Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"
Оценка 4.6

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
история +1
10 кл—11 кл
12.03.2017
Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"
Данная статья является обобщением педагогического опыта в теме проведения интегрированных уроков. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Интегрированный урок становится одним из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Подобные занятия требуют большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику.
Междисциплинарные связи.doc
Мазаева М.А          Учитель истории              МБОУ «СШ № 17  г. Архангельска   факты,   указывались   темы, Междисциплинарные связи курсов МХК И история как средство развития ключевых компетентностей учащихся   Интегративные   процессы   на   уровне   конкретных   учебных   предметов   в отечественной   школе,   начиная   с   30­х   гг.   и   вплоть   до   80­х   гг., осуществлялись   через   систему   межпредметных   связей.   В   70­80   гг.   им уделялось   огромное   значение,   даже   в   учебных   программах   появился специальный раздел "Межпредметные связи". В нем выделялись опорные понятия,   которые   предполагали межпредметную связь данного предмета с материалом других, чаще всего смежных учебных дисциплин. К сожалению, этот ценный опыт в последнее время   стал   все   меньше   использоваться,   но   в   начале   90­х  гг.   в  связи   с общенаучными   интеграционными   поисками   в   педагогике   на   новом качественном   уровне   заговорили   о   содержательной   и   дидактической интеграции. В   последние   десятилетия   все   настойчивее   ведется   поиск   научной интеграции отраслей знаний и наук (М.Д. Ахундов, С.В. Благоцкий, М.В. Голубева,   Ю.И.   Дик,   Б.М.   Кедров,   Э.С.   Макарян   и   др.),   которая рассматривается как единство, объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства.  Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели:       системность комплексность  целостность синтез   гармония.   Интеграция предполагает не только "наличие общих для различных областей   научного   знания   проблем   и   целей   исследования",   но   и "определенную   систему   познавательных   средств"   для   решения   и реализации   данных   проблем   и   целей.   Объединяющей   категорией для   всех   наук   ­   гуманитарных   и   естественных   ­   является антропность, человекоцентричность знания и ценностей.     интеграции, выделяемые Направления науке: формирование   комплексных   междисциплинарных   проблем   и направлений исследований;  перенос идей, законов, принципов, концепций из одной области знаний в   ­   использование   понятийно­концептуального   аппарата,   методов   и взаимодействии; другую   в   их         при науки     мир.   взгляда   одной на   другими; средств ­ формирование новых научных дисциплин в пограничной зоне наук. Одним  из  продуктивных  путей  преобразования  современной   школы, устранения противоречия между быстро растущим объемом знаний и возможностью   их   усвоения   является  интеграция.  Она   способствует преодолению   фрагментарности   и   мозаичности   знаний   учащихся, обеспечивает   овладение   ими   комплексным   знанием,   системой универсальных   человеческих   ценностей,   служит   формированию системно­целостного   В   условиях   быстрого   роста   объема   информации   возможность   ее восприятия   и   осмысления   резко   уменьшается.   Выход   видится   в усвоении   структурированных   знаний,   представляющих   собой определенный комплекс, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного цикла   в   парадигме   культуры,   разработкой   интегрированных   курсов, взаимосвязью   и   взаимопроникновением   всех   школьных   дисциплин. Идеи интеграции все настойчивее  проникают  в школьную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов; появились уроки, которые совместно   проводят   учителя­предметники.   Цель   таких   уроков   ­ приобретение   системы   знаний   и   ценностей,   "погружение"   в определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее картины мира   и   человека   в   знаках,   символах,   образах,   моделях   бытия.   Возникновение   интеграции   ­   результат   высокого   уровня   реализации межпредметных   связей,   предполагающих   не   просто   контакты, коммуникацию   предметов,   чаще   всего   в   какой­либо   одной   области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на   общих   для   нескольких   предметов   научных   идеях,   концепциях, дающих   целостное   представление   о   человеке,   мире,   культуре. Исторические корни интеграции в обучении можно отыскать в трудах классиков педагогической мысли. Так, еще Я.А. Коменский разработал курс  "Космография",  который  содержал   в себе  материал  из   разных областей знания: астрономии, географии, политики, истории. При этом отец педагогики объединяющую роль всех образовательных предметов видел в "пансофии" ­ всеобщей мудрости, устремленной к гармонии и мировому   Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека. В   той   или   иной   мере   после   Ушинского   все   ведущие   педагоги стремились   выделить   интегрирующий   дидактический   способ деятельности:  у Дж. Дьюи  это узкопрактическая  деятельность,  у Г. Фрезинга и Е. Хофмана ­ проектная деятельность, у А.С. Макаренко и Н.К. Крупской ­ трудовая деятельность,  порядку.   Таким   образом,   идеи   интеграции   в   совершенствовании   учебно­ воспитательной функции современной школы чрезвычайно плодотворны. Они   отражают   сегодняшние   тенденции   развития   фундаментальных   и гуманитарных   наук,   В   педагогической   теории   и   практике   происходит объединение, взаимодействие, взаимопроникновение различных школьных курсов,   создание   интегрированных   программ,   разработка   разных   типов интегрированных уроков. Этот процесс характерен для всех предметов, но в   первую   очередь   для   гуманитарных   дисциплин,   которые   могут   по­ настоящему   реализовать   свой   огромный   эстетический   и   нравственно­ философский потенциал воздействия на сознание учащихся.         