Водопьянова Татьяна Михайловна ,
учитель музыки МБОУ Гимназия № 12 г. Липецк
«К анализу состояния звукового пространства, окружающего молодого человека»
«Чем беднее музыка – тем скорее
приедается и исчезает (однодневки).
ОКЕАН и лужи. Боятся океана,
а в лужах плещутся охотно – безопасно и весело...»
Д. .Б. Кабалевский
Мы, люди рубежа XX – XXI веков, живем в звуковом мире, который удивительно насыщен и разнообразен. Звуки создают определенный фон, который оказывают значительное влияние и на наше настроение, и на наши привычки, они способны наполнять эмоциональным содержанием нашу жизнь и несут в себе обширную информационную нагрузку. Понятие «звуковая среда» - это технические и транспортные шумы, инструментальные и природные звуки. Оно создает постоянный звуковой фон жизни человека. «В перспективе наша планета, по – видимому. будет окружена глобальной «фоносферой» непрерывно производимых осмысленных музыкальных звучаний. Такая «фоносфера» станет одним из слагаемых «ноосферы», возникновение которой было предугадано Тейяром де Шарденом и Вернадским (Е.М. Тараканова «Концепция фоносферы на рубеже тысячелетий»). Известно, что уже сейчас возрос до астрономических размеров фон радиоизлучений нашей планеты. Отнюдь не секрет, что значительную долю такого радиоизлучения составляет цифровая музыкальная информация. Не удивительно поэтому, что музыка становится важной составной частью звукового фона земли, и это порождает сложные экологические проблемы. Важен не самый факт агрессивного вторжения музыки в наш быт, а качество и художественный смысл той производимой человеком музыкальной информации, которая звучит в общественных местах, вторгается в частную жизнь людей через средства массовой коммуникации. Иными словами, речь идет о загрязнении звуковой среды обитания, о вольном, либо невольном воздействии на слух и музыкальное сознание массы людей, захлестнутых потоком разноголосых звучаний, порой воспринимаемых как своего рода ритмизованный шум, остающийся за порогом осмысленного восприятия. Если бы жители других планет смогли судить о культуре мыслей и чувств современного человечества по расшифрованным им радиосигналам, «снятым» с произвольно выбранной точки земли, то возможно он пришел бы к весьма неутешительным выводам.
Концепция музыкальной звуковой среды. В современной «фоносфере» планеты доля музыки высокого интеллектуального потенциала, требующей вслушивания, максимального сосредоточенного внимания, умения распознавать ее сложный, не лежащий на поверхности смысл, сравнительно невелика. (Е.М. Тараканова «Концепция фоносферы на рубеже тысячелетий»). Звуковая среда, окружающая современного человека, постоянно становится все более навязчивой. Это касается и детей, подростков, которые подвержены воздействию музыки сильнее, чем взрослые. Много внимания музыкальному просвещению и образованию уделял в своих работах Б.В. Асафьев. Главным в его исследованиях были вопросы воспитания активного, осознанного эстетического восприятия музыки. По его мнению, музыкальное искусство должно быть достоянием широкого массового музыкального просвещения. Проблемы восприятия музыкальной культуры исследовались педагогами, психологами, философами, учеными разных направлений (Работы психологов Л.С.Выготского, А.В.Мудрика, Д.Б. Эльконина , музыковедов О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Р.И.Грубер, Д.Б.Кабалевского, А.Н.Сохора, Б.М.Теплова, B.C. Цукермана). Профессиональный интерес ученых к различным видам и уровням музыкальной культуры молодежи и сегодня весьма высок. Об этом свидетельствует количество и направленность научных работ, посвященных проблеме музыкального просвещения подрастающего поколения: Н.А. Ветлугиной, Т.Д. Сусловой, Р.А. Тельчаровой, Б.Л. Яворского. Проблемам эстетического воспитания и развития творческой личности посвящены работы В.В. Медушевского, С.В.Никитюк, Л.Р.Обыскаловой, В.И.Петрушина, М.В.Савиновой, общей теории формирования личности - исследования М.А.Вейта. В наши дни вопросы формирования звуковой музыкальной среды имеют значение не только с позиций эстетики и художественного вкуса, но и с медицинской точки зрения.
