Публикация является частью публикации:
Бекетова Татьяна Леонидовна,
учитель высшей категории
МБОУ Ясногорская СОШ
Оловяннинского района
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В современном мире, в рамках требований новых стандартов, всё внимание приковано к качеству образовательных достижений. Только ценой собственных усилий, в рамках личного интереса и удовлетворения своих потребностей, пропустив новое знание через практическое применение своей деятельности, видя результат своего труда, ребёнок осознаёт себя значимым в открытии и принятии того или иного знания. Важно только создать такие условия, чтобы у ребёнка возникла такая необходимость.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи чаще всего теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Потому что большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. И как бы мы не пытались убедить окружающих, что всё новое – это хорошо забытое старое, - современный урок требует к себе, в свете произошедших перемен, нового отношения. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра», - сказал Джон Дьюи. И он совершенно прав – нынешнее поколение совсем иное, нежели раньше, с другими взглядами, мыслями, идеями. Новый же подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему давать урок, развивая понимание знаний, умений и навыков, создавать условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно просто рассказать детям о трёх состояниях воды, можно им продемонстрировать – будет интереснее. Но если ребёнок сам проведёт часть таких опытов, сам исследует эти состояния, то это оставит неизгладимое впечатление в его познаниях. Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищёнными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость, социальная мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования своей жизни. Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество инновационных методик. Одной из них является проектная технология, которая просто невозможна без исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательские навыки детьми приобретаются постепенно. Ведь дети - самые настоящие исследователи. Практически сразу, как только они начинают познавать окружающий мир, они занимаются исследованием всего, что их окружает. Только необходимо направлять их, помогать планировать и учить фиксировать результаты. Первоначально в школе учу ребят выполнять небольшие проектные задания и решать проектные задачи, которые подразумевают небольшое короткое исследование.
Например, исследовать текст, понаблюдать за развитием почки, за жизнью домашнего животного, сравнить семена разных растений и выявить их возможность использования в поделках.
Исследуя космическое пространство, дети выражают свои результаты в творческом виде.
Когда дети находятся систематически в таком режиме, то у них появляется потребность, что-то исследовать, представлять творческие продукты. Вот какое чудо вырастила Шадрина Карина из зёрен пшеницы.
Исследование экологических проблем вышло в результате на огромный экопроект. Ученики учатся работать в группах, доказывать свою точку зрения, распределять работу между собой, планировать и контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. А в дальнейшем, овладев определёнными навыками, они с огромным интересом начинают заниматься индивидуальными исследовательскими проектами, гораздо более длительными.
В нашей школе традиционно проходят Ломоносовские чтения, где ребята представляют результаты своих научных познаний, исследований и открытий. Конечно, огромных усилий требует подготовительная работа, но результаты превосходят все ожидания. Дети занимают ежегодно призовые места.
Если они начинали в 1-м классе исследовать зубную пасту, полезную для здоровья,
то во 2-м классе уже исследовали разные виды ламп дневного освещения и их влияние.
А в 3-м классе дети просто поразили своими исследованиями. Один из победителей вырастил в домашних условиях кристаллы медного купороса в форме корзинки.
Второй победитель исследовал возможности вакуума, демонстрировал, как обыкновенное яйцо можно поместить в бутылку с узким горлышком.
Хотя пока ребята - маленькие исследователи, но те открытия, которые они совершают, в дальнейшем, я уверена, приведут их на пороги научных лабораторий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.