Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Оценка 4.6
Лекции
doc
классное руководство
2 кл
05.02.2017
Проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умению самостоятельно приобретать знания.Проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества.
Колбасина.doc
2
Колбасина Лилия Геннадьевна
«Исследования и проекты создание ситуации
успеха в образовательной деятельности
школьника» Новый Уренгой 2017г.
3
«Скажи мне я забуду,
Покажи мне – я
запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим
навсегда».
Китайская мудрость
Введение
Проектноисследовательская деятельность учащихся приобретает всё
большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано,
прежде всего, с тенденциями развития российского общества. Быстрые
перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий,
быть коммуникабельным, контактным в различных
направленных
социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных
ситуациях, умению самостоятельно приобретать знания.
Цель: воспитать активную, творческую личность, способную вести
самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие
проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Задачи:
развитие творческой самостоятельности учащихся, их
самообразовательных умении,
развитие познавательных и созидательных способностей личности, которые
помогут социализации в обществе,
воспитание любви к Родине и природе родного края. 4
развитие интереса к изучению биологии, экологии и других естественных
наук.
Актуальность:
Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение
каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на его познавательные и
созидательные способности. На первый план выходит личность ученика,
способность его к «самоопределению и самореализации, к самостоятельному
принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу
собственной деятельности».
Реализация образовательных целей и задач в проектно
исследовательской деятельности учащихся
Метод исследовательской деятельности учащихся особенно актуален в
старших классах школы, т. к. вопервых, ученики уже обладают
определённым набором знаний, умений и навыков, необходимых для
самостоятельной научной работы (сбора и осмысления информации, ра6оты с
источниковой базой, самостоятельным мышлением); вовторых, в контексте
реформы образования, направленной на профилизацию старших классов,
ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для
работы над исследованием; втретьих, учащиеся перед поступлением в
высшее учебное заведение имеют возможность овладеть навыками
исследовательской работы, умением связно и чётко формулировать свои
мысли, знают, как использовать научный аппарат и т.д.
Немаловажная
проблема
— социализации учащихся.
В ходе
исследовательской работы они приобретают необходимые навыки, связанные
с умением взаимодействовать с другими людьми. Это происходит и во время
поиска материала, и особенно при его публичной защите, когда ученик 5
должен представить результаты своей работы, привести аргументы в пользу
своей точки зрения, вести дискуссию, грамотно излагать свои мысли,
принимать во внимание мнение оппонента, избегать конфликтных ситуаций.
Приоритетные направления деятельности педагога:
формирование экологобиологических знаний и умений учащихся
с учетом их индивидуальнопсихологических особенностей,
формирование биосферного мышления, здорового образа жизни,
общей культуры, желания и потребности в экологически
грамотном поведении,
развитие интереса к изучению биологии, экологии и других
естественных наук,
развитие творческой самостоятельности учащихся, их
самообразовательных умении,
развитие познавательных и созидательных способностей личности, которые
помогут социализации в обществе,
воспитание любви к Родине и природе родного края.
В основе организации внеурочной работы с детьми лежат следующие
принципы:
добровольности;
равного права всех на участие в мероприятиях;
систематичности;
активности;
практической направленности;
самостоятельности.
Образовательные технологии:
Технология исследовательской деятельности;
Технология проектной деятельности; 6
Технологии интегрированного занятия;
Информационно – коммуникативные технологии;
Технология проблемного обучения;
Технологии использования в обучении игровых методов.
А основные качества, на которых строятся взаимоотношения
с детьми это:
уважение
взаимопонимание
сотрудничество
доверие
доброта
толерантность
Технология исследовательской деятельности – это путь знакомства
учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у
них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной
самостоятельности.
Функции технологии исследовательской деятельности:
воспитание познавательного интереса;
создание положительной мотивации учения и образования;
формирование глубоких прочных знаний;
развитие интеллектуальной сферы личности;
формирование
умений
и
навыков
самообразования, т.е.
