Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
2 кл—9 кл
03.03.2018
В статье описана применяемая технология межвозрастного взаимодействия в преподавании математики в младшей школе. В школе технология межвозрастного взаимодействия применяется как в воспитательном, так и в образовательном процессе. Отмечается особенно результативность разновозрастных групп в образовательном процессе. Стоит отметить, что с учащимися младших классов работают все старшеклассники независимо от их успешности.В статье описана применяемая технология межвозрастного взаимодействия в преподавании математики в младшей школе. В школе технология межвозрастного взаимодействия применяется как в воспитательном, так и в образовательном процессе
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ.docx
Л.И. Сокол, учитель математики
Н.Н. Максименко, учитель начальных классов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВОЗРАСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
МБОУ «Колюбакинская СОШ» Рузского района Московской области
Lyudmila
. sockol
@ yandex
. ru
В настоящее время в России происходят серьёзные изменения
условий формирования личности школьника, в связи, с чем особую
важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.
Одним из механизмов социализации личности является социальная
адаптация. Справедливым представляется выделение межвозрастного
взаимодействия в качестве одного из средств, определяющих успешность
адаптационных процессов. Мировая тенденция усиления динамизма
социальных процессов требует организации в практике моделей воспитания
и обучения, построенных на сотрудничестве взрослых и детей разных
возрастов.
Межвозрастное взаимодействие занимает важное место в структуре
развития ребёнка, т.к. только в нём реализуется значительное количество
социальных ролей. Ребёнок, участвуя в общении со взрослыми, со старшими
и младшими детьми, попадая то в позиции “старшего”, то “младшего”,
обретает различный жизненный опыт. Этот опыт во многом зависит от
характера взаимодействия.
Важность межвозрастного взаимодействия определяется тем, что в
сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи неполные, имеют
лишь одного ребёнка, сокращена сеть внешкольных учреждений, или доступ
в них ограничен в силу увеличения платных услуг. При этом создается
атмосфера эмоциональной изолированности и незащищенности личности.
Если ребёнок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально
комфортном общении со старшими и младшими в семье, школе, компаниях,
то обнаруживаются такие негативные явления, как повышение личностной
агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с
окружающими и т.п. Между тем межвозрастное взаимодействие может
обогатить их опытом разноплановой деятельности, способствовать
познанию себя и других, создать дополнительные сферы социализации
личности.
При педагогически обоснованном подборе детей разных возрастов
преодолевается
достигаются ценные воспитательные результаты:
замкнутость одновозрастного коллектива, накапливаются организаторские навыки, тесно связанные с развитием гуманной требовательности и заботы к
сверстникам, к младшим и старшим.
Известно, что у детей, поступающих в школу, достаточно хорошо
развито стремление занять новое положение среди окружающих, а именно
положение школьника. Совпадение желания ребенка учиться и учителя
учить обеспечивает весьма высокую результативность совместной
деятельности. В первом и втором классах такое отношение не только
продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается. Однако
постепенно это отношение к учению начинает утрачиваться. Переломным
моментом, как правило, является переход из начальной школы в школу
второй ступени.
Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными
обязанностями, их старательность уменьшается. Существенной причиной
указанных изменений является, прежде всего, то, что к этому времени их
потребность в учении уже удовлетворена и позиция школьника теряет для
них свою эмоциональную привлекательность.
В этом и заключается парадокс традиционной школы, что в возрасте,
характеризуемом развитием любознательности, наиболее велики потери
интереса к учебе. Именно среднее звено зачастую губит те ростки
творчества, которые появились у детей в начальной школе.
Принято считать, что причина кроется в отсутствии преемственности
между начальной школой и школой второй ступени. Конечно, в этом есть
некоторая доля правды, но, на наш взгляд, это не самое главное. Основную
причину следует искать в смене интересов детей, которые с переходом на
вторую ступень обучения переходят в другую психологическую возрастную
группу, а значит, меняется вид деятельности и определяющим становится
общение.
В современной школьной практике получил распространение тезис о
необходимости учитывать возрастные особенности детей в процессе их
обучения и воспитания.
Если организовать образовательный процесс, опираясь на эти
особенности, у учителя появится возможность превратить учение в один из
любимых объектов деятельности детей. На наш взгляд, это положение
можно реализовать при организации обучения детей не в классах, а в
учебных группах, состоящих из детей разного возраста.
Во многих случаях разновозрастный состав учащихся вызван
практической необходимостью. Это касается, прежде всего, сельских
малокомплектных школ. При этом такую группу разновозрастной можно
назвать только по составу, так как при организации образовательного процесса и учитель, и учащиеся никогда не «забывают» принадлежность к
какому то конкретному классу. С учетом этого происходят все события в
классе. Когда учитель работает с учащимися одного возраста (класса),
другие, в лучшем случае, заняты самостоятельной работой.
Широчайшие возможности взаимодействия детей разного возраста в
учебном процессе используются эпизодически, когда «это позволяет
учебный материал» или на уроках обобщающего типа.
Разновозрастные коллективы возникают и в городских школах. Чаше
всего это происходит или на какоето ограниченное время для решения
какойлибо конкретной задачи или как форма организации внеклассной
работы.
Таким образом, потребность в организации разновозрастного
обучения есть и на селе, и в городе. Однако по данной проблеме нет ни
разработанной и научно обоснованной модели образовательного
учреждения, в основе которого лежала бы организация образовательного
процесса в разновозрастных учебных группах, ни скольконибудь
разработанной дидактической системы для организации образовательного
процесса в таких группах, которую можно было бы использовать на
практике.
