Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"
Оценка 4.7

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
физика
Взрослым
09.06.2019
Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"
Целью изучения электрических дисциплин является теоретическая и практическая подготовка специалистов в области электротехники, электропривода, чтобы они могли выбирать необходимые электротехнические, электронные, электроизмерительные устройства, уметь их правильно эксплуатировать и составлять совместно с инженерами-электриками технические задания на разработку электрических частей автоматизированных установок для управления производственными процессами.
статья.docx
Шамиева Наталия Леонидовна     преподаватель спецдисциплин, первая категория,  Учреждение  «Рудненский политехнический колледж» Е­mail: [email protected]      МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО СПЕЦДИСЦИПЛИНАМ АННОТАЦИЯ Практикалық   жұмыс   ­   пәннің   теориялық   дамуы   мен   оны   тәжірибеде   қолдану арасындағы   байланыс.   Олар   студенттердің   тәуелсіздігін   дамытуға,   оқу   материалдарын белсенді   оқытуға   үлес   қосады,   кәсіби   қасиеттерді   қалыптастырудың   алғышарты   болып табылады.   Тәжірибелік   сабақтарды   өткізу   лекциялық   курстар   мен   студенттердің   өзіндік жұмысына қосылып қана қоймай, сонымен қатар студенттерді тұрақты мониторинг түрінде тексерудің құралы болып табылады. Түйінді сөздер: оқыту, теория, тәжірибе, жұмыс принципі, өзін­өзі бақылау. АННОТАЦИЯ Практические работы являются связующим звеном между теоретическим освоением дисциплины и применением ее на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся,   более   активному   усвоению   учебного   материала,   являются   предпосылкой формирования  профессиональных  качеств.  Проведение  практических  занятий  сводится  не только к дополнению лекционных курсов и самостоятельной работе обучающихся, но также является средством проверки усвоения обучающимися знаний в форме текущего контроля. Ключевые слова: обучение, теория, практика, принцип работы, самоконтроль. ANNOTATION Practical   work   is   the   link   between   the   theoretical   development   of   discipline   and   its application in practice. They contribute to the development of the independence of the students, more active learning of the teaching material, are a prerequisite for the formation of professional qualities. Conducting practical classes is reduced not only to the addition of lecture courses and the independent work of students, but also is a means of verifying the learning of students in the form of ongoing monitoring. Key words: teaching, theory, practice, principle of work, self­control. С каждым годом в нашей стране электроэнергия находит все большее применение во всех отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в военном деле и в быту. Электрификация — это техническая база современной индустрии.  Практические   знания   по   электротехнике   и   электрическим   машинам   нужны   в современном механизированном и электрифицированном производстве и сельском хозяйстве. Электрическое   оборудование   установок     требует   умелого,   культурного   подхода.   Первые знания и навыки по электротехнике обучающиеся получают на уроках,  изучая электрические машины и приборы, выполняя различные электромонтажные работы, применяя  свои знания в жизни, на практике.  Целью изучения электрических дисциплин является теоретическая и практическая подготовка   специалистов   в области электротехники,   электропривода, чтобы они могли выбирать   необходимые   электротехнические,   электроизмерительные   электронные, устройства, уметь их правильно эксплуатировать и составлять совместно с инженерами­ электриками технические задания на разработку электрических частей автоматизированных установок для управления производственными процессами.  Основными задачами изучения дисциплины являются:  ­   формирование   у   обучающихся   минимально   необходимых   знаний   основных электротехнических законов и методов анализа электрических, магнитных и электронных цепей;  ­   принципов   действия,   свойств,   областей   применения   и   потенциальных возможностей   основных   электрических,   электронных   устройств   и   электроизмерительных приборов;  ­   основ   электробезопасности;   умения   экспериментальным   способом   и   на   основе паспортных   и   каталожных   данных   определять   параметры   и   характеристики   типовых электротехнических и электронных устройств; использовать современные вычислительные средства   для   анализа   состояния   и   управления   электротехническими   элементами, устройствами и системами.  В результате изучения дисциплины обучающиеся  должны знать:  ­ основные законы электротехники,  ­   основные   типы   электрических   машин   и   трансформаторов   и   особенности   их применения,  ­ основные типы и области применения электронных приборов и устройств.   