Одной из проблем, сопровождающих жизнь современного общества, является шум. Каждый человек в городе страдает шумовой болезнью. Шум – это звуковой мусор. Мы постоянно сталкиваемся с ним в быту: дома, в школе, на улице, магазинах и прочих общественных местах. Речь идет о привычном звучании в записи «фоновой» развлекательной музыки. Такая музыка звучит практически круглосуточно, ее слышно из машин, динамиков магазинов и торгово-развлекательных центров, она назойливо сопровождает едущих в поезде и автобусе и т. п. Ее считают безобидной и улучшающей настроение Шум, особенно большой интенсивности, не просто надоедает и утомляет – он может серьёзно подорвать здоровье. Высокочастотные звуки раздражают человека, а звуки низких частот разрушающе действуют на внутренние органы человека. Это было известно еще в древности: так, одна из легенд о Конфуции повествует о том, что он распорядился предать казни уличных музыкантов, которые своей музыкой пробуждали негативные отклики в душах людей. Про лечебные особенности музыки китайские мудрецы писали ещё до нашей эры. На протяжении всей давней китайской истории целители использовали музыкальную пентатонику, соответствующую пяти музыкальным элементам - пяти внутренним органам (сердце, печенка, легкие, селезёнка, почки), как основу для лечения болезней с помощью музыкальной терапии. О том, что определённые мелодии способны влиять на психологическое и физическое состояния человека, очень хорошо знали в Древней Греции, в Риме патологических тенденций психики. Высокую роль в воздействии на души граждан отводили музыке такие мыслители античности, как Платон, Аристотель, Пифагор. Последний создал учение об «эвритмии», в котором указывал на то, что музыкальный ритм есть часть общего ритма Вселенной, включающего биологический и социальный ритм. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Структура музыкальной звуковой среды XXI века.
Музыкальный мир нашего времени отличается от предыдущих эпох резко возросшим количеством звучания в целом. Большую часть составляет музыка в записи. «Живое» звучание – в концертном зале, музыкальном театре резко уступает количеству музыки, звучащей из плеера, компьютера, динамика, телевизора. Безусловно, страдает качество звучания и исчезает живая связь между исполнителем и слушателем. Повышается также и степень вредного воздействия на организм человека электромагнитных волн. Что же слушают наши современники?
Музыкальные приоритеты современного слушателя можно определить примерно следующим образом:
Жанры |
Классика |
Фольклор |
Духовная музыка |
Джаз |
Авторская песня |
Поп - музыка |
Рок |
Шансон |
Рэп |
Техно |
% |
5 |
4,5 |
0,5 |
1 |
1 |
60 |
5 |
4 |
15 |
5 |
Классическая музыка основана на лучших образцах произведений мирового искусства. «Классический» (от латинского classicus) в переводе на русский язык значит «образцовый», «первоклассный. В таких произведениях точно указывает ноты, темп, динамику, количество инструментов. Общение с серьезной музыкой рассчитано именно на живое ее восприятие. В результате богатство классической и современной академической традиции, фольклорная культура оказываются недоступными для понимания современного массового слушателя. Между тем, определяющим критерием состояния музыкальной культуры общества служит отношение слушателей к музыке классических жанров. По результатам исследований было выявлено, что именно классический музыкальный репертуар (музыка в стиле барокко и классицизма) соответствует экологической норме 5000-8000 гц., и может служить эффективной звуковой подзарядкой для мыслительной деятельности школьников, развивая и совершенствуя связи между правым и левым полушариями головного мозга (Дворецкий Л.И.). Межполушарные связи, также как сбалансированное развитие полушарий мозга ученые соединяют в своих исследованиях и с развитием структурно-понятийной сферы музыкальных занятий. В связи с этим многие ученые связывают высокое умственное развитие ребенка с его музыкальным обучением, и, по нашему мнению, погруженностью в педагогически организованную музыкальную среду особенно на отрезке от 5 до 10 лет (Б.Г. Ананьев, Л.И. Дворецкий, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.). Экспериментально доказано, что классическая музыка при регулярном прослушивании вызывает заметное повышение такого значимого показателя интеллектуального развития, как IQ. Не вызывает сомнения и позитивное воздействие на школьников эмоционального тонуса (Б.Г. Ананьев), возникающего в процессе общения с музыкой. Музыка является не только эстетическим объектом для восприятия, но (и в этом заключается ее значение для создания необходимого эмоционального тонуса) является внешним возбудителем положительных эмоций (В.К. Белобородова, Л.В. Горюнова, Г.С. Ригина и другие.).
