Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Оценка 5

Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Оценка 5
Документация
doc
русский язык
Детсад
11.11.2019
Статья "Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
В статье рассматриваются методики по преодолению лексического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализируется различные направления в логопедической работе, выделенные отечественными учеными и исследователями. Их различные подходы по формированию словарного запаса. Логопедическая работа должна проводится в системе общего развития ребенка.
Статья.doc
Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим  недоразвитием речи Основы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями в том числе   детей   с   дизартрией   представлены   в   работах   Р.   Е.   Левиной,   Г.   В. Чиркиной,   Н.   С.   Жуковой,   Т.   Б.   Филичевой,   Л.В.   Лопатиной,   Н.В. Серебряковой и других методологов по организации логопедической работы.  Формирование речи основывается на следующих положениях: ­ учет онтогенетических закономерностей речевого развития;  ­ дифференцированный подход в коррекционной работе;  ­   единство   формирования   речевых   процессов,   мышления   и   познавательной активности в деятельности;  ­   системное   коррекционно­воспитательное   воздействие   на   сенсорную, интеллектуальную и личностную сферу развития занимающегося.  Задачи   и   содержание   коррекционной   работы   вытекают   из   анализа структуры   речевого   нарушения,   а   также   сохранных   и   компенсаторных возможностей   детей.   Методика   и   содержание   каждого   этапа   работы предусматривают   постепенное   усложнение,   но   с   обязательной   опорой   на имеющиеся у ребенка способности.  На основе указанных положений коррекционная работа по устранению лексического   недоразвития   речи   у   детей   с   дизартрией   осуществляется   по следующим   направлениям:   расширение   объема   словаря,   формирование   развитие   лексической   системности   и структуры   значения   слова,   семантических полей, формирование парадигматических и синтагматических связей слов, развитие словообразования, уточнение грамматического значения слова,  развитие словоизменения.  Важным условием развития и обогащения словаря детей с дизартрией является   формирование   восприятия   и   представления   их   об   окружающем мире, предметах и явлениях в нём. Е.М. Мастюкова предлагает осуществлять Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим  недоразвитием речи Основы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями в том числе   детей   с   дизартрией   представлены   в   работах   Р.   Е.   Левиной,   Г.   В. Чиркиной,   Н.   С.   Жуковой,   Т.   Б.   Филичевой,   Л.В.   Лопатиной,   Н.В. Серебряковой и других методологов по организации логопедической работы.  Формирование речи основывается на следующих положениях: ­ учет онтогенетических закономерностей речевого развития;  ­ дифференцированный подход в коррекционной работе;  ­   единство   формирования   речевых   процессов,   мышления   и   познавательной активности в деятельности;  ­   системное   коррекционно­воспитательное   воздействие   на   сенсорную, интеллектуальную и личностную сферу развития занимающегося.  Задачи   и   содержание   коррекционной   работы   вытекают   из   анализа структуры   речевого   нарушения,   а   также   сохранных   и   компенсаторных возможностей   детей.   Методика   и   содержание   каждого   этапа   работы предусматривают   постепенное   усложнение,   но   с   обязательной   опорой   на имеющиеся у ребенка способности.  На основе указанных положений коррекционная работа по устранению лексического   недоразвития   речи   у   детей   с   дизартрией   осуществляется   по следующим   направлениям:   расширение   объема   словаря,   формирование   развитие   лексической   системности   и структуры   значения   слова,   семантических полей, формирование парадигматических и синтагматических связей слов, развитие словообразования, уточнение грамматического значения слова,  развитие словоизменения.  Важным условием развития и обогащения словаря детей с дизартрией является   формирование   восприятия   и   представления   их   об   окружающем мире, предметах и явлениях в нём. Е.М. Мастюкова предлагает осуществлять коррекционно­логопедическую  работу по формированию словаря  поэтапно. На   первом   этапе   осуществляется   первичное   ознакомление   ребенка   с предметами, их изображениями и действиями с ними. На втором этапе детей знакомят с качествами и свойствами предметов. На третьем этапе формируют видовые и родовые обобщения и понятия на основе выделения существенных признаков   предметов,   учат   понимать   многозначные   слова,   овладевать синонимами,   антонимами.   Формируется   выбирать и употреблять слова в различных речевых контекстах.    умение   правильно   понимать, Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались такие отечественные исследователи как: А.Н. Гвоздев, О.Е. Грибова, О.Е. Громова, М.М.   Алексеева,   В.Н.   Яшина,   Р.И.   Лалаева,   Н.В.   Серебрякова   и   другие, однако она остается актуальной и в современной логопедии.     Вопрос   о методике   развития   лексической   стороны   речи   является одним из самых актуальных.  В. И. Логинова   выделила   следующие   направления   логопедической работы по развитию лексического строя речи:  ­ расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;  ­   усвоение   слов   на   основе   углубления   знаний   о предметах   и явлениях окружающего мира;  ­ введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками.  На основе выделенных направлений В. И. Логинова разработала систему занятий, содействующих развитию лексического строя речи детей:  Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:  ­ демонстрация предметов и явлений;  ­ дидактические игры.  Занятия по ознакомлению с особенностями предметов:  ­ осмотры предметов; коррекционно­логопедическую  работу по формированию словаря  поэтапно. На   первом   этапе   осуществляется   первичное   ознакомление   ребенка   с предметами, их изображениями и действиями с ними. На втором этапе детей знакомят с качествами и свойствами предметов. На третьем этапе формируют видовые и родовые обобщения и понятия на основе выделения существенных признаков   предметов,   учат   понимать   многозначные   слова,   овладевать синонимами,   антонимами.   Формируется   выбирать и употреблять слова в различных речевых контекстах.    умение   правильно   понимать, Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались такие отечественные исследователи как: А.Н. Гвоздев, О.Е. Грибова, О.Е. Громова, М.М.   Алексеева,   В.Н.   Яшина,   Р.И.   Лалаева,   Н.В.   Серебрякова   и   другие, однако она остается актуальной и в современной логопедии.     Вопрос   о методике   развития   лексической   стороны   речи   является одним из самых актуальных.  