Уметь:   правильно   выбирать   для   измерений   необходимые   электрические   и электронные приборы, машины и аппараты.  Понимать:   принципы   работы   современных   электротехнических   и   электронных устройств.  Значение   практических   занятий,   как   составной   части   учебного   процесса   по электротехническим дисциплинам определяется целями, которые сводятся к следующему:  ­ закреплению знаний теоретического материала изучаемой дисциплины;  ­ выработке навыков выполнения электротехнических расчетов;  ­ составления конспекта, содержащего набор правильно решенных задач по каждой теме изучаемой дисциплины;  ­   осуществление   регулярного   контроля   за   работой   обучающихся   для   получения информации  о результатах обучения.  Методика проведения практических занятий и связанная  с ней методика контроля должны быть такими, чтобы самой постановкой учебного процесса каждый обучающийся был вынужден стремиться к овладению знаниями дисциплины в течение всего семестра.  Традиционная форма проведения практических занятий содержит два обязательных элемента обучения ­ обучение студентов преподавателями  и самостоятельная работа их в аудитории. Преподаватель должен развить в студентах навыки решения электротехнических задач,   провести   квалифицированный   анализ   решений,   их   результатов   и   дать   образцы правильной формы и порядка записей. Самостоятельная работа  обучающихся  в аудитории необходима для закрепления полученных ими от преподавателя знаний, ясного понимания теории и выработки расчетных навыков.   При традиционной форме практических занятий уровень подготовки и работы обучающихся на занятиях проявляется довольно наглядно.  Предлагаемые  студентам практические работы по изучению основ электротехники предполагают   составление,   сборку   и   проверку   работы   электрических   цепей.   На   каждом занятии,   обучающиеся   не   только   расширяют   свои   практические   умения   и   навыки,   но   и закрепляют   теоретические   знания.   При   этом   на   практических   занятиях   применяется фронтальный метод организации работ, при котором все обучающиеся получают в рамках незначительной   вариантности   примерно   одинаковые   задания.   Проведение   таких практических   работ   требует   наличия   достаточного   количества   лабораторного оборудования,   компьютеров   и   различных   учебных   электронных   конструкторов.   Учебные электроконструкторы   помогают   обучающимся   последовательно,   с   постепенным усложнением   заданий   изучить   основы   электротехники.   Работу   с   электроконструкторами нужно организовать так, чтобы обучающиеся  шли от простого к сложному, от известного к неизвестному, Такая последовательность позволит приобретать новые знания посредством использования приемов сравнения и противопоставления.   Методы, формы и средства изучения электротехники Методы обучения Формы организации обучения Средства обучения Словесные Практический  Объяснение, беседа, проблемно­ поисковые Упражнения, практическая работа, самостоятельная работа Фронтальная Индивидуальная Коллективная Схемы Плакаты Учебник Методические указания разрабатываются в соответствии с характером практических занятий. Методические указания   по практическим занятиям должны содержать следующие разделы:  ­ ­ ­ ­ ­ перечень практических занятий,  ­ общие требования к выполнению работ,  ­ общие требования к выполнению отчета. Инструкции по практическим  работам должны содержать:    ­ цель работы; пояснения (теория, основные характеристики и т.д.); оборудование; материалы и их характеристики; порядок выполнения работы; необходимые таблицы; контрольные вопросы; список литературы. Метод   практических   работ   (практический   метод)   осуществляет   углубление   и закрепление   теоретических   знаний   и   проверку   научных   выводов,   они   проводятся   после изучения больших по содержанию тем и разделов. Базируясь на полученных знаниях, навыках и умениях, метод практических работ обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных   знаний.   Формируя   способы   научного   анализа   теоретических   положений, укрепляется   связь   теории   и   практики   в   учебном   процессе   и   жизни.   Он   вооружает обучающихся комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в производственной деятельности.  В воспитательном плане практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности,   приучают   к   дисциплинированности   и   аккуратности,   самоконтролю   и самокоррекции, саморазвитию в учебной деятельности. Метод практических работ применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В этом случае они выполняют подготовительную работу: разъясняющие объяснения,   показ   иллюстраций,   демонстрация   действий,   словесная   оценка   результатов   в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы. Основными видами упражнений, применяемых при изучении специальных дисциплин, является   выполнение   учебных   заданий.   