Народная музыка - вобрала в себя многовековую народную традицию. Интонационный строй такой музыки является языком души народа, а лучшие исполнители из поколения в поколение передают своеобразие, характер и манеру звукоизвлечения, живого интонирования ментальной памяти своего народа,
Духовная музыка – обращает человека к вечным темам мировых религий. Хоровое пение православной церкви или органная музыка европейских концессий возвышает и очищает слушателя. Строгие каноны духовной музыки выверены тысячелетиями, в них нет места
пошлости и развлекательной легковесности. Звучание музыки в храме может потрясти до глубины души и даже способно изменить жизнь человека.
Джаз – привлекает интеллектуальный слой городской интеллигенции. Больше всего его приверженцев среди инженерно – технической молодежи, так как слушание представляет собой процесс, требующий определенной сосредоточенности и внимания, эмоционального отклика и даже соучастия в исполнении. Особенности джаза – импровизация, часто нескольких музыкантов одновременно, свобода ритма, своеобразная игра со средствами музыкальной выразительности - активно воспринимаются продвинутыми слушателями. Во время джазовой композиции слушатель становится музыкальным попутчиком исполнителя, соучастником « сейшена» [37. С. 106]
Авторская песня – имеет своих постоянных приверженцев. Глубокие тексты и высокое качество музыки, под которую эти тексты поются, привлекают к этому жанру думающих и неординарных, тех, кто любит костер и общение под гитару. Фестивали бардовской песни собирают тысячи людей, которые приходят к авторской песне вопреки массовой моде.
Шансон в современном понимании – большей частью музыка, повествующая о людях с непростой судьбой. Брутальный герой жанра прошел трудный жизненный путь и имеет свое понятие о честности, справедливости, мужской дружбе. Такие песни пишут и исполняют не только профессионалы, по – этому уровень их не всегда высокий.
Рок музыка - это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи. Эта музыка привлекает необычностью звучания электрогитар и барабанов, особой манерой пения, креативностью текстов. Большую роль играет внешний антураж – костюмы, прически, атмосфера концертов т фестивалей. Рок - музыканты эмоциональны, импульсивны, откровенны, не боятся обидеть и шокировать. Расцвет рок – музыки пришелся на конец XX века. Но и теперь есть фанаты и глубокие знатоки этого стиля, которые чаще всего любят какую либо группу или направление. Существует множество стилевых разновидностей рока:
Альтернативый рок (термин, употребляемый для обозначения конгломерата различных стилей, появившихся во второй половины 1980-х гг. и включающих в себя, в частности, гранж, индастриэл, брит-поп, сайкобилли, а также различного рода стилевые синтезы: рэп- и фанк-метал, ска-панк, джангл-поп.
Поп– рок (синтез стилистических черт рок-музыки (рок-н-ролла, бит-музыки, хард-рока и других) с различными типами популярной эстрадной песни. Возникновение и развитие поп-рока (в начале 1960-х — середине 1970-х годов на Западе; в конце 1980-х годов в отечественной популярной музыке), как правило, связано с активной коммерциализацией чистой рок-музыки),
Фолк - рок.(формы рок-музыки, в которых мелодическая основа построена либо на прямых заимствованиях из фольклора, либо на фолк-стилизациях. На Западе фолк-рок — огромный пласт рок-культуры, имеющий собственную аудиторию, специализированные фирмы грамзаписи, огромные тиражи пластинок и постоянно растущий ареал распространения — за счет взаимопроникновения фольклорных традиций разных стран, что получило название уорлд-мюзик (от англ. world — всемирный).
