Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Оценка 4.7

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
19.01.2019
Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
В данной