Статья "Метод проектов"
Оценка 4.9

Статья "Метод проектов"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
25.06.2019
Статья "Метод проектов"
В данной статье описана роль проекта в начальной школе. Описаны основные этапы работы над проектом и приведены примеры проектов, которые можно использовать в начальной школе не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в работе в группе продленного дня.
Метод проектов.doc
« Метод проектов и его использование в начальной школе»                     Лунина Ирина Марковна  воспитатель ГПД (высшая категория)                                        ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района                                                          г. Санкт  ­ Петербурга.                                                    Метод проектов и его место в современной методике. В   настоящее   время   метод   проектов   вновь   приобрел   довольно широкую   популярность.   Это   обусловливается,   прежде   всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни. Включая сферу образования, нашей неспособностью целенаправленно и оперативно решать острые социальные вопросы. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского   отношения,   надо   многое   учиться   делать     самим. Понимать   смысл   и   предназначение   своей   работы,   самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое. А ведь этому специально не учили. Вот   и   возникает   насущная   потребность     обучения   проектированию практически   на   всех   уровнях   образования.   Да   и   не   только образования. Не  случайно в  Базисный  учебный  план  внесена новая строчка   о   проектной   деятельности,   а   один   из   параметров   нового качества образования – способность проектировать.   В   условиях   информационного   общества,   в   котором стремительно   устаревают   знания   о   мире,   необходимо   не   столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать   эти   знания   самостоятельно,   уметь   пользоваться приобретенными   знаниями   для   решения   новых   познавательных   и практических задач. Каждые 5­6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план   и постепенно   отмирают   устаревшие.   Это   требует   от   людей   высокой мобильности. Не случайно   известный лозунг « Образование на всю жизнь»   перестал   быть   актуальным.   В   настоящее   время   его   можно заменить   лозунгом   «   Образование   через   всю   жизнь».   Каждый выпускник  школы должен быть готов к тому, что всю жизнь придется                                                                                                                                 1 учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы,   повышать   свою   квалификацию,   получать   дополнительное образование. Проектная   деятельность   в   школе   охватывает   все   ступени.   В начальной   школе   (1­4   классы)   проектная   деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по   какой­либо   проблеме,   проекты,   выполненные   совместно   с родителями,  индивидуальные проекты.      Этапы работы над проектом                           1.  ПОИСКОВЫЙ ­моделирование идеальной ( желаемой ситуации) ; ­анализ имеющейся информации; ­ определение и анализ проблемы; ­определение потребности в информации; ­сбор и изучение информации.                           2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ­постановка цели проекта; ­определение задач проекта; ­определение способа разрешения проблемы; ­анализ рисков; ­составление   плана   реализации   проекта:   пошаговое   планирование работ; ­анализ ресурсов; ­планирование продукта; ­анализ имеющейся информации; ­определение потребности в информации; ­сбор и изучение информации.                      3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ­выполнение плана работ; ­текущий контроль.                      4.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ                                                                                                                                 2 ­предварительная оценка продукта; ­планирование   презентации   и   подготовка   презентационных материалов; ­презентация продукта.                    5. КОНТРОЛЬНЫЙ ­анализ результатов выполнения проекта; ­оценка продукта; ­оценка продвижения. Способы включения проектной деятельности в работу    школы Система проектной деятельности охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность. Как правило, педагоги используют два подхода: ­связь проектов с учебными темами (на уроке); ­ использование проектов во внеурочной деятельности. Для   формирования   проектных   умений   используется   два   вида урочных занятий. Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально   использовать   такие   уроки   1­2   раза   в   год   по   какой­то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят,   « качеством», а не «количеством». Второй   вид  –   урок,   на   котором     могут   использоваться   проекты, выполненные   отдельными   учащимися   или   группами   учащихся   во внеурочное время по каким­либо темам предметногосодержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.  Мы приучаем учащихся  к тому,  что если ты  поставил цель,   распределил   задачи,   выполнил   работу,   то     расскажи,   что получилось.   Сделай   вывод,   разрекламируй   (представь   аудитории, публике) свою работу.  Проектная  деятельность в начальной школе                                                                                                                                 3 При организации данной работы в начальной школе  необходимо учитывать   возрастание   психолого­физиологические   особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются   из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема   проекта   или   исследования,   обеспечивающая   мотивацию включения   в   самостоятельную   работу,   должна   быть   в   области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.   