Работа представлена на районный конкурс педагогических достижений Центрального района
Честно говоря, не часто в своей жизни приходится задумываться над вопросом о миссии учителя. Этот вопрос для меня, во-первых, уже давно решён. Решён, наверное, ещё на этапе выбора профессии. Решён раз и навсегда. Во-вторых, нечего об этом думать из-за очевидности ответа. Однако постараюсь обрисовать все те важные моменты, которые считаю нужным пояснить, говоря о предназначении учителя.
Для эпиграфа, с моей точки зрения, подошли бы слова Генри Адамса – американского писателя и историка – «Учитель влияет на вечность. Он никогда не может сказать, где прекращается его влияние». Все мы знаем, что влияние бывает разным. Поэтому нужно быть хорошим учителем. А чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. «Все работы хороши»,- писал В.В. Маяковский. Но значимость нашей профессии трудно переоценить. Личность учителя, отношение учителя к ребенку, задачи, которые он ставит и решает, - всё важно и значимо.
Мои рассуждения на тему «Миссия учителя»
Работа представлена на районный конкурс педагогических достижений
Центрального района
Честно говоря, не часто в своей жизни приходится задумываться над вопросом о
миссии учителя. Этот вопрос для меня, во-первых, уже давно решён. Решён,
наверное, ещё на этапе выбора профессии. Решён раз и навсегда. Во-вторых, нечего
об этом думать из-за очевидности ответа. Однако постараюсь обрисовать все те
важные моменты, которые считаю нужным пояснить, говоря о предназначении
учителя.
Для эпиграфа, с моей точки зрения, подошли бы слова Генри Адамса –
американского писателя и историка – «Учитель влияет на вечность. Он никогда не
может сказать, где прекращается его влияние». Все мы знаем, что влияние бывает
разным. Поэтому нужно быть хорошим учителем. А чтобы быть хорошим учителем,
нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. «Все работы
хороши»,- писал В.В. Маяковский. Но значимость нашей профессии трудно
переоценить. Личность учителя, отношение учителя к ребенку, задачи, которые он
ставит и решает, - всё важно и значимо.
Начну с личности учителя. Конечно, сама личность учителя имеет огромную
воспитательную силу, и успех обучения во многом связан с личностными качествами
учителя, так как личность учителя производит впечатление, которое сохраняется на
долгие годы, если не на всю жизнь. Я это точно знаю. Например, моя бывшая
ученица, мать 13-летнего сына, до сих пор в разговорах с учителями (если она в чём-
то не согласна с ними) говорит: « А вот моя учительница…», «А вот у моей
учительницы…». Не скрою, это мне очень приятно, хотя бы потому, что наша
совместная школьная жизнь 25-летней давности не забыта, и даже является
образцом.
В непосредственной связи с личностью учителя, я бы выделила и его методы
обучения. Методы обучения – это своего рода стиль, его своеобразное «орудие», его
материал, преподносимый с живой
«фирменный» знак. Ведь действительно
мимикой, с различными оттенками голоса, с логическими паузами и прочими
эмоциональными приемами, остается в памяти ученика более прочно.
Учитель должен уметь влиять не только на сознание, но и на душу ученика.
Поэтому, я думаю, что учитель – это не просто профессионал, а человек, способный
оживить душу ребенка. От учителя требуется не столько знание программы и
методики, сколько участие в жизни ребенка.
Учитель должен знать, узнавать проблемы ребенка каждодневно: все его
потребности, слабости – понимать мотивы его поступков. И опять учитель –
завоеватель детских сердец. Учитель может достаточно глубоко проникать во
внутренний мир ребенка. Отсюда необходимость самому учителю иметь глубокий
разносторонний мир интересов, выходящий далеко за рамки программы. Кто-то из
великих сказал: «Образованному человеку следует знать все о чем-то и что-то обо
всем ».
Так как процесс развития предполагает естественное стремление ребенка к
самосовершенствованию, то аналогичная задача стоит и перед учителем. Они
должны быть связаны общей потребностью самосовершенствования.
Неразвивающийся учитель не может развить ученика, то есть его таланты и
способности, его скрытые интересы. Хорош лишь тот учитель, в котором ещё не умер
ученик. Завершаю эту мысль словами Конфуция: «Кто постигает новое, тот может
быть учителем». А ещё выразительнее сказал известный эстет О. Уайльд: «Гений
долговечнее, чем красота. Этим объясняется тот факт, что мы стремимся постоянно
повышать свое образование».
Различные проявления служения учителя ребенку можно, я думаю, объединить
в понятие «хороший учитель». Я бы выделила следующие характеристики этого
понятия:
-обширные общие и специальные знания
- высокие человеческие качества – знать и понимать ученика, уважать в нем
человека.Говоря о миссии учителя, уверена, нельзя ограничиться связкой учитель-ученик.
Миссия учителя – служение не только детям, но и служение во благо родины и
народа. Государство передает нам, учителям, свои функции, учитель выступает как
представитель его интересов. То есть миссия учителя намного шире просто задач,
определяемых нашей профессией.
Наша эпоха, связанная с модернизацией образования, выдвигает вперед и
инновационный аспект в деятельности учителя. И здесь учитель должен быть « на
передовой» - шагать в ногу со временем, ни в коем случае не отставая от учеников в
этом безумно быстро развивающемся мире компьютерных технологий.
Подводя итог, суммируя ведущие характеристики в понимании миссии учителя,
выделяю следующее:
учитель должен:
- быть носителем широких знаний, как предметных, так и надпредметных;
- владеть методами преподавания, отражающими свои собственные личностные
- совершенствоваться вместе с учениками;
- проникать во внутренний мир ребенка, помогая всякий раз, как потребуется
- быть проводником культурных ценностей общества;
Миссия учителя – это жизнь, нацеленная на служение детям и обществу.
Конечно, учитель один не в состоянии сделать всё, но этого и не требуется. Делай
всё, что можешь. Там, где можешь. С теми, кто рядом.
Очень верю в слова У. Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о
которой премьер-министры могут только мечтать».
характеристики;
помощь;
2