Презентация к уроку русского языка
Оценка 5

Презентация к уроку русского языка

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
15.08.2018
Презентация к уроку русского языка
Данная презентация к уроку русского языка в 3 классе. В ходе которой была организована проектная работа по теме: "Разбор слова по составу".Тип урока – систематизации и обобщение знаний и умений. Цель работы – обобщение и систематизация полученных знаний о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова. Данный урок соответствовал требованиям ФГОС. Деятельность обучающихся была направлена на формирование универсальных учебных действий.
Урок русского языка 3 класс Образование им. сущ с уменьш. ласкательным значением.doc
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ                                                                          С УМЕНЬШИТЕЛЬНО­ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ Цель:   1.познакомить   с   суффиксальным   способом   образования   существительных   с   уменьшительно­ ласкательным   значением;   учить   определять   число   имён   существительных   по   окончаниям,   образовывать форму множественного числа, сравнивать формы единственного и множественного числа;  2.развивать   способность   к   анализу,   обобщению;   развитие   внимания,   мышления,   памяти,   воображения; развитие  коммуникативных,  личностных,  регулятивных способностей. 3. воспитания нравственных качеств учащихся, трудолюбия, усидчивости, умение работать в коллективе. Оборудование:  тетради, учебник, схемы, таблицы,  загадки, ИКТ.                                                                          Ход урока I. Орг. момент.                  II. Введение в тему урока.                                                                                                                                           ­ Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой, доброй и ласковой стране. Там живут  сказочные герои.                        (Слайд 1).                                                                                                                       ­ Кто они и из какого произведения? Кто автор этого произведения? (Слайд 2,3)                ­ Проводниками в нашем путешествии будут герои романа ­ сказки Носова.                             Первое задание нам предлагает Знайка.                        Чистописание.       1. Бб     Бб     б     б     б            ба     бе     би     ми     жи     оло (Слайд 4,5).       2. П и с ь м о  по памяти.             И стоит берёза                      В сонной тишине,              И горят снежинки                                                          В золотом огне.       (С. Есенин) З а д а н и я.  1) Подчеркните имена существительные, определите их род и число.  II. Словарная работа.  – Задание Незнайки.     (Слайд 6,7)  1. И г р а  «Эстафета». Работа с карточками.  б..ранка с..л..вей пр..дмет ин..й пр..рода к..као ог..род т..релка пш..ница ок..ан 2. Определяем  род. м..тро к..литка ш..фер ш..мпунь м..шина 3. «П о и г р а е м   в   р и ф м ы». – задание Пончика. (Слайд 8, 9, 10) – Прочитайте новые словарные слова (с. 39–40). Я начну, а вы, используя словарные слова, придумайте две строчки, чтобы было складно. На базаре сегодня я был,  Очень много всего я купил, Дети заканчивают:  Апельсины, малину, лимон,    Огурец, помидор и батон. III.  Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. ­ Чтобы попасть в мир сказочных героев, нам нужно ответить на несколько вопросов. ­ Какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках? (  Имя существительное) ­ С помощью каких частей слова образуются новые слова? (С помощью приставки и суффикса) ­ А, если эта часть стоит после корня, то  о какой части слова пойдет речь на уроке? (О суффиксе).  ­А если к корню всякий раз добавлять разные суффиксы, что будет? (Могут образовываться новые слова) ­ Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов с помощью суффиксов) ­ Как вы думаете, чему мы будем учиться?  