Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка
Оценка 5

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
9 кл
16.08.2018
Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка
Урок развития речи подчинен выработке умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях благодаря многообразию примененных на занятии технологий, методов и приемов. Учитывая алгоритм любого урока «ученик – учебник учитель», можно сказать, что главной фигурой на занятии является ученик, его знания, интеллект, речь, способности.
Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка.doc
Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка. Тема занятия. Жизнь … Она особенный предмет!              Цели занятия:  формирование и развитие у учащихся разнообразных способов   деятельности,   творческих   способностей,   необходимых   для самореализации личности в познании, труде, в сдаче экзамена, в жизни. Тип урока: развитие речи Методы   и   приемы:  мастерская   творческого   письма,     метод   речевого развития школьников на идеях антропоцентризма в языке и синтеза искусства, метод   проектов,   информационно­коммуникативная   технология   здоровье­ сберегающая технология, работа над словом, знакомство с художественным текстом,   «чтение»   картины,   культуроведческий   комментарий,   «словарная опера», мудрые мысли, задания повышенной трудности: КАТ, ЛА, работа с различными видами словарей, презентация проекта, музыкальная пауза. Межпредметные   связи:  литература,   история,   искусство,   живопись, телевидение. Наглядность,   телевизор, видеомагнитофон. Тема урока, лозунг мастерской, эпиграфы, картина И.Н. Крамского   «Христос   в   пустыне»,  карточки,  словари,   схема   ассоциативных слов. Эпиграфы к уроку: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас.  От Иоанна. 15:12   средства   ТСО:  компьютер,   экран,    Желать блага всем людям, значить любить всех людей. И чем больше  человек любит, тем жизнь его становится свободнее и радостнее…     Все – в  вас самих.     Л.Н. Толстой Накануне учебного занятия ребятам была предложена такая схема Ассоциативный ряд человек                      лицо                     индивидуум                                                                                                                  личность­ это лицо, самостоятельное отдельное существо какая она? выдающаяся                      данная часть заполнена до занятия                                яркая независимая сильная       незаурядная активная Учитель.  С чего начинается личность? Со слова «Я», я приму решение, я поступлю так, а не иначе, я сотворю себя и свой мир. Именно школа призвана созидать   личность   всеми   имеющимися   в   ее   арсенале   средствами,   среди которых одно ­ обычный ежедневный урок. Все начинается с него, и все им заканчивается. Итак, начнем.  Работа над словом. Учитель   читает   текст   (Отрывок   из   книги   Д.Карнеги   «Как   завоевывать   и оказывать влияние на людей»).      Она ничего не стоит, но много дает.    Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею  одаривает.    Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.     Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка,  который не стал бы от нее богаче.         Она—отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом,  солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное  природой от неприятностей.                                                                                            И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали! Вопросы и задания.  Догадайтесь, о чем данный отрывок?   Составьте «паспорт» улыбки.  Продолжите  высказывание: «Самое лучшее средство  расположить к  себе собеседника – это улыбнуться ему, ведь улыбка…» (Высказывания учащихся)  Самое   лучшее   средство     расположить   к   себе   собеседника   –   это улыбнуться ему, ведь улыбка – это капелька души, капелька сердца, и когда мы дарим её, то на душе другого человека становится тепло и уютно.  Тонкий   лучик   света   проник   сквозь   маленькую   щёлочку   тяжёлых штор и, скользнув по стене спальни, исчез. Через несколько минут комнату   наполнил   яркий   свет   солнца.   Казалось,   что   лучик   был посыльным утра, найдя в моей спальне забывшую о времени ночь, он поспешил с новостью к солнцу и вернулся уже не один. Теперь дорогу свету  не  могли преградить  даже  тёмные  бархатные занавеси,  он разлился по всему пространству комнаты: на стенах, на полу, на потолке­ везде играли дети утра­ яркие лучи солнца. Улыбка­ это и есть   лучик   солнца.   Сначала   она   одна,   весёлая,   игривая,   смешная, задорная   и   необыкновенна   заразительная.   Ты   смотришь   на   неё   и тоже улыбаешься. Потом она появляется на губах у твоего друга, второго, третьего, и скоро начинают улыбаться все. Мир наполняет хорошее настроение, как солнце комнату, на лицах у всех, как яркие лучи, сияют улыбки.  Паспорт улыбки.  говорится ­   Вспомним   слова   из   детской песенки   М.Пляцковского «Улыбка».   День   становится светлее,   просыпается   радуга, пляшут   облака,   перестает дождик и самое главное – всем становится   теплее.   Такого   же комфортного психологического состояния   я   желаю   сегодня всем нам. Комментарий учителя.        