Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".
Оценка 5

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Оценка 5
Документация
doc
русский язык
Детсад
31.07.2019
Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".
В статье рассматривается специфика формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Сравнивается состояние активного и пассивного словаря. Освещены этапы развития лексики в онтогенезе. Формирование словаря дошкольников. Возможные нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.
Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc
Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является  овладение родным языком  как  средством и способом  общения  и познания.  Как   показали   многочисленные   исследования   А.Н.   Гвоздева,   Г.А. Фомичевой, Н.С. Жуковой, О.С. Ушаковой и многих других авторов, освоение языка нормально развивающимся ребенком протекает спонтанно, естественно и без видимых усилий с его стороны. По   данным   А.Н.   Гвоздева,   О.В.   Елецкой,   развитие   речи   детей начинается с периода гуления. Замечено, что в 6 месяцев ребенок уже может произносить   отдельные   слова.   При   нормальном   развитии   в   6­7   месяцев «гуление» ребенка постепенно переходит в лепет. В указанный возрастной период   в   процессе   общения   с   взрослыми   ребенок   постепенно   пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. Обычно, что к году, словарь малыша достигает 10 – 12 слов, отмечает О.В. Елецкая. Преддошкольный период речевого развития от одного года до трех. Это период речевого развития дети легко повторяют фразы, короткие стихи. Их словарь   растет.   Услышанные   незнакомые   слова   и   целые   фразы   быстро усваиваются. Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. По данным Л.М. Козыревой, Е.А. Аркина, в раннем возрасте быстро растет пассивный словарь  – это количество  понимаемых слов. Количество произносимых слов значительно усложняются действия с предметами. В  первые месяцы второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания. Между   двумя   и   тремя   годами   становится   особенно   заметным значительный скачок в общем развитии, а потому значительно расширяется активный словарь ребенка. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают говорить много и охотно. Большой   интерес   вызвали     данные,   представленные   В.В.   Гербовой, относительно   состава   словаря,   который   отражает   круг   интересов   и потребностей ребенка трех лет. Отмечено, что в речи детей этого возраста можно   обнаружить   слова,   обозначающие   разные   сферы   жизни.   Так,   в исследовании В.В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных   частей   речи   в   словаре   третьего   года   жизни.   Среди существительных   названия   предметов   обихода   составляют   36%,   названия объектов живой природы 16,5 %, названия средств передвижения – 15,9%. В   дошкольном   возрасте   речь   начинает   интенсивно   развиваться.   По мнению, это наиболее благоприятный период для развития всех сторон речи. Мотивом активного овладения речью в дошкольном возрасте выступает все более возрастающие потребности ребенка узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Важное значение формированию лексического   запаса   для   развития   познавательной   деятельности   ребенка придавал   Л.С.   Выготский.   Он   отмечал,   что   слово,   его   значение   является средством   не   только   речи,   но   и   мышления.   Л.С.   Выготский   считал,   что «именно в значении слова завязан узел его единства, которое мы называем речевым мышлением». Ссылаясь на исследования Л.С. Выготского, мы выяснили, что развитие словаря   ребенка   тесно   связно,  с   одной   стороны,  с  развитием   мышления   и других   психических   процессов,   а   с   другой   стороны,   с   развитием   всех компонентов   речи:   фонетико­фонематического   и   грамматического   строя речи. Правильное   формирование   словаря   дошкольников,   по   данным   Л.С. Выготского, служит средством полноценного общения и развития личности. Лексике как важнейшей части языковой системы Л.С. Выготский, придавал огромное общеобразовательное и практическое значение. Слово   является   важнейшей   единицей   языка,   и   овладение   словарным запасом   составляет   основу   речевого   развития   детей­дошкольников.   Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети в дошкольном возрасте активно усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря  – освоение значения слов и их уместное   употребление   в   соответствии   с   контекстом   высказывания,   с ситуацией, в которой происходит общение. Научные   исследования   убедительно   доказывают,   что   в   дошкольном возрасте   идет   активное   накопление   словаря.   Количество   слов   в   словаре ребенка в норме непрерывно увеличивается и темп их прироста в дошкольном возрасте   остается   очень   высоким.   Однако   важно   не   само   по   себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений   слов.   Наряду   с   количественным   у   дошкольников   идет   также качественное изменение словаря: в него включаются все части речи, с каждым годом изменяется значение слова, его смысловая нагрузка. Словарный   запас   детей   4   лет   достигает   приблизительно   2000   слов. Увеличивается   не   только   количество   существительных   и   глаголов,   но   и других частей речи. Особенно заметно обогащается словарь ребенка за счет наречий. К концу четвертого года большинство детей могут соотносить числа 1,   2,   3,   с   нужным   количеством   предметов,   то   есть   начинают   осознанно пользоваться   этими   числительными.   Кроме   личных   местоимений применяются   притяжательные:   мой,   твой.   Дальнейшее   развитие   получает словотворчество,   так   как   процесс   усвоения   морфемной   системы   еще   не завершился. К   пяти   годам   происходит   развитие   значения   слова.   Услышав   новое слово, малыш пытается его понять, найти ему аналогию в собственном опыте имеющихся знаний. На пятом году у ребенка появляются попытки осмыслить значение слов и объяснить их происхождение. К 5­6 годам словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов,   в   отдельных   случаях   –   до   10   тысяч   преобладают   в   словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. По мнению О.С. Ушаковой, старший дошкольный возраст имеет особое значение в речевом развитии, поскольку именно в этот период происходит усвоение   грамматического   строя   родного   языка,   включающее   усвоение морфологии, словообразования и синтаксиса. Специалистами   обращается   внимание,   что   речь   дошкольников   во многом   отличается   от   речи   взрослых   людей.   Одним   из   таких   отличий являются   детские   речевые   инновации,   то   есть   слова,   самостоятельно сконструированные   детьми.   Обращается   внимание,   что   речевые   инновации являются одним из показателей развития речи ребенка. Появление речевых инноваций, по мнению О.С. Ушаковой свидетельствует о том, что у ребенка осуществляется нормальное речевое развитие.  По данным О.С. Ушаковой, в старшем дошкольном возрасте количество словообразовательных инноваций увеличивается, поскольку дети овладевают различными моделями словообразования. Для детей старшего дошкольного возраста характерны лексико­семантические инновации, то есть употребление нормативных   слов   в   окказиональных   значениях   или   заменой   одного   слова другим по ассоциации. Специалисты   считают,   что   педагогам   важно   изучать словообразовательные и словоизменительные инноваций своих воспитанников с целью развития у старших дошкольников грамотной правильной речи. Процесс  формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи имеет свои особенности.  По   мнению   В.К.Воробьевой,   Б.М.   Гришпуна,   Н.С.Жуковой,   В.А. Ковшиковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой и других, для детей старшего дошкольного   возраста   с     общим   недоразвитием   речи   различного   генеза характерны:     ограниченный   словарный   запас,   значительное   расхождение   в объеме активного и пассивного словаря, нарушение  понимания значений слов, многочисленные вербальные парафазии, трудности актуализации словаря.  Дети   с   общим   недоразвитием   речи   затрудняются   назвать прилагательные, которые употребляют в речи их нормально развивающиеся сверстники (узкий, пушистый, кислый, гладкий, и т. д.). В глагольном словаре преобладают   слова,   обозначающие   действия,   которые   ребенок   ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, одеваться, идти, бежать, есть,   пить,   убираться   и   т.   д.).   Мало   используются   слова   обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качество. Нарушение   формирования   лексики   у   этих   детей   также,   по   словам Н.В.Серебряковой,   связаны   с   трудностями   поиска   известного   слова,   с вербальными парафазиями, то есть неточностями при употреблении слов, их заменами.   Причем   проявления   данных   неточностей   разнообразны.   