Конструкт по ФЭМП средняя группа

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конструкт для средней группы по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Кот и лисёнок делят рыбу» Форма НОД: формирование у детей представления о множестве, элементах множества и отношениях между множествами; формирование представлений о величине предметов ( большие, маленькие; длинные, короткие). По программе "Детство".
Иконка файла материала Конструкт по ФЭМП величина.doc
по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования организации  непосредственно­образовательной деятельности  КОНСТРУКТ Формирование элементарных математических представлений Шульгиной Натальи Авенировны  (специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431) Дата: 02.10.2018 Возрастная группа: средняя (4­5 лет) ДОО: МБДОУ «Детский сад № 12» Тема:  «Кот  и  лисёнок делят рыбу»    Форма НОД:  формирование у детей представления о множестве, элементах множества и отношениях между  множествами; формирование представлений о величине предметов ( большие, маленькие; длинные, короткие). Формы организации деятельности детей: фронтальная, индивидуальная Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, речевая, двигательная Образовательная область: интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально­коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие», «Художественно­эстетическое развитие». Учебно­методический комплект:  1) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.  Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство­Пресс», Издательство РГПУ им.  А.И. Герцена, 2014. – 321 с. 2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и  науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155./Издательский дом «Ажур», 2017. – 24 с. Цель:  учить устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости  предметов (по форме, размеру, величине, количеству) и сравнивать их;Познакомить детей с числом и цифрой 5.  Закреплять знания о геометрических фигурах, их форме, цвете.  Планируемый результат:  ­ Дети проявляют детское любопытство и интерес к совместной познавательной деятельности;  ­ дети умеют применять количественное сравнивание двух групп предметов, расположенных в два горизонтальных  параллельных ряда, которые для большей наглядности располагаются один под другим;  ­ дети используют связную, грамматически правильную диалогическую речь  в  процессе  решения  задач; ­ умеют устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов, путём удаления одного предмета  из большей группы; ­ дети умеют определять свойства предметов по форме; ­ умеют составлять число из двух меньших в пределах «5»; ­ дети умеют решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками (+ ­ =);  составлять число из двух меньших.; ­ умеют составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами: «много», «один», «ни  одного». ­ Дети способны оценивать работу сверстников и свою.  ­ Дети совместными усилиями сформулировали вывод НОД  ­ Дети сориентированы на самостоятельную деятельность Задачи Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей Воспитательные: 1. Воспитывать инициативность и самостоятельность. Развивающие: Настя: учить отвечать на вопросы полными ответами 2Максим:  Кирилл: учить составлять задачки на вычитание   1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместной познавательной деятельности;  2.   Развивать   словесно   –   логическое   мышление   через решение геометрических задач с помощью палочек; 3.Развивать   связную, диалогическую речь  в  процессе  решения  задач. 4.   развивать   воображение,   память,   благодаря   творческой деятельности 3.Развивать   комбинаторные   способности, воображение и  мелкую моторику пальцев рук. Обучающие: грамматически   правильную   мышление, 1. Учить применять количественное сравнивание двух  групп предметов, расположенных в два  горизонтальных параллельных ряда, которые для  большей наглядности располагаются один под  другим; 2. Учить определять свойства предметов по форме; 2.   