III. Совместное открытие нового. ­ Итак, мы получили пропуск  в Цветочный город. Вы молодцы, справились. Отправляемся в путь  маленькую страну. Нам добраться поможет ветер. Как вы думаете, какой ветер там дует? (Обращаемся к  толковому словарю, с. 76)  Фразеологические обороты:  Бросать слова на ветер (говорить не подумав);  Бросать деньги на ветер (безрассудно тратить):  Ветер в голове (легкомысленный человек);  На семи ветрах (место, открытое всем ветрам). ­ А как говорят о ветре, если он дует не сильно (ветерок);  Ветер – ветерок. ­ Какой суффикс в этом слове? Какое значение оно придаёт слову? (уменьшительно – ласкательное) ­ На доске стих: Плывёт, плывёт кораблик                                         (Слайд11)      На запад, на восток. Канаты – паутинки. А парус – лепесток.  ­   Какие   имена   существительные   называют   предметы   ласково? (Кораблик,   паутинки);   (Лепесток   ­ листочек от венчика цветка, здесь суффикс –ок­ имеет другое значение). Загадки: 1.Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаешь ты меня. (Ручеек.) 2. С ветки на тропинку, С травки на былинку, Прыгает пружинка – Зеленая спинка. (Кузнечик.) 3. Что это у Галочки? Нитка на палочке  Палочка в руке,   А ниточка в воде. (Удочка.) 4.У нашей Катюшки  Прямо на макушке  Не жуки, не птички   Держат две косички. (Бантики.) ­ какое значение придают суффиксы данным словам? (  уменьшительно – ласкательное) ­ А какие ещё суффиксы могут придавать словам уменьшительно­ласкательные значения? (Проблема) IV. Физкультминутка. IV. Фронтальная работа. ­ Мы с вами оказались среди героев Николая Носова. А кто они?  (Коротышки). (Слайд 12)            ­ Верно. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. А когда мы с вами  были маленькие, мамы ласково называли вас, качали на ручках и пели колыбельные песни. Гусля вам   предлагает вспомнить одну из колыбельных песен. Прочитайте, пожалуйста, текст  Работа по учебнику  (Слайд 13)   Берёзонька скрип, скрип, Моя доченька спит, спит… Моя доченька уснет –  Её сон унесёт, Унесёт её в садок,  Под малиновый кусток. А малинка упадёт, Дочке в ротик попадет. Малиночка сладенька,  Спи, доченька маленька. Берёзонька скрип, скрип, А доченька спит, спит… Задание:                     ­ Выписать имена существительные, понаблюдай, как они образовались. Образец записи: берёза – берёзонька, дочь – доченька, дочка;  сад – садок,  куст – кусток, малина – малинка,  малиночка;  сладость ­  сладенька; берёза – берёзонька; мал – маленька.  записывается на доске с            обозначением основы, корня, суффикса. Во время записи идет орфографическое чтение слов. Вопросы к заданию:  Что наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно­ ласкательным значением);  От каких основ образовались имена существительные? (От основ существительных).  С помощью каких суффиксов?  Почему в этом тексте только ласковые слова? (Это колыбельная. В ней передается любовь матери к  ребенку). ­ Проверьте написанное вами. (Слайд 14).  Оцените себя. ­ Что вы наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно­ ласкательным значением.) ­ От основ какой части речи образованы эти новые слова? (От основ имен существительных) ­ С помощью каких суффиксов? (Дети называют)  (­оньк­ , ­еньк­, ­ок­, ­ик­, ­очк­, ­к­.) V. Физкультминутка. VI. Самостоятельная работа.  Работа с текстом в рамке на с.39. ­ Прочитайте вывод в рамке. ­ Какие суффиксы не встретились нам в колыбельной песенке?                                                     ­ Следующее задание вам предлагают Винтик и Шпунтик. Они очень любят конструировать и что­то  собирать. Вам они предлагают образовать с помощью суффиксов: ­ушк­, ­юшк­, ­ышк­, ­чик­, ­ёнк­, ­онк­  новые слова от основ имен существительных: Трава – травушка;  колокол – колокольчик поле – полюшко; изба – избёнка стекло – стёклышко;  рука – ручонка. ­ Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами? VII.  Физминутка.  ­ Доктор Пилюлькин зовет нас на физминутку.                             Слайд Гора – горка; лес – лесок Поле – полюшко;  Внук – внучек; город –городок Мяч – мячик; слово – словечко, сом – сомище ­ Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы подпрыгиваете. Если в слове есть суффикс –  хлопаете в ладоши. ­ Какое слово с суффиксом имеет другое значение, отличное от всех? (Сомище) Какое? (Значение  увеличительности) Какой суффикс у этого слова?( ­ ищ­). А какой суффикс поможет назвать слово  ласково? (–ок ­ сомик) VIII.  