Данная презентация к уроку русского языка в 3 классе. В ходе которой была организована проектная работа по теме: "Разбор слова по составу".Тип урока – систематизации и обобщение знаний и умений.
Цель работы – обобщение и систематизация полученных знаний о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова.
Данный урок соответствовал требованиям ФГОС. Деятельность обучающихся была направлена на формирование универсальных учебных действий.
Урок русского языка 3 класс Образование им. сущ с уменьш. ласкательным значением.doc
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
С УМЕНЬШИТЕЛЬНОЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
Цель: 1.познакомить с суффиксальным способом образования существительных с уменьшительно
ласкательным значением; учить определять число имён существительных по окончаниям, образовывать
форму множественного числа, сравнивать формы единственного и множественного числа;
2.развивать способность к анализу, обобщению; развитие внимания, мышления, памяти, воображения;
развитие коммуникативных, личностных, регулятивных способностей.
3. воспитания нравственных качеств учащихся, трудолюбия, усидчивости, умение работать в коллективе.
Оборудование: тетради, учебник, схемы, таблицы, загадки, ИКТ.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Введение в тему урока.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой, доброй и ласковой стране. Там живут
сказочные герои. (Слайд 1).
Кто они и из какого произведения? Кто автор этого произведения?
(Слайд 2,3)
Проводниками в нашем путешествии будут герои романа сказки Носова.
Первое задание нам предлагает Знайка.
Чистописание. 1. Бб Бб б б б ба бе би ми жи оло
(Слайд 4,5).
2. П и с ь м о по памяти. И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне. (С. Есенин)
З а д а н и я. 1) Подчеркните имена существительные, определите их род и число.
II. Словарная работа. – Задание Незнайки. (Слайд 6,7)
1. И г р а «Эстафета». Работа с карточками.
б..ранка
с..л..вей
пр..дмет
ин..й
пр..рода
к..као
ог..род
т..релка
пш..ница
ок..ан
2. Определяем род.
м..тро
к..литка
ш..фер
ш..мпунь
м..шина 3. «П о и г р а е м в р и ф м ы». – задание Пончика. (Слайд 8, 9, 10)
– Прочитайте новые словарные слова (с. 39–40). Я начну, а вы, используя словарные слова, придумайте
две строчки, чтобы было складно.
На базаре сегодня я был,
Очень много всего я купил,
Дети заканчивают: Апельсины, малину, лимон,
Огурец, помидор и батон.
III. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Чтобы попасть в мир сказочных героев, нам нужно ответить на несколько вопросов.
Какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках? ( Имя существительное)
С помощью каких частей слова образуются новые слова? (С помощью приставки и суффикса)
А, если эта часть стоит после корня, то о какой части слова пойдет речь на уроке? (О суффиксе).
А если к корню всякий раз добавлять разные суффиксы, что будет? (Могут образовываться новые слова)
Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов с помощью суффиксов)
Как вы думаете, чему мы будем учиться?
III. Совместное открытие нового.
Итак, мы получили пропуск в Цветочный город. Вы молодцы, справились. Отправляемся в путь
маленькую страну. Нам добраться поможет ветер. Как вы думаете, какой ветер там дует? (Обращаемся к
толковому словарю, с. 76)
Фразеологические обороты:
Бросать слова на ветер (говорить не подумав);
Бросать деньги на ветер (безрассудно тратить):
Ветер в голове (легкомысленный человек);
На семи ветрах (место, открытое всем ветрам).
А как говорят о ветре, если он дует не сильно (ветерок); Ветер – ветерок. Какой суффикс в этом слове? Какое значение оно придаёт слову? (уменьшительно – ласкательное)
На доске стих:
Плывёт, плывёт кораблик
(Слайд11)
На запад, на восток.
Канаты – паутинки.
А парус – лепесток.
Какие имена существительные называют предметы ласково? (Кораблик, паутинки); (Лепесток
листочек от венчика цветка, здесь суффикс –ок имеет другое значение).
Загадки:
1.Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаешь ты меня. (Ручеек.)
