Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
19.01.2019
В данной статье описывается проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А. Коменского. Целью данной статьи является исследование идей Я.А. Коменского в области школьной неуспеваемости. Описываются типы неуспеваемости школьников с точки зрения Я.А.Коменского и пути решения данной проблемы в учебном процессе.
школьная неуспеваемость.docx
Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии
Я.А.Коменского
Кожевникова Е.А.
Лесосибирский педагогический институт – филиал
Сибирского федерального университета
Аннотация: В данной статье описывается проблема школьной
неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А. Коменского.
Ключевые слова: Неуспеваемость, учебный процесс, успеваемость.
Проблема школьной неуспеваемости была и остается сложнейшей
нерешенной задачей в теории и практике обучения, несмотря на то, что
многими исследователями выявлены ее причины и факторы, разработаны и
предложены различные системы обучения. Однако при изучении данной
проблемы мы все чаще обращаемся к идеям Я.А.Коменского
Целью данной статьи является исследование идей Я.А. Коменского в
области школьной неуспеваемости.
Я.А. Коменский считал, чтобы добиться успеха необходимо пройти
через трудности и препятствия, так же и учебном процессе ученику
необходимо трудится и добиваться своих успехов путем проб и ошибок.
Чтобы добиться успешности нужно пройти через труд, усталость, падения и
неудачи, только так можно добиться желаемых результатов.
.В работе «Великая дидактика» Коменский подчеркивал, что все дети
различны по своим способностям, и педагогу в процессе обучения следует
учитывать данное обстоятельство.
Коменский утверждает, что все дети индивидуальны и разграничивает
их по способностям: «у одних способности острые, у других тупые, у одних гибкие и податливые, у других твердые и упрямые, одни стремятся к
знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой»[5].
Коменским выделяет шесть типов учащихся: «Вопервых, есть ученики
с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они, преимущественно
пред всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно,
кроме того, чтобы предлагалась научная пища; растут они сами, как
благородные растения. Нужно только благоразумие, чтобы не позволять им
слишком торопиться, чтобы раньше времени они не ослабели и не
истощились»[5]. Данный вид врожденных способностей является самым
лучшим и успешным в образовательном процессе, т.к. ребенок мотивирован и
самостоятельно стремится к получению новых знаний. В данной ситуации
нужно правильно направлять ребенка в нужное русло, чтобы он не потерял
интерес к познанию.
Второй тип, выделяемый Коменским это: «дети, обладающие острым
умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в
пришпоривании»[5]. Дети с данным типом врожденных способностей очень
податливые, они будут успешны в учебном процессе, если правильно
мотивировать и давать правильные советы.
Третий тип врожденных способностей, описываемый Коменским это:
«есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и
упрямые. Таких обыкновенно в школах ненавидят и большей частью считают
безнадежными; однако, если их надлежащим образом воспитывать, из них
обыкновенно выходят великие люди»[5]. Данный тип детей будет идти в
правильное и положительное русло, если их верно направить и мотивировать,
чтобы их энергия была направлена на получение новых знаний.
Четвертый тип Коменский описывает как: «ученики послушные и
любознательные при обучении, но медлительные и вялые. И такие могут идти
по стопам идущих впереди. Но для того чтобы сделать это для них
возможным, нужно снизойти к их слабости, никогда не переобременять их, не предъявлять к ним слишком строгих требований, относясь к ним
доброжелательно и терпеливо, или помогать, ободрять и поддерживать их,
чтобы они не падали духом. Пусть они позднее придут к цели, зато они будут
крепче, как бывает с поздними плодами. И как печать с большим трудом
оттискивается на свинце, но держится дольше, так и эти ученики в
большинстве случаев более жизненны, чем даровитые, и раз они чтолибо
усвоили, они не так легко забывают. Поэтому их не следует устранять из
школ»[5]. Данному типу детей не следует давать слишком много
обязанностей и возлагать на них большую ответственность, им следует давать
все по мере их возможностей и не стараться быть с ним слишком строгими.
Коменский пишет: «есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и
вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми. Но
при этом требуется великое благоразумие и терпение»[5]. Данный тип
вызывает затруднения в учебном процессе, их сложно мотивировать на какую
либо деятельность, они равнодушны и неторопливы, чтобы активизировать
данного ребенка нужно найти определенный подход, стараться вызвать у него
интерес к учебной деятельности.
Шестой тип, который описывает Коменский то: «ученики тупые, с
извращенной и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны,
однако известно, что в природе для всего испорченного есть
противодействующие средства и бесплодные от природы деревья при
правильной посадке становятся плодоносными. Поэтому вообще не следует
отчаиваться, а нужно добиваться устранить у таких учеников, по крайней
мере, упрямство. Если этого достигнуть не удастся, тогда только можно
бросить искривленное и суковатое дерево»[5]. Данный тип врожденных
способностей самый трудный и тяжелый, склонный к девиантному поведению,
поэтому потребуется немало усилий и терпения, чтобы добиться от такого
ребенка положительных результатов, ведь у него отсутствует какаялибо
мотивация и желание учится, он только упрямится и делает все посвоему, но в нужных руках и правильными методами думаю возможно добиться
прогресса.
Чтобы добиться успеха и избежать неуспеваемости Коменский считает:
« метод обучения должен быть возведён в искусство»[4], т.е. мы не можем с
уверенность опираться и следовать чемуто опыту и методу, ведь не каждый
метод может подойти к тому ил иному ребенку, ведь они все разные и по
своему индивидуальны, следовательно, нужно опираться не только на готовые
методические знания, но на свой опыт и интуицию, внося в определенный
метод свои коррективы и новшества, которые могли бы привести к
положительному результату.
