Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Оценка 5
Документация
doc
русский язык
Детсад
11.11.2019
В статье рассматриваются методики по преодолению лексического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализируется различные направления в логопедической работе, выделенные отечественными учеными и исследователями. Их различные подходы по формированию словарного запаса. Логопедическая работа должна проводится в системе общего развития ребенка.
Статья.doc
Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим
недоразвитием речи
Основы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями в том
числе детей с дизартрией представлены в работах Р. Е. Левиной, Г. В.
Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Л.В. Лопатиной, Н.В.
Серебряковой и других методологов по организации логопедической работы.
Формирование речи основывается на следующих положениях:
учет онтогенетических закономерностей речевого развития;
дифференцированный подход в коррекционной работе;
единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной
активности в деятельности;
системное коррекционновоспитательное воздействие на сенсорную,
интеллектуальную и личностную сферу развития занимающегося.
Задачи и содержание коррекционной работы вытекают из анализа
структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных
возможностей детей. Методика и содержание каждого этапа работы
предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на
имеющиеся у ребенка способности.
На основе указанных положений коррекционная работа по устранению
лексического недоразвития речи у детей с дизартрией осуществляется по
следующим направлениям: расширение объема словаря, формирование
развитие лексической системности и
структуры значения слова,
семантических полей, формирование парадигматических и синтагматических
связей слов, развитие словообразования, уточнение грамматического значения
слова, развитие словоизменения.
Важным условием развития и обогащения словаря детей с дизартрией
является формирование восприятия и представления их об окружающем
мире, предметах и явлениях в нём. Е.М. Мастюкова предлагает осуществлять Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим
недоразвитием речи
Основы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями в том
числе детей с дизартрией представлены в работах Р. Е. Левиной, Г. В.
Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Л.В. Лопатиной, Н.В.
Серебряковой и других методологов по организации логопедической работы.
Формирование речи основывается на следующих положениях:
учет онтогенетических закономерностей речевого развития;
дифференцированный подход в коррекционной работе;
единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной
активности в деятельности;
системное коррекционновоспитательное воздействие на сенсорную,
интеллектуальную и личностную сферу развития занимающегося.
Задачи и содержание коррекционной работы вытекают из анализа
структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных
возможностей детей. Методика и содержание каждого этапа работы
предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на
имеющиеся у ребенка способности.
На основе указанных положений коррекционная работа по устранению
лексического недоразвития речи у детей с дизартрией осуществляется по
следующим направлениям: расширение объема словаря, формирование
развитие лексической системности и
структуры значения слова,
семантических полей, формирование парадигматических и синтагматических
связей слов, развитие словообразования, уточнение грамматического значения
слова, развитие словоизменения.
Важным условием развития и обогащения словаря детей с дизартрией
является формирование восприятия и представления их об окружающем
мире, предметах и явлениях в нём. Е.М. Мастюкова предлагает осуществлять коррекционнологопедическую работу по формированию словаря поэтапно.
На первом этапе осуществляется первичное ознакомление ребенка с
предметами, их изображениями и действиями с ними. На втором этапе детей
знакомят с качествами и свойствами предметов. На третьем этапе формируют
видовые и родовые обобщения и понятия на основе выделения существенных
признаков предметов, учат понимать многозначные слова, овладевать
синонимами, антонимами. Формируется
выбирать и употреблять слова в различных речевых контекстах.
умение правильно понимать,
Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались такие
отечественные исследователи как: А.Н. Гвоздев, О.Е. Грибова, О.Е. Громова,
М.М. Алексеева, В.Н. Яшина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и другие,
однако она остается актуальной и в современной логопедии.
Вопрос о методике развития лексической стороны речи является
одним из самых актуальных.
В. И. Логинова выделила следующие направления логопедической
работы по развитию лексического строя речи:
расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся
кругом предметов и явлений;
усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях
окружающего мира;
введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения
и обобщения предметов по существенным признаками.
На основе выделенных направлений В. И. Логинова разработала систему
занятий, содействующих развитию лексического строя речи детей:
Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:
демонстрация предметов и явлений;
дидактические игры.
Занятия по ознакомлению с особенностями предметов:
осмотры предметов; коррекционнологопедическую работу по формированию словаря поэтапно.
На первом этапе осуществляется первичное ознакомление ребенка с
предметами, их изображениями и действиями с ними. На втором этапе детей
знакомят с качествами и свойствами предметов. На третьем этапе формируют
видовые и родовые обобщения и понятия на основе выделения существенных
признаков предметов, учат понимать многозначные слова, овладевать
синонимами, антонимами. Формируется
выбирать и употреблять слова в различных речевых контекстах.
