Данная статья повествует об исследовании состояния звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией. Тема очень актуальна, так как в современном мире данная проблема очень часто встречается и не обратить на нее внимание невозможно, что и подтверждается многими учеными. Приятного прочтения статьи.
Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников со
стертой дизартрией.
В последние годы количество детей со стертой дизартрией
увеличивается, что подтверждают и ученые, исследующие данную проблему.
Поэтому данная тема в настоящее время является очень актуальной.
Исследованиями в области стертой формы дизартрии занимались такие
известные авторы, как Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, О. В.
Правдина, Л. С. Волкова , и пр.
Актуальность данной темы подтверждается следующими положениями:
• стертая форма дизартрии является наиболее распространенным нарушением
речи у детей дошкольного возраста (По Е. Ф. Архиповой);
• направлена на изучение взаимосвязи звукопроизношения, состояния
артикуляционной моторики, просодики, и на оказание помощи детям со
стертой формой дизартрии.
Знание закономерностей нормального развития детской речи дает
возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и
вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий или
направить ребенка к специалистам.
Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство,
обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры и
проявляющееся в нарушениях звукопроизносительной стороны речи.
Нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией зависят от характера и
тяжести поражения нервной системы, и часто сочетаются с нарушением
работы дыхательного и голосообразовательного аппаратов.
При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его
оценивается как сложная дислалия или простая дизартрия. При обследовании
звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена иотсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от
дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической
стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на
разборчивость речи, внятность и выразительность. Исследователи,
занимавшиеся проблемой речевых нарушений при стертой дизартрии,
отмечают, что нарушение звукопроизношения и просодики являются
стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным
образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно
психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести
к школьной дизадаптации. Данные нарушения затрудняют процесс школьного
обучения детей, снижают его эффективность.
Методика диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией,
разработанная и предложенная Е. Ф. Архиповой, использованная в данной
работе, включает в себя обследование возможности изолированного
произнесения звука, в различных типах слогов, в словах и предложениях. При
работе с детьми используются сюжетные и предметные картинки, а также
различные слоги, слова и предложения, которые ребенок произносит
отраженно, повторяя за логопедом. Проведение данной методики необходимо
для планирования в дальнейшем правильной коррекционной работы с
ребенком.
При изучении состояния звукопроизношения определяется количество
нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер
нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в
различных фонетических условиях. Следует отмечать не только отсутствие
или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их
дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. Все речевые
нарушения логопед фиксирует в индивидуальной речевой карте обследуемого
ребенка.В процессе диагностики применяются различные приемы отраженного и
самостоятельного воспроизведения лексического материала при помощи
картинок, слогов, слов, предложений и чистоговорок, включающих
исследуемые звуки. Одним из основных требований к лексическому
материалу является понимание значения слов, предлагаемых ребенку для
воспроизведения при обследовании звукопроизношения.
У обследованных дошкольников, имеющих стертую дизартрию, в первую
очередь отмечались расстройства наиболее сложных дифференцированных
движений, что обусловило нарушение сложных по артикуляции звуков ([Л],
[Р], [Ш], [Ч]). Моторный механизм нарушений звукопроизношения определяет
их качественные особенности: упрощение артикуляции звуков, искажения
звуков, смягчение звуков, а так же и их отсутствие. Преобладающими среди
нарушений звукопроизношения у обследуемой группы детей являются замены
звуков. Речевой дефект определяется как фонетикофонематический.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что правильно
организованное и комплексно проведенное обследование группы детей с
нарушениями речи и группы детей с нормальным речевым развитием, в ходе
которого выявляются особенности строения и подвижности
артикуляционного аппарата, уровень сформированности фонематического
слуха, а так же и дефекты звукопроизношения, позволяет полностью оценить
степень проявления речевого нарушения и разработать направления
дальнейшей индивидуальной работы по коррекции выявленных недостатков.