Учить   сравнивать   предметы,   выделять   отличия   и сходства (по цвету, форме, размеру, величине); 3. формировать знания, умения и навыки работы с  палочками; ­ Учить сравнивать и устанавливать размерные отношения  между 5 предметами разной длины ширины и толщины; ­   Учить   устанавливать   равенство   между   неравными   по количеству   группами   предметов   путём   убавления   одного предмета из большей группы. ­ Закреплять умение составлять число из двух меньших в 3пределах «5». 3. Дети способны оценивать работу сверстников и свою; Принципы дошкольного образования (ФГОС):  Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным  в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее ­ индивидуализация дошкольного образования); Содействие   и   сотрудничество   детей   и   взрослых,   признание   ребенка   полноценным   участником   (субъектом) образовательных отношений; Возрастая адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;                                                                                                     Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Принципы обучения и воспитания:   Принцип наглядности  Принцип доступности  Принцип систематичности и последовательности  Принцип научности Методы обучения и воспитания:  Словесные: беседа, объяснение  Наглядные: демонстрация, иллюстрация  Практические: упражнения, методы самостоятельной работы Предварительная работа: повторить структурные компоненты задачи (условие, вопрос, решение, ответ).  4подготовить рисунки жирно­шрифтовой пустой цифры 5. Подготовить палочки по 5 штук на каждого. Перед занятием расставить в центр столов цветные карандаши в стаканах. Оборудование и материалы: Листы бумаги по количеству детей с прорисованными заданиями. Макет забора. Цветные карандаши.  Счетные палочки. Игрушки «Котенок» и «Щенок». Геометрические фигуры. Раздаточный материал  «Рыбки» и «Косточки». Словарь: пять, вчера, сегодня, завтра.  Этапы деятельности Методы обучения Содержание деятельности Деятельнос ть педагога Деятельнос ть детей  Сюрпризн ый  момент,  демонстра ция Воспитатель:  ­ Посмотрите, кого я встретила с ведром. (Размещаю  игрушку на столе, рядом ставлю ведёрко). Интересно, что в ведёрке? Чем пахнет? (принюхиваюсь).  Это кот Васька сходил на рыбалку. Уж очень хочется  проверить, сколько у него в ведре рыбы: много, одна или  не одной? (Вываливаю из ведра на стол­ 3 маленьких и 2 больших рыбы). Дети смотрят, слушают Стимулирует  любознатель    ность,  интерес детей к совместной  познаватель  ной  деятельности 1.Мотивацио нный  этап. Задача:  поддерживать  детское  любопытство  и развивать  интерес детей  к совместной  познаватель  ной  деятельности 5 Планируе мый результат Дети  проявляют  детское  любопытств о и интерес  к  совместной  познаватель ной  деятельност иПоказ, вопросы, упражнен ие, наложени е, приложен ие, сравнение 2.Основной  этап 2.1  Актуализация  знаний Задача: учить  применять количествен  ное  сравнивание  двух групп  предметов,  расположен  ных в два  горизонталь  ных  параллельных  ряда, которые  для большей  наглядности  располагаются  один под  другим; развивать  связную,  грамматически  Воспитатель: ­ Как вы считаете, сколько рыбы поймал Васька? Мало  или много? (Ответы детей). А одинаковая ли по  величине рыбка? ...  Разная. Почему? ... Потому что, одна  маленькая, а другая большая. ­ А какой из их ­ больше, какой меньше?... По количеству?... для этого используем 2 полосы: одна  зелёная, другая серая.   Обе полосы разделены на  одинаковое количество частей. Зелёные пусть у нас будут кочки, а серые камушки. Давайте, вместе посчитаем,  сколько в верхнем ряду кочек, одна кочка, две кочки, три кочки кочки – всего три кочки,  а теперь, сколько в  нижнем ряду камушков, кто желает посчитать?... Поровну в каждом  ряду или нет? … Сколько в первом,  столько и во втором ряду, значит  поровну. А теперь,  маленьких рыбок положим по одной на  каждую кочку, считая их. Ваня иди клади одну рыбку на  кочку и не забудь всем сказать, сколько рыбок ты   положил на кочку. …, а сколько осталось кочек без  рыб?...  