умение правильно понимать,
Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались такие
отечественные исследователи как: А.Н. Гвоздев, О.Е. Грибова, О.Е. Громова,
М.М. Алексеева, В.Н. Яшина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и другие,
однако она остается актуальной и в современной логопедии.
Вопрос о методике развития лексической стороны речи является
одним из самых актуальных.
В. И. Логинова выделила следующие направления логопедической
работы по развитию лексического строя речи:
расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся
кругом предметов и явлений;
усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях
окружающего мира;
введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения
и обобщения предметов по существенным признаками.
На основе выделенных направлений В. И. Логинова разработала систему
занятий, содействующих развитию лексического строя речи детей:
Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:
демонстрация предметов и явлений;
дидактические игры.
Занятия по ознакомлению с особенностями предметов:
осмотры предметов; занятия на сравнение;
занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях:
по ознакомлению с видовыми понятиями;
по ознакомлению с родовыми понятиями;
занятия на классификацию.
О. Е. Громова выделила следующие направления коррекционно
логопедической работы по развитию лексической стороны речи:
Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным
обозначением:
понимать обобщающие слова;
понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
понимать количественные числительные.
Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
дифференцировать формы единственного и множественного числа имён
существительных мужского и женского рода;
понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского
рода единственного и множественного числа в именительном, винительном
и родительном падежах;
понимать имена существительные с уменьшительноласкательными
суффиксами;
понимать формы единственного и множественного числа глаголов:
прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
А. М. Бородич выделил следующие направления работы по развитию
лексического компонента речи у дошкольников:
обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов; занятия на сравнение;
занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях:
по ознакомлению с видовыми понятиями;
по ознакомлению с родовыми понятиями;
занятия на классификацию.
О. Е. Громова выделила следующие направления коррекционно
логопедической работы по развитию лексической стороны речи:
Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным
обозначением:
понимать обобщающие слова;
понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
понимать количественные числительные.
Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
дифференцировать формы единственного и множественного числа имён
существительных мужского и женского рода;
понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского
рода единственного и множественного числа в именительном, винительном
и родительном падежах;
понимать имена существительные с уменьшительноласкательными
суффиксами;
понимать формы единственного и множественного числа глаголов:
прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
А. М. Бородич выделил следующие направления работы по развитию
лексического компонента речи у дошкольников:
обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов; уточнение словаря (эта задача понимается, прежде всего, как помощь
ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для
др., отвлеченные
детей: собирательные существительные
обувь, транспорт и
─
существительные
относительные прилагательные
─
─
красота, тишина, чистота и
городской, пассажирский, железный и
т. п., числительные,
т. д.,
а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении
(тротуар, метро, экскаваторщик));
активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из
включение слов в предложения,
пассивного в активный словарь,
словосочетания;
устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.
Таким образом, вся логопедическая работа, направленная на развитие
лексической стороны речи, занимает важное место в общей системы работы
по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для
общего развития ребенка. Овладение лексическим строем речи является
поскольку содержание
важным условием умственного развития,
исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено
и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Логопедическая работа по развитию лексического строя речи должна
включать в себя упражнения, обеспечивающие обогащения словаря
и содержательной стороны отдельных слов: составления предложений
с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения
слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий
контекста. уточнение словаря (эта задача понимается, прежде всего, как помощь
ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для
др., отвлеченные
детей: собирательные существительные
обувь, транспорт и
─
существительные
относительные прилагательные
─
─
красота, тишина, чистота и
городской, пассажирский, железный и
т. п., числительные,
т. д.,
а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении
(тротуар, метро, экскаваторщик));
активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из
включение слов в предложения,
пассивного в активный словарь,
словосочетания;
устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.
Таким образом, вся логопедическая работа, направленная на развитие
лексической стороны речи, занимает важное место в общей системы работы
по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для
общего развития ребенка. Овладение лексическим строем речи является
поскольку содержание
важным условием умственного развития,
исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено
и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Логопедическая работа по развитию лексического строя речи должна
включать в себя упражнения, обеспечивающие обогащения словаря
и содержательной стороны отдельных слов: составления предложений
с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения
слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий
контекста.
Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Статья "Методики по преодолению лексического недоразвития у детей с общим недоразвитием речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.