Коменский отмечает: «педагогу при процессе обучения следует
опираться на 9 основоположений природы:основоположение природы IНичто
не предпринимается несвоевременно, Основоположение II Материал ранее
формы, Основоположение III Материал делается годным для восприятия
формы, Основоположение IV Всё образуется отдельно, а не смешанно,
Основоположение V Сперва внутреннее, Основоположение VI Прежде
общее, Основоположение VII Всё постепенно и никаких скачков!,
Основоположение VIII До окончания делане следует останавливаться,
Основоположение IX Нужно избегать противоречий»[4]
Первое основоположение объясняется тем, что в природе все устроено
гармонично, и все в природе не начинается не в свое время, так и с человеком,
мы начинаем заниматься той или иной деятельность тогда, когда мы или наше
старшее окружение знает, что нам пора заниматься данной деятельностью.
Так и с учебным процессом, наиболее удачное и правильное время начинать
учиться, это детство, когда ребенок уже готов и может воспринимать и
усваивать новые знания.
Основоположение второе характеризуется тем, что изначально природа
находит и подготавливает себе все необходимые материалы прежде, чем
начинает придавать ему форму, т.е птица, планируя произвести будущее потомство, сначала все подготовит и убедиться в том, что ее детенышам не
будет грозить опасность. Она вьет гнездо и высиживает в нем яйца, давая
птенцам вылупиться и окрепнуть. Такая же ситуация и в учебном процессе,
сперва подготавливается среда обучения, затем материалы по которым будут
обучаться дети, а затем мы уже можем непосредственно обучать детей.
Третье утверждение мы можем объяснить тем, что те методы и
материалы, которые мы используем в учебном процессе, должны быть
понятны тем, кого мы обучаем.
Основоположение четвертое мы можем объяснить тем, что природа
выполняет все действия в определенном порядке, не смешивая их, т.е все
материалы, которые даются в процессе обучения, построены в определенной
последовательности, в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей.
В пятом основоположенииговорится о том, что начиная изменять и
обучать кого то, сначала задумайся о себе.
В основоположении шесть описывается процесс, в котором сначала
природа формирует основу, базис, а лишь затем придает ей более точные и
особенные очертания. Данный принцип прослеживается и в учебном процессе,
мы в общем смысле обучаем всех учащихся, давая им одинаковый багаж
новых знаний и лишь затем пытаемся укрепить все знания и подтянуть
упущенное, чтобы в итоге получить полноценный положительный результат.
В седьмом основоположении говорится о том, чтопо своей сути в
природе все идет постепенно без прерываний и скачков через определенные
этапы. Снова же понимается вопрос о последовательности и равномерности.
Обучаясь в школе ребенок начинает свое обучение с 1 класса и продолжая
свое обучения без скачков и торможений постепенной получая новые знания
умения и навыки доходит до 11 класса.
Основоположение восемь говорит о том, что начав чтолибо, природа не
останавливается, пока не доведёт дело до конца. Такой же принцип мы можем
наблюдать и в учебном процессе, начав свое школьное обучение мы должны пройти все его ступени и окончить школьное обучение, иначе оно будет не
завершенным
В девятом Основоположении Коменским описывается то, что природа
тщательно избегает всего противоречивого и вредного. Данное утверждение
можно объяснить тем, что во время учебного процесса мы стараемся избегать
проблем и трудностей, стараемся по максиму выполнять все задания и
чтобы допиться желаемого результата.
требования на отлично,
Проанализировав работы Коменского можно сказать, что выделенные им
аспекты модели поведения в учебном процессе могут привести к
положительному результату
Таким образом,несмотря на то, что Я.А. Коменский утверждал, что
неуспеваемость неизбежна и в какойто степени необходима, он все же пишет
о методах предотвращения неуспеваемости, благодаря которым можно
достичь успеха в учебном процессе. Он так же описывает типы врожденных
способностей, которые относятся к разным группам детей, для которых
данные методы будут способствовать улучшению уже имеющихся успехов, а
для когото это станет шансом стать лучше и добиться положительных
результатов в учебном процессе. Но, изучив данные методы, мы не можем
сказать, что решили проблему неуспеваемости,а найдем решения лишь к ряду
проблемных ситуаций, при котором множество других вариантов будет
упускаться, поэтому данная проблема так и остается нерешенной по сей день.
Список литературы
1.
Меретукова З. К., Полушина Н. А. Неуспеваемость школьников как
проблема педагогической науки и образования // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. No3
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/neuspevaemostshkolnikovkak
(183).
problemapedagogicheskoynaukiiobrazovaniya (дата обращения: 13.12.2018). 2.
Ярославский педагогический
Вавилов Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников //
URL:
No2.
вестник.
2016.
https://cyberleninka.ru/article/n/problemyuchebnoyneuspevaemostishkolnikov
(дата обращения: 13.12.2018).
3.
Костенкова Ю.А. Понятие школьная неуспеваемость в современной
https://educ.wikireading.ru/6014
(дата обращения
науке.// ВикиЧтение.
23.12.18)
4.
Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. – М.: Книга по
Требованию, 2012. – 321 с.
5.
Москва:Государственное учебнопедагогическое издательство министерства
Коменский Я. А. Материнская школа / Коменский Я.А.
просвещения РСФСР,1947.
Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.