Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе
Оценка 4.8

Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
9 кл
19.10.2017
Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе
1. Роль развития речи на уроках русского языка. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает центральное место. За последние годы произошли значительные изменения, которые можно считать позитивными. Содержание нового стандарта ориентировано в первую очередь на формирование определенной языковой и духовной культуры школьников. Русский язык представлен в нем не только перечнем дидактических единиц, отражающих устройство языка, но и тех дидактических единиц, которые обеспечивают речевую деятельность. Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе.docx
Китаева О.П. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе Велико   значение   работы   по   картине   для   развития   мышления,   речи, наблюдательности,   внимания,   умственных   способностей,   художественного вкуса   детей.  Картины,   воздействуя   на   органы   чувств,   дают   возможность воспринимать   действительность   более   глубоко,   способствуют   развитию эмоциональной   сферы   человека,   его   мышления   и   на   этой   основе формированию   мыслительных   и   речевых   процессов.   Работа   по   картине погружает   учащегося   в   изображаемый   художником   мир,   позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения. Предметная сущность живописи дает материал, как для формирования речевых   навыков,   так   и   для   активации   пассивного   словаря   школьников. Работая над картиной, ребята самостоятельно извлекают факты культуры из содержания   картины   и   находят   им   словесный   эквивалент.   Таким   образом, картина становится источником обогащения словарного запаса обучающихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально­культурную сферу. Работа по картине позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности,   так   как   она   является   зрительно­смысловой   опорой   для построения речевого произведения в устной и письменной форме. Проблема   использования   произведений   живописи   на  уроках   развития связной речи учащихся привлекает внимание многих методистов, педагогов и психологов. Психологи указывают на большое значение работы по картине в развитии умственных способностей детей, а также активизации их мышления. Т.П. Головина считает: «сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, и работа с ней в какой­то мере помогает решить задачу   организации   проблемного   обучения   в   школе»  [2,   с.   6­7].  Образы произведений живописи способны не только удовлетворить психологическую природу   детей   с   их   конкретностью   мышления,   эмоциональной выразительностью,   живостью   воображения,   но   и   ввести   учащихся   в   мир элементарных   логических   построений.   Картина   наталкивает   учащихся   на приемы   сравнения   предметов   в   пространстве,   во   времени,   в   отношении величины и формы  предметов, в отношении   качества,  количества, вкуса и многого другого. Работа   с   картинами   на   уроках   развития   связной   речи   позволяет учащимся   вдумчиво   относиться   к   явлениям   и   фактам   искусства   и   жизни, Китаева О.П. способствует   расширению   кругозора,   развивает   эстетический   вкус, критическое чутье, широту мысли и любовь к обобщениям. Об этом писали многие педагоги и методисты: К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, В.С. Мурзаев, М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев. В.П. Вахтеров считал, что «произведения живописи   гораздо   понятнее   и   больше   говорят   чувству   детей,   чем литературные произведения»  [23, с. 10].  Произведения  живописи являются источником ярких впечатлений и, эмоционально воздействуя на детей, могут служить   основой   для   осмысленного   связного   высказывания   учащихся. Искусство   учит   детей   видеть   и   чувствовать   глубже   и   тоньше.   Картина помогает ученику сосредоточить внимание на определенной теме, выяснить цель   высказывания,   учит   последовательному   изложению   мыслей. Методистами   было   установлено,   что   при   рассматривании   произведений живописи   речь   учащихся   приобретает   выразительность   за   счет   инверсий, междометий, частиц, а также и за счет употребления эпитетов, метафор и сравнений. Главное в картинах, которые используются на уроках развития связной речи, не предметы, подробности быта, факты окружающей действительности, запечатленные в них, а эмоционально­психологическое воздействие, которое они   вызывают   в   учениках.   