Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"
Оценка 4.6

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
химия
8 кл—11 кл
30.03.2019
Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"
Цели образования, ориентируют учителя на использование новых подходов в обучении – компетентностного и субъектно-деятельностного подходов в организации учебно-воспитательного процесса и предполагают смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Формирование компетентностей предполагает цепочку: деятельностный подход → мотивация→ проблемная ситуация. Перспективным в реализации субъектно-деятельностного подхода является исследовательский метод обучения и метод проектов.
Сыркашева Л.Н. Статья Исследовательская деят..docx
Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно­ деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся Л.Н.Сыркашева,     учитель   химии   МБОУ   «Ямальская   школа­интернат   имени   Василия Давыдова».             «Когда  говорят,  что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает  уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает  их для человечества, но лично для себя все же должен открыть.   Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает своим собственным трудом».                                                                     С.Л. Рубинштейн           В концепции модернизации российского образования закреплено положение о том, что   «…   общеобразовательная   школа   должна   формировать   целостную   систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».                    Цели образования, ориентируют учителя на использование новых подходов в обучении   –   компетентностного   и   субъектно­деятельностного   подходов   в   организации учебно­воспитательного  процесса и предполагают смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания.                     Компетентность   это   интегрированное   качество   личности,   характеризующее способность личности решать поставленные перед ним задачи. Субъектная позиция – это направленность личности на достижение самостоятельно поставленных целей и задач.           Компетентностный подход ориентирован на метапредметные результаты обучения. Достигаются   метапредметные   результаты   только   в   результате   применения   знаний учащимися. Поэтому необходим субъектно ­ деятельностный характер обучения, который предполагает включение учащихся в реализацию какой­либо деятельности – исследование, проектирование, руководство. Формирование   компетентностей   предполагает   цепочку:  деятельностный  подход   → мотивация  проблемная ситуация. →                     Перспективным     в   реализации   субъектно­деятельностного   подхода   является исследовательский метод обучения и метод проектов.    непосредственное   стремление             Каждый из нас, изначально, по своей природе, исследователь. По мере  взросления человек   утрачивает     к   познанию   мира.   Прекращая реагировать     с   исследовательской     позиции     на   разнообразие   жизненных   ситуаций,   мы можем оказаться  неготовыми  к значимым  жизненным изменениям.                     Для того чтобы   стремление   к приобретению новых знаний   не утрачивалось, формировалась   внутренняя   мотивация   стараюсь   использовать     творческий   подход   в 1 процессе   обучения от  информационного обучения   к активному, исследовательскому. Исследовательская работа ведется  по двум направлениям: урочная и внеурочная   Урочная исследовательская работа учащихся по химии   для   того,   кто   ее   получил,   но   это               Полученная  в процессе учебного исследования  информация может быть  новой только     не   умаляет   значимости     учебно   – исследовательской   работы.   Содержание   предмета   химии   предоставляет   большие возможности для исследовательской деятельности учащихся в виде экспериментальных исследований на уроке.          Обязательное условие ­ связь исследований на уроке с наблюдаемыми  и знакомыми учащимся   явлениями   и   предметами   окружающего   мира   и   быта.   Изучая   химические свойства растворов электролитов, хороший результат даёт связь с соками фруктов, овощей ягод. Необходимо связать основные и кислотные свойства электролитов с объяснением причин изменения окраски  растений при термической обработке, при старении цветков, с кислотностью   жидких   сред   организма.   Очистка   питьевой   воды,   очищение   водоёмов, загрязнённых   органикой,   генно   ­   модифицированные   продукты:   «за»   и   «против», определение   крахмала   в   мясных   продуктах   и   другой   материал,   связанный   с   жизнью. Дискуссии  по  проблемным  и   прикладным  вопросам   (качества  продуктов,   парфюмерии, бытовой химии), вопросам здоровьесбережения в мире веществ.            Подбор и применение задач экологического содержания на уроках так же является эффективным   способом   реализации   деятельностного   подхода   и   формирования познавательных компетентностей учащихся. Например, котельная сжигает 2 т угля в сутки. В составе угля 84% углерода, 5% водорода, 3,5% серы, остальное негорючие вещества. Какова площадь леса, необходимая для восполнения потери кислорода, расходуемого на сжигание топлива, если 1 га леса в сутки даёт 10 кг кислорода. Задачи и задания такого содержания развивают личностные УУД.            Задания, основанные на применении ИКТ. Например. Создать визитку, буклет, по учебной теме – визитка химического элемента, кислоты, соли и т.д. Предложить обсудить их.   Такие   задания   развивают   коммуникативные   УУД   и   формируют   информационные компетентности.                     Разработаны уроки­исследования, обеспечивающие субъектно­деятельностный подход   и   личностно­ориентированное   сопровождение   учащегося   по   химии   для формирования   необходимых   в   жизни     компетентностей:   уроки   –   исследования,   уроки­ мастерские построения знаний, уроки – проекты.                      Исследовательская   деятельность   позволяет   организовать   самостоятельную деятельность   учащихся   на   уроке   в   процессе   урочного   и   домашнего   эксперимента; организовать   творческую   работу,   в   которой   проявляется   креативная   продуктивная деятельность   учащихся   ­   добывание   знаний   из   реальности   (личный   жизненный   опыт) решение нестандартных задач. 