Статья «Каким должен быть современный учитель технологии?» (5-6 класс, ИЗО, технология)
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
искусство +2
5 кл—7 кл
18.02.2019
Автор рассуждает о значении технологического образования в курсе средней школы, о значении образовательной области "Технология" в формировании технологической культуры учащегося независимо от его будущей профессиональной деятельности. Так как основная задача этого образования направлена на изучение современных и перспективных энергосберегающих, и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг, использование компьютерных технологий, изучение социальных и экологических последствий применения этих технологий человеком. Технологическая культура человека — культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности человека не будущего, но настоящего.
Статья.docx
«Каким должен быть современный учитель технологии?»
Жучкова Марина Юрьевна, учитель ИЗО и технологии МБОУ г.Иркутска Лицей №1
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Современные дети значительно отличаются от тех, что были даже 1015 лет назад.
Изменилась социальная ситуация развития детей XXI века. Они живут в огромном
информационном поле, которое составляют телевизионные СМИ, радио, печатные издания
и, конечно, сеть Интернет. При этом у них плохо сформированы элементы поведения,
недостаточно сформированы мотивация и типы мышления. Они относительно мало
читают, общаются со сверстниками чаще с помощью мобильных устройств, чем воочию.
Знаете что такое школьный коридор во время перемены? Вдоль стен стоят дети,
уткнувшись в свои гаджеты и нажимают на кнопочки. Один чтото набирает на смартфоне,
другой рядом чтото читает и смеется. Что они делают? Общаются, отвечают. То есть,
находясь рядом, они не говорят друг с другом, а обмениваются короткими текстовыми
сообщениями.
Развитие информационных технологий, изза которых вместо живого общения
ребенок проводит время за экраном, вечная занятость и усталость родителей, изза чего те
практически перестают общаться с детьми, зачастую выводит личность педагога на первый
план в общении, в подражания для ребенка.
В связи с быстрыми социальными переменами в современной России меняются
многие внешние и внутренние компоненты «социальной ситуации развития»(по
Выготскому Л.С.). Самые важные изменения включают: 1.Ухудшение здоровья детей. 2.
Изменения в структуре ценностных ориентаций детей. 3. Модификации информационной
среды (распространение компьютерных технологий, увеличение влияния средств массовой
информации и т.д.). 4. Изменения в образе жизни детей, требований безопасности. Все это
необходимо учитывать в разработке методов работы с детьми .1
Я глубоко убеждена: чтобы сегодняшних школьников удивить, заинтересовать,
нужны современные подходы. В настоящее время все более актуальным в образовательном
процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют
умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы.
И технологическое образование здесь должно измениться в сторону расширения
политехнического кругозора ребенка, в сторону интеграции с другими образовательными
областями. Ребенок знакомится с различными возможностями преобразующей
деятельности человека, учится решать творческие задачи в процессе выполнения проектов
и в итоге показывает практическое применение знаний, полученных в других
образовательных областях. Новая образовательная область «Технология» должна заменить
традиционное трудовое обучение, стать обязательной для изучения как будущими
инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др.
«Основная задача технологического образования это формирование технологической
культуры учащегося, т.е. изучение современных и перспективных энергосберегающих, и
безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах
производства и услуг, использование компьютерных технологий, изучение социальных и
экологических последствий применения этих технологий. Технологическая культура
1 [Султанова А.С., Иванова И.А. Особенности социальной ситуации развития детей в современных российских условиях
Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии 2011. № 4] человека — культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически
оправданной) деятельности, включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень),
эмоционально нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный
уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный
уровень)»2.
В современной системе образования педагоги и школа перестают быть источником
информации, наша задача научить учиться; учитель не проводник знаний, а личность,
обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное
приобретение и усвоение новых знаний, личность, открытая к диалогу, готовая делиться
своим опытом и принимать опыт других людей.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя» ( Л. Р. Хаббард ).
Современный учитель это не профессия, это образ жизни. Он сам должен жить
своими детьми и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки. А
удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от учителя. Это и стиль
общения с учеником, и применяемые современные технологии, и организация работы на
уроке, где к каждому ребенку свой подход.
Я на своих уроках использую разнообразные технологии: блочномодульную,
развития критического мышления, проблемноизыскательскую, проектную. Проектная
деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения,
позволяет каждому ученику почувствовать свою компетентность в жизненно необходимых,
важных вопросах. Невозможно вести уроки без использования мультимедийного
комплекса, компьютера. Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает
условия для реализации принципа интегративности.
Современному педагогу, и учителю технологии в частности, необходимо быть на
шаг впереди учащихся, что бы материал, представляемый на уроках, был интересен всему
классу. Лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих
эффективному взаимодействию учителя с классом – это интерактивные доски.
Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников с одного вида
деятельности на другой, что успешно используется в обучении. Она позволяет реализовать
на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности, а значит,
обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Таким образом, учащиеся посредством использования компьютера и специального
программного обеспечения, могут создавать свои собственные проекты. Будь то проект
благоустройства территории школы или же еще чего либо. Урок можно организовать таким
образом, что бы дети работали в команде, закрепив за каждым из учащихся разработку
отдельных эскизов, после завершения которых, ученики приступают к сбору и обобщению
материалов проекта с последующей их защитой. Таким образом, мы прививаем детям
навыки коллективной работы.
Своей основной задачей работы в школе считаю подготовку современной личности
учащегося, владеющей знаниями, умениями и навыками в различных областях жизни: это и
Технология создания изделий из текстильных, декоративных и поделочных материалов, и
Технология ведения дома, и Кулинария и основы здорового питания, и Технология
проектной и исследовательской деятельности, и Информационные технологии.
Считаю, что современный учитель не только обязан владеть различными
техническими разработками и методиками, но еще и должен стать другом, помощником и
советчиком для своих учеников. И его уровень развития должен соответствовать времени.
2[Ю. Л. Хотунцев, А. Ж. Насипов, Технологическое образование школьников: первый этап подготовки ИТР и рабочих
кадров, Знание. Понимание. Умение 2008, №2] Это диалектика: учишь других учись сам! Только в этом случае наставник может вовлечь
ребят в творческий процесс, научить планировать свою работу, грамотно излагать свои
мысли.
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога
определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением;
саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые
необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами
современного педагога, педагога мастера являются постоянное самосовершенствование,
самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя
невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно
никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя
– это великолепный источник для безграничного творчества.
Не достаточно знать все требования и выполнять их, будущему учителю
необходимо постоянно идти в ногу со временем и технологиями.
Список литературы:
1. Днепров Э.Д. Модернизация Российского образования: документы и материалы,
М., ГУ ВШЭ, cерия "Библиотека развития образования", 2002 г.,332 с.
2. Горшкова В. В. Гуманитарная природа образовательных технологий в
межсубъектной педагогической реальности. — Влк, 2003 г.
3. Сабирова С.Т., Латипова Л.Н. Филиал Казанского Федерального Университета в г.
Елабуга, Современный учитель технологии: требования к профессиональной
подготовке, студенческий научный форум, http://www.scienceforum.ru/
Статья «Каким должен быть современный учитель технологии?» (5-6 класс, ИЗО, технология)
Статья «Каким должен быть современный учитель технологии?» (5-6 класс, ИЗО, технология)
Статья «Каким должен быть современный учитель технологии?» (5-6 класс, ИЗО, технология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.