Джаз –рок (жанр джазовой музыки с использованием традиционного рока. Сложился в конце 1960-х годов в США под влиянием негритянского музыканта Майлза Дэвиса и его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной и доступной. Современные формы джаз-рока более известны как фьюжн.
Арт – рок (совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы сплав элементов рока, академической музыки и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Сложился в Великобритании во второй половине 1960-х гг. Арт-рок может быть условно разделен на симфо-рок , техно-рок , барокко-рок (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием или имитацией звучания барочных инструментов) и др. Арт-рок часто отождествляют с понятиями «прогресив-рок» и «психоделик-рок»).
Электронный рок - музыка, создаваемая и исполняемая с помощью электронно-акустической генерирующей, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (электронных, в т. ч. компьютерных, синтезаторов). В 1950-60-х гг. электронная музыка была самостоятельным музыкальным направлением и др., ныне составная часть прикладной музыки (в кинофильмах, театральных спектаклях
Тяжелый рок (энергичный, жесткий ритм-н-блюз, отличавшийся также особым саундом «перегруженных» электрогитар с искаженным звуком. Появился в начале 1960-х годов, но не был слишком популярен. Только в конце 1960-х годов его агрессивное и динамичное звучание вновь стало актуальным. В 1990-е годы возродился в виде движения хард-энд-хэви.
Панк – рок (зародившееся во второй половине 1970-х гг. в Великобритании направление в рок-музыке, для которого характерны грязное звучание плохих инструментов, выразительный минимализм, не связываемый цензурой текстовой эпатаж и вызывающий имидж (рваная, грязная одежда; неряшливая прическа; ярко выраженное антиобщественое поведение). В 1976-78 панк-рок стал наиболее популярным, хотя и абсолютно некоммерческим течением, однако к началу 1980-х гг
Психоделический рок - совокупность звуковых средств — деформированная инструментовка, звуковые эффекты, использование нетрадиционных музыкальных инструментов и стилей).
Альтернативной музыкой или альтернативой (alternative - «один из двух») называют совокупность течений, существовавших приблизительно с 1985 по 1995г.
На рубеже 70-80-х гг. возникло новое явление современной культуры - рейв (rave -«восторгаться»,«бредить»,«неистовствовать»).
Жанр рок-оперы объединил в себе черты рока и классической музыки. Однако в основе рок-оперы – рок-музыка. Её стилистика восходит к различным направлениям рока (что совершенно не исключает заимствований из классической музыки, джаза и т.д.)
Хип-хоп культура. Культура - рожденная на улицах больших городов, среди высотных домов, многочисленных заводов рабочих кварталов, шумящих автотрасс и прочего пейзажа современного города. Нельзя говорить о хип-хопе, как о стиле музыки или о стиле одежды, хип-хоп - это стиль жизни. Это стиль жизни тысяч молодых людей нового поколения, людей, слушающих электро, рэп и другие прогрессивные музыкальные направления, носящих широкие штаны и шапку (не обязательно) в любое время года, танцующих би-боинг (брейк-данс) на улице, рисующих граффити, увлекающихся экстремальным спортом, катающихся на агрессивных роликах и сноубордах.
Хип-хоп культура в России начиналась с нелегальных кассет, которые различными путями завозились в СССР из стран зарубежья. В основном хип-хоп был недоступен рядовому слушателю из-за неимения оного в стране. Хоповая культура набирала обороты, пока в 97-98-м в Москве и Питере не произошел бум. Открылись многочисленные школы для би-боев (брэйктанцоров), проходили в огромных количествах хип-хоп фестивали, и московская молодежь все больше и больше затянулась в мир хип-хопа. Но основная проблема по-прежнему за качеством исполнения, музыки и текста. Расползание хип-хоп культуры медленно, но верно начинает покрывать территорию нашей необъятной страны, несмотря на то, что многое стремиться помещать этому [37,С. 108].Местом рождения брейк-данса считается Нью-Йорк. Джеймс Браун, один из первых брейкеров, исполнявших свои хиты, потихоньку приплясывал. Вот это приплясывание и положило начало нового направлению музыка. Позже была разработана методика тренировок, в основу которых были положены элементы акробатики, народных танцев, афро-бразильскую борьбу капоэйро и приемы китайского кунг-фу. С каждым годом брейк-данс становился все более популярным и уже начал становиться частью шоу-бизнеса.