Работа в парах. Задание от жителей Цветочного города. На каждой парте приготовлены листочки, на которых записаны столбики существительных (Слайд 15) Дуб ­ Рука ­ Сестра ­ Солнце ­         ягода ­ рябина ­ брат ­ дорога ­         ель ­ дом ­ зерно – мама – ­ Вы работаете в парах. За 2 минуты вам нужно образовать от основ данных существительных ласковые  слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. ­ По цепочке зачитываете слова, но не повторяйтесь. IX.  Образование уменьшительно­ласкательных форм мужских и женских имен.               ­ У друзей Незнайки добрые и ласковые имена:   Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Цветик,  Кнопочка, Маргаритка, Снежинка, Галочка, Кубышка, Заинька.      ­ Давайте же с помощью суффиксов –ок­, ­ек­, ­очк­, ­ечк­, ­еньк_ образуем уменьшительно­ласкательные  формы имен людей: Маша – Машенька,  Даша – Дашенька, Витя – Витенька, Коля – Коленька. ­ Мы говорили, что с помощью суффикса –к ­ образуются существительные с уменьшительно­ласкательным  значением. Например: рыба­рыбка, рука – ручка. X   . Имена с оттенком пренебрежения, используя суффикс   ­к­.  ­ Проследим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к­. (Маринка, Сережка, Верка,  Ирка) ( суффикс –к­ вносит оттенок пренебрежения) ­ Это уменьшительно­ласкательная форма имен? (Нет). Постарайтесь при обращении к своим  друзьям, одноклассникам не использовать суффикс –к­ в их именах. XI. Рефлексия. ­ Давайте повернемся к своему соседу по парте, улыбнемся ему и ласково его назовем. ­ Какие суффиксы вы использовали, чтобы обратиться к своему однокласснику? ­ Какое значение придают эти суффиксы словам? XII. Домашнее задание. На доске вам написано домашнее задание. Постарайтесь его выполнить правильно и красиво.  Герои сказки Николая Носова очень рады, что вы такие молодцы. Вы многое узнали на уроке, хорошо отвечали. До новых встреч! Дуб ­ ягода ­ Ель ­ Дуб ­ ягода ­ ель ­ Дуб ­ ягода ­ ель ­ Рука ­ рябина ­ Дом ­ Рука ­ рябина ­ дом ­ Рука ­ рябина ­ дом ­ Сестра ­ брат ­ Зерно – Сестра ­ брат ­ зерно – Сестра ­ брат ­ зерно – Солнце ­ дорога ­ Мама – Солнце ­ дорога ­ мама – Солнце ­ дорога ­ мама – Дуб ­ ягода ­ Ель ­ Дуб ­ ягода ­ ель ­ Дуб ­ ягода ­ ель ­ Рука ­ рябина ­ Дом ­ Рука ­ рябина ­ дом ­ Рука ­ рябина ­ дом ­ Сестра ­ брат ­ Зерно – Сестра ­ брат ­ зерно – Сестра ­ брат ­ зерно – Солнце ­ дорога ­ Мама – Солнце ­ дорога ­ мама – Солнце ­ дорога ­ мама – Дуб ­ ягода ­ Ель ­ Дуб ­ ягода ­ ель ­ Дуб ­ ягода ­ ель ­ Рука ­ рябина ­ Дом ­ Рука ­ рябина ­ дом ­ Рука ­ рябина ­ дом ­ Сестра ­ брат ­ Зерно – Сестра ­ брат ­ зерно – Сестра ­ брат ­ зерно – Солнце ­ дорога ­ Мама – Солнце ­ дорога ­ мама – Солнце ­ дорога ­ мама – Дуб ­ ягода ­ Ель ­ Рука ­ рябина ­ Дом ­ Сестра ­ брат ­ Зерно – Солнце ­ дорога ­ Мама – Береза Белая береза  Под моим окном  Принакрылась снегом,  Точно серебром.  На пушистых ветках  Снежною каймой  Распустились кисти  Белой бахромой.  И стоит береза  В сонной тишине,  И горят снежинки  В золотом огне.  А заря, лениво  Обходя кругом,  Обсыпает ветки  Новым серебром. Правописание имен существительных Суффиксы существительных  Суффиксы ­ик­, ­чик­ пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах: кристаллик (кристаллика),  шалашик (шалашика); если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс ­ек: горошек (горошка), дождичек(дождичка), дружочек (дружочка),  звоночек, кулечек, мешочек, ножичек, подарочек, рожочек, сучочек. Примечание. В корне существительных типа орешек, рожочек происходит чередование х ­ ш, к ­ ч, ц ­ ч, поэтому в них выделяется суффикс ­ек, ­ик, а не ­ чек ­ ­чик (ср.: палец ­ пальч­ик).  Суффикс ­ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в суффиксе при склонении исчезает), а суффикс ­иц­ - у существительных женского рода (гласная и всегда сохраняется):владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец, рассказец,  полководец; книжица (книжицы), красавица, владелица. У существительных среднего рода пишется суффикс ­ец­, если ударение падает на окончание, а ­иц­ - если ударение предшествует суффиксу: пальтецо, письмецо, ружьецо; зданьице, здоровьице, креслице, платьице.  Суффикс ­ичк­ пишется у существительных женского рода, образованных от основ на иц:лестничка (лестниц­а), луковичка (луковиц­а), пуговичка (пуговиц­а),  умничка (умниц­а). В остальных случаях пишется суффикс ­ечк­: пешечка (пешка),  ситечко (сито), утречко (утро); а также в образованиях от слов на мя: времечко,  племечко, стремечко, темечко; в именах собственных: Валечка, Зоечка, Иечка, Колечка, Фенечка, Юлечка (у этих слов основа не оканчивается на иц). Примечания: 1. Это же правило можно применять и для сложного суффикса ­ ничк­: вафельничка (вафельниц­а), сахарничка (сахарниц­а). 