Статья. Как развить критическое мышление?

  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 14.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как развить критическое мышление? Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Критическое мышление — основа не только качественного обучения, но и успеха в будущей жизни. Преподаватели часто жалуются, что дети «зазубривают материал», совершенно не понимая сути предмета, внутренних взаимосвязей и способов применения этого знания на практике. Виной тому глубоко укоренившееся представление, что хороший и послушный ученик — тот, кто выполняет требования старших без лишних пререканий и вопросов.
Иконка файла материала Как развить критическое мышление.docx
Как развить критическое мышление? Преподаватель­организатор ОБЖ  Дегтярёв А.И. Критическое мышление — основа не только качественного обучения, но и  успеха в будущей жизни. Преподаватели часто жалуются, что дети  «зазубривают материал», совершенно не понимая сути предмета, внутренних  взаимосвязей и способов применения этого знания на практике. Виной тому  глубоко укоренившееся представление, что хороший и послушный ученик —  тот, кто выполняет требования старших без лишних пререканий и вопросов.  Наверное, каждый преподаватель может вспомнить пару своих учеников,  которые первыми выхватывают темы для докладов и презентаций, даже не  имея представления о вопросе, отвечают исключительно по учебнику и  принимают за чистую монету все, что говорит преподаватель и  одноклассники. Такого ребенка легко обучать, направлять и воспитывать, но  проблема в том, что как только вы перестанете делать это, он потеряет  интерес, потому что изначально им не движет желание докопаться до истины. Что такое критическое мышление? Это способность принимать взвешенные решения и делать выводы, опираясь  на всесторонний анализ ситуации. Проще говоря, это привычка ставить под  сомнение и самостоятельно обдумывать все, что мы слышим и видим от  окружающих. Критическое мышление начинает формироваться еще в  дошкольном возрасте, отсюда появляются всем известные «почемучки». От  той стратегии, которую предпримут родители и преподаватели, напрямую  зависит дальнейшее развитие любознательности ребенка. Как развивать на уроках? В первую очередь, урок, направленный на развитие критического мышления,  должен быть разделен на три основные стадии­вопроса:1. Что я знаю о предмете? Здесь ученику предстоит вспомнить все, что он  когда­либо видел и слышал о поставленном вопросе. Желательно рассказать  об этом учителю в начале урока или зафиксировать письменно, чтобы сразу  обнаружить имеющиеся пробелы в знаниях. 2. Что я хочу узнать? На этом этапе ребенок, анализируя имеющиеся у него  знания и обнаружив в них пробелы, должен сформулировать для себя  вопросы, на которые он будет искать ответы по ходу урока в выступлениях  одноклассников и учителя. 3. Что я узнал? На заключительном этапе урока ученик фиксирует то, что  нового он узнал в течение занятия, а также проверяет, на все ли свои вопросы  из второго пункта он нашел ответы. Если остаются пробелы в знаниях, то  преподаватель может подсказать надежные источники информации и  предложить ребенку сделать небольшой доклад­исследование по этой теме. Учитель может как формально делить урок на три этапа, так и раздавать  листочки с тремя этими вопросами в начале урока каждому, чтобы дети  заполняли их в своем индивидуальном темпе. Применяя этот прием в первый  раз, обязательно объясните ученикам, как и зачем им следует заполнять  вопросы. Эти листочки будут своеобразной обратной связью между учителем  и учащимися, позволяющей анализировать качество подачи и усвоения  материала. После того, как определены этапы, перейдем к конкретным рекомендациям.  Тут важно подчеркнуть, что существует огромное множество приемов  развития критического мышления, здесь мы рассмотрим только несколько  наиболее общих.  Намеренные логические ошибки учителя.  Совершаются для того, чтобы дети научились ставить под сомнение всю  поступающую к ним информацию.  Аргументация вымышленной ситуации.  Один ученик высказывает какое­либо фантазийное предположение или  описывает ситуацию, а другой должен логически обосновать, почему это  невозможно или же могло произойти. Это позволяет одновременно  привить привычку анализировать ситуацию, прежде чем полностью ее  отвергать, а также развивать фантазию и умение искать альтернативные  решения. Вопросы учителю и одноклассникам должны всегда поощряться, но при  этом иметь конкретную цель.  Если ребенку что­то непонятно в выступлении докладчика или он не  согласен с его точкой зрения, всегда можно задать уточняющий вопрос.  При этом ответ «потому что» не должен использоваться без аргументов.  Объясните детям, что иногда лучше честно признаться в своей  некомпетентности. Викторины, составляемые самими учениками по пройденному  материалу.  Учитель здесь участвует исключительно в роли координатора. Дети  могут поделиться на команды и поочередно задавать друг другу вопросы или выдвинуть от каждой команды несколько «знатоков». Команды  оцениваются не просто по количеству правильных ответов, но и по их  содержательности, аргументированности, по сложности задаваемого  вопроса.  Сравнительные таблицы.  Учитель рисует на доске таблицу, обозначает в ней пункты, по которым  будут описываться или сравниваться предметы обсуждения. Например,  сравнение двух литературных героев, мировых войн, химических  соединений. Естественно, в зависимости от специфики предмета,  категории в таблице будут разными. Важен здесь сам факт наглядного  сравнения двух явлений или событий с опорой на заданные критерии.  Например, сравнение двух исторических событий по количеству  участников, жертв, по целям и итогам, по причинам и длительности. Критическое мышление развивается в каждом ребенке с раннего  детства, задача учителя – постоянно его стимулировать на уроках  для анализа материала и дальнейшего применения его на практике.