Данная статья является обобщением педагогического опыта в теме проведения интегрированных уроков. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Интегрированный урок становится одним из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Подобные занятия требуют большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику.
Мазаева М.А
Учитель истории
МБОУ «СШ № 17
г. Архангельска
факты,
указывались темы,
Междисциплинарные связи курсов МХК И история как средство развития
ключевых компетентностей учащихся
Интегративные процессы на уровне конкретных учебных предметов в
отечественной школе, начиная с 30х гг. и вплоть до 80х гг.,
осуществлялись через систему межпредметных связей. В 7080 гг. им
уделялось огромное значение, даже в учебных программах появился
специальный раздел "Межпредметные связи". В нем выделялись опорные
понятия,
которые предполагали
межпредметную связь данного предмета с материалом других, чаще всего
смежных учебных дисциплин. К сожалению, этот ценный опыт в последнее
время стал все меньше использоваться, но в начале 90х гг. в связи с
общенаучными интеграционными поисками в педагогике на новом
качественном уровне заговорили о содержательной и дидактической
интеграции.
В последние десятилетия все настойчивее ведется поиск научной
интеграции отраслей знаний и наук (М.Д. Ахундов, С.В. Благоцкий, М.В.
Голубева, Ю.И. Дик, Б.М. Кедров, Э.С. Макарян и др.), которая
рассматривается как единство, объединение в целое разрозненных частей,
элементов или восстановление утраченного единства.
Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели:
системность
комплексность
целостность
синтез
гармония.
Интеграция предполагает не только "наличие общих для различных
областей научного знания проблем и целей исследования", но и
"определенную систему познавательных средств" для решения и
реализации данных проблем и целей. Объединяющей категорией
для всех наук гуманитарных и естественных является
антропность, человекоцентричность знания и ценностей.
интеграции,
выделяемые
Направления
науке:
формирование комплексных междисциплинарных проблем и
направлений
исследований;
перенос идей, законов, принципов, концепций из одной области знаний
в
использование понятийноконцептуального аппарата, методов и
взаимодействии;
другую
в
их
принауки
мир.
взгляда
одной
на
другими;
средств
формирование новых научных дисциплин в пограничной зоне наук.
Одним из продуктивных путей преобразования современной школы,
устранения противоречия между быстро растущим объемом знаний и
возможностью их усвоения является интеграция. Она способствует
преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся,
обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой
универсальных человеческих ценностей, служит формированию
системноцелостного
В условиях быстрого роста объема информации возможность ее
восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в
усвоении структурированных знаний,
представляющих собой
определенный комплекс, систему. Будущее школы связано с синтезом
разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного
цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов,
взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин.
Идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.
Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых
происходит объединение разных предметов; появились уроки, которые
совместно проводят учителяпредметники. Цель таких уроков
приобретение системы знаний и ценностей, "погружение" в
определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее картины
мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.
Возникновение интеграции результат высокого уровня реализации
межпредметных связей, предполагающих не просто контакты,
коммуникацию предметов, чаще всего в какойлибо одной области
знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается
на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях,
дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.
Исторические корни интеграции в обучении можно отыскать в трудах
классиков педагогической мысли. Так, еще Я.А. Коменский разработал
курс "Космография", который содержал в себе материал из разных
областей знания: астрономии, географии, политики, истории. При этом
отец педагогики объединяющую роль всех образовательных предметов
видел в "пансофии" всеобщей мудрости, устремленной к гармонии и
мировому
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание
школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а
также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека.
В той или иной мере после Ушинского все ведущие педагоги
стремились выделить интегрирующий дидактический способ
деятельности: у Дж. Дьюи это узкопрактическая деятельность, у Г.
Фрезинга и Е. Хофмана проектная деятельность, у А.С. Макаренко и
Н.К. Крупской трудовая деятельность,
порядку.
Таким образом, идеи интеграции в совершенствовании учебно
воспитательной функции современной школы чрезвычайно плодотворны.
Они отражают сегодняшние тенденции развития фундаментальных игуманитарных наук, В педагогической теории и практике происходит
объединение, взаимодействие, взаимопроникновение различных школьных
курсов, создание интегрированных программ, разработка разных типов
интегрированных уроков. Этот процесс характерен для всех предметов, но
в первую очередь для гуманитарных дисциплин, которые могут по
настоящему реализовать свой огромный эстетический и нравственно
философский потенциал воздействия на сознание учащихся.