2. С ветки на тропинку, С травки на былинку, Прыгает пружинка – Зеленая спинка. (Кузнечик.)
3. Что это у Галочки? Нитка на палочке Палочка в руке, А ниточка в воде. (Удочка.)
4.У нашей Катюшки Прямо на макушке Не жуки, не птички Держат две косички. (Бантики.)
какое значение придают суффиксы данным словам? ( уменьшительно – ласкательное)
А какие ещё суффиксы могут придавать словам уменьшительноласкательные значения? (Проблема)
IV. Физкультминутка.
IV. Фронтальная работа.
Мы с вами оказались среди героев Николая Носова. А кто они? (Коротышки).
(Слайд 12)
Верно. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. А когда мы с вами
были маленькие, мамы ласково называли вас, качали на ручках и пели колыбельные песни. Гусля вам
предлагает вспомнить одну из колыбельных песен. Прочитайте, пожалуйста, текст
Работа по учебнику (Слайд 13)
Берёзонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит…
Моя доченька уснет –
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в ротик попадет.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит… Задание:
Выписать имена существительные, понаблюдай, как они образовались.
Образец записи: берёза – берёзонька, дочь – доченька, дочка; сад – садок, куст – кусток, малина – малинка,
малиночка; сладость сладенька; берёза – берёзонька; мал – маленька. записывается на доске с
обозначением основы, корня, суффикса. Во время записи идет орфографическое чтение слов.
Вопросы к заданию:
Что наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно
ласкательным значением);
От каких основ образовались имена существительные? (От основ существительных).
С помощью каких суффиксов?
Почему в этом тексте только ласковые слова? (Это колыбельная. В ней передается любовь матери к
ребенку).
Проверьте написанное вами. (Слайд 14). Оцените себя.
Что вы наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно
ласкательным значением.)
От основ какой части речи образованы эти новые слова? (От основ имен существительных)
С помощью каких суффиксов? (Дети называют) (оньк , еньк, ок, ик, очк, к.)
V. Физкультминутка.
VI. Самостоятельная работа.
Работа с текстом в рамке на с.39.
Прочитайте вывод в рамке.
Какие суффиксы не встретились нам в колыбельной песенке?
Следующее задание вам предлагают Винтик и Шпунтик. Они очень любят конструировать и чтото
собирать. Вам они предлагают образовать с помощью суффиксов: ушк, юшк, ышк, чик, ёнк, онк
новые слова от основ имен существительных:
Трава – травушка;
колокол – колокольчик
поле – полюшко; изба – избёнка
стекло – стёклышко;
рука – ручонка.
Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?
VII. Физминутка.
Доктор Пилюлькин зовет нас на физминутку. Слайд
Гора – горка; лес – лесок
Поле – полюшко;
Внук – внучек; город –городок
Мяч – мячик; слово – словечко, сом – сомище
Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы подпрыгиваете. Если в слове есть суффикс –
хлопаете в ладоши.
Какое слово с суффиксом имеет другое значение, отличное от всех? (Сомище) Какое? (Значение
увеличительности) Какой суффикс у этого слова?( ищ). А какой суффикс поможет назвать слово
ласково? (–ок сомик)
VIII. Работа в парах. Задание от жителей Цветочного города.
На каждой парте приготовлены листочки, на которых записаны столбики существительных (Слайд 15)
Дуб
Рука
Сестра
Солнце
ягода
рябина
брат
дорога
ель
дом
зерно –
мама – Вы работаете в парах. За 2 минуты вам нужно образовать от основ данных существительных ласковые
слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
По цепочке зачитываете слова, но не повторяйтесь.
IX. Образование уменьшительноласкательных форм мужских и женских имен.
У друзей Незнайки добрые и ласковые имена:
Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Цветик,
Кнопочка, Маргаритка, Снежинка, Галочка, Кубышка, Заинька.
Давайте же с помощью суффиксов –ок, ек, очк, ечк, еньк_ образуем уменьшительноласкательные
формы имен людей:
Маша – Машенька, Даша – Дашенька, Витя – Витенька, Коля – Коленька.