Длительность     выполнения   проекта   или   исследования целесообразно   ограничить   1­2   неделями   в   режиме   урочно   ­ внеурочных занятий или 1­2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить   вместе   с   детьми   и   учебные   цели   по   овладению   приемами проектирования   и   исследования,   как   общеучебными   умениями. Целесообразно   в   процессе   работы   над   темой   включать   экскурсии, прогулки   –   наблюдения,   социальные   акции,   работу   с   различными текстовыми   источниками   информации,   подготовку   практически значимых     продуктов   и   широкую   общественную   презентацию   (с приглашением   старших   ребят,   родителей,   коллег   педагогов   и руководителей). Наряду   с   формированием   умений   по   отдельным   элементам проектной   и   исследовательской   деятельности   у   обучающихся   на традиционных   занятий,   начиная   со   2   класса   (таких   как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и т. д.), возможно проведение в 3 классе во 2­м полугодии одного   проекта   или   исследования,   в   4­м   –   двух   проектов   или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время,   но   при   условии   личностно   мотивированного   включения ребенка в работу.                      Как составить паспорт проекта? Проекты,   которые   используются     в   рамках   образовательного учреждения,   должны   иметь   определенные   характеристики,   которые составляют методический паспорт учебного проекта. Любой   проект   приобретает   неповторимое,   личностное   при реализации   его  в  новой  обстановке   и  с    другими   детьми,   и  любая попытка формального описания проекта огрубляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы.                                                                                                                                 4 Методический   паспорт   –  схема   методического   описания учебного   проекта.   С   ним   необходимо   познакомиться,   когда собираешься использовать какой­ либо проект и решаешь, насколько он   подходит   для   конкретных   педагогических   задач   в   работе   с данными детьми. Методический паспорт необходимо использовать тем педагогам, кто   разработал   свой   проект   и   хотел   бы   предложить   его   коллегам. Схема описания проекта может быть в виде методического паспорта.                                   Примеры проектов в начальной школе.               Проект «Играем на здоровье»  Вид проекта: информационный, исследовательский. Проблема:  современные школьники много учатся и сильно устают, мало имеют свободного времени для отдыха и игр. Цели:  ­обратить   внимание   учащихся   на   проблему   сохранения   своего здоровья; ­придумать, как организовать отдых учащихся на переменах; ­познакомить ребят с новыми играми. Содержание: ­проведение рекламы проекта, анкетирование участников. ­проведение   «спокойных»   игр,   в   которое   надо   играть   после физкультуры; ­проведение   «активных»   игр,   в   которые   надо   играть   после математики, русского языка и других предметов, требующих сидеть за партой; ­ повторное анкетирование участников, анализ результатов. Исследование: ­какие игры для младших школьников пригодны для использования на переменах; ­какие из них интересны; ­какие навыки приобретаются во время этих игр. Форма презентации: компьютерная презентация. Результативность:                                                                                                                                 5 ­выяснено, какие из игр интересны и полезны для использования на школьных переменах; ­составлены приложения с описанием игр, считалок.     безопасность предмет:  окружающий   мир,       Проект «Обойдемся без докторов. Вылечи себя сам». Учебный жизнедеятельности. Класс: 2 Проблема:  как   сохранить   свое   здоровье   и   самостоятельно   помочь себе при болезни без помощи лекарств. Вид проекта: информационный. Цель: поиск  оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся   школы,   обучение   средствам   самопомощи,   пропаганда здорового образа жизни. Содержание: ­лечебные свойства пищевых продуктов; ­лечебные свойства цвета, ­лечебные свойства музыки; ­лечебные свойства смеха; ­ лечебные свойства массажа. Форма презентации: компьютерная презентация. Результативность: ­обучили учащихся способом профилактики различных заболеваний и эффективным методам лечения болезней без помощи лекарств; ­создали карманный справочник способов борьбы с болезнями и их профилактики без лекарств и докторов; ­   сформировали   в   сознании   учащихся   уверенность   в   собственных возможностях по оздоровлению своего организма.     Проект «…И глаза скажут спасибо». Учебный предмет: окружающий мир. Вид проекта:  информационный, исследовательский. Класс: 3 Проблема:  у   многих   школьников   портится   зрение.   Почему   это происходит? Цель:                                                                                                                                 6 ­обратить внимание ребят на проблему сохранения своего здоровья; ­подобрать полезные и интересные упражнения и игры для сохранения своего зрения. Содержание: ­почему портится зрение; ­как устроены наши глаза; ­какие бывают нарушения зрения; ­можно ли зрение исправить или сохранить; ­зачем идти к окулисту, если ничего не болит. Исследование:  выявление   причин   нарушения   зрения   и   способов коррекции зрения. Форма презентации: компьютерная презентация. Результативность: ­разработаны упражнения и игры для коррекции зрения; ­составлены рекомендации по чтению и режиму ношения очков.                                                                             Литература 1. Новые   педагогические   и   информационные   технологии     в системе образования под ред. Е.С.Полат. М.,2000. 2. Н.Ю.Пахомова   «Метод   в образовательном   учреждении:     пособие   для   учителей   и студентов педагогических вузов»  ­ М. АРКТИ, 2003 учебного   проекта   3. Н.Ю.Пахомова «Методология учебного проекта»  Учитель. ­2000 №1,4. 4. Полат Е.С. «Метод проектов» (электронный ресурс) Сайт Российской академии образования. 5. Полат   Е.С.   «Новые   педагогические   и   информационные технологии   в   системе   образования»   М.   Издательский центр «Академия», 1999. 6. Романовская   М.Б. «Метод проектов в учебном процессе» Центр «Педагогический поиск», 2006. 7. Чечель   И.Д.   «Метод   проектов,   субъективная   и объективная   оценка   результатов»     «Директор   школы»   – 1998 № 4                                                                                                                                 7 8. Чечель   И.Д.   «   Исследовательские   проекты   в   практике обучения» «Практика административной работы в школе» 2003 № 6 9. Эпштейн   М.   «   Метод   проектов   в   школе   20   века» Педагогический альманах «Новая еврейская школа» 2002 № 11                                                                                                                                 8

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"

Статья "Метод проектов"