формирование способов
активной познавательной деятельности;
развитие познавательной активности и самостоятельности;
Сущность технологии исследовательской деятельности состоит: 7
во введении общих и частных методов научного исследования в
процесс учебного
познания на всех его этапах (от восприятия до применения на
практике);
в организации учебной поисковотворческой деятельности;
в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальных
сторон
познавательной деятельности;
в изменении характера взаимоотношений «учительученик» в сторону
сотрудничества.
Стендовые
доклады.
Компьютерные
презентации.
Фотовыставки
Исследовательская
деятельность
Уроки
биологии и
экологии
Занятия эколого
биологических
кружков
Технологии
исследований и
проектов
как средство
создания ситуации
образовательной
успеха в
деятельности
школьников
Виртуальные
экскурсии.
Исследовательски
е экскурсии в
природу
Мастеркласс
«Исследования
в природе» 8
Экскурсия
«Памятные
места города»
Музейный урокзанятие
исторического краеведения
«Клину !!!!!!»
Библи
отечн
ый
урок
«Я
изучаю
Фотовы
воду»
ставки:
«Окно
в
Перед
природу
вижна
»
я
«День
лабора
птиц»
тория
«Иссл
едоват
ели
воды»
Интегр
ированн
ое
занятие
«Юный
краевед
»
Занятия на
спецкурсах
(элективных
курсах)
Мастеркласс
«Мой дом – моя
крепость»
Музей
ный
урок
Соц.проект
ы:
«Я –
гражданин
России»,
« История
города в
лицах».
Социально
значимые
результаты
Акции:
«Зеленый
росток»,
«Сохрани
город, в
котором
живешь»,
«Чистая
вода»
В структуре занятия, построенного по технологии исследовательской
деятельности, педагог выделяет несколько этапов:
Этапы
деятельностного
процесса
Мотивационный
Операционно
Этапы в структуре занятий с использованием
технологий исследовательской деятельности
актуализация знаний,
мотивация
создание проблемной ситуации
определение
цели
исследовательской
познавательный
деятельности, 9
формулировка гипотезы,
проверка гипотезы,
интерпретация полученных данных,
вывод по результатам исследовательской работы
применение знаний в учебной деятельности
Рефлексивно –
оценочный этап
Общие требования к исследовательской деятельности:
1. Необходимо,
учащегося
чтобы
у
возникло
чувство
неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к
ощущению их ограниченности.
2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы
допускали
представляли
содержание
ясно
их
учащиеся
и
сосуществование с имеющимися представлениями о мире.
3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые
представления будут восприняты как более плодотворные, если они
помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают
более широкими возможностями для объяснения или предсказания.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
или задачи, требующей поиска для ее решения.
2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило,
оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть
оригинально ее решение).
3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная,
парная, групповая) работа учащихся.
4. Использование исследовательских методов. 10
5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором
(авторами) избранной области исследования.
6. Работа должна соответствовать установленным
формальным
критериям,
(практических) достижений автора (авторов).
должна демонстрировать наличие теоретических
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного
обучения
Этапы работы
Содержание
работы
1.Подготовительный
Определение
Деятельность
учащихся
Обсуждают их,
Деятельность
учителя
Предлагают темы
темы и целей
проекта
выбирают одну из
тем
проектов
Принимает
Выделение
подтем в теме
Выбирают для
себя подтему или
участие
обсуждении
в
проектов
предлагают
новую
учениками подтем
проекта
Формирование
творческих групп
Объединяются в
микрогруппы,
Проводит
организационную
материалов
Подготовка
к
распределяют
обязанности
работу
объединению
по
исследовательской
работе
между членами
команды
в
школьников
группы (на основе
Установление
способа
Отдельные
учащиеся
выбираемых
подтем)
предоставления
результатов(формы
привлекаются к
разработке
задания,
Разрабатывает
вопросы
отчета)
и
заданий
для
поисковой 11
деятельности,
подбирает
литературу
критериев оценки
и
результата
Обсуждают и
корректируют
процесса
формы
представления
результата
критерии
и
оценивания работ
2. Планирование
Определение
Корректируют и
Предлагает
Разработка
3.