В нашей школе технология межвозрастного взаимодействия
применяется как в воспитательном, так и в образовательном процессе.
Школа не является малокомплектной и применение вышеназванной
технологии это не производственная необходимость.
Довольно часто бывает в школьной жизни, когда задумывается новое,
интересное дело, то для его осуществления выбирается технология,
которая позволит осуществить задуманное как можно успешнее и с
наименьшими затратами.
Таким важным делом стала работа математических школ
«Пифагореец» и «Пифагорёнок» соответственно для учащихся 59 классов
школ района и учащихся 14 классов нашей школы. В работе этих школ
принимают участие учителя района, учащиеся старших классов,
посещающих математические кружки, и учащиеся младших классов.
Старшеклассники являются основным звеном образовательного процесса.
Они помогают в организации работы математической школы (встречают
гостей из других школ, регистрируют, провожают по кабинетам и т.п.),
работают с техникой (компьютерами, проекторами), руководят работой
младшеклассников в группах, объясняют новые типы задач и выслушивают
решения каждого ребёнка, проставляют и подсчитывают баллы, подводят
предварительные итоги. И если в работе школы «Пифагореец» без участия учащихся старших классов на некоторых этапах можно обойтись, то в
школе «Пифагорёнок» они незаменимы. Работа школы строится по
программе, составленной учителем математики и учителями начальных
классов нашей школы. В течение года проводятся 9 занятий, которые
полностью проводят учащиесястаршеклассники члены математического
кружка. Готовит их учитель математики основной школы на занятиях
своего кружка. Остальные занятия проводят учителя начальных классов
на своих кружках в течение всего учебного года.
Условием успешной организации учебного процесса в
математической школе является правильный выбор методов и приемов
обучения с учетом возраста учащихся, уровня их математической
подготовки, что предполагает сочетание теоретического и практического
материала, использование интересных фактов из истории математики.
В связи с этим, преподавателями подобраны специальные упражнения
для развития качеств ума и приемов умственной деятельности такие,
например, как:
На развитие гибкости ума.
На развитие глубины ума.
На развитие нескольких качеств ума.
На освоение анализа как приема умственной деятельности
На классификацию.
На сравнение.
На освоение абстрагирования как приема умственной деятельности.
На аналогию.
Между приемами умственной деятельности и качествами ума есть
связь. Освоение некоторых приемов умственной деятельности способствует
развитию определенных качеств ума. Например, при выполнении
упражнений, предназначенных для освоения приемов умственной
деятельности «анализ» и « синтез», развивается гибкость мышления. А
освоение приемов « абстрагирование » и « обобщение » способствует
развитию глубины мышления.
Считаем, что программа нашей школы на данном этапе способна
удовлетворить потребности при обучении математике учащихся 24
классов, дает возможность проявить свои способности каждому
одаренному в математике ученику.
В организации учебного процесса важную роль играет подбор задач.
Большинство задач данного курса либо обличены в интересную для
учащихся форму, либо кажутся непреступно трудными на первый взгляд, но решаются оригинальным образом, либо красивый и неожиданный ответ.
Такие задачи заставляют учащихся удивляться и пробуждают интерес к
математике в целом.
Все рассматриваемые темы представляют интерес для учащихся и
предназначены для расширения кругозора, для развития логического
мышления, остроты ума и смекалки.
В учебном плане математической школы чередуется геометрический
материал со сведениями из арифметики, используются информационные
технологии, задачи на инварианты, на принцип Дирихле, различные типы
сюжетных и комбинаторных задач, отдельно рассматриваются решение
олимпиадных вариантов для каждого класса в отдельности.
В ряде случаев есть пересечение со школьным курсом математики, но
материал излагается на более серьезном уровне.
В качестве домашних заданий предполагается задавать на дом учащимся,
так называемые домашние олимпиады. Предложенные задачи школьники
решают дома, могут пользоваться различной математической литературой,
а в случае затруднений советоваться с родителями или товарищами.
Каждая решенная задача оценивается 10ю баллами, а по итогам месяца
подсчитывается общий балл у каждого ученика и в конце учебного года
учитывается при подведении итогов.
Кроме участия школьников в малых олимпиадах, математических
регатах, мозговых штурмах, работе в малых группах, каждый из учеников в
течение года примет участие в заключительной ученической научно
практической конференции.
При индивидуальной работе малыши лучше понимают материал и
запоминают прочнее, если им дают возможность проговорить решение, и
вопросы задают активнее своему «брату» ученику. Поэтому
результативность таких разновозрастных групп гораздо выше, если бы
работа шла с учителями. Стоит отметить, что с учащимися младших
классов работают все старшеклассники независимо от их успешности, а
малыши относятся ко всем с большим уважением.
Но очень важно заметить, что такой плодотворной работе учеников
старших классов предшествует огромная работа учителей, которые
руководят кружками, готовят теоретические и практические материалы.
Специально организованное такое общение имеет большое
воспитательное значение. При этом очень важно, чтобы взаимодействие
сохраняло черты неформального общения. Именно в процессе
неформального общения создается возможность для понимания
внутреннего состояния партнера, вхождения в его состояние, учета своеобразия общающихся личностей. Такое общение расширяет общий
кругозор человека, влияет на развитие эмоциональной сферы, воли, умения
оценивать себя и других. Формирует необходимые качества для успешного
общения с другими, способствует развитию психических образований и т. д.
Но самое важное то, что воспитательное значение общения заключается еще
и в том, что оно является обязательным условием формирования общего
интеллекта человека.
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.