В нынешний год, год языка, много о   языкового модернизации   образования. не прискорбно,   но   приоритет отдается ни обучению грамоте, а умения осуществлять   речевое   общение в   различных   жизненных ситуациях. Не случайно каждый словесник   избирает   для   себя определенную   тему   АПО, определенные   технологии   и методы, развить языковые   способности   ребенка   в   единстве   с   развитием   личности, интеллектуальной,   творческой,   духовно­нравственной,   саморазвивающейся. При   каких   же   условиях   можно   достигнуть   этого?   Отвечу   словами   Т.М. Пахновой,   автора   учебника   «Русский   язык.   Учебник   –   практикум   для старших классов»:           «Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик». Знакомство с художественным текстом. (Учащимся предлагаются тексты) Д.Гранин «Милосердие». выработке   Как   чтобы соболезнования,            К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком   общий   характер.   А   нравственность...   она   состоит   из   конкретных вещей — из определенных чувств, свойств, понятий.                 Одно   из   таких   чувств   —  чувство   милосердия.  Термин   несколько устаревший,   непопулярный   сегодня   и   даже   как   будто   отторгнутый   нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.        В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.              Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и   пострадавшим.   Как   же   так   получилось,   что   чувство   это   у   нас   заросло, заглохло,   оказалось   запущенным.   Мне   можно   возразить,   приведя   немало примеров   трогательной   отзывчивости,   истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощутим, и давно уже, убыль   милосердия   в   нашей   жизни.   Если   бы  можно   было   произвести   со­ циологическое измерение этого чувства...          Милосердие изничтожалось не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие   годы   массовых   репрессий   никому   не   позволяли   оказывать   помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей   заставляли   высказывать   одобрение   смертным   приговорам.   Даже сочувствие   невинно   арестованным   запрещалось.   Чувства,   подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. Из года в год чувство это осуждали, вытравляли: оно­де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... Его сделали запретным и для искусства. Милосердие   действительно   могло   мешать   беззаконию,   жестокости,   оно мешало   сажать,   оговаривать,   нарушать   законность,   избивать,   уничтожать. Тридцатые   годы,   сороковые   —понятие   это   исчезло   из   нашего   лексикона. Исчезло   оно   и   из   обихода,   ушло   как   бы   в   подполье.   «Милость   падшим» оказывали таясь и рискуя...         Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих —а нищих было много в моем детстве; слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность —хотелось приберечь   деньги   для   себя,   мы   жили   довольно   бедно.   Отец   никогда   не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий — надо подать.      И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если   это   чувство   не   употребляется,   не   упражняется,   оно   слабеет   и атрофируется. В. Сухомлинский «Мы часто говорим друг другу …».        Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго, желаю добра и счастья. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать   добра   другим.   Умение   чувствовать,   умение   видеть   по­доброму окружающих   тебя   людей   не   только   показатель   этической   культуры,   но   и результат огромной внутренней работы духа.            Мы говорим друг другу: здравствуйте, доброго вам здоровья. В этих словах   заключается   глубокий   моральный   смысл;   в   них   —   сама   сущность прикосновения души к душе. Этими словами мы выражаем своё отношение к величайшей ценности — человеку.  Не сказать человеку  «здравствуйте» — значит показать дремучее моральное невежество.              Мы говорим друг другу: благодарю, спасибо. Благодарить — значит дарить   добро,   творить   благо.   В   слове   «спасибо»,   ставшем   формулой человеческих   взаимоотношений   с   незапамятных   времён,   выражается   наше пожелание, чтобы доброму к людям человеку всегда сопутствовало добро. Дело не столько в том, чтобы уметь произносить эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души.            Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. В этом простом   слове,   способном   производить   чудесное   воздействие,   заключается наше   уважение   к   достоинству   человека,   почитание   в   нём   его самостоятельности, независимости, доброй воли. Человек должен иметь до­ стоинство, чтобы обращаться к другому человеку  с уважением, и в то же время он должен уметь откликаться на «пожалуйста»: просьба — это порыв души.           Равнодушие к нуждающимся в помощи — это один из самых опасных пороков. Быть равнодушным — значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо   овладеть   соучастием,   сочувствием,   состраданием   и   в   то   же   время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу. Вопросы и задания.  Прочитайте выразительно тексты.  Что объединяет их? Определите тему, идею, проблематику, попробуйте  дать советы другим,  кто в них нуждается. Задания повышенной трудности: КАТ и лингвистический анализ.   Комплексный анализ текста «Милосердие» Д.А.Гранина            Даниил Александрович Гранин ­человек, посвятивший себя Родине, науке,   искусству.   Его   руками   было   создано   первое   в   стране   Общество милосердия,   он   способствовал   развитию   этого   движения.   