Мониторинговое сопровождение повышения квалификации педагогических работников в контексте развития образования
И. Г. Дубровина
филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических работников
по Акмолинской области», г. Кокшетау
Известно, что для успешной реализации инновационных тенденций развития необходимы высокопрофессиональные кадры. Эффективное профессиональное развитие педагогов является одним из условий успешности современной школы. В настоящее время в казахстанской системе среднего образования происходят значительные перемены, связанные с обновлением его содержания, переходом на трехъязычное образование в рамках 12-летнего обучения. В соответствии с инновационной направленностью развития образования, к школам предъявляется ряд новых требований, выполнение которых напрямую связано с качеством подготовки педагогов. В связи с этим возрастает необходимость совершенствования условий и содержания профессионального развития педагога, в первую очередь, в системе повышения квалификации.
Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в условиях обновления образования особую значимость приобретает подготовка педагогических кадров и повышение их профессиональной компетентности [1]. В Государственной программе развития образования и науки на 2016-2019 годы в Республике Казахстан среди других важных задач значится повышение качественного состава педагогических кадров и обеспечение их качественной подготовки. Эти задачи выдвигают новые требования к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в контексте тенденций [2].
Решению поставленных перед системой повышения квалификации задач по подготовке к новым условиям обучения способствует курсовая подготовка педагогов в рамках обновления содержания среднего образования. С 2016 года на базе филиалов АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» осуществляется курсовая подготовка педагогов школ в связи с переходом на обновленное содержание среднего образования. Эта задача на сегодня является одной из самых важных и для Акмолинского филиала. Для проведения обновленных курсов повышения квалификации подготовлены тренеры из числа профессорско-преподавательского состава филиала. В целях реализации новой образовательной политики, обновления содержания начального и среднего образования в системе повышения квалификации курсовую подготовку прошли учителя предмета «Искусство», музыки, начальных классов, казахского, русского, английского языков. С 2017 года данное направление повышения квалификации расширится за счет включения в процесс курсовой подготовки учителей предметов естественно-математического цикла, истории и физической культуры.
Совместно с организацией курсовой подготовки ведутся мониторинговые мероприятия с целью определения качества и оценки результатов обучения педагогов области. Как составная часть системы оценки эффективности и качества деятельности института повышения квалификации педагогических работников, система мониторинга служит инструментом информационного обеспечения образовательной деятельности.
Мониторинг качества курсов в рамках обновления содержания среднего образования особенно важен, потому что внедрению обновленных программ обучения в школах должен соответствовать уровень подготовленности педагогических кадров. Комплексный мониторинг предполагает входное и выходное анкетирование слушателей, в котором предметом исследований является процесс обучения, соответствие его результатов поставленным целям и требованиям, а также динамика содержательно-организационных компонентов курсовой деятельности.
Наиболее важным фактором, влияющим на осознание слушателями необходимости повышения квалификации, является понимание целей обучения. Поэтому в ходе диагностики нам важно определить образовательные потребности, ожидания и степень готовности слушателей к обучению в период предстоящей курсовой подготовки. Анализ ответов респондентов по результатам входного анкетирования слушателей курсов по обновлению содержания среднего образования позволил выявить следующие тенденции. Формулируя индивидуальные цели обучения, 80% слушателей указывают на необходимость подготовки к работе в условиях обновления содержания образования, 61% слушателей к тому же стремятся овладеть современными технологиями.
Эти показатели свидетельствуют о мотивированности педагогов на обучение. При организации курсового обучения тренерам важно отталкиваться от того, насколько педагоги осведомлены о содержании обновления среднего образования, с тем, чтобы выстроить четкую линию содержательного взаимодействия со слушателями. Анализ анкет слушателей показал, что 59% респондентов имеют лишь общее представление о планируемом обновлении содержания образования, 41% не имеют конкретных знаний о содержании обновления среднего образования. Следовательно, тренерам необходимо предметно подойти к процессу передачи слушателям содержательного компонента курса. Качество обучения также зависит и от выбора его оптимальных форм. Так, по данным входного анкетирования, для 70% слушателей наиболее эффективными являются групповые формы и методы обучения, такие как «черный ящик», «мозговой штурм», «кейс метод», «кластер», «6 шляп» и др., кроме того от 33% до 38% слушателей курсов для обучения выбрали деловую/ролевую игру, мастер-класс, тренинг и семинар. Как видно, для слушателей наиболее приемлемы практико ориентированные формы и методы обучения.
Таким образом, анализ входных анкет слушателей показал, что подавляющее большинство педагогов нацелены на подготовку к работе в условиях обновления содержания образования, стремятся овладеть современными технологиями и методами обучения и воспитания. При этом для повышения эффективности обучения слушатели предпочитают использовать групповые и практические формы работы. Тренерам курсов необходимо учесть, что слушатели имеют лишь общее представление о планируемом обновлении содержания образования и низкий уровень знаний о его содержании. Данные
мониторинга помогают тренерам курсов в организации работы со слушателями, в выборе форм и методов преподавания для наиболее качественного усвоения содержания.
