Статья "Как помочь ребенку стать внимательным"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 13.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья раскрывает понятие "внимание", характеризует его основные свойства, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение, знакомит с некоторыми играми и игровыми упражнениями, которые являются эффективными средствами развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника, содержит рекомендации родителям.Консультация для родителей
Иконка файла материала Как помочь ребенку стать внимательным.DOC
Успехи   ребенка   в   учебе   и   других   видах  деятельности  во   многом   зависят   от сформированности у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворгние С. Маршака: Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В   рукава  nросунул  руки   ­  Оказалось,   это   брюки... Вместо   шапки   на   ходу   Он   надел   сковороду,   Вместо валенок перчатки Натяхул себе на пятки... Как   часто   наши   дети   похожи   на   такого   рассеянного  чел­овека.  Нередко   из­за недостатка   внимания   ребенку   трудно  учиться  в   школе.   Маленький  ученик  словно   не слышит и не видит  того, что он должен усвоить и  запомlнить.  В старших классах  ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообо о б р а зн а . Что же такое внимание?  Внимание  ­  это способность  человека  сосредоточиться  на определенных объектах и явлениях. Из окружаlющего мира на нас одновременно воздей­ ствует  большое   количество   источников   информации.  Усвоть   всю  поступающую информацию   невозможно,   да   и   не  нужно.  Но   выделить   из   нее   полезную,   значимую   в данный  момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию   психической деятельности  и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства   внимания,  усточивость, распределение и переключение.  к   которым   относятся  концентрация  объем, Концентрация внимания ­ умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой кон­ центрацией   внимания   обычно   отличается   хорошей  наблюдательносгью, организованностью. И наоборот, человек, у которот  слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным. Объем  вниrмания  характеризуется   количеством  одновременно  воспринимаемых   и удерживаемых   в   сознании   объектов.     При   хорошем   объеме   внимания   ребенку   легче совершать   операции   сравнения,   анализа,   обобщения,   классификации.   Если   у   ребенка недостаточный   объем   внимания,   то   ему   трудно   одновременно   увидеть,   осознать   все необходимые   признаки   вещей   или   явлений,   и   в   таком   случае   ошибки   и   решении поставленной задачи весьма вероятны. Устойчивость внимания  ­  это возможность  длительноro  сосредоточения  на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа. Распределение   внимания  ­  это   одновременное   внимание   к  двум  или  нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях   распределения   внимания   судят   по   тому,   легко   или   с   трудом   ребенку удается   делать   несколько   дел   одновременно:   писать   письмо   и   разговаривать,   решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за  окружающим  и  т.п. Легко   ли   воспринимаются   и   запоминаются   дополнительные   разъяснения   и   беглые замечания учителя и родителей. Переключение внимания ­ это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли  начинает  новое дело, втягивается вработу, может  ли  быстро закончить  какоелибо занятие  или постоянно  возвращается  к нему в своих мыслях или действиях. Внимание ­ это не раз и навсегда данное качество. Внимание должно и нужно развивать! Самому  младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь на­ учиться управлять своим вниманием. И главными помощками ребенку могут стать его папа и мама. К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего  школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю познакомиться: Игровое   упражнение   «Кто  внимательный?»  Необходимо   внимательно   прослушать сказку «Лисенок и лягушонок» Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л» В лесу в большой луже, жил маленький  лягушонок, который очень любил  лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потам слепил слона и уже после этого ­ льва на лыжах и  лошадь  в лодке.  3вери смотрели,  смеялись и ласково гладили лягушонка по сnине.   'Только  один   лисенок   (завидовал   он,   что  ли?)приходил,   все   ломал,   да   еще   и дразнился. ­  Зеленее  всех 3еленок  ­ лупоглазый  лягушонок!  И это  nродолжалось  до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: норы.» ­ Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не полvчалось.. ­ Ничего~ ­  сказал  лягvшонок. «  Ты  нe  огорчайся! ЗаТо ты  роешь самые хитрые Игра  «Сколько чего?» Детям   предлагается   осмотреть   комнату   в   квартире   и   назвать   как   можно   больше имеющихся   в   ней   предметов,   начинающихся   на   букву   «к»   или   «т»,   или   «с»   Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем ­ квадратные и прямоугольные. Далее   деревянные,   потом  ­  металлические,   затем  ­  предметы   из   стекла.   Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.п.] Игра «Повтори быстро» Ведущий   договаривается  с  играющими,   чтобы  они  повторяли   за  ним   любые  cловa только   тогда,   когда   он  произносит  слово   «повторите».   Далее   идет   быстрый диалог­«перестрелка» ­ Ну, начали! Повторите ­ «стол». Играющие   говорят:   «Стол».  ­  повторите   ­  «окно».  Играющие   говорят:   «Окно».  ­ Скажите ­ «улица». Быстро ­ «кошка» и т.д. Игра «Построй в темноте» (можно играть всем членам семьи)На   столе   лежат   10­12  кубиков  или   столько   же  спичечных  коробков.   Играющий должен  с завязанными  глазами соорудить одной рукой столбик  с основанием  в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты У кого получился   столбик   выше  ­  тот   и   победитель.   На   большом   столе   могут  строить одновременно двое или трое. Игра «Кто быстрее соберет» Ведущий   раскладывает   5   различных   предметов   на   столе,   подоконнике,   стульях, полках.   Водящему   завязывают   глаза,   и   он   должен  быстро  (не   дольше,   чем   за   одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий.  Со­ бравший правильно и быстрее всех считается победителем. Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить» Можно   провести   соревнование   на   звание   чемпиона   семьи,   используя   русские скороговорки.  Из   соревнования   выбывает  тот,  кто   ошибся,  к  примеру,  три  раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках ­ экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух. На дворе трава ­ на траве дрова.  Архип осип, Осип охрип. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Наш Полкан попал в капкан. Сшит колпак, да не по­колпаковски, надо колпак переколпаковать. Мокрая погода размокропогодилась. Ткач ткет ткани на шапку Тане. Бобр добр до бобрят. Ушел косой козел с козой. Курьера курьер обгоняет в карьер. Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например , как колпак, курьер и т. д. Игра «Не собьюсь» По сигналу играющий начинает счет до ЗО. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть   нельзя.   Вместо  того  чтобы   их   называть,   играющий   подпрыгивает.   Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру  пять   или делящиеся на  пять..  Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т п. Игра «Полслова за вами» Участники игры становятся в  кpyг  и перебрасывают  друг другу мяч. При этом бросающий  громко  говорит  половину  какого­нибудь  слова  , а тот, кто  ловит,  должен назвать его вторую половину. Например,  паро­воз, теле­фон  и  т.п.  Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро Игра «Выполни уговор строго»Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяТься, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди, когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.               Рекомендации родителям: ­ помогите вашим детям стать внимательными; ­ приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания; ­ играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания; ­ научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»; ­ не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не  только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления; ­ учите детей быть наблюдательными ­ умеющими замечать изменения, происходящие в  окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое ­ в знакомом.Список использованной литературы 1. Береславский П.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.   Занимательное азбуковедение / Сост. В.В Волина М., 1991 2. 3.   Минскин Е.М  О: игры к знаниям: Развивающие и  познавателоные  игры младших школьников. М., 1982. 4.  . Пекелис В.Д. Как найти себя. М., 1989. 5.   Познавательные   процессы   личности   и   методика   их  развнтия   /  Под ред.Е.Н.Степанова. Псков, 1994.