проекта
источников,
способов
дополняют
предложения
сбора
основную
литературу,
анализа
информации
Осуществление
и
учителя
Осуществляют
сбора
способы
информации
Консультирует,
накопления
информации путем
поисковую
деятельность по
координирует
работу учащихся,
работы
литературой,
с
накоплению,
систематизации,
стимулирует
деятельность
их
анкетирования,
эксперимента и др.,
обобщению
информации
Оформление
4.
результатов
её обобщение
Оформление
результатов
Оформляют
результаты
Консультирует,
координирует
в
согласно
выбранной форме
соответствии с
принятыми
работу учащихся,
их
стимулирует
правилами
деятельность
отчета. Возможные
формы
оформления
результатов
(отчета):
устный 5. Презентация
отчет,
отчет
устный
с
демонстрацией
материалов,
письменный отчет
Представление
выполненной
работы
учащимся
одним
от
группы или всеми
членами группы
6. Оценивание
работ
Оценка
согласно
12
Докладывают о
результатах своей
Организует
экспертизу,
работы
Участвуют
оценке
в
путем
привлекая учителей
школы,
учащихся
старших классов,
компетентных по
данной проблеме,
приглашенных
специалистов
Оценивает
совместно
с
разработанным
критериям
коллективного
обсуждения и
экспертной группой
работы учащихся,
самооценок
отмечает
неиспользованные
возможности,
потенциал
продолжения
работы, отчета
Работая на занятиях разного уровня и предлагая выполнить то или иное
задание, нужно умело создать учебную ситуацию, которая приводит ученика
к успеху. При этом использовать следующие приемы и операции: 13
«снятие страха»: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы
все пробуем и ищем, только так может что–то получиться…»
«авансирование» успешного результата:
(назовите достоинства
ученика и убедите его, что он сможет выполнить задание: память, внимание,
быстрота реакции, рассудительность, сила, ловкость и т.д.)
«скрытое инструктирование ребенка в способах и формах
совершения деятельности»:
«Нужно начать с…», «Не забудьте о …», «Применяя правило,
рассуждайте так…».
«внесение мотива»: (ради чего совершается действие): «От тебя зависит
успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не справиться»
«персональная исключительность» (подчеркивается важность усилий
ребенка в совершаемой деятельности: «Только у тебя получится…», «Только
ты и мог бы…»
«педагогическое внушение»: побуждение к выполнению конкретных
действий.
Педагог в своей образовательной деятельности использует следующие
формы организации познавательной деятельности при создании ситуации,
приводящей к успеху:
фронтальная,
индивидуальная,
работа в парах,
групповая.
На занятиях использовать следующие средства обучения: 14
ТСО ( видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры);
наглядные пособия: объемные пособия (модели, коллекции, приборы,
аппараты.), печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики,
таблицы, схемы),
проекционные материалы
(видеофильмы, слайды,
мультимедийная презентация).
Выводы:
Образовательный процесс, основанный на технологии исследовательской
деятельности, технологии проектов или их элементах, входе, которого
учителем целенаправленно создаются ситуации, приводящие к успеху
ученика, способствует:
повышению
уровня
сформированности основных мотивов
деятельности,
росту самостоятельности школьников, активизации познавательной и
исследовательской деятельности,
повышению интереса к изучению предметов естественных дисциплин,
повышению адекватной самооценки своей деятельности, уровня
обученности и обучаемости детей,
созданию эмоционально–психически комфортных условий в ходе
образовательной деятельности, тем самым, способствуя сбережению
здоровья учащихся.
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Статья «Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.