Лиза – бери рыбку и также как Ваня сделай? …  Лиза положила ещё одну рыбку, сколько уже рыбок на  Эмоциональн о включает  детей в  действие,  вовлекает в  слушание,  поощряет  ­стимулируе т  любознатель ность,  обсуждает с  детьми  возможные  варианты  ответов,  дополняет  ответы детей при  необходимос ти. 6 Дети  выражают  собственные  мысли,  выдвигают  предположен ия. Отвечают на вопросы. Дети  проявляют  способност ь  применять количествен ное  сравнивание двух групп  предметов,  расположен ных в два  горизонталь  ных  параллельны х ряда,  которые для большей  наглядности располагают ся один под  другим; дети  используют  связную,  грамматичес киправильную  диалогическую  речь  в   процессе   решения  задач. кочках? Сколько пустых кочек осталось? … Кирилл  берёт маленькую рыбку и размещает на следующем месте в этом же ряду. Сколько уже рыбок? … Сколько кочек  свободных? … Ни одной.                                        Остались у нас большие рыбы. Давайте положим их на камни.  Маша сделает это первой и скажет, сколько свободных  камней осталось? … Следующая Настя…? …Остался  один свободный камень, а рыбок больше нет. Сколько у  нас на кочках в верхнем ряду рыб? … В верхнем ряду три рыбы. А сколько их на камнях в нижнем ряду? ... На  камнях две рыбы. Сколько всего рыб на кочках и на  камнях вместе? … Сколько свободных кочек? …  Сколько не занятых камней? … Сколько не хватает рыб,  чтобы их было поровну? ... ­ Покажите,  где больше, а где меньше количество рыб? ... 2.2. Игровое  упражнение  Задача:  формировать  знания,  умения и  навыки  работы с  Проблем ная  ситуаци я ия На столе – забор из коробочного картона, из двух  длинных  узких «досок» и трёх коротких широких. ­ За забором появился лисёнок. Забор ему показался  интересным, а что в нём такого?...  Одни доски длинные, другие короткие, а ещё одни  широкие, другие узкие. Скажите,  а по толщине,  они  какие? ...  Покажите лисёнку:  которые из них какие, а то  он не знает … (воспитатель приглашает желающих,  они показывают и рассказывают: какие узкие,  7 Стимулируе т на  проявление  инициативы. Дети  выдвигают  предположен ие правильную  диалогичес  кую речь  в   процессе   решения   задач. Дети  проявляют  знания и  умения,  навыки  работы с  палочками; могут устанавливпалочками; учить  сравнивать и  устанавливать  размерные  отношения  между 5  предметами  разной длины  ширины и  толщины; учить  устанавливать  равенство  между  неравными по  количеству  группами  предметов,  путём  убавления  одного  предмета из  большей  группы. широкие). длинные, короткие.  А сколько всего коротких  досок? ...         – Три. Сколько длинных?... 2. Каких  больше, каких меньше, давайте сравним, посчитав, и  отобразим на доске цифрами и знаками Больше всего лисёнка заинтересовало то, что за забором  кот, у которого есть рыба. Лис очень голоден. Поможем ему пробраться через забор. Как нам это  сделать, кто подскажет?... Уберём одну доску, а которую широкую или узкую?...  Почему?... Её легче убрать, потому что она короткая.  Убрали. Сколько осталось коротких досок? … Сколько  длинных досок?... Длинных и коротких досок осталось  поровну. 2 и 2.   Лисёнок не может пролезть; надо ещё одну доску  сломать, а сил нет. Надо подкачаться. Для этого надо  спортом заниматься. Давайте вместе с лисёнком, мышцы  подкачаем. 8 ать  размерные  отношения  между 5  предметам и разной  длины,  ширины и  толщины; дети  способны  устанавли  вать  равенство  между  неравными  по  количеству  группами  предметов,  путём  убавления  одного  предмета  из большей  группы.3.  Физкульт минутка Задача:  снятие  мышечного  напряжения  Показ Упражне ние  Соскочили  со стульчиков и присели: Один ­ подняться, потянуться,  Два ­ согнуться, разогнуться.  Три ­ в ладоши три хлопка.  