В. И. Логинова   выделила   следующие   направления   логопедической работы по развитию лексического строя речи:  ­ расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;  ­   усвоение   слов   на   основе   углубления   знаний   о предметах   и явлениях окружающего мира;  ­ введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками.  На основе выделенных направлений В. И. Логинова разработала систему занятий, содействующих развитию лексического строя речи детей:  Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:  ­ демонстрация предметов и явлений;  ­ дидактические игры.  Занятия по ознакомлению с особенностями предметов:  ­ осмотры предметов; ­ занятия на сравнение;  ­  занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.  Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях:  ­ по ознакомлению с видовыми понятиями;  ­ по ознакомлению с родовыми понятиями; ­ занятия на классификацию.  О. Е. Громова   выделила   следующие   направления   коррекционно­ логопедической работы по развитию лексической стороны речи:  Учить   соотносить   предметы,   действия,   признаки   с их   словесным обозначением:  ­  понимать обобщающие слова; ­ понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;  ­ понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;  ­  понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;  ­  понимать количественные числительные.  Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:   ­ дифференцировать   формы   единственного   и множественного   числа   имён существительных мужского и женского рода;  ­ понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода   единственного   и множественного   числа   в именительном,   винительном и родительном падежах;   ­ понимать   имена   существительные   с уменьшительно­ласкательными суффиксами;  ­  понимать   формы   единственного   и множественного   числа   глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.   А. М. Бородич   выделил   следующие   направления   работы   по   развитию лексического компонента речи у дошкольников:  ­  обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов; ­ занятия на сравнение;  ­  занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.  Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях:  ­ по ознакомлению с видовыми понятиями;  ­ по ознакомлению с родовыми понятиями; ­ занятия на классификацию.  О. Е. Громова   выделила   следующие   направления   коррекционно­ логопедической работы по развитию лексической стороны речи:  Учить   соотносить   предметы,   действия,   признаки   с их   словесным обозначением:  ­  понимать обобщающие слова; ­ понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;  ­ понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;  ­  понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;  ­  понимать количественные числительные.  Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:   ­ дифференцировать   формы   единственного   и множественного   числа   имён существительных мужского и женского рода;  ­ понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода   единственного   и множественного   числа   в именительном,   винительном и родительном падежах;   ­ понимать   имена   существительные   с уменьшительно­ласкательными суффиксами;  ­  понимать   формы   единственного   и множественного   числа   глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.   А. М. Бородич   выделил   следующие   направления   работы   по   развитию лексического компонента речи у дошкольников:  ­  обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов; ­  уточнение   словаря   (эта   задача   понимается,   прежде   всего,   как   помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.  Прежде   всего   в специальном   закреплении   нуждаются   слова,   трудные   для  др., отвлеченные детей: собирательные существительные   обувь, транспорт и ─ существительные   относительные прилагательные  ─ ─   красота,   тишина,   чистота   и  городской, пассажирский, железный и  т. п.,   числительные,  т. д., а также   слова,   сложные   в звуковом   или   морфологическом   отношении (тротуар, метро, экскаваторщик));   ­ активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из   включение   слов   в предложения, пассивного   в активный   словарь, словосочетания;  ­  устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.  Таким образом, вся логопедическая работа,  направленная на  развитие лексической стороны речи,  занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего   развития   ребенка.   Овладение   лексическим   строем   речи   является   поскольку   содержание важным   условием   умственного   развития, исторического   опыта,   присваиваемого   ребенком   в онтогенезе,   обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.  Логопедическая работа по развитию лексического строя речи должна включать   в себя   упражнения,   обеспечивающие   обогащения   словаря и содержательной   стороны   отдельных   слов:   составления   предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов,   замена   слов   более   удачными   выражениями   с точки   зрения   условий контекста. ­  уточнение   словаря   (эта   задача   понимается,   прежде   всего,   как   помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.  Прежде   всего   в специальном   закреплении   нуждаются   слова,   трудные   для  др., отвлеченные детей: собирательные существительные   обувь, транспорт и ─ существительные   относительные прилагательные  ─ ─   красота,   тишина,   чистота   и  городской, пассажирский, железный и  т. п.,   числительные,  т. д., а также   слова,   сложные   в звуковом   или   морфологическом   отношении (тротуар, метро, экскаваторщик));   ­ активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из   включение   слов   в предложения, пассивного   в активный   словарь, словосочетания;  ­  устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.  Таким образом, вся логопедическая работа,  направленная на  развитие лексической стороны речи,  занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего   развития   ребенка.   Овладение   лексическим   строем   речи   является   поскольку   содержание важным   условием   умственного   развития, исторического   опыта,   присваиваемого   ребенком   в онтогенезе,   обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.  Логопедическая работа по развитию лексического строя речи должна включать   в себя   упражнения,   обеспечивающие   обогащения   словаря и содержательной   стороны   отдельных   слов:   составления   предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов,   замена   слов   более   удачными   выражениями   с точки   зрения   условий контекста.

Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"

Статья "Методики по преодолению  лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019