2 Метод проектов  на уроке весьма эффективен при изучении промышленных и лабораторных способов получения веществ. При изучении темы промышленного получения аммиака   уместен   проект   альтернативного   получения   аммиака.   Учащимся   получают техническое задание – разработать альтернативный дешёвый способ получения аммиака, например:   «Цианоамидный   способ   получения   аммиака».  Цель   проекта:  установить сырьевые, экономические и технологические условия получения аммиака цианоамидным способом,   экономическую целесообразность.   Учащиеся   формулируют   гипотезу:  аммиак   имеет   жизненноважное значение   для   решения   проблемы   обеспечения   продуктами   питания   всего   человечества. Производство аммиака можно осуществить   технологически и технически цианоамидным способом.   предложить   технологическую   цепочку   производства,  → NH3 ↑  → CaC2     → CaCN2             Учащиеся ставят задачи: придумать реакцию, по которой можно получить аммиак из цианоамидов,  разработать цепочку превращений получения  аммиака,  исходя  из  какого­ нибудь   имеющегося   природного   сырья.   Разрабатывают   технологическую   цепочку получения аммиака:  CaCO3  →CaO  . Процесс производства в этом   случае   будет   происходить   в   четыре   стадии.   Учащиеся   сами   разрабатывают технологические   условия   проведения   каждой   стадии   на   основе   своих   собственных химических и физических знаний.  Первая стадия протекает при нормальных условиях в  → CaO  + CO2. Вторая стадия печах обжига известняка при умеренном нагревании: CaCO3  протекает при условии нагревания с коксом: CaO  + 3C   CaC2 + CO. Третья стадия тоже протекает  при  нагревании:   CaC2  +  N2  2  .  Четвёртая  стадия  идёт   при  обычных ↑ 3 +   CaCO условиях:   CaCN2  3.   Учащиеся   обосновывают   возможность осуществления   производства   аммиака   альтернативным   способом:   1)технология   синтеза аммиака   цианоамидным   способом   состоит   из   четырех   стадий,   что   удорожает   продукт производства   аммиак   по   сравнению   с   традиционным   синтезом   из   водорода   и   азота; 2)технология   вполне   осуществима   в   современных   условиях;   3)размещать   производство аммиака   цианоамидным   способом   можно   в   соответствии   с   принципами   размещения химического производства.    +3   H2O 2NH→ → →  CaCN                    Внеурочная   учебно–исследовательская   работа ведется   по спланированной программе индивидуального обучения для каждого участника. Учитель и ученик проходят совместный путь, который реализуется в следующих моделях.  Учитель знает  конечный результат и путь поиска. Предлагает пройти его ученику.   Учитель знает пути поиска и исследования, но не знает конечного результата.  Учитель владеет методикой  и различными  методами  научного исследования. Он может обучить ученика, но они оба не знают конечного результата и ищут пути поиска.            Темы исследовательских  работ моих учащихся  самые разнообразные, но всех их объединяет одна общая тематика: «Химия, экология, жизнь»: «Определение качественных показателей воды в реке Малая Юмба,и значение качества воды для здоровья человека», «Определение   содержания   катионов   тяжелых   металлов   в   воде   реки   Малая   Юмба. Экологическое и биологическое значение»,   «Определение загрязнения воздуха в с. Яр­ Сале   автомобильным   транспортом  и   котельными»,   «В  мире   запахов»,   «Рост   и   питание 3 школьников ненцев Ямальской школы­интерната», «Влияние чистоты воздуха на синтез хлорофилла комнатными растениями»,  «Актуальность научного и практического вклада Дмитрия Ивановича Менделеева для современной России», «Природа цвета»..              Сотворчество  юного  исследователя и научного руководителя ­  это совместная деятельность     двух   партнеров   над  общей     целью.    Только   при   взаимном   понимании   и доверии,   взаимном   интересе,   обмене   мыслями   и   чувствами     между   педагогом   и воспитанниками можно получить  хороший  результат.                        Выбранная тема   исследований, а особенно полученные результаты, являются мощным побудительным средством к изменению собственного образа жизни, приближению его к здоровому.   Полученные знания позволяют выработать   более зрелое отношение к собственному   здоровью.   Участие   в     конференциях,   выступление   перед   сверстниками формируют   позицию,   дают   возможность   ее   отстаивать,   создают   предпосылки   для применения знаний в собственной   жизни.   При проведении конференций разного уровня формируется  молодежная  интеллектуальная среда, где созревает мода быть здоровым, некурящим, непьющим и спортивным, успешным.  Своими высказываниями, поведением и деятельностью   они   оказывают   позитивное   влияние     на   сверстников,   облегчая     школе воспитательный процесс по формированию культуры здоровья. Эти и другие особенности учебно – исследовательской деятельности старшеклассников в сфере здоровья позволяют считать   ее   высокопродуктивной   формой   воспитания   культуры   здоровья   в   молодежной среде. Как форма обучения исследовательская деятельность     является интересной для старшеклассников,   соответствует     потребностям   возраста,   помогает   самопознанию   и   информации   идет   в   поисковом   режиме,   с   отбором самоопределению.   Получение   личностно   –   значимого     помогают подрастающему  поколению реализовать себя. Ведь участие в конференции или конкурсе служит для  ребенка подтверждением  необходимости его работы и воспитывает чувство ответственности   за   собственную   деятельность.  Как   знать,   возможно,       первые   шаги исследовательской работы   в школе   станут изначальной   ступенькой   для моих   юных друзей  в большом мире науки?   содержания,   создаются   условия,   которые   4

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ реализации субъектно-деятельностного подхода в обучении учащихся для формирования ключевых компетентностей учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019