Статья "Математика на службе у экологии"
Оценка 4.6

Статья "Математика на службе у экологии"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
математика
5 кл—8 кл
23.03.2017
Статья "Математика на службе у экологии"
Пришло время, когда понятие «экология» перестает быть только лишь разделом биологии и становится понятием, определяющим культуру современного человека. Сегодня необходим отказ от простого представления об экологическом образовании, как сумме знаний по биологии, химии, географии. Постепенно приходит понимание того факта, что экологическое образование имеет резко выраженный междисциплинарный характер, что это образование, помогающее понять нашу зависимость от окружающей среды и принять ответственность за нее.
Математика на службе у экологии.doc
Математика на службе у экологии. Великая книга природы написана математическими символами. (Галилео Галилей)    В начале третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху своих  взаимоотношений с окружающей средой – «эпоху, когда людям, для того,  чтобы выжить, приходится начинать думать по – иному, чем до сих пор». Если мы в ближайшем будущем не научимся бережно относиться к природе, мы   погубим   себя.   Чтобы   этого   не   произошло,      необходимо   воспитывать экологическую   культуру   человека   с   раннего   возраста,   начиная   с   детского сада,   школы,   а   в   дальнейшем,     и   в   других   образовательных   учреждениях. Экологическое   образование   и   воспитание   учащихся   является   одной   из важнейших задач современной школы и это одна из ключевых проблем,  над которой я работаю, как учитель.          Пришло время, когда понятие «экология» перестает быть только лишь разделом   биологии   и   становится   понятием,   определяющим   культуру современного человека. Сегодня необходим отказ от простого представления об   экологическом   образовании,   как   сумме   знаний   по   биологии,   химии, географии. Постепенно приходит понимание того факта, что экологическое образование имеет резко выраженный междисциплинарный характер, что это образование, помогающее понять нашу зависимость от окружающей среды и принять   ответственность   за   нее.  Требуется   дальнейшее   вдумчивое   участие всех педагогов в экологическом образовании. Свой вклад в решении вопросов экологии я вижу в том, чтобы заинтересовать детей происходящим на свете, вокруг них и с ними на уроках математики.     Математика – один из предметов, который, на первый взгляд, мало связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются.  Как и все другие науки,   математика   возникла   из   практической   потребности   людей.   Целые разделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения технических задач. На многих занятиях в процессе изучения математики при объяснении   темы   можно   подобрать   такой   материал,   в   котором   будет присутствовать   элемент   экологического   воспитания,   а   также   будет содержаться компонент обязательной программы по математике.  Введение   экологических   аспектов   в   математику,   как   показывает практика, не является простым делом. Это требует от учителя новых знаний, изменения сложившихся стереотипов мышления и преподавания, разработки новых   методик.   В   школьных   учебниках   математики   почти   нет   задач   с экологической   тематикой.     Поэтому   возникает   необходимость   некоторые задачи   наполнить   экологическим   содержанием,   применяя   специфические термины по экологии, которые знакомы учащимся.          Работая   с   учащимися,   я   изучила   большое   количество   методической литературы по экологическому образованию,   начала собирать материал по экологии,   интересные   факты,   составлять   задачи   с   экологическим содержанием.  Решение   таких   задач   заставляет     учащихся   проникнуться проблемами   экологии   и   не   допускать   в   будущем   ошибок,   связанных   с непродуманным натиском на природу. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы  о ней, рациональном природопользовании, восстановлении   и   приумножении   её   природных   богатств.   Наиболее благоприятные   темы   для   наполнения   их   экологическим   содержанием   в   5 классе: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», в 6 классе: «Пропорции»,   «Положительные   и   отрицательные   числа»,   «Диаграммы»   и другие.  