Для обеспечения высокого уровня квалификации и компетентности молодого специалиста, его конкурентоспособности, вся система профессионального образования должна непрерывно совершенствоваться. Необходимы новые технологии, позволяющие в процессе обучения усвоить и систематизировать получаемую информацию.
В процессе проектирования модульной технологии появились новые требования к географическому образованию. В его целевые установки вошла цель: применение и использование разнообразных географических методов, информационных технологий, географических знаний и умений в практической деятельности человека
КОМПЬЮТЕРНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
В ПРЕПОДАВАНИИ ГИДРОЛОГИИ
Никадамбаева Х.Б.(к.п.н., доц.)
Национальный университет Узбекистана, Ташкент
Одной из наиболее острых проблем современной гидрологии является
разработка эффективных систем анализа, расчета и прогноза элементов
гидрологического режима водоемов суши с целью рационального и
эффективного использования водных ресурсов и смягчения последствий
опасных гидрологических ситуаций.
Гидрологический режим – совокупность закономерно повторяющихся
изменений гидрологического состояния водного объекта. Гидрологический
режим является закономерным, но все же лишь внешним проявлением
некоторых более сложных внутренних процессов и явлений, свойственных
водному объекту, или обусловленных его взаимодействием с другими
водными объектами, атмосферой, литосферой. Для их понимания и
раскрытия необходимо изучить некоторые как внутренние, так и внешние
процессы и явления, воздействующие на режим водного объекта. Поэтому,
очень важной задачей с научной и практической стороны является изучение не
только гидрологического режима, но и гидрологических процессов и явлений.
химических,
Гидрологические процессы – комплекс физических,
биохимических и биологических процессов, происходящих в водных объектах
и определяющих его гидрологический режим.
Чтобы познать гидрологический режим, необходимо вскрыть сущность
гидрологических процессов, происходящих внутри водного объекта в его
водной толще. На верхней и на нижней его поверхностях при взаимодействии
водной массы, соответственно, с воздухом, то есть атмосферой, дном и
берегами литосферой. Кроме того, познать гидрологические процессы вводном объекте невозможно без учета физикогеографических условий
водосбора водного объекта и влияния хозяйственной деятельности.
Проектирование и внедрение в учебный процесс технологий
информационного обучения, которые ориентированы на личность обу
чающегося, стимулируют мотивированность, носят во многом вариативный и
коррекционный характер. Это обеспечивает подготовку специалистов с
широким научным образованием, профессионально компетентных, с развитым
творческим мышлением, способных эффективно решать сложные и
многоплановые задачи своей деятельности. В настоящее время в нашей
республике происходят серьезные изменения всей системы образования.
Одним из факторов, обусловивших процессы организации вузовской, в
частности модели образования являются процессы глобализации, затронувшие
практически все аспекты нашей жизни, и информатизации образовательного
процесса, связанных с современными компьютерными технологиями.
Известно, что модель — это некоторое упрощенное подобие реального
объекта. Более полное определение звучит так: Модель — это объект
заменитель, который в определенных условиях может заменять объект
оригинал.
характеристики оригинала.
Модель воспроизводит интересующие нас свойства и
Модели бывают материальными и
информационными. Примерами материальных моделей являются глобус —
модель Земли; манекен — модель человеческого тела; модели самолетов,
кораблей, ракет, автомобилей; макет застройки жилого района в городе и
многое другое. Предметом изучения информатики являются информационные
модели. В информационной модели отражаются знания человека об объекте
моделирования. Информационная модель — это описание в той или иной
форме объекта моделирования. Объектом информационного моделирования
может быть всё что угодно:
*отдельные предметы дерево, стол;*физические, химические, биологические процессы - течение воды в
трубе, получение серной кислоты, фотосинтез в листьях растений;
*метеорологические явления гроза, смерч;
*экономические и социальные процессы динамика цен акций на бирже,
миграция населения. Можно сказать, что информационным моделированием
занимается любая наука, поскольку задача науки состоит в получении знаний,
а наши знания о действительности всегда носят приближенный, т. е.
модельный, характер.
С развитием науки эти знания уточняются, углубляются, но все равно
остаются приближенными. Старые модели заменяются на новые, более
точные, и этот процесс бесконечен. Физика создает модели физических
объектов, химия — химических, экономика и социология — социально
экономических и т. д. Информатика занимается общими методами и
средствами создания и использования информационных моделей. Поэтому
информационное моделирование в информатике — это компьютерное
моделирование, применимое к объектам различных предметных областей.
Компьютер позволил ученым работать с такими информационными
моделями, исследование которых было невозможно или затруднено в
докомпьютерные времена. Например, метеорологи могли и 100 лет назад
написать уравнения для расчета прогноза погоды на завтра. Но на решение их
«ручным способом» потребовалось бы много лет. И лишь с помощью
компьютера появилась возможность рассчитать прогноз погоды прежде, чем
наступит завтрашний день.
Чаще всего информационное
моделирование используется для
прогнозирования поведения объекта моделирования, для принятия
управляющих решений.
Характерной особенностью компьютерных
информационных моделей является возможность их использования в режиме
реального времени, то есть с соблюдением временных ограничений на
получение результата. В самом деле, какой смысл имеет получение черезнеделю прогноза на завтра или расчет управляющего решения через час, если
его принятие требуется через пять минут? Высокое быстродействие
современных компьютеров снимает эти проблемы.
Построение информационной модели начинается с системного анализа
объекта моделирования. Информационная модель базируется на данных, то
есть на информации об объекте моделирования. Любой реальный объект
обладает бесконечным множеством различных свойств. Для создания его
информационной модели требуется выделить лишь те свойства, которые
необходимы с точки зрения цели моделирования; четко сформулировать эту
цель необходимо до начала моделирования.
Изучение гидрологии суши Узбекистана путем моделирования
различных процессов и явлений при помощи компьютера, значительно
повысить интерес студентов и магистров к данному предмету. А также
эффективность учебного процесса, улучшить усвоение предмета, даст
возможность самостоятельно изучать гидрологических процессы и явление,
рассмотреть многочисленные примеры из реальной жизни, облегчить
проведение основных форм занятий в виде диалога между преподавателем и
студентами.