Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"
Оценка 4.8

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
математика
Взрослым
09.08.2019
Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"
Одним из целевых результатов, согласно требованиям стандартов, является умение работать с математическим текстом. Особая роль отводится смысловому чтению. Следовательно, учебная деятельность, направленная на работу с текстовой информацией, является актуальной. В данной статье рассматриваются приемы работы с текстом на уроках математики.
Статья К вопросу текстовой деятельности на уроках математики.doc
РОДЮШКИНА Н.В., учитель математики МОУ «СОШ№22», республика Мордовия,  г. Саранск К вопросу текстовой деятельности на уроке математики Сегодня видится особенно актуальной  учебная деятельность, направленная на формирование умений по работе с текстом и информацией.  ФГОС определяют «Стратегию   смыслового   чтения   и работу   с текстом».   Поиск   информации и понимание   прочитанного;   преобразование   и интерпретация   информации; оценка информации – вот на что необходимо обратить внимание абсолютно на всех   занятиях   и  на  уроках   математики   в  частности.  Математические   тексты отличает  абстрактность;  наличие   символики,   графики;  лаконичность; логичность;   свернутость.  Исходя   из   требований   стандартов,  можно   выделить следующий     перечень   образовательных   результатов   в   области   текстовой деятельности на уроках математики в 5–9 классах.   Обязательный уровень Повышенный уровень 5–6 классы Сопоставлять и обнаруживать соответствие  между частью текста и соответствующим  рисунком. Объяснять назначение рисунка,  диаграммы, таблицы, графика.  Сопоставлять диаграммы и графики  с текстом задачи и по данным диаграммам  и графикам составлять текст,  соответствующий поставленной задаче. Ориентироваться в тексте задачи.   Определять главное, оставлять логическое  обоснование для получения уравнения.  Сопоставлять и обнаруживать соответствие  между частью текста и его общей идеей.  Решать учебно — познавательные и учебно­  практические задачи, требующие полного  критического понимания текста.  Определять назначение различных видов  текста (математических понятий,  математических правил, задач, диаграмм,  графиков, таблиц, формул). Ставить перед  собой цель чтения, выделять полезную  в данный момент информацию. 7 класс Сопоставлять и обнаруживать соответствие  между частью текста и соответствующим  рисунком, графиком, чертежом,  диаграммой. Находить в тексте требуемую  информацию, решать учебно­  познавательные и практические задачи,  требующие критического понимания текста. Определять назначение различных видов  текста. Выделять нужную на данный момент информацию. Сопоставлять необходимые  текстовые и внетекстовые компоненты.  Объяснять смысл и назначение диаграмм,  таблиц, графиков. Сравнивать и сопоставлять заключенную  в тексте информацию различного характера. Сопоставлять текстовые и внетекстовые  компоненты. Сформулированным вопросом  объяснять назначение геометрического  рисунка, пояснять геометрический чертеж.  Уметь читать графики и сопоставлять  компоненты графиков и их частей.  Составлять таблицы в соответствии  с условиями задач или по данным графиков.  Формировать на основе текста систему  аргументов (доводов) при решении  геометрических задач и доказательствах  теорем. 8 класс Выделять главную и избыточную  информацию. Сравнивать и сопоставлять  заключенную в тексте информацию  различного характера и внетекстовый  компонент. Сформулированным вопросом  объяснять назначение геометрического  чертежа, графика и его конкретной части.  Формулировать на основе текста систему  логических аргументов, доводов при  решении задач и доказательстве теорем.  Находить в тексте требуемую информацию,  необходимую для решения задач различного характера.   Структурировать текст, используя  нумерацию страниц, ссылки. Использовать  в тексте таблицы, диаграммы и графики.  Сопоставлять различные точки зрения  и источники информации по данной теме.  Формировать на основе текста систему  аргументов для обоснования того или иного  решения. Перефразировать текст  в соответствии с поставленными задачами.  Проводить проверку проведенного решения. Сопоставлять различные точки зрения  и различные источники информации по  данной теме. Выполнять смысловое  свертывание выделенных фактов и мыслей.  Связывать информацию, обнаруженную  в тексте со знаниями, полученными из  других источников. Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих знаний  о предмете. Находить доводы в защиту  своей точки зрения. 9 класс Структурировать текст, используя  нумерацию страниц, ссылки, таблицы,  изображения, графики. Сопоставлять  различные точки зрения и различные  источники информации по заданной теме.  Формировать на основе данного текста  систему аргументов для обоснования того  или иного решения. Проводить проверку  проведенного решения. Выделять  необходимую на данный момент  информацию, необходимую для решения тех или иных поставленных задач. Решать  учебно­познавательные и учебно­ практические задачи, используя различные  виды текстов. Уметь прогнозировать  последовательность изложений текста.  Интерпретировать текст. Обнаруживать  в тексте доводы и подтверждения  выдвинутых тезисов. Находить доводы  в защиту своей точки зрения.  Преобразовывать текст, используя  различные формы представления  информации: формулы, графики,  диаграммы, таблицы. Переходить от одного  представления данных к другому.  Интерпретировать текст. Решать учебно­ познавательные и учебно­практические  задачи, требующие полного и практического понимания текста. Выявлять имплицитную информацию*  текста на основе сопоставления  иллюстрированного материала  с информацией текста, анализом подтекста.  