Для комплексного мониторинга курсов повышения квалификации в рамках обновления содержания среднего образования также важны анализ организации и качества курсовой подготовки, оценка результатов обучения с позиции самих слушателей. С целью изучения содержания, качества преподавания и организации работы по окончании курсов было проведено выходное анкетирование слушателей. Анализ выходных анкет позволил выявить достаточно высокую оценку курсовой подготовки. Наиболее высоко оценена организация работы на курсах – 9,99 баллов, качество преподавания – 9,98 баллов и содержание материала – 9,96 баллов. Средняя оценка по трем параметрам равна 9,98 баллов. Качество ресурсного обеспечения в целом по всем курсам оценено на 9,97 баллов. В целом, слушатели дают высокую оценку новым курсам повышения квалификации по обновлению содержания среднего образования, а значит, высоко оценивают их содержание, качество преподавания и организацию. Для формирования целостного представления о качестве курсовой подготовки важна самооценка качества усвоения слушателями содержания. В самооценке результатов обучения наибольшее количество слушателей на «отлично» оценивают следующие показатели.
Свои результаты обучения 99% слушателей оценили только на «отлично» и «хорошо», «средне» оценили полученные знания лишь 1% слушателей. На низком и очень низком уровне не оценен ни один параметр, соответствующий приобретенным знаниям, умениям и навыкам.
Так, по 75% слушателей по окончании обучения на «отлично» оценили собственные знания и понимание предпосылок обновления содержания среднего образования, а также содержания, целей и задач образовательной программы данных курсов. По 70% обучившихся педагогов высоко оценили понимание ими системы критериального оценивания и знание методики внедрения в практику, а также умение практически использовать педагогические подходы и учебные материалы образовательной программы данных курсов. 69% слушателей дали высокую оценку собственным умениям и навыкам, полученным в период обучения и необходимым для реализации обновленного содержания.
Таким образом, по окончании курсов практически все слушатели высоко оценивают свои знания и понимание предпосылок обновления содержания среднего образования, целей и задач образовательных программ курсов. В итоге обучения на курсах слушатели овладели умениями и навыками, необходимыми для реализации обновленного содержания, умением практически использовать педагогические подходы, учебные материалы образовательных программ курсов, а также пришли к пониманию системы критериального оценивания и знанию методики его внедрения в практику обучения.
По результатам мониторинга определены показатели удовлетворенности слушателей курсовой подготовкой, что также является важным компонентом анализа качества проведенной работы. Достижение цели курсов, профессионально-личностные изменения по завершению обучения оцениваются слушателями очень позитивно. Так, 91% слушателей при завершении курсов испытывают творческий подъем, 9% - ощущение удовлетворенности, неудовлетворенности не испытывает никто из слушателей. Ожидания от достижения цели курсов повышения квалификации полностью реализовались у 94% слушателей, частично – у 6%, не реализованных ожиданий нет. По данным мониторинга, у 100% слушателей после данных курсов изменился взгляд на современную организацию процесса обучения в условиях обновления среднего образования. Все 100% слушателей видят новизну курсовой подготовки. Это является свидетельством эффективности обучения. Оценка качества курсов, самооценка профессионально-личностных изменений у слушателей по результатам выходного анкетирования свидетельствуют о достижении целей обучения, высокой степени удовлетворенности слушателей его качеством, собственными результатами работы, а также об осознании педагогами собственного профессионального роста. Полученные данные исследований курсов в рамках обновления содержания среднего образования подтверждают высокий уровень их организации в целом: содержания, качества преподавания и организации условий обучения.
Проводимый в рамках курсов мониторинг помогает выстраивать работу по совершенствованию качества повышения квалификации. Данные диагностических исследований и анализ качества обучения передается кураторам курсов для тщательного рассмотрения и выявления сильных и слабых сторон организации преподавания, корректировки процесса обучения слушателей в рамках разработанных учебных программ. Аналитическая информация по итогам курсов рассматривается на заседаниях кафедр, административных совещаниях, совещаниях при директоре и служит основанием для принятия как педагогических, так и управленческих решений, направленных на обеспечение дальнейшего развития системы повышения квалификации в Акмолинской области. По итогам мониторинга качества курсов в рамках обновления содержания среднего образования определяется индивидуальный рейтинг тренеров в каждом полугодии и за год, что является стимулирующим фактором для дальнейшей работы.
Таким образом, мониторинговая деятельность является одной из составляющих повышения качества и эффективности курсовой подготовки педагогов в условиях обновления содержания среднего образования. Результаты комплексного мониторинга курсов формируют сравнительную базу данных для последующего совершенствования курсовой подготовки, позволяют коллективу филиала прогнозировать тенденции развития, определять стратегию и тактику управления качеством и эффективностью образовательного процесса.
Список литературы:
1. Государственная программа развития Республики Казахстан на 2011-2020 годы - http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118.
2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы - http://www.edu.gov.kz/ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-na-2016-2019-gody.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.