духовнонравственного,
единство интеллектуального,
Принципы работы при составлении интегрированных уроков
по истории и МХК:
эстетического развития учащихся в ходе работы по программе;
нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения известных
из ранее изучаемых учебных дисциплин вопросов и проблем;
вариативность содержательной и организационной составляющих,
т.е. возможность выбора объема содержания, форм организации и
последовательности изучения материала курса;
ориентация в практической части на региональные факты и
местный исторический материал;
преимущество самодеятельности учащихся в учебной, творческой и
исследовательской деятельности.
Новые знания, получаемые учащимися в процессе работы по
программе, связаны с расширением сведений об исторических фактах как
средстве выражения культуры народа, с постижением истории как
материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества;
соотношение культуры и истории как составных частей культуры и
жизни общества в целом. Учащиеся при этом совершенствуют умения по
анализу документов, по работе со справочной литературой, по собиранию
и систематизации исторического материала для написания эссе, для
подготовки научных сообщений, докладов и рефератов.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и
микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских
занятий,
руководство самостоятельной учебной и научно
исследовательской работой учащихся, т.е. им выбираются как
объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково
исследовательские) методы.
Формы и приемы работы учащихся:
составление конспекта (в том числе и опорного) на основе
лекции учителя,
комплексный и аспектный анализ текста,
умение производить "самодиалог" с текстом (по предложенному
учителем или самостоятельно составленному плану),
организовывать коллективную и групповую работу на основе
специального текста,
исследование предложенной проблемы (по методу проектов),
сбор исторических и социокультурных фактов, их обработка и
систематизация, использование разных каналов поиска информации(энциклопедические и специальные словари, библиотечные и
электронные каталоги, Интернет и др.),
написание рефератов и выступление с сообщениями и
докладами на занятиях семинарского типа, на школьной
конференции.
Основной педагогической задачей на подобных уроках становится
приобщение школьников не только к родной национальной культуре, и к
культуре других народов; воспитание не только толерантности, но и
уважения к национальной самобытности других народов; понимание и
осознание учащимися национальнокультурных различий между народами
и этносами. Здесь актуальным становится другой путь представления
культуроведческой (или социокультурной) информации познание
культуры русского народа в диалоге культур. Каждая культура открывает
свои новые стороны и в то же время раскрывает то общее, что объединяет
культуры разных народов и людей, говорящих на разных языках. Таким
образом,
социокультурной
осведомленности позволяет достигать не только образовательных, но и
развивающих, воспитательных целей. Социокультурный аспект в
преподавании истории проявляется также и в привлечении внимания
учащихся к современным историческим фактам, демонстрирующим
непосредственную связь истории и современных общественных процессов,
введение регионально значимого современного исторического материала в
урок.
исторической и
формирование
Таким образом, социокультурное направление, реализованное на
уроках истории при изучении отдельных тем , дополняет и наполняет
новым смыслом общие цели обучения, в частности воспитание интереса и
бережного отношения к истории и культуре родного края, осознание
специфических ее особенностей, характерных для той или иной местности
России; расширение знаний учащихся об истории, культуре своего
региона, характерных для него традициях и обычаях; особенно ценны в
этом плане сведения по исторической ономастике, топонимике и
микротопонимике. Мы убеждены, что использование регионально
значимого исторического материала в процессе преподавания не только
позволяет решить важные воспитательные задачи,
обогатить
энциклопедические знания школьников, но и позволяет поновому
подойти к организации всей работы, связанной с формированием
социокультурной компетенции.
истории на
культуроведческой основе (и учет принципа "диалога культур") должно
открыть перед учащимися многообразие духовного и материального мира,
помочь им понять и познать ценности и своей, и иной культуры и, в
конечном счете, научить жить и общаться в многонациональной, много
конфессиональной стране.
ПреподаваниеМеждисциплинарные связи курсов истории и МХК в воспитании
ключевых компетентностей учащихся
Приоритетные задачи современного социума, важнейшие для
развития как общества в целом, так и конкретной личности – воспитание
творческого и эмоциональноценностного отношения к миру, предъявляют
особые требования к личным и профессиональным качествам личности.
Этим обусловлена актуальность внедрения компетентностного подхода в
российскую школу.
Компетентность – это:
умение применять знания на практике;
переход от «знаю» к «умею пользоваться»;
достижение максимального результата минимальными средствами.
Компетентность связана с личностью.
Компетентностный подход – это подход, который в результате дает не
только определенную информацию, но и возможность, способность
действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях.
Виды компетентностей:
Ключевые
ситуациях)
Базовые
(необходимы каждому человеку в любых
(касаются организации деятельности в
определенной отрасли)
Специальные (необходимы специалисту для выполнения
своих обязанностей)
Ключевые компетентности
Политические и социально – правовые
Коммуникативные
Информационные
Способность учиться
Способность к эффективному поведению на рынке труда
Способность к самоуправлению, саморегуляции