Рэп музыка - рифмованная речь (именно речь, а не пение) еще в сороковых годах использовал при общении со своими слушателями многие музыканты. Рэп появился благодаря одному ди-джейскому приему - тоустинг. Он заключается в незамысловатом наложении голоса (в основном стихов) на уже имеющуюся чужую фонограмму. Рэп появился изначально как танцевальная музыка и был очень хорошо принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира[37, с. 126].Можно сказать, что в наше время большинство тинэйджеров причисляют себя к почитателям рэпа, многие пытаются писать и читать свои тексты. В них слышится отклик молодежи на проблемы сегодняшней жизни. Это тексты о любви, взаимоотношениях в среде сверстников, о политике, коррупции. Можно сказать, что рэп занял нишу, которая в конце прошлого века принадлежала року. Однако, с музыкальной точки зрения, потерял много сточки зрения мелодии гармонии,живого инструментального звучания, драйва.
Техно, изобретённое Kraftwerk, явилось мощной базой для рождения новых стилей, создававшихся путем слияния оного с элементами любого другого. Так, например, появилось Техно-Диско - быстрый и весьма экспрессивный стиль, содержащий в себе красивую ритмическую основу и очень сильно перекликающийся с Техно -Данс. Основное различие этих стилей в отсутствии речитатива у Техно -Диско. Техно-Рэп - 100% синтезированный звук, типичный рэповый речитатив, размеренный ритм и превалирование низких частот - вот то, что является составляющими данного. Попытки совместить элементы фольклорной или этнической музыки с элементами Техно привели к образованию Техно-Кантри. И не менее оригинальный стиль - Техно-Джаз.Чтобы усилить танцевальный эффект музыки, в 80-е годы 20 в. Музыканты стали использовать драм-машинку, звучащую вместе с записью на пластинке и подчёркивающую ритм. Другим эффектным приёмом было смешивание при помощи обычного многоканального магнитофона композиций с синтезированным ритмом так, чтобы они незаметно для уха переходили одна в другую.Появление Техно положило конец стилистическому делению музыки на направления. Отныне гармония, дисгармония, шум, песня - все возможно. Музыканты стали широко использовать в своих трэках звуки, позаимствованные из других композиций, запустив целую волну обработки чего угодно,но в Техно звучании. Внешне Техно проявляется в патологической небрежности, свойственной обитателям студенческих общежитий. Драные джинсы-клеш, растянутые хэмингуэевские свитеры больших размеров, длинные слипшиеся волосы, козлиная бородка, тяжелые военные или туристические ботинки, татуировки. Этот стиль сильно полюбился российской молодёжи [37,С. 105].
Популярная музыка - это музыка, пользующаяся наибольшей популярностью у людей самого разного возраста. Она не сложна по содержанию, доступна для любителей. Поп-музыка - современная эстрадная музыка (попса), возникла как реакция на усложнение популярной музыки, она адресована молодежи. Для нее характерны примитивность музыкального языка и текстов, экспрессивность исполнения и динамическая напряженность. Поп-музыку не отличает стремление к мелодическому и поэтическому новаторству. В ее сочинении часто используются определенные стандарты, зачастую она ориентируется на усредненный вкус. К сожалению, большая эстрада XX века, представителями которой были великие зарубежные и отечественные исполнители, звезды мировой эстрады, осталась в прошлом. Коммерческая основа современного шоу – бизнеса накладывает негативный отпечаток на качество музыки, которая поставлена на поток огромной индустрией.