Мы говорили, что с помощью суффикса –к образуются существительные с уменьшительноласкательным
значением. Например: рыбарыбка, рука – ручка.
X . Имена с оттенком пренебрежения, используя суффикс к.
Проследим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к. (Маринка, Сережка, Верка,
Ирка) ( суффикс –к вносит оттенок пренебрежения)
Это уменьшительноласкательная форма имен? (Нет). Постарайтесь при обращении к своим
друзьям, одноклассникам не использовать суффикс –к в их именах.
XI. Рефлексия.
Давайте повернемся к своему соседу по парте, улыбнемся ему и ласково его назовем.
Какие суффиксы вы использовали, чтобы обратиться к своему однокласснику?
Какое значение придают эти суффиксы словам?
XII. Домашнее задание.
На доске вам написано домашнее задание. Постарайтесь его выполнить правильно и красиво. Герои сказки Николая Носова очень рады, что вы такие молодцы. Вы многое узнали на уроке, хорошо
отвечали. До новых встреч!
Дуб
ягода
Ель
Дуб
ягода
ель
Дуб
ягода
ель
Рука
рябина
Дом
Рука
рябина
дом
Рука
рябина
дом
Сестра
брат
Зерно –
Сестра
брат
зерно –
Сестра
брат
зерно –
Солнце
дорога
Мама –
Солнце
дорога
мама –
Солнце
дорога
мама –
Дуб
ягода
Ель
Дуб
ягода
ель
Дуб
ягода
ель
Рука
рябина
Дом
Рука
рябина
дом
Рука
рябина
дом
Сестра
брат
Зерно –
Сестра
брат
зерно –
Сестра
брат
зерно –
Солнце
дорога
Мама –
Солнце
дорога
мама –
Солнце
дорога
мама –
Дуб
ягода
Ель
Дуб
ягода
ель
Дуб
ягода
ель
Рука
рябина
Дом
Рука
рябина
дом
Рука
рябина
дом Сестра
брат
Зерно –
Сестра
брат
зерно –
Сестра
брат
зерно –
Солнце
дорога
Мама –
Солнце
дорога
мама –
Солнце
дорога
мама –
Дуб
ягода
Ель
Рука
рябина
Дом
Сестра
брат
Зерно –
Солнце
дорога
Мама –
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. Правописание имен существительных
Суффиксы существительных
Суффиксы ик, чик пишутся в том случае, если гласная и при склонении
существительных сохраняется во всех формах: кристаллик (кристаллика),
шалашик (шалашика); если при изменении слова гласная выпадает, то пишется
суффикс ек: горошек (горошка), дождичек(дождичка), дружочек (дружочка),
звоночек, кулечек, мешочек, ножичек, подарочек, рожочек, сучочек.
Примечание. В корне существительных типа орешек, рожочек происходит
чередование х ш, к ч, ц ч, поэтому в них выделяется суффикс ек, ик, а не
чек чик (ср.: палец пальчик).
Суффикс ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в
суффиксе при склонении исчезает), а суффикс иц - у
существительных женского рода (гласная и всегда
сохраняется):владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец, рассказец,
полководец; книжица (книжицы), красавица, владелица.
У существительных среднего рода пишется суффикс ец, если ударение
падает на окончание, а иц - если ударение предшествует
суффиксу: пальтецо, письмецо, ружьецо; зданьице, здоровьице, креслице, платьице.
Суффикс ичк пишется у существительных женского рода, образованных от
основ на иц:лестничка (лестница), луковичка (луковица), пуговичка (пуговица),
умничка (умница). В остальных случаях пишется суффикс ечк: пешечка (пешка),
ситечко (сито), утречко (утро); а также в образованиях от слов на мя: времечко,
племечко, стремечко, темечко; в именах собственных: Валечка, Зоечка, Иечка, Колечка, Фенечка, Юлечка (у этих слов основа не оканчивается на иц).