Произведения   живописи   поэтому   предлагаются детям в качестве средства познания явлений объективного мира, в котором наглядно   выявлено   красочное   богатство   окружающей   реальности. Воспринимая   произведение   живописи,   ребенок   углубляется   в   содержание, постигая   его   во   всем   богатстве   и   глубине,   следовательно,   охватывает тематическую, идейно­эмоциональную и эстетическую стороны картины. Все это   способствует   эстетическому  воспитанию,   противостоянию   деградации общественной жизни, раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности,  готовой   к   жизни   в высокотехнологичном,   конкурентном   мире,   и является одной из главных задач современной школы. Обучение развитию связной речи, используя  метапредметный подход,  на основе уроков русского языка, литературы и изобразительного искусства позволяет все изученные закономерности языка практически использовать в письменной   и   устной   речи,   более   осознанно   и   свободно   пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств. Несмотря   на   очевидную   важность   и   актуальность   проблемы использования живописи на уроках развития речи, ее нельзя отнести к числу Китаева О.П. глубоко и всесторонне изученных и разработанных, хотя в настоящее время в распоряжении учителя имеются ИК­технологии, помогающие облегчить поиск необходимой   информации.  Доступ   к сети Интернет дает   возможность учителям воспользоваться огромным   дополнительных материалов,   которые позволяют обогатить   урок,   совершить   виртуальную экскурсию  в любой музей мира. Но как  репродукции картин использовать наиболее эффективно? Современная методика убедительного ответа на этот вопрос не дает. Необходимы поиски.  количеством   При   отборе   картин   для   уроков   развития   речи   необходимо руководствоваться   общедидактическими   принципами,   такими   как доступность   материала   учащимся   определенного   возраста,   воспитательная ценность  материала,  при котором картина должна  пробуждать  в  учащихся добрые чувства в отношении ко всему положительному и отрицательные к жестокости, пошлости, эгоизму и т.п., преемственность. Большинство картин для уроков развития речи в 9 классе представляют собой портреты, выполненные такими мастерами этого жанра, как И.Е. Репин, В.А. Серов, М.В. Нестеров. Выбор этих произведений живописи не случаен, главным в них является психологический портрет.  Реализация   метапредметного   подхода   и   идей   интеграции   учебных курсов, в частности связь уроков развития речи, литературы и истории нашла отражение   в   живописных   полотнах   великого   художника   П.А.   Федотова. Выдающийся   искусствовед   В.В.   Стасов   «Гоголем   в   живописи»   называл основоположника   критического   направления   в   русской   живописи   П.А. Федотова.   А   ведь   одним   из   основных   художественных   произведений, изучаемых в 9 классе, является комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя. Связь уроков развития   речи   и   литературы   иногда   проявляется   и   в   созвучии   тем произведений   живописи   и   словесного   искусства.   Например:   Третья   песнь поэмы   А.С.   Пушкина   «Руслан   и   Людмила»   и   «После   побоища   Игоря Святославича с половцами» В.М. Васнецова, «Нива» Ю. Жадовской и «Рожь» И.И.   Шишкина,   «Зеленый   Шум»   Н.А.   Некрасова   и   «Зеленый   шум»   А.А. Рылова. Для   уроков   развития   речи   необходимо   отбирать   классические произведения   живописи.   Методистами,   в   частности   М.В.   Захаровым, экспериментально   доказано:   чем   выше   художественное   совершенство картины,   тем   лучше,   богаче,   грамотнее   (в   стилистическом   отношении) Китаева О.П. сочинения учащихся по ней. Примерный список произведений живописи, рекомендуемых для уроков развития речи в 9 классе: 1. Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 2. Нестеров М.В. «Видение отроку Варфоломею». 3. Нестеров М.В. «Лель». 4. Репин И.Е. «Автопортрет». 5. Рылов А.А. «В голубом просторе». 6. Серов В.А. «Дети». 7. Серов В.А. «Девочка с персиками». 8. Серов В.А. «Портрет М.Н. Ермоловой». 9. Федотов П.А. «Свежий кавалер». 10. Шишкин И.И. «Рожь».

Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе

Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе

Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе

Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе

Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе

Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе

Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе

Статья. Использование живописи в работе по развитию речи в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2017