Как развить критическое мышление?
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Критическое мышление — основа не только качественного обучения, но и успеха в будущей жизни. Преподаватели часто жалуются, что дети «зазубривают материал», совершенно не понимая сути предмета, внутренних взаимосвязей и способов применения этого знания на практике. Виной тому глубоко укоренившееся представление, что хороший и послушный ученик — тот, кто выполняет требования старших без лишних пререканий и вопросов.
Как развить критическое мышление?
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Критическое мышление — основа не только качественного обучения, но и
успеха в будущей жизни. Преподаватели часто жалуются, что дети
«зазубривают материал», совершенно не понимая сути предмета, внутренних
взаимосвязей и способов применения этого знания на практике. Виной тому
глубоко укоренившееся представление, что хороший и послушный ученик —
тот, кто выполняет требования старших без лишних пререканий и вопросов.
Наверное, каждый преподаватель может вспомнить пару своих учеников,
которые первыми выхватывают темы для докладов и презентаций, даже не
имея представления о вопросе, отвечают исключительно по учебнику и
принимают за чистую монету все, что говорит преподаватель и
одноклассники. Такого ребенка легко обучать, направлять и воспитывать, но
проблема в том, что как только вы перестанете делать это, он потеряет
интерес, потому что изначально им не движет желание докопаться до истины.
Что такое критическое мышление?
Это способность принимать взвешенные решения и делать выводы, опираясь
на всесторонний анализ ситуации. Проще говоря, это привычка ставить под
сомнение и самостоятельно обдумывать все, что мы слышим и видим от
окружающих. Критическое мышление начинает формироваться еще в
дошкольном возрасте, отсюда появляются всем известные «почемучки». От
той стратегии, которую предпримут родители и преподаватели, напрямую
зависит дальнейшее развитие любознательности ребенка.
Как развивать на уроках?
В первую очередь, урок, направленный на развитие критического мышления,
должен быть разделен на три основные стадиивопроса:1. Что я знаю о предмете? Здесь ученику предстоит вспомнить все, что он
когдалибо видел и слышал о поставленном вопросе. Желательно рассказать
об этом учителю в начале урока или зафиксировать письменно, чтобы сразу
обнаружить имеющиеся пробелы в знаниях.
2. Что я хочу узнать? На этом этапе ребенок, анализируя имеющиеся у него
знания и обнаружив в них пробелы, должен сформулировать для себя
вопросы, на которые он будет искать ответы по ходу урока в выступлениях
одноклассников и учителя.
3. Что я узнал? На заключительном этапе урока ученик фиксирует то, что
нового он узнал в течение занятия, а также проверяет, на все ли свои вопросы
из второго пункта он нашел ответы. Если остаются пробелы в знаниях, то
преподаватель может подсказать надежные источники информации и
предложить ребенку сделать небольшой докладисследование по этой теме.
Учитель может как формально делить урок на три этапа, так и раздавать
листочки с тремя этими вопросами в начале урока каждому, чтобы дети
заполняли их в своем индивидуальном темпе. Применяя этот прием в первый
раз, обязательно объясните ученикам, как и зачем им следует заполнять
вопросы. Эти листочки будут своеобразной обратной связью между учителем
и учащимися, позволяющей анализировать качество подачи и усвоения
материала.
После того, как определены этапы, перейдем к конкретным рекомендациям.
Тут важно подчеркнуть, что существует огромное множество приемов
развития критического мышления, здесь мы рассмотрим только несколько
наиболее общих.
Намеренные логические ошибки учителя.
Совершаются для того, чтобы дети научились ставить под сомнение всю
поступающую к ним информацию.
Аргументация вымышленной ситуации.
Один ученик высказывает какоелибо фантазийное предположение или
описывает ситуацию, а другой должен логически обосновать, почему это
невозможно или же могло произойти. Это позволяет одновременно
привить привычку анализировать ситуацию, прежде чем полностью ее
отвергать, а также развивать фантазию и умение искать альтернативные
решения.
Вопросы учителю и одноклассникам должны всегда поощряться, но при
этом иметь конкретную цель.
Если ребенку чтото непонятно в выступлении докладчика или он не
согласен с его точкой зрения, всегда можно задать уточняющий вопрос.
При этом ответ «потому что» не должен использоваться без аргументов.
Объясните детям, что иногда лучше честно признаться в своей
некомпетентности.
Викторины, составляемые самими учениками по пройденному
материалу.
Учитель здесь участвует исключительно в роли координатора. Дети
могут поделиться на команды и поочередно задавать друг другу вопросы
или выдвинуть от каждой команды несколько «знатоков». Команды
оцениваются не просто по количеству правильных ответов, но и по их
содержательности, аргументированности, по сложности задаваемого
вопроса.
Сравнительные таблицы.
Учитель рисует на доске таблицу, обозначает в ней пункты, по которым
будут описываться или сравниваться предметы обсуждения. Например,
сравнение двух литературных героев, мировых войн, химических
соединений. Естественно, в зависимости от специфики предмета,
категории в таблице будут разными. Важен здесь сам факт наглядного
сравнения двух явлений или событий с опорой на заданные критерии.
Например, сравнение двух исторических событий по количеству
участников, жертв, по целям и итогам, по причинам и длительности.
Критическое мышление развивается в каждом ребенке с раннего
детства, задача учителя – постоянно его стимулировать на уроках
для анализа материала и дальнейшего применения его на практике.