Звуковая среда способна влиять не только на процесс музыкального развития современного человека, но и на его психическое состояние в целом. Известно воздействие музыки на психику человека (музыкально-психологическая составляющая). Выдающийся российский музыковед и один из основателей отечественной музыкальной психологии Е. В. Назайкинский в своем труде «О психологии музыкального восприятия» обратился к истокам предпочтений композиторов в организации временной структуры музыки. В их основе находится неосознанно используемый принцип антропоцентризма [19.С. 203—208] Человеческое сердце, по мнению Назнайкинского, «бьется с определенной частотой, которая меняется в течение суток и в зависимости от условий. Наиболее распространенный ритм соответствует спокойной ходьбе, спокойному, но энергичному разговору, многим трудовым процессам. Именно в этом ритмическом диапазоне написана значительная часть музыки. Еще 1960-е гг. было установлено, что «удельный вес» музыки, написанный в среднем ритмическом диапазоне (средние длительности и средний темп), приблизительно соответствует удельному весу периодов среднего ритма сердцебиения и дыхания в жизни человека. Какое-то время человек обычно спешит, волнуется и т. п. — от этого учащается (в разной мере) пульс. И удельному весу этих состояний соответствует удельный вес музыки (целых произведений или эпизодов), написанных в верхнем ритмическом диапазоне (мелкие длительности и быстрый темп). Человек должен и отдыхать, расслабляться — этому соответствует медленная музыка (низкий ритмический диапазон). Ритм стал уступать место лишь одному его проявлению - метру, точнее, акцентной метрической пульсации, звучащей, как правило, на низких частотах. Ритм — один из сильнейших факторов воздействия на человеческий организм. Простые, повторяющиеся ритмы, в которых оформляется громкая поп- и рок-музыка, вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм), от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания…Беззащитная аудитория совершенно не подозревает, что безграмотный “звукарь”, включающий мощную аппаратуру, вторгается в святая святых живого существа — сознание и сферу бессознательного. Часто эффектом такого воздействия является снижение внутренних барьеров, выстраиваемых сознанием в результате длительного накопления нравственного опыта. В результате такого вторжения наблюдаются случаи самоубийства, коллективного насилия. Мы наблюдали случаи психических расстройств у людей, профессионально связанных с этими способами воздействия на человека. Не менее сильно воздействие громкой поп- музыки с подчеркнуто повторяющейся ритмикой на способность молодых людей к анализу, здравому суждению, логике» [19. С. 15—16]. Это обусловлено тем, что музыкально-ритмическое чувство на примитивном уровне — ощущения темпа и метра — является самой главной музыкальной способностью и встречается у 98% населения. То же самое касается динамики в современной музыке. Средняя громкость встречается наиболее часто; высокая— столько же, сколько в среднем человек живет в состоянии возбуждения или быстрого движения; что соответствует времени, проводимому человеком в состоянии покоя. Так было на протяжении нескольких веков; и композиторы «классики», и авторы оперетт, и джазовые композиторы, и авторы популярных песен. Ситуация изменилась на рубеже ХХ — XXI столетий.