Примечания:
1. Это же правило можно применять и для сложного суффикса
ничк: вафельничка (вафельница), сахарничка (сахарница).
2. Написание имен собственных с суффиксом ичк типа Соничка, Феничка в
современном языкененормативно.
3. В русском языке безударного суффикса ячк нет.
Суффикс оньк пишется у существительных, корень которых оканчивается
на твердый согласный: березонька, головонька, девонька, косонька, Лизонька,
лисонька, полосонька; но:Марфа Марф'енька. Суффикс еньк пишется у
существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или
на шипящий: Вал'енька, дороженька, доч'енька, ноч'енька, подруженька, Саш
енька.
Исключение: баиньки, заинька, паинька.
Примечания:
1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом еньк: маменька,
папенька. Формымаманька, папанька - просторечные, мамонька - диалектная.
2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и под., встречающиеся
в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов
аньк, ыньк, иньк в современном языке нет.
В уменьшительноласкательных формах, образованных от существительных
на ня с помощью суффикса к, ь пишется в том случае, если он имеется в
родительном падеже множественного числа: барышенька (барышень),
деревенька (деревень), дынька (дынь), кухонька (кухонь), милостынька (милостынь),
нянька (нянь), пустынька (пустынь), яблонька (яблонь).
Если в родительном падеже множественного числа ь не пишется, то он не
употребляется и перед суффиксом к: басенка (басен), башенка (башен),
колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен),
часовенка (часовен).
Сочетание инк (суффиксы ин и к ) пишется в словах, которые образованы от
существительных женского рода на ин(а): бисеринка (бисерина), бусинка (бусина),
горошинка (горошина), жемчужинка ( жемчужина), изюминка, миндалинка, прогалинка,
ссадинка; по аналогии образованы слова снежинка (здесь суффикс инк, так
как нет слова снежина) , горлинка, пушинка. В немногочисленных словах
пишется суффикс енк: беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка,
черкешенка.
Суффикс чик пишется у существительных, основа которых оканчивается на д,
т, з, с, ж:вкладчик, автоматчик, буфетчик, возчик, смазчик, подписчик, перебежчик.
Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом
чик чередуются с т: добытчик (добыча), кабатчик (кабак). Суффикс щик пишется
у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д,
т, з, с, ж): атомщик, гардеробщик, дрессировщик, каменщик, фонарщик, халтурщик.
Примечание. Перед суффиксом щик ь пишется только после л: кровельщик,
пильщик, прогульщик, текстильщик.
У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся
суффиксы:
изн: белизна, голубизна, желтизна, кривизна, новизна;
ин: быстрина, вышина, глубина, старина, седина, толщина;
от: краснота, мелкота, нагота, пестрота, прямота, слепота;
ость: ветхость, дикость, деловитость, домовитость, убогость, угловатость; а также от
основ причастий: возбужденность, воспитанность, изолированность.
Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом
ность : будущность(будущий), всеобщность, горячность, готовность, общность,
сущность (сущий).
У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:
енств: нищенство, первенство (от нищенствовать, первенствовать);
отн: беготня (от бегать), пачкотня, руготня, стукотня, толкотня;
ств (овств): воровство, колдовство, мотовство, сватовство, хвастовство, шутовство,
явство (устар. от явиться);
еств: жульничество (от жульничать), кустарничество, лодырничество, мошенничество,
привередничество; также от основ прилагательных: излишество, могущество.
Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с
помощью суффиксов ив, ев, рекомендуется запомнить. Вот некоторые из
них: жарево, кружево, курево, топливо.
Фразеологические обороты:
Бросать слова на ветер (говорить не подумав);
Бросать деньги на ветер (безрассудно тратить):
Ветер в голове (легкомысленный человек);
На семи ветрах (место, открытое всем ветрам).
Фразеологические обороты:
Бросать слова на ветер (говорить не подумав);
Бросать деньги на ветер (безрассудно тратить): Ветер в голове (легкомысленный человек);
На семи ветрах (место, открытое всем ветрам).
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Презентация к уроку русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.