Головою три кивка.  На четыре ­ руки шире.  Пять руками помахать.  Проговарива ет и  показывает движения Дети   повторяют  движения Дети сняли  мышечное  напряжение Счет,  Выклад ывание. 4.  Закрепление  знаний о  геометрическ их фигурах Задача:  Учить определять свойства предметов   по  ­Ну что, переходим к следующему заданию. Это задание  общее для всей команды. Вам нужно из счётных палочек  составить геометрические фигуры. 1.­ Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны  (треугольник). 2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны  (квадрат). 3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2  стороны короткие (прямоугольник). Использует  наглядные  игровые  средства;  читает  задачи; согласовывае т с детьми  действия, их  последовате Совместно с  педагогом  решают  арифметичес кие задачи Выполняют  задание в  соответствии с установлен ными  Дети умеют определять  свойства  предметов  по форме;  владеют  словесно­  логическим мышление  через  97. Постройте ромб. 8. А теперь – трапецию. 9. А теперь постройте круг. (Дети отвечают, что из  палочек не получается сделать круг, т.е. круг не имеет  углов. льность требованиям и  форме; развивать словесно   – логическое мышление через   решение геометрически х задач; активизация  работы с  палочками. 5. Творческая продуктивна я работа  Задача:  развивать  воображение,  память,  благодаря  творческой  деятельности 6. Анализ  продуктов  творческой  деятельности Показ Упражне ние  Показ Обсужде ­ Число 5 можно записать знаком ­ цифрой.  (Воспитатель раздаёт каждому листок, на котором  изображен жирный контур цифры 5).   ­  Вот как выглядит цифра 5.     Возьмите в руки карандаш любого цвета и раскрасьте  цифру 5. Можно однотонно, можно с кружочками и пусть  их в цифре будет 5. Вместо кружочков можно и цветочки  в цифре нарисовать, но только  цветочков должно быть  пять. Запомните ребята и зверята, это ­ цифра пять.  ­ А теперь, поднимите свои работы и покажите друг  другу. (Воспитатель спрашивает нескольких детей по­ очереди: «Чья работа им больше понравилась? Почему? А 10 решение  геометриче ских задач  задач;  работой с  палочками. Дети  проявляют  воображени е, память,  благодаря  творческой деятельнос ти Наблюдает  за детьми во  время  выполнения  задания,  подсказывает   Дети  раскрашиваю т цифру и  запоминают,  как она  выглядит Активизирует обсуждение,  задаёт  Выставляют  на всеобщее  обозрение  Дети  способны  оцениватьЗадача:  оценить  работу  сверстников и  свою 7.  Подведение  итогов Задача:  помочь детям  сформулиро  вать вывод  НОД 8.  Открытость Задача:  сориентиро  вать детей на  самостоятельн ую  деятельность ние Поощрени е что в своей работе понравилось или не понравилось? …   Молодец!...Молодцы!...А Дима и Ваня в следующий раз  постараются быть более внимательными и постараются  сделать  лучше.                         вопросы,   поощряет  детей к  высказыванию Беседа Скажите, пожалуйста, вам понравилось помогать котёнку  и щенку сосчитать еду?...Они вам очень благодарны.  ­ Ребята, как вы думаете, чему научились котёнок и щенок вместе с нами? ­Верно. Научились считать до шести и вычитать из числа  5. Из 2 меньших его составлять. Все – молодцы! Спасибо всем за старания! Задаёт вопросы Рассказ,  объясне ние Сегодня на прогулке вы сможете построить заборы ­  ограждения из камушков или шишек, каких­нибудь  веточек, машинки у вас будут заезжать и выезжать из  гаражей.  Занятие окончено; можете поиграть.  Кто­то из мягкого  модуля может забор построить, а кто­то из пластмассовых кубиков, постарайтесь, чтобы  в сторонах было по 5  штук..  Рассказывает  о том, что  можно  сделать и как свои работы,   отвечают на  вопросы,  обсуждают  работы Дети  слушают,  отвечают на  вопросы работу  сверстнико в и свою Дети  совместны ми  усилиями  сформулир овали  вывод НОД Дети  слушают,  переносят  полученный  опыт во  время одной  деятельност и  в другую Дети  сориентиро ваны на  самостояте льную  деятельнос ть 1112