В   одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляют слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с данным речевым нарушением используют слово лишь  в определенной ситуации.  Среди   вербальных   парафазий   наиболее   распространенными   являются следующие: замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Это замены существительных, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, грач – сорока, тигр – лев, оса – пчела и т. д.), замены имен прилагательных: высокий   –   длинный,   низкий   –   маленький,   пушистый   –   мягкий,   узкий   – обусловлены маленький. прилагательных   Данные   замены     недифференцированостью признаков величины, высоты, ширины и толщины предмета.  Замены глаголов: ползет – идет, воркует – поет, чирикает – поет. Дети   не   умеют   дифференцировать   некоторые   действия,   что   приводит   к использованию глаголов более общего значения. Также наряду со смешением слов по родовидовым отношениям, Р.И. Лалаева выделяет и замены слов на основе других семантических признаков: ­ смешение слов на основе сходства по признаку функционального назначения (метла – щетка, графин – бутылка,  миска – тарелка, кружка  –  стакан,  лейка – чайник); ­ замены слов, обозначающие предметы внешне сходные (сарафан – фартук, майка – рубашка, фонтан – душ, подоконник – полка); ­ замены слов, обозначающие предметы, объединенные общностью ситуации (каток – лед, вешалка – пальто);  ­   использование   словосочетаний   в   процессе   поиска   слов  (кровать  –   чтобы спать, щетка – зубы чистить, паровоз – поезд без окон.); ­   замены   слов,   обозначающие   действия   или   предметы,   словами­ существительными   (открывать   –   дверь,   играть   –   кукла)   или   наоборот (лекарство – болеть, самолет – летать); ­ смысловые замены глаголов (кует – молотит, косит траву – подрезает траву, купает – моет); ­ выбор слова сходного по звучанию, но имеющего другое значение (шкаф – шарф, персик – перец, колобок – клубок) и т. д.  Еще   одной   отличительной   особенностью   дошкольников   с   общим недоразвитием речи, по утверждению  Н.С.Жуковой, являются нарушения при активизации словаря, которые проявляются в искажении звуковой структуры слова (тракторист – тракторичист, мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает) и неумение выполнять задания на группировку слов. Еще большим количеством ошибок сопровождается выполнение заданий на группировку семантически близких слов. Дошкольники с общим недоразвитием речи не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на общности ситуации, функционального   назначения.   В   ответах   детей   с   речевой   патологией отображаются   их   нечеткие   представления   о   родовидовых   отношениях, трудности дифференциации понятий овощи, фрукты, птицы, насекомые.  Характерной чертой формирования лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи является допуск ошибок при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов. По данным Р.И. Лалаевой дети в процессе поиска слов теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам. Вследствие этого воспроизводят слова   не   противоположные   по   значению,   а   другие,   семантически   близкие, слову­антониму,   что   свидетельствует   о   неумении   выделять   существенный признак   исходного   слова.   В   заданиях   на   подбор   синонимов   у   детей обнаруживаются   те   же   трудности,   что   и   при   подборе   антонимов: ограниченность   словарного   запаса,   неумение   выделять   существенные семантические признаки в структуре значения слов, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.   Понимание   педагогом   закономерностей,   по   которым   происходит овладение   ребенком   родным   языком   в   онтогенезе,   является   необходимым условием     для   решения   проблемы   своевременного   развития   лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.  Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   у   детей   старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием  речи   развитие лексической   происходит   замедленно,   объем   словаря   ограничен. стороны   речи   Лексическая недостаточность также проявляется в трудностях группировки   свидетельствующих   о   неточном   понимании   значений   слов, слов, невозможности   в   ряде   случаев   выделить   существенные   признаки   в   их значении,   и   в   трудностях   выполнения   заданий   на   подбор   антонимов   и синонимов.

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Статья "Особенности формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2019