Применяются   два   типа   заданий:   количественные, связанные   с   оперированием   формулами,   математическими   подсчетами,   вычислениями,   и качественные,   для   решения   которых   не   требуется   никаких   вычислений,   например: «Изменится   ли   ток,   протекающий   через   лампу,   если   параллельно   ей   включить   еще   одну лампу?   Почему?;     Какие   материалы   применяются   в   конструкции   магнитопровода трансформатора, почему?» Для   специальных   дисциплин   характерны   задания   в   практическом   изучении устройства машин, механизмов, материалов, инструментов, приспособлений. Такие задания проводятся с применением плакатов, моделей, образцов, оборудования и его механизмов. Задания могут быть  письменного типа: по рисунку (схеме) изображенного предмета (станка, механизма,   прибора,   аппарата,   инструмента).   Например:   указать   название,   назначение, расположение   узлов,   деталей,   механизмов.   Упражнения   и   практические   работы   могут проводиться  в форме работы с карточками­заданиями. Разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм ­ один из видов упражнений, которые  можно отнести к  тренировочным. Вместе   с   тем   при   их   выполнении   важно   организовать   мыслительную   деятельность обучающихся:   переход   от   схемы   к   реальному   объекту;   пространственное   представление; понимание   и   усвоение   понятий,   выраженных   графически.   Для   специальных   предметов характерны   упражнения   по   изучению   технической   документации:   паспортов   станков; технологических   карт   обработки,   ремонта,   сборки,   наладки;   справочников   и   нормативов. Заданиями   при   выполнении   таких   упражнений   является   заполнение   таблиц,   ответы   на вопросы по итогам изучения документации. Выполняя   практические     работы,   обучающиеся   используют   полученные   знания   и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, приобретают умения решать новые для них проблемы познавательного и практического   характера.   Одним   из   видов   работ   является   выполнение   заданий   по систематизации   изученного   материала,   способствующих   формированию   у   обучающихся способностей   к   обобщению   и   усвоению   системы   знаний.   Такие   работы   целесообразно оформлять в виде таблиц, которые служат одновременно заданием и рабочим материалом.  Распространенный   вид   практических     работ,   требующий   творческого   применения знаний   и   умений,   ­   составление   принципиальных   схем   электроприводов   изучаемого оборудования,   механизмов,   установок,   аппаратов.   Выполняя   такие   работы,   обучающиеся должны глубоко разобраться в принципе действия, устройстве изучаемого объекта, выделить главное, мысленно представить его звенья и от пространственных представлений перейти к схематическому изображению. Графические упражнения выполняются одновременно с письменными. Применяя их, обучающиеся   лучше   воспринимают,   осмысливают   и   запоминают   учебный   материал,   что способствует развитию пространственного воображения. На   практических   занятиях   преподаватель   предлагает   обучающимся   повторить теоретический   материал,   изученный   на   лекциях.   Студенты   кратко   в   течение   нескольких минут просматривают содержание темы и, повторив необходимый теоретический материал, переходят  к  выполнению  практического   задания.   Преподаватель  выдает    индивидуальные варианты заданий и оценивает итог его выполнения. Обзор по практическому методу обучения хотелось бы закончить словами польского мыслителя В.Оконя: «Изменяя действительность разумным способом, используя имеющиеся знания   и   руководствуясь   значимыми   целями,   человек   одновременно   изменяется   сам, формирует свое сознание, убеждение и поведение, свое отношение к работе; одновременно он формирует   в   себе   потребность   полезной   деятельности   и   потребность   совершенствования собственной компетенции в течение всей жизни. Эти ценности практической деятельности превращают ее в неотъемлемый фактор формирования индивидуальности обучающихся». Список литературы: 1. Коваленко   Е.Э.   Методика   профессионального   обучения.   Учебник   для   инженеров­ педагогов, преподавателей спецдисциплин системы профессионально­технического и высшего образований ­ X.: ЧП «Штрих», 2003. 2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005.

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"

Статья "Методика проведения практических работ по спецдисциплинам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2019