духовно­нравственного, единство   интеллектуального, Принципы  работы при составлении интегрированных уроков по      истории и МХК:   эстетического развития учащихся в ходе работы по программе;  нестандартность   предлагаемого аспекта рассмотрения известных из ранее изучаемых учебных дисциплин вопросов и проблем; вариативность содержательной и организационной составляющих, т.е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;  ориентация   в   практической   части   на   региональные   факты   и местный исторический материал; преимущество самодеятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности. Новые   знания,   получаемые   учащимися   в   процессе   работы   по программе, связаны с расширением сведений об исторических фактах как средстве   выражения   культуры   народа,   с   постижением   истории   как материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества; соотношение культуры и истории ­ как составных частей культуры ­ и жизни общества в целом. Учащиеся при этом совершенствуют умения по анализу документов, по работе со справочной литературой, по собиранию и   систематизации   исторического   материала   для   написания   эссе,   для подготовки научных сообщений, докладов и рефератов. Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий,   руководство   самостоятельной   учебной   и   научно­ исследовательской   работой   учащихся,   т.е.   им   выбираются   как объяснительные,   так   и   эвристические   (проблемные   и   поисково­ исследовательские) методы. Формы и приемы работы учащихся:   составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя,  комплексный и аспектный анализ текста,   умение   производить   "самодиалог"   с   текстом   (по   предложенному учителем или самостоятельно составленному плану),   организовывать коллективную и групповую работу на основе специального текста,  исследование предложенной проблемы (по методу проектов),  сбор   исторических   и   социокультурных   фактов,   их   обработка   и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические   и   специальные   словари,   библиотечные   и электронные каталоги, Интернет и др.),   написание   рефератов   и   выступление   с   сообщениями   и докладами   на   занятиях   семинарского   типа,   на   школьной конференции. Основной педагогической задачей на подобных уроках становится приобщение школьников не только к родной национальной культуре, и к культуре   других   народов;   воспитание   не   только   толерантности,   но   и уважения   к   национальной   самобытности   других   народов;   понимание   и осознание учащимися национально­культурных различий между народами и   этносами.   Здесь   актуальным   становится   другой   путь   представления культуроведческой   (или   социокультурной)   информации   ­   познание культуры русского народа в диалоге культур. Каждая культура открывает свои новые стороны и в то же время раскрывает то общее, что объединяет культуры разных народов и людей, говорящих на разных языках. Таким образом, социокультурной осведомленности  позволяет  достигать  не только  образовательных,  но  и развивающих,   воспитательных   целей.   Социокультурный   аспект   в преподавании   истории   проявляется   также   и   в   привлечении   внимания учащихся   к   современным   историческим   фактам,   демонстрирующим непосредственную связь истории и современных общественных процессов, введение регионально значимого современного исторического материала в урок.    исторической   и     формирование Таким   образом,   социокультурное   направление,   реализованное   на уроках   истории   при   изучении   отдельных   тем   ,   дополняет   и   наполняет новым смыслом общие цели обучения, в частности воспитание интереса и бережного   отношения   к   истории   и   культуре   родного   края,   осознание специфических ее особенностей, характерных для той или иной местности России;   расширение   знаний   учащихся   об   истории,   культуре   своего региона, характерных для него традициях и обычаях; особенно ценны в этом   плане   сведения   по   исторической   ономастике,   топонимике   и микротопонимике.   Мы   убеждены,   что   использование   регионально значимого исторического материала в процессе преподавания не только позволяет   решить   важные   воспитательные   задачи,   обогатить энциклопедические   знания   школьников,   но   и   позволяет   по­новому подойти   к   организации   всей   работы,   связанной   с   формированием социокультурной   компетенции.   истории   на культуроведческой основе (и учет принципа "диалога культур") должно открыть перед учащимися многообразие духовного и материального мира, помочь   им   понять   и   познать   ценности   и   своей,   и   иной   культуры   и,   в конечном счете, научить жить и общаться в многонациональной, много­ конфессиональной стране.   Преподавание Междисциплинарные   связи   курсов   истории   и   МХК   в   воспитании ключевых компетентностей учащихся Приоритетные   задачи   современного   социума,   важнейшие   для развития как общества в целом, так и конкретной личности – воспитание творческого и эмоционально­ценностного отношения к миру, предъявляют особые требования к личным и профессиональным качествам личности. Этим обусловлена актуальность внедрения компетентностного подхода в российскую школу. Компетентность – это: ­ ­ ­ умение применять знания на практике; переход от «знаю» к «умею пользоваться»; достижение максимального результата минимальными средствами. Компетентность связана с личностью. Компетентностный подход – это подход, который в результате дает не только   определенную   информацию,   но   и   возможность,   способность действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях. Виды компетентностей:  Ключевые  ситуациях)  Базовые  (необходимы   каждому   человеку   в   любых (касаются   организации   деятельности   в определенной отрасли)  Специальные  (необходимы   специалисту   для   выполнения своих обязанностей) Ключевые компетентности  Политические и социально – правовые  Коммуникативные   Информационные  Способность учиться  Способность к эффективному поведению на рынке труда  Способность к самоуправлению, саморегуляции

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Междисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании ключевых компетентностей учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017