Связывать информацию, полученную  в тексте, с личным опытом. Прогнозировать  последовательность изложения идей текста.  Интерпретировать текст, используя  различные диаграммы, графики, рисунки,  чертежи (в том числе и динамические —  электронные в практических задачах).  Обнаруживать в тексте доводы  и подтверждения выдвинутых тезисов.  Делать выводы из сформулированных  посылов. На основе имеющихся данных,  знаний, личного опыта работы с текстом  выявлять содержащуюся в них  противоречивую, конфликтную  информацию, используя полученный опыт  восприятия информационных объектов,  высказывать оценочное суждение  о прочитанном тексте. Находить способы  проверки достоверности конфликтной  информации. *Имплицитная информация — это  информация, которая явно в тексте не  выражена, но существует, как подтекст  и может быть домыслена Какими могут быть приёмы работы с текстом на уроках математики? Выделение существенного;   сортировка   материала;   ответы   на   вопросы;     пересказ   в определённой   логической   последовательности;   составление   плана,   тезисов; конспектирование.   Например,  перевод  в текст данных из схем, диаграмм, графиков, или на основе схемы придумайте задачу и решите её На рисунках а­б изображены схемы движения. Для каждого рисунка  придумайте, кто участвует в движении, и составьте  условие задачи. Решите эту  задачу. Конспектирование математического текста. Это трудное и занимательное  задание. Зная, что существует алгебраический язык, который позволяет  сокращать обычную запись теоремы, решения примеров, под конспектированием мы понимаем перевод обычной записи (на естественном русском языке) в  математическую (на формальном языке) Словесная   формулировка математического факта От   перестановки   слагаемых значение не изменяется треугольника Периметр равен   сумме   длин   всех   его сторон суммы       Математический   факт   на языке чертежа Математический факт на языке символов 5+4=9 4+5=9 Р = a + b + c Два угла  называются смежными, если  у них одна сторона общая, а  две другие стороны  составляют прямую линию. Способы   графической   организации   материала.   Самым   распространенным являются таблицы. Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Задача 1. Три подружки ­ Вера, Оля и Таня ­ пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод   у   них   были   корзинка,  лукошко,  ведёрко.   Известно,  что   Оля   была   не   с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек? Вера Оля Таня корзинка лукошко ведёрко   Расположите   числа, принадлежащие   множеству   Х,   в   порядке   возрастания,   и   вы   расшифруете название детского объединения  школы 1­4 классов Х={11/18, 36/18 , 12/12, 2/9, 36/12, 10/9, 1/18, 8/9,1/9} Ответ:  Вера взяла корзинку, Оля –  ведёрко, Таня – лукошко Задача   2. 11/18 36/11 12/12 с в е 2/9 т 36/12 л 10/9 я 1/18 ч 8/9 к 1/9 и Формулировка вопросов. • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты  говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться,  но, по­моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является  предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только  что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со  слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше)  могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В  других случаях – направлены на установление причинно­следственных  связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из  интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный  тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует  элемент самостоятельности.  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его  формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии  прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как  будет ….?». • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев  оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д. • Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление  взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной  жизни вы могли наблюдать симметрию?». Приём  «Вопросы к тексту учебника» Тема: «Окружность и круг» (5 класс)  1. Прочитайте текст.  2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?  3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?  4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?  Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но  надежное заучивание.  Приём  «Составление вопросов к задаче» Анализ информации,  представленной в объёмном тексте  математической задачи;  • Формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно  использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные  данные; нужны дополнительные данные.  Сортировка материала строится на анализе логической структуры текста. В  тексте есть основные положения и их доказательства. Нужно обучить  школьников выделять в тексте эти компоненты. Основные положения текста  учащиеся должны запоминать. Аргументацию нужно как следует понять и уметь  излагать своими словами. Иллюстрации следует разобрать, а иногда достаточно  просто прочитать и не воспроизводить Литература: 1. Н. Н. Сметанникова. Обучение стратегиям чтения в 5­9 классах: Как  реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс,2011 г. 2. ФГОС ООО. 3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система  заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010. 4. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для  промежуточной аттестации: 7 класс: Варианты 1­4.­М.; СПб: Просвещение,  2016. – 80 с. («ФГОС: оценка образовательных достижений»).

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"

Статья "К вопросу текстовой деятельности на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2019