Изменения произошли и в динамике. На смену произведениям, в которых чередовались эпизоды, исполняемые в среднем, громком и тихом динамическом диапазоне, пришли композиции, в которых динамика остается на уровне «фортиссимо» на протяжении всего произведения. Исполняются такие произведения, как правило, на дискотеках или прочих развлекательных мероприятиях, где естественное звучание инструментов многократно усиливается специальной техникой, или, что чаще, воспроизводится в записи также с огромным усилением звука. Возникает ситуация, при которой рушатся веками выстраивавшиеся естественные барьеры защиты человеческого слуха и психики от разрушительного влияния громкого ритмичного воздействия навязываемой окружающей средой музыки. Причины такого нарушения естественных механизмов находятся в коммерциализации шоу - бизнеса: эту музыку охотнее слушает некритически мыслящая и эстетически неразвитая маргинальная масса, что предопределяет выгоду, получаемую авторами популярных композиций и звукорежиссерами. Но кроме материальных потерь современное общество ожидают и другие негативные последствия засорения звуковой музыкальной среды. «Среди негативных последствий, к которым приводит неконтролируемое прослушивание музыки с навязчивым ритмом и повышенной громкостью: снижение и потеря слуха, гипертония, галлюцинации, агрессивность, ярость, депрессия, страхи, состояние транса различной глубины, склонность к самоубийству. В настоящее время у детей и подростков обнаруживаются симптомы болезни, ранее считавшиеся свойственными только работникам промышленности, которые подвергаются сильному воздействию инфразвука. Под воздействием такой музыки усиливается токсичное воздействие наркотиков и алкоголя, а дозы принимаемых стимуляторов возрастают. Может возникать определенная зависимость, сродни наркотической и от самого слушания громкой, ритмичной музыки» [24. С. 16 - 17]. Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента. Особенности влияния музыкальной темпо - ритмики помогает быстрее погрузиться в измененные состояния сознания. Темп, поддерживаемый только звучанием барабанов, с наложением часто повторяющихся ритмических рисунков не нуждается в подробной эмоционально-ментальной обработке. Эту информацию сможет «обработать» и тело. Эмоциональность и мышление освобождаются от участия в процессе реагирования, отдавая приоритеты телу. Если реакции тела совпадают с темпо-ритмическим звучанием, то тело «завоевывает» доверие и не требует дополнительного контроля. Смещение акцента в этом случае уже не является обычным явлением, и сознание оказывается в измененном состоянии, что можно определить по изменению мимики и движений тела. Особенно это касается экстремальных темпо-ритмических сочетаний. Наиболее легко вовлекаются в музыкальное пространство громкой и ритмичной музыки дети и подростки. Не зря, так называемая «кислотная» молодежь, увлекающаяся употребляющая наркотики, предпочитает дискотеки в стиле «Хаус», «Транс» и «рейв», где темп танцевальных композиций достигает 170-180 ударов в минуту, а звук ударных инструментов всегда звучит на переднем плане и громче, чем любые другие звуковые сочетания. К примеру, Е.В. Назайкинским была выявлена связь акцентной метрической пульсации с психологическим феноменом установки. [19. С. 221 - 222]
Громкая ритмичная музыка вовлекает человека в свою орбиту. Ее уже невозможно воспринимать как фон — что возможно, к примеру, с негромкой, ненавязчивой развлекательной музыкой. Громкая музыка с акцентной метрической пульсацией заставляет «отдаться» ей. Реакция на это бывает различной у людей с разной степени конформности и образованности. Люди конформные и происходящие преимущественно из малообразованных слоев населения легко вовлекаются в орбиту такой музыки, любят, когда она существует как фон и настроены на повышение ее громкости.
Заключение
Современная эстрадная музыка пользуется в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.В свое время Д.Б. Кабалевский обращал внимание на проблему музыкальной культуры. «Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юного поколения, педагогов едва ли ни всех стран мира волнует проблема легкой, развлекательной музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни молодежи. Искусство способно и увлекать человека, и только развлекать его. Увлечь можно лишь глубокими чувствами и глубокими мыслями. Развлечь можно чем угодно, лишь бы оно занятно было сделано и «щекотало нервы». Подлинное, глубокое искусство неподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков старения, как живут великие творения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Развлекательная музыка, как правило, подчиняется зыбким законам скоропреходящей моды. Жизнь даже самых удачных эстрадно-развлекательных песен измеряется годом, чаще месяцами, а нередко и неделями. Эти песни быстро приедаются, перестают развлекать и вызывают потребность в чем-то более развлекательном, а потом еще в более развлекательном и т. д. - до бесконечности... Так естественная, нормальная для всякого нормального человека потребность в развлекательной музыке превращается в стену, в непроходимую пропасть, отделяющую его от подлинных эстетических ценностей, от настоящего большого искусства. Только один час в неделю учитель музыки старается вызвать в