсы), различные формы работы с детьми, совместные   мероприятия   с   родителями   и   детьми,   подведение   итогов   по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций. При   проведении   тематических   акций   педагог   через   направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний,   воспитание   качеств   личности,   приобретение   ребенком   опыта   жизни среди людей­сверстников, взрослых. Таким   образом,   в   новых   формах   взаимодействия   с   родителями реализуется   принцип   партнерства,   диалога.   Разнообразие   интерактивных,   как инновационных   форм   взаимодействия   с   родителями,   позволяет   значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить   представления   детей   по   различным   образовательным   областям, повысить имидж ДОУ.  Литература1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ// Воспитатель ДОУ. ­ 2011. ­ №12.  2.   Нечаев   М.П.,   Романова   Г.А.   методическая   деятельность   дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО. ­ М.: УЦ «Перспектива», 2015.