Статья "Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией."

  • Документация
  • Научно-исследовательская работа
  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья повествует об исследовании состояния звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией. Тема очень актуальна, так как в современном мире данная проблема очень часто встречается и не обратить на нее внимание невозможно, что и подтверждается многими учеными. Приятного прочтения статьи.
Иконка файла материала statya.docx
Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников со  стертой дизартрией. В последние годы количество детей со стертой дизартрией  увеличивается, что подтверждают и ученые, исследующие данную проблему.   Поэтому данная тема в настоящее время является очень актуальной. Исследованиями в области стертой формы дизартрии занимались такие  известные авторы, как Л. В. Лопатина,  Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, О. В. Правдина, Л. С. Волкова , и пр.  Актуальность данной темы подтверждается следующими положениями: • стертая форма дизартрии является наиболее распространенным нарушением речи у детей дошкольного возраста (По Е. Ф. Архиповой); • направлена на изучение взаимосвязи звукопроизношения, состояния  артикуляционной моторики, просодики, и на оказание помощи детям со  стертой формой дизартрии. Знание   закономерностей   нормального   развития   детской   речи   дает возможность   своевременно   заметить   отклонения   в   ее   формировании   и вовремя   принять   ряд   необходимых   профилактических   мероприятий   или направить ребенка к специалистам. Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство,  обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры и  проявляющееся в нарушениях звукопроизносительной стороны речи.  Нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией зависят от характера и  тяжести поражения нервной системы, и часто сочетаются с нарушением  работы дыхательного и голосообразовательного аппаратов. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его  оценивается как сложная дислалия или простая дизартрия. При обследовании  звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена иотсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от  дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической  стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на  разборчивость речи, внятность и выразительность. Исследователи,  занимавшиеся проблемой речевых нарушений при стертой дизартрии,  отмечают, что нарушение звукопроизношения и просодики являются  стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным  образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно­ психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести  к школьной дизадаптации. Данные нарушения  затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.   Методика диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией, разработанная   и   предложенная   Е.  Ф.  Архиповой,  использованная   в   данной работе,   включает   в   себя   обследование   возможности   изолированного произнесения звука, в различных типах слогов, в словах и предложениях. При работе с детьми используются  сюжетные  и предметные  картинки,  а также различные   слоги,   слова   и   предложения,   которые   ребенок   произносит отраженно, повторяя за логопедом. Проведение данной методики необходимо для   планирования   в   дальнейшем   правильной   коррекционной   работы   с ребенком. При   изучении   состояния   звукопроизношения   определяется   количество нарушенных   звуков,   какие   фонетические   группы   нарушены,   характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях. Следует отмечать не только отсутствие или   замену   звуков,   но   и   отчетливость,   ясность   произношения,   их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. Все речевые нарушения логопед фиксирует в индивидуальной речевой карте обследуемого ребенка.В процессе  диагностики применяются различные приемы отраженного и  самостоятельного воспроизведения лексического материала при помощи  картинок, слогов, слов, предложений и чистоговорок, включающих  исследуемые звуки. Одним из основных требований к лексическому  материалу является понимание значения слов, предлагаемых ребенку для  воспроизведения при обследовании звукопроизношения. У обследованных дошкольников, имеющих стертую дизартрию, в первую очередь   отмечались   расстройства   наиболее   сложных   дифференцированных движений, что обусловило нарушение сложных по артикуляции звуков ([Л], [Р], [Ш], [Ч]). Моторный механизм нарушений звукопроизношения определяет их   качественные   особенности:   упрощение   артикуляции   звуков,   искажения звуков, смягчение звуков, а так же и их отсутствие. Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у обследуемой группы детей являются замены звуков. Речевой дефект определяется как фонетико­фонематический.  Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что правильно организованное   и   комплексно   проведенное   обследование   группы   детей   с нарушениями речи и группы детей с нормальным речевым развитием, в ходе которого   выявляются   особенности   строения   и   подвижности артикуляционного   аппарата,   уровень   сформированности   фонематического слуха, а так же и дефекты звукопроизношения, позволяет полностью оценить степень   проявления   речевого   нарушения   и   разработать   направления дальнейшей индивидуальной работы по коррекции выявленных недостатков.

Посмотрите также