школьниках интерес и любовь к народному искусству и к искусству великих мастеров-классиков прошлого и настоящего. А сколько времени дети находятся под воздействием кино, радио и телевидения, заполняющих мировой эфир преимущественно легкой, развлекательной и часто пошлой, безвкусной и безнравственной музыкой. Современные проблемы в области культуры отражают переживаемые обществом трудности в экономике и социальной сфере». Современная музыкальная культура весьма многолика. Она отражает динамическое состояние общества, характеризующееся множественностью жизненных стилей. Врастая в полифоническое культурное пространство, молодежь активизирует поиск оптимальных моделей самореализации, что и приводит к разрастанию молодежных субкультур. Выбор той или иной субкультуры обеспечивает молодому человеку идентификацию с ее ценностями и помогает приобрести определенный социальный статус в группе сверстников. Это является важным звеном врастания молодого человека в сложную структуру современного общества. Однако в условиях глобальной распространенности массовой культуры и возникновении новых форм художественной коммуникации (телевидение, компьютерные диски, Интернет - сайты, радио, музыка мобильных телефонов) возрастает роль развлекательной звуковой продукции в социализирующем процессе. С этим звуковым миром сталкивается современный человек при поиске новых социальных связей и контактов. Старшее поколение сильно отделено от музыкального мира своих детей, так как предпочитают музыку своего времени. Взрослые часто запрещают подросткам открыто слушать современную музыку, отчего те постоянно прослушивают ее через наушники, что снижает качество и усугубляет вредное воздействие. В течение последнего десятилетия XX века в нашей стране формируется система шоу бизнеса с частными студиями звукозаписи, продюсерскими центрами, музыкальными радиостанциями и музыкальными каналами телевидения. Большую популярность приобретают Интернет-клубы, особый интерес представляет наличие музыки в социальных сетях. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентация подростков в области музыки формируется, главным образом, под воздействием средств массовой информации (телевидение, радио, печать) и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонии, примитивность тематики и содержания текстов). Вместе с легкой доступностью происходит обесценивание музыки, которая превращается в постоянный фон, практически не замечаемый. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.
Л и т е р а т у р а
1.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, НПО «МОДЭК»,1998. - 352с.
2.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. - 224с.
3.Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. М.: Просвещение, 1984.- 111с.
4. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. -224с.
5. Бочкарев л. Л. Психология музыкальной деятельности. М. : Классика XXI в, 2006.
6. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1983. - 270с.
7. Вишнякова Н.Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества: Пособие для учителя. Минск, 1992. - 76с.
8.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500с.
9.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240с.
10.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе./ Учебное пособие для студ. ср. пед. уч. заведений — М.: Академия, 1997.-238с.
11. Князева Т. С., Пашина. А. Х. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки // психол. Журнал. 2001. № 1.
12.Красильникова М.С., Критская Е.Д., Заруба А.В. К вершинам музыкального искусства: Экспериментальная программа по музыке. — М.: ВЛАДОС, 1999.-270с.
13.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1985.- 176с.
14.Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников. — М.: Просвещение, 198. -58с.
15.Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека.//Л омов Б.Ф. «Вопросы общей педагогической и инженерной психологии». -М.: Педагогика, 1991. с. 129-157.
16.Медушевский В.В. Теоретическое постижение музыки.// Спутник учителя музыки./ Балашова С.С., Медушевский В.В., Тарасов Г.С. и др. Сост. Челышева Т.В. М.: Просвещение, 1993. - с.68-74.
17.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. 144с.
18.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456с.
19.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.-383с.
20.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 176с.
21. М.:ВНМЦНТ и КПРМК СССР, 1986. - 50с.
22. Ригина Г.С. Музыка (экспериментальная программа)//Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-3) по системе Занкова Л.В. -М.: Просвещение, 1996. 230с.
23.Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. — М.: Просвещение, 1991. 158с.
24. Рубин Л. С., Пинчук Н. В., Нуждина А. А., Келлер В. В. Опасная громкая музыка. Екатеринбург : Угк, 2009.
25. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Известия АПН СССР, 1947,Вып.2. - с.7-26.
26.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М.: АПН РСФСР, 1948.-39с.
27. Тютюнникова Т. Музыка внутри нас. / Искусство в школе. — 2001, №2. с.14-19. - 30с.
28. Усачева В.О., Школяр JI.B., Школяр В.А. Музыкальное искусство: Методическое пособие для учителя. 1 класс. — М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2002. 230с
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.