Например: С 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц, гибель 86% из них связана с деятельностью человека. Сколько приблизительно видов птиц погибло по вине человека? Большую   роль   в   развитии   логического   мышления   играет   способность учеников самостоятельно составлять задачи, поэтому я  предлагаю  учащимся самим составить задачи на основе справочно­информационного материала о состоянии окружающей среды и решить их. Для лучшего понимания учащимися преподносимого материала внедряю в   программу   задачи,   предполагающие   расчет   экологического   следа   и/или вариантов   его   сокращения.   (Экологический   след  –   это   условное   понятие, отражающее   потребление   человечеством   ресурсов   биосферы).   Приведу пример одной из таких задач: В   среднем   на   одного   человека   в   сутки   приходится   2,5   кг   мусора. Численность населения г. Н. Новгорода по данным на 1 января 2016 года составляет 1 266 871 человек. Рассчитать объем мусора в тоннах от всех жителей г.Н. Новгорода за сутки, календарный месяц (30 дней) и год (365 дней).  В процессе решения данной задачи предлагается обсудить с учениками возможности снижения объемов  мусора. Необходимо выслушать мнение всех желающих   и   подвести   учеников   к   следующим   рекомендациям, сформулированным Всемирным фондом защиты дикой природы: Не выбрасывать ненужные вещи, а отдавать нуждающимся людям; Собирать использованную бумагу и сдавать в макулатуру; Сортировать  мусор  на органический (свойственный  живой природе и потому быстро разлагаемый) и неорганический. Органический мусор можно и нужно выбрасывать в компостные ямы для его последующего разложения. Использовать   холщовые   сумки   при   походе   в   магазин   вместо полиэтиленовых одноразовых пакетов.      Учащиеся 5­6 классов с увлечением сочиняют экологические сказки. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего   мира,   ­   значит,   можно   сказать,   что   он   научился   мыслить. (В.А.Сухомлинский). Главной задачей экологического образования является вооружение  учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков,  необходимых для жизни и труда, рационального использования ресурсов.  Поэтому экологическое воспитание ­ одно из основных направлений  деятельности в воспитательной работе с классом, в котором я являюсь  классным руководителем. Так, очень познавательным для моих ребят стало  участие во Всероссийских экологических уроках  «Разделяй с нами»,   «Хранители воды», «Мобильные технологии для экологии», во  Всероссийском заповедном уроке, общероссийском онлайн­уроке «Вода  России»,  Всероссийской  викторине «Знаешь ли ты Арктику?». Уже не  первый год мы с ребятами принимаем участие во Всероссийском интернет­ проекте «ЭкоБУМ», организуемым Департаментом образования Ярославской  области, а также стали участниками общероссийской акции  «Дерево­память»  и участниками  школьной команды программы «Зеленые школы России»  движения ЭКА. Считаю важным, чтобы данные мероприятия сочетались с  реальной экологической деятельностью школьников. Поэтому ежегодно  ребята принимают участие в таких акциях как: «Кормушка», «Покормите  птиц!», «Строим домик для скворцов», «Сохраним живые ели!»,  экологических субботниках на территории школы и поселка. Во время  проводимых экскурсий на  природу, в наблюдениях за животными и  растениями перед обучающимися  раскрывается красота и неповторимость  родной природы. Одновременно с этим ребята замечают и неразумное,  пагубное влияние человека на природу.    Одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин  с задачами  экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема  и она касается каждого! А потому мы все сообща  (несмотря на предмет,  который преподаём)  должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу планету  для  настоящих и будущих поколений. Путей здесь много, но главное — результат! Харитонова Людмила Владимировна, учитель математики  МБОУ Пильнинская СШ №2 им. А. С. Пушкина

Статья "Математика на службе у экологии"

Статья "Математика на службе у экологии"

Статья "Математика на службе у экологии"

Статья "Математика на службе у экологии"

Статья "Математика на службе у экологии"

Статья "Математика на службе у экологии"

Статья "Математика на службе у экологии"

Статья "Математика на службе у экологии"

Статья "Математика на службе у экологии"

Статья "Математика на службе у экологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017