2. Написание имен собственных с суффиксом ­ичк­ типа Соничка, Феничка в современном языкененормативно. 3. В русском языке безударного суффикса ­ячк­ нет.  Суффикс ­оньк­ пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: берез­онька, голов­онька, дев­онька, кос­онька, Лиз­онька,  лис­онька, полос­онька; но:Марфа ­ Марф'­енька. Суффикс ­еньк­ пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Вал'­енька, дорож­енька, доч'­енька, ноч'­енька, подруж­енька, Саш­ енька. Исключение: баиньки, заинька, паинька. Примечания: 1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом ­еньк­: маменька,  папенька. Формымаманька, папанька - просторечные, мамонька - диалектная. 2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и под., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов ­ аньк­, ­ыньк­, ­иньк­ в современном языке нет.  В уменьшительно­ласкательных формах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса ­к­, ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: барышень­к­а (барышень),  деревенька (деревень), дынька (дынь), кухонька (кухонь), милостынька (милостынь),  нянька (нянь), пустынька (пустынь), яблонька (яблонь). Если в родительном падеже множественного числа ь не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом ­к­: басенка (басен), башенка (башен),  колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен),  часовенка (часовен).  Сочетание инк (суффиксы ­ин­ и ­к­ ) пишется в словах, которые образованы от  существительных женского рода на ин(а): бисеринка (бисерина), бусинка (бусина),  горошинка (горошина), жемчужинка ( жемчужина), изюминка, миндалинка, прогалинка,  ссадинка; по аналогии образованы слова снежинка (здесь суффикс ­инк­, так как нет слова снежина) , горлинка, пушинка. В немногочисленных словах пишется суффикс ­енк­: беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка,  черкешенка.  Суффикс ­чик­ пишется у существительных, основа которых оканчивается на д,  т, з, с, ж:вклад­чик, автомат­чик, буфет­чик, воз­чик, смаз­чик, подпис­чик, перебеж­чик. Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом ­ чик­ чередуются с т: добытчик (добыча), кабатчик (кабак). Суффикс ­щик­ пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д,   т, з, с, ж): атом­щик, гардероб­щик, дрессиров­щик, камен­щик, фонар­щик, халтур­щик. Примечание. Перед суффиксом ­щик­ ь пишется только после л: кровель­щик,  пильщик, прогульщик, текстильщик. У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся суффиксы: ­изн­: белизна, голубизна, желтизна, кривизна, новизна; ­ин­: быстрина, вышина, глубина, старина, седина, толщина; ­от­: краснота, мелкота, нагота, пестрота, прямота, слепота; ­ость­: ветхость, дикость, деловитость, домовитость, убогость, угловатость; а также от основ причастий: возбужденность, воспитанность, изолированность. Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом ­ ность : будущность(будущий), всеобщность, горячность, готовность, общность,  сущность (сущий). У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы: ­енств­: нищенство, первенство (от нищенствовать, первенствовать); ­отн­: беготня (от бегать), пачкотня, руготня, стукотня, толкотня; ­ств­ (­овств­): воровство, колдовство, мотовство, сватовство, хвастовство, шутовство,  явство (устар. от явиться); ­еств­: жульничество (от жульничать), кустарничество, лодырничество, мошенничество,  привередничество; также от основ прилагательных: излишество, могущество. Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов ­ив­, ­ев­, рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жарево, кружево, курево, топливо.  Фразеологические обороты:  Бросать слова на ветер (говорить не подумав);  Бросать деньги на ветер (безрассудно тратить):  Ветер в голове (легкомысленный человек);  На семи ветрах (место, открытое всем ветрам).  Фразеологические обороты:  Бросать слова на ветер (говорить не подумав);  Бросать деньги на ветер (безрассудно тратить):  Ветер в голове (легкомысленный человек);  На семи ветрах (место, открытое всем ветрам).

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка

Презентация к уроку русского языка
Скачать файл