Во   время агитационно­массовой работы Д.А.Гранин написал статью «Милосердие».          Написан текст с целью воздействия на читателя или слушателя с помощью примеров и доказательств об искоренении милосердия из нашей жизни. Например, «В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей». Разве мораль поддаётся моде? Можно ли о милосердии рассуждать, как об «отжившем»? На эти раздумья автор нас наводит ещё одним моментом:««Сестра милосердия», «брат милосердия» ­ даже словарь   даёт   их   как   «устар.»,   то   есть   устаревшее   понятия».   Сюжет публицистического текста подчиняется основным параметрам: здесь мы наблюдаем  и  волнующие   проблемы  писателя,  и  рассуждения   по  этому поводу, и доказательства обратного, и вывод. Гранин считает: «Изъять милосердие ­ значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности». Употребляя инфинитивы глаголов «изъять» и «лишить», писатель даёт представление читающему о том, что ещё не произошло,   но   имеет   такую   возможность.   Автор   сам   отражает проблематику   текста   в   словах   «чувство   это   у   нас   заросло,   заглохло, оказалось   запущенным».   Олицетворение   абстрактного   явления,   как чувство,   наиболее   точно   рисует   картину   ужасной   действительности. Даниил Александрович обращается к истории искоренения милосердия, не виня   поколение,   на   срок   которого   пришелся   его   дефицит.   А   корни жестокости   идут   из   начала   двадцатого   века,   когда   «во   времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных». Стыдно, но это наша история, и в наших руках, чтобы наши потомки не произнесли нам тяжкого «приговора». Можно задуматься, почему автор, будучи рожден в это свирепое время, не стал пропагандировать   «аполитическое,   По воспоминаниям  Гранина: «...в детстве отец, когда проходили мимо нищих ­ а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяния в поездах, на вокзалах, на рынках, ­ отец всегда давал медяк и говорил:   поди   подай.   И   я,   преодолевая   страх,   ­   нищенство   нередко выглядело   довольно   страшновато,   ­   подавал».   Заложенные   добрые чувства, благородство, честность помогли не стать одним из жестокой толпы.   В   двух   предложениях­воспоминаниях   мы   видим   две   вставные конструкции,   эти   отступления   посвящены   жуткости   нищенства,   его преобладанию   в   детстве   автора.   Писатель   воспользовался   таким приёмом   для   того,   чтобы   ближе   донести   до   читателя   мужество «школы воспитания светлых чувств». Настоящее, искреннее милосердие   не   классовое»   чувство. не требует доказательств, оно идёт из глубины души. И ниже Гранин сам упоминает   о   практике   милосердия,   об   упражнении   в   милосердии,   тем самым,   подтверждая   важность   воспитания   своей   нравственности   в жизни.              В одном древнем мифе говорится: создавая род человеческий, боги позаботились о нём со щедростью поистине божественной ­ дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким­либо   талантом.   Но   научить   людей   добиваться   согласия   между собой   боги   не   сумели.   Тогда   отец   богов   Зевс,   чувствуя   свою   особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду». Наравне со   стыдом   и   правдой   человек   одаряется   совестью,   честностью и...милосердием. А дальше всё зависит от воспитания, примеров взрослых. Чувство   нужно   упражнять,   употреблять   на   практике,   иначе   оно «слабеет или атрофируется».  Лингвистический анализ            Несомненно,   перед   нами   текст,   потому   что   мы   видим   обилие предложений,   объединенных   темой   и   основной   мыслью,   связанных   по смыслу и грамматически. Предлагаю заглавие текста «мы часто говорим друг   другу.„».   Выделим   микротемы.   Первоначально   мы   здороваемся, демонстрируя   при   этом   «прикосновение   к   душе,   к   человеку»,   затем благодарим его, это формула человеческих взаимоотношений: Порыв души выражаться   словом   «пожалуйста».   Избежать   пороков   души   ­ заключительный   аккорд.   Стиль   текста   публицистический.   Тип   ­ рассуждение.   Текст   В.Сухомлинского,   посвящен   нравственной   проблеме взаимоотношений   между   людьми.   Автор   убеждает   нас,   как   важно произносить «волшебные слова» ­ которые приносят окружающим добро и счастье, как важно не быть равнодушным к проблемам других. Чтобы убедительно   доказать   это,   В.Сухомлинский   использует   различные языковые средства.              Прежде всего следует обратить внимание на лексику. Ключевыми словами   текста   являются   слова   с   корнем   добр   ­:  добро,   доброта,   по­ доброму, а также абстрактные существительные: счастье, благо, дух, душа, чувствование, уважение. Особую роль играют слова с приставкой со­, используемые в последнем абзаце. По своему значению приставка со ­ близка по значению к слову «вместе»: соучастие, сочувствие, сострадание. Эти   слова   говорят   о   близком   отношении   людей   друг   к   другу,   когда возникла   проблема,   или   человека   настигла   беда,   и   требуется   помощь окружающих.             Для побуждения к действию, к деятельному добру знаменитый   педагог   употребляет   в   речи   устойчивые   обороты, характерные   для   текстов   публицистического   стиля:   «человеческие взаимоотношения»,   души», «непримиримость к злу». Выразительны в тексте синонимы: добро ­ благо, здравствуйте ­доброго вам здоровья.   чувствовать»,   «умение   «порыв Для   убедительности   автор   использует   местоимение   1   лица множественного числа «мы». Три первых абзаца начинаются одинаково: со слов  «мы говорим друг другу». Благодаря этому исчезает  ощущение назидательности. В.Сухомлинский будто ведет беседу со своим другом, единомышленником. Такие   для   выразительной   и   большей   убедительности   имеют   значения прилагательные,   характеризующие   нравственные   качества:   этический, моральный,   сердечный,   равнодушный.   Особую   роль   играет   лексический повтор, который усиливает выразительность текста.       С точки зрения синтаксиса можно отметить употребление в данном тексте   предложений   с   однородными   членами,   сложносочиненные предложения.   Неполные   предложения,   простые,   где   подлежащее   и сказуемое выражено существительными, местоимением это; которые в большей степени характерны для разговорной речи, приближают мысли автора к читателю.      Все эти языковые средства направлены на достижение цели: убедить читателя, что нельзя быть равнодушным к людям, что важно делать добро, искренне желать окружающим счастья, говорить им приятные, добрые слова. Это должно выражаться и в речи, и в поступках людей.  Обобщим услышанное словами В.И. Сухомлинского и  Л.Н. Толстого. Карточка №1  Орфографический комментарий      Умей чу..ствовать рядом (с) собой человека, умей ч. .тать его душу,  увид..ть в его глазах радость, б..ду, (не)счастье,  горе.      Нет в мире пр..краснее чу..ства, чем ..щущение, что ты..делал людям хоть  каплю д..бра. Комментарий учителя. Итоги   районных   и   областных   олимпиад   по   русскому   языку   и   литературе, школьная   практика   последних   десятилетий   показывает,   что   на   уроках русского   языка   и   литературы   вне   поля   зрения   остается   важнейшая   его сторона – эстетическая функция, которая наиболее полно и ярко проявляется в   произведениях   художественной   литературы.   Методика   пытается   найти ответ на вопрос: «Как организовать процесс обучения, чтобы эстетическая функция родного языка не терялась?» Один из путей решения этих задач я вижу в КАТ, лингвистическом анализе. Да, в школе нет специальных часов для этих курсов, спасибо, что появились элективные курсы, помогающие обучить школьников этим видам работ. Это 5­9 классы. «Русская словесность» Р.И. Альбетковой и 10­11 классы «Русская словесность: от слова к словесности» А.И. Горшкова Главная цель – научить школьников видеть, открывать для себя то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувства автора.   Культура – это творческий потенциал людей, их духовность и нравственность, отношение людей к самим себе, к миру природы, к миру живописи.   Именно   такая   педагогическая   технология,   как   «мастерская творческого   письма»   и   метод   речевого   развития   школьника   на   идеях антропоцентризма в языке и синтеза искусства позволяет повысить личную культуру развивающихся. Учимся «читать» картину.  Вопросы и задания. Ваши варианты прочтения картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне».  (Ответы ребят, их мысли, чувства, эмоции, предположения по картине)   Иван Николаевич Крамской написал картину «Христос в пустыне» в 1827 году. Перед нами изображен задумчивый человек, отягощенный жизненными   проблемами.   Здесь   он   наедине   с   собой,   со   своими мыслями. Для меня пустыня ­ это жёлтый песок и яркое солнце, но на картине она отражает душевное состояние человека. Крупные камни на земле, хмурое небо, тяжёлые серые облака, но тут же розовые лучи. Человек одет в просторные тёмные одежды, волосы у него длинные, ноги босые, руки уставшие. На мой взгляд, автор хотел передать   внутреннее   состояние   человека   в   минуты   жизненных проблем, нестабильности, поэтому пейзаж тёмный, серый, но всё­ таки   в   глубине   души   остаётся   надежда,   на   картине   она отражается   розовыми   просветами.   А   человеком   Крамской изобразил именно Иисуса Христа, так как Иисус ­ Сын Бога, человек, воскресший   и   вознёсшийся   на   небо,   эталон   мудрости   и   душевной чистоты.  У   меня   в   доме   есть   старинная   картина,   доставшаяся   мне   от прабабушки.   На   холсте   изображен   Иисус   в   пустыне:   он   молится Отцу, чтобы Тот указал ему истинный путь. У меня существует свои ритуал: если я попадаю в трудную ситуацию, то становлюсь перед   этой   картиной   и   прошу:   «Боже,   укажи   мне,   как   мне поступить?»   Я  ведь   очень   эмоциональный   человек   и   сгоряча   могу совершать поступки, о которых потом буду сильно жалеть. А этот ритуал   помогает   мне   остановиться,   сконцентрироваться   ­   и решение приходит как бы само собой. Я узнал из книги,что сатана искушал не Бога, а Человека. Иисус в пустыне был настолько же изнурен постом, как и каждый из нас был бы на Его месте. Он был настолько же слаб и силен, как и каждый из нас был бы на Его месте. Но, если наше падение  искушением означало бы просто еще один грех к бесчисленному множеству совершенных нами грехов, то в случае с Иисусом, Его падение под искушением означало бы погибель всего человечества с потерей любой надежды на спасение.  На   картине   И.Н.Крамского   изображён   Иисус   в   темеых,   длинных одеждах.   Вид   его   печально­задумчив.   На   картине   нет   ярких, радостных красок, потому что когда Иисус находился в пустыне, душу его искушал дьявол. Но он не поддавался. Сорок дней он провел без   еды   и   питья.   В   это   времяон   думал   о   том,   что   дал   людям, которые  верили ему,  сколько он сделал и сколько ему предстоит сделать. Иисус –это своего рода лидер, имеющий огромный талант сплачивать   людей.   И   в   наше   время   нашлось   бы   дело   такому человеку. Общество отошло от старых идеалов, с трудом постигая новые.   Но   ценности,   которым   учил   Христос,   должны   быть   как нельзя лучше востребованы. Культурологический комментарий   Слово экскурсоводу              Замысел картины « Христос в пустыне» (1827) связан с морально­ философскими поисками художника. Картина Крамского, с одной стороны, мучительный   выбор   Христом   дальнейшего   пути,   размышление   о   судьбе человека; с другой ­ это драма человека, взявшего на себя ответственность за спасение душ других людей. С морально ­ философскими понятиями смысла существования   связано   и   стихотворение   И.А.   Бунина   «   На   распутье»,   и картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье».        Христос И.Н. Крамского не несёт в себе каких­либо канонических черт. Психологическое состояние перехода от мучительных раздумий к твердому решению,   готовности   к   самопожертвованию   выражено   в   позе   Христа, осунувшемся, посуровевшем лице, в жесте сжатых рук. На лице выражение глубокой   скорби,   обращают   на   себя   внимание   впалые,   утомлённые   глаза. Выразительность   сжатых   рук   Христа   является   композиционным   центром картины.            Во всем образе Христа, по словам А. И. Гончарова, «нечеловеческая работа над мыслью и волей», «сила подвига». По мнению И.Е.Репина, картина «Христос в пустыне» ­ это «живая передача истин нравственности и добра».         Борьба света и мрака розовых красок утра с серыми красками сумерек уходящей   ночи   ­   определяет   колористический   строй   картины,   единство   и цельность   общего   настроения.   Низкий   горизонт   придаёт   монументальность сидящей на холодных камнях одинокой фигуре, чей силуэт вырисовывается на фоне бесконечного пространства пустыни и неба. Учимся рассуждать.  Согласны ли вы с утверждением художника, что  «в человеческом  сердце рядом с горем личным часто лежат  страдания за общественные  несчастья; насколько есть у каждого чуткости к страданию за общественные бедствия, настолько он человек?» Аргументируйте свой  ответ.   Ответы учащихся.  Кто такой человек? Можно ответить так: «Человек ­ это представитель вида Человек разумный, существо, обладающее волей, разумом, высокими чувствами». Если остановиться на этом понятии, то каждый из нас ­ человек. Но существует другая «система» измерения человечности ­ это наша совесть. Мы   живём   в   обществе   и   живём   ради   этого   общества,   его потомков. Каждый отдаёт отчёт сам себе за свои поступки, а   окружающие   «Ставят   баллы»,   так   образуется общественное мнение. Но Человек с большой буквы никогда не совершит   хороший   поступок,   чтобы   понравиться окружающим, любое его действие опирается на собственное мнение. Стремление к счастливому будущему человечества — это предел возможностей человека!  Человек является человеком, если в нем хотя бынемного есть признаки   головы   и   сердца.   А   наивысший   человек   –   это высокообразованный,   хотя   и   всегда,   чувствующий   сердцем человек.   Человек,страдающий   только   за   свои   беды   –   это эгоист, которого из общества изгоняют. Комментарий учителя. Данный подход позволяет школьнику мыслить, развивать эстетическое  восприятие мира, помогает выразить свои мысли и чувства. Основной  единицей обучения в данных технологиях является слово, коммуникативная  модель. Составить тексты на тему, редактировать текст, строить  монологическое высказывание – все это способствует обогащению речи. «Словарная опера» Работа мастерских со словарями (работа по группам). 1 группа   Дайте определение слова жизнь  . Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля. 2 группа.  Энциклопедия русского языка. Словарь синонимов. Подберите синонимы к слову жизнь 3группа. Энциклопедия русского языка. Фразеологический словарь. Подберите фразеологические обороты со словом жизнь, дайте им толкование 4 группа . Энциклопедия русского языка. Словарь сочетаний. Каковы основные сочетания со словом «жизнь? 5 группа. Энциклопедия русского языка. Словарь трудностей. На какие моменты трудностей следует обратить внимание слова «жизнь»? 6 группа  Энциклопедия русского языка. Слитно. Раздельно. Через дефис   Каковы написания производных слов от слова «жизнь»? Карточка 2 Дан ряд слов, прочитайте, соблюдая нормы орфоэпии. Трудолюбие,   промедление,   усердие,   тщеславие,   самолюбование,   терпение, осмысливание,   многословие,   неуважение,   стыд,   жалость,   покаяние, достоинство, честность, сострадание, милосердие, скромность, благочестие, красота.  Вопросы и задания.  Выбери  те существительные, которые необходимы человеку для  достижения поставленных в жизни целей.  Какие бы вы добавили существительные, характеризующие качества,  свойства, действия человека? Комментарий учителя.       Обогащению и развитию речи способствует словарная работа. «Усваивая  родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и  видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, ­ говорил Л.Д. Ушинский. Обращаясь к различным видам словарей, учащиеся запоминают их значение, написания, произношение, осмысленно употребляют в контексте». Мудрые мысли Комментарий учителя. Неиссякаемым источником для речевого развития школьников являются  высказывания великих людей, беседы с профессионалами, специалистами,  через них ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру  своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции, возникает  желание подражать, все это учит находить точные, яркие, выразительные  слова, выражения. На открытии 10 Международных Рождественских образовательных чтений  святейший Патриарх Алексий.II сказал: « …равнодушие к духовно­ нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому  придется сделать выбор». Сделала выбор и я, внесла в свои занятия такой вид  работы.   Просмотр   и   прослушивание   видеобесед   с   выдающимися       Из   цикла   «Уроки представителями   духовной   жизни   России. нравственности». Беседа Альберта Лиханова и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.  Вопросы и задания.  Прежде чем прослушать и посмотреть беседу, ответьте, что в  вашем понимании означает слово «храм»?  Мысли учащихся    Со словом «храм» у каждого ассоциируется  церковь, ну есть такое понятие, как «храм души. Любое здание строиться, так же человек складывает и с хороших да светлых поступков.   Храм в моём понимании­ это место, духовное или физическое, в   котором   находиться   какая­то   святыня.   Можно попытаться   сказать   по   моему   первому   предложению,   что речь ведется о каком­то здании православного значения. Но я пишу о храме души, о храме знаний и т.д. Не у каждого в душе есть   святость,   а   у   единиц   ­   храм   души,   где   хранятся   все хорошие воспоминания и поступки во имя добра.  По моему мнению, храм – это дом Бога, где проходит исповеди службы. В этом доме Божьем нельзя думать о плохом. Надо молиться и просить у Бога то , что хочешь благодарить его. В храме люди ближе к Богу. После просмотра и прослушивания.  Что значит храм души? А теперь минутки отдыха, музыкальная пауза. Ты откуда, русская, Появилась музыка? Зародилась в поле чистом? То ли в лесе мглистом?  В радости , в боли Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась  С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Прилетели утки. Уронили дудки. Прилетели гуси. Уронили гусли. Их порою вешнею, Нашли –не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились. Прослушаем песню в исполнении вашей одноклассницы «Наши судьбы» Давайте жить, прощая и любя, Предательство и трусость отвергая, Друг друга от обид оберегая, Давая жить не только для себя. Сквозь камень пробивается трава, И плещут волны чей­ то след смывая, Давайте жить друг друга открывая, Как звёзды в небе, в море острова.   Наши судьбы, как ленты дорог, Обнимают планету, Наши самые главные песни, Ещё не пропеты. Ведь не зря нам даны небеса. Океаны и суши. Ведь не зря Всевышний вдохнул в нас Бессмертную душу ПРИПЕВ: Давайте жить на свете каждый час, Без злобы, без жестокости и мести, Да здравствует закон добра и чести, Пусть самым главным станет он для нас. ПРИПЕВ: ТОТ ЖЕ. Комментарий ученицы.   Исполняя песню «Наши судьбы», я думаю у судьбе родины, о своей судьбе и о судьбах окружающих меня людей. Как это здорово, когда живёшь   счастливо,   умеешь   любить   и   прощать,   быть   верным   и настоящим другом, рядом с собой чувствовать дружеское плечо, и не забывать о том, что и в тебе кто­то нуждается. Я, как и герои моих   песен,   образы,   созданные   автором,   мечтая   о   том,   чтобы рядом со мной всегда находились чуткие люди. О бытом мне всегда хочется петь и своими песнями уверить всех: «Да будет так!».   Комментарий учителя.      Здоровьесберегающая технология… Это не только условие проведения  учебного процесса, это особенность воспитательной системы. Многие  педагоги часто задают себе риторический вопрос: «Как учить?». Логичным  окажется ответ: «Так, чтобы не наносить вред здоровью». Такие минуты  отдыха не только разгружают, но и приносят пользу. Развивать надо не только рассудок  и ум, но и не оставлять без внимания сердце, душу, духовное  здоровье. И душевные и телесные силы человека считаю должны  совершенствоваться. Учись постигать истину. Работа с эпиграфом. Вопросы и задания. Ответы учащихся:  Даны слова от Иоанна и Л.Н. Толстого.  Что их объединяет?  Как вы понимаете слова Толстого:  «Все – в вас самих?»  Слова Иоанна и Л.Н.Толстого объединены общей темой – любовью к ближнему,   человеколюбием.   Я   думаю,   что   всем   людям   нужно следовать «золотому правилу морали» ­ «Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе».  Оба эпиграфа объединяет единая мысль о том, что если нам уже не важно,   что   человек   человеку   брат.   Надо   хотя   бы   относиться   к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Нужно если хотябы не любить ближнего, тот желать ему добра и счастья не только физически,   но и морально. Как говорил академик Павлов, стоит   учитывать,   что   человек,   не   тратящий   нервных   клеток, дорлжен жить 150 лет. Следовательно, скандалами и ссорами с окружающими,   словно   огромным   топором,   мы   срубаем   деревья нашей   жизни,   самое   главное,   что   есть   у   человека.   Дарите   добро людям и не ждите ответа, будьте бескорыстными.  Вернемся к теме урока.           Цель урока сегодня была подчинена одному ­ понять, постичь, уяснить  смысл, цель, назначение жизни человека.  Каковы же выводы? Выразительное чтение учащихся Жизнь наша, как сама природа, непроста:  С жестокостью соседствует в ней доброта,  Сраженье мудрость с глупостью ведет, Отвага рядом с трусостью идет. А справедливости стрела С пороком счеты так и не свела, За трудолюбием, как тень,  Из века в век плетется лень. От легкомыслия страдает постоянство,  А трезвости всегда мешает пьянство. Все в жизни так переплелось,  Что мудреца еще такого не нашлось,  Который разобраться бы сумел,  Кто неподкупен и душою смел,  А кто за спины прятаться привык  И до поры скрывает истинный свой лик. Что жизнь прожить — не поле перейти: Она немало трудностей таит, И место в ней свое найти Бывает человеку нелегко. Хотя у всех живущих на планете, Стремленье к этому так велико, Что через множество столетий Далеких предков размышленья Стучатся к нам в сердца сейчас. Их мысли и сомненья И нас тревожили не раз. Ведь так непросто нам порой,  Решить, как поступить,  Чтоб честным быть перед самим собой  И в трудный час душой не покривить.  Что выбрать: совесть иль покой,  Благополучие иль честь,  Покорность или бой,  Отвагу или лесть?  Вопрос подобный задавал  Себе, конечно, каждый  И на него ответ мучительно искал.  Как путник, изнывающий от жажды,  Мечтает к роднику припасть,  Так человек стремится поскорей  С души привычки сбросить власть,  Стать справедливей и мудрей.  И, наконец, понять,  Каким же в этой жизни быть,  Чтоб пред соблазнами любыми устоять,  И званье Человека заслужить? Мы все спешим куда­то, Откладывая встречи и добрые дела, Не замечая ни восхода, ни заката,  А время мчится, как стрела,  Отправленная к цели, умелою рукой.  Казалось, только что мели метели,  Но вот уже сменились ливнями весной.  А мы твердим: потом, потом...  Как будто вечность впереди! И так проходит день за днем,  Но милости от времени не жди! На добрые дела Не следует скупиться, Чтоб в мире стало меньше зла. И с радостью любой мог подружиться. Правим миром мы единолично,  Ведь наша власть над человеком безгранична.  От денег все зависят люди:  Так было, есть и будет.  И в рабство к нам безвольно  Стремятся люди добровольно.  Готовы душу дьяволу продать  За то, чтоб только нами обладать.  Но как же ошибаются они:  Их действия сродни  Полету мотылька, Которого, как будто бы, коварная рука  Влечет в ночи  На пламя яркое свечи.  Как крылья мотылек тот обжигает,  Так незаметно попадает  В плен алчности и человек.  И даже волнам полноводных рек  Не утолить той жажды,  Что деньги в нем зажгли однажды.  И с каждым днем  Сжигаемые жадности огнем  Растут тех пленников ряды.  Как свет неведомой звезды,  Людей чарует звон монет,  И ничего для них святого нет. Но в мире ценности другие есть,  Вмешалась красота.  Достоинство, отвага, честь И светлая мечта.  А разве деньги могут заменить  Сочувствие и понимание?  Нельзя на них купить Таланта и призвания. Сменяется за веком век, Но будет вечен человек, Дающий жизнь планете, За все считающий себя в ответе, Не ждущий ни славы, ни наград, И не боящийся преград. А недовольство же его собою Сильней стремления к покою. Бесспорно, никому без денег не прожить, Но человечность истребить Им в людях не дано, Иначе человечество погибло бы давно. Я доброту считаю  Всех благ земных дороже.  Ведь без нее, я знаю,  Никто прожить не может. Она, как солнце, освещает  Путь человека непростой.  И в миг суровый помогает  Ему не отступить перед бедой. Как дерево, лишенное корней,  Без доброты погибнет человек.  Таятся силы жизни в ней,  А без нее остановился б жизни бег. Надо помнить всегда,    Как душа человека ранима,  И порой к ней беда  Руки тянет незримо.  Чтоб ее отвести,  Надо щедрым, как солнце, быть.  Радость людям нести,  Только так надо жить! Комментарий учителя. Большое   внимание   на   своих   занятиях   уделяю   отработке   навыков выразительного чтения. Эффективность этой работы во многом зависит от того,   насколько   полно   и   четко   представляют   себе   дети   понятие «выразительное чтение». Обучающиеся начинают видеть незаметное, читать осмысленно и внимательно. Рефлексия Друзья! Мы говорили сегодня о многом. Что хочется сказать в итоге  вам? Презентация проектов учащихся (проект Чувилиной Инны) 1 страница. Заветное желание Заветное желание Желания  ­  это фантазии человека, не предназначенные для печати, но, обобщив свои мечтания, я составила семь стремлений:  I.He было смерти.  2.Было меньше глупых людей.  З.Большие возможности образования.  4.Родители у всех детей. З.Возможности   Прямовзоры   (из   «Путешествия...»   А.Н.Радищева). б.Отсутствие эмоционально слабых.  7. Нет страданиям от бедности. 2 страница. Пример для подражания Пример для подражания        Я не имею кумира, но честно завидую составному образу с умом А.С. Грибоедова,   мудростью   Н.Н.Гончаровой   и мужеством Валентина Котика.   иронией   А.П.Чехова, 3 страница. Мое становление Моё становление Чем   больше   человек   читает,   тем   больше   он   знает.   Я   люблю   русскую классическую литературу, интересуюсь теорией словесности. В свободное время   рисую   акварелью.   Я   не   разграничиваю   точные   и   гуманитарные науки: третий год учусь в заочной математической школе 4 страница. На пороге творчества На пороге творчества Не так уже давно я защищала исследовательскую работу «Такой любви нельзя   не   верить...»   и   к   ней   нарисовала   портрет Н.Н.Гончаровой и А. С.Пушкина.  5 страница. Мысли великих. «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Марк Аврелий (Римский император) «Для того ли сегодня мне светит солнце, чтоб я обсуждал, что было вчера?» И.В.Гёте (немецкий поэт)  «То, что не убьёт тебя, сделает тебя сильным». Фридрих Ницше (немецкий философ, поэт и композитор)  «Если хочешь победить весь мир, победи себя!» Ф.М.Достоевский (русский писатель)  «Сколько же  есть вещей, без которых можно жить!» Сократ (древнегреческий философ) «Уметь наслаждаться прожитой жизнью — значит жить дважды». Марциал (древнеримский поэт) «Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!» Фридрих Ницше «Дорога излишеств приводит в храм мудрости». Уильям Блейк (английский поэт, философ, художник) 6 страница. Мои философские рассуждения Жизнь… Она особенный предмет Жизнь...Она особенный предмет Жизнь — это длинный роман с завязкой, несколькими кульминациями и развязками. Главные герои жизни  —  это мы сами. Только в романе автор может исключить страшные моменты, а в жизни они остаются и надолго врезаются в память. Счастье   нашей   жизни   зависит   от   нас,   но   одновременно   не   всегда   мы можем принять решение, потому что существуют внешние факторы, не зависимые   от   нас   обстоятельства.   Иногда   цели,   намеченные   в   начале жизненного пути, рушатся из­за жизненных ситуаций, но человек может стать   продавцом   вместо   дипломата   из­за   обстоятельств,   но   никогда обстоятельства не заставят человека испортиться морально. Каждый посвящает   свою   жизнь   разным   призваниям:   один   творчеству,   другой детям, третий помогает больным, ­ но всякий должен чётко помнить о том, что живёт в обществе и должен подчиняться правилам морали. Ученые с точки зрения философии так и не дали точного определения жизни. Каждый наш шаг, от самого незначительного до самого важного, строит   нашу   жизнь,   даже   бездействие   не   заставляет   жизнь остановиться.   Жизнь   —   это   постоянная   школа,   она   все   возмещает   и возвращает, благодарит и наказывает. Франсуа Рабле сказал: «Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше!» Жизнь не бесконечна, и чтобы в конце жизни не   пугаться   за   несовершенное,   действовать   нужно   сразу,   помня,   что жизнь одна. Комментарий учителя. Проектная технология привлекает меня тем, что, во­первых, эта форма позволяет изучить тему более глубоко и разносторонне, во­вторых, приучает детей   к   самостоятельной   целенаправленной   деятельности,   развивает художественно­творческие способности, воображение, эстетические чувства, навыки грамотного и свободного владения литературной речью, в –третьих, учит сотрудничеству, поиску, исследованию. Метод   проектов­презентаций,   несомненно,   перспективен   как   эффективная форма   творческой   и   исследовательской   деятельности   учащихся.   При правильной   организации   даже   слабый   троечник   способен   к   проектной деятельности.   Подходящую   тему   учитель   всегда   найдет,   исходя   из собственного опыта. Работа с опорной схемой  Обратимся к образу выпускника общеобразовательной школы  Белгородской области. Прочитаем заповеди выпускника. (Дети  читают заповеди)  Вернемся к схеме, которую вы заполните теперь?  Личность – это лицо, самостоятельное, отдельное существо какая она? выдающаяся яркая независимая сильная незаурядная активная благодарная умеющая прощать сопереживающая трудолюбивая духовная любознательная ответственная данная часть закончена после занятия Комментарий учителя.     Кто­то, возможно, скажет: «концерт». Нет, учебное занятие в такой форме – это подход к новому образованию как к процессу открытия себя, своего отношения   к   себе   и   другим.   Это   совокупность   пространств:   учебного, культурного,   художественно­творческого,   где   ребенок   приобретает   опыт жизни, открывает истину, выстраивает знания, формирует ценности, культуру. Все   это происходит в диалоге,   в сотрудничестве, в наличии разных точек зрения на вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске истины. Это форма организации учебно­воспитательного процесса, которая создает   творческую   атмосферу,   психологический   комфорт,   способствует росту Личности ученика. Самоанализ Учебного занятия « Жизнь … Она особенный предмет!» Цели   моего   актуального   педагогического   опыта,   инновационного педагогического опыта подчинены выработке умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях. Цель данного занятия созвучна опытам, и она реализована, достигнута благодаря многообразию примененных на занятии технологий, методов и приемов.      Содержание учебного занятия вполне соответствует заявленной теме. Считаю   ее   актуальной   для   нынешнего   времени,   благоприятной   для возрастного состава обучающихся.          Степень   доведенности   до   учащихся   вполне   приемлема.   Никаких трудностей у них не возникло, потому что такое занятие для них не ново, поэтому место данного занятия в ряду других уместно.          Тип   урока   –   развитие   речи,   его   структура   соответствуют примененным заявленным методам и приемам.            Отступлений от структуры урока нет. Учитывая алгоритм любого урока «ученик – учебник     учитель», можно сказать, что главной фигурой на занятии является ученик, его знания, интеллект, речь, способности.         Учитель добивается по ходу занятия не только развития языковой способности, но и развивать личность. Думаю, нам это удается посредством таких  учебных занятий.

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное занятие в классе с углубленным изучением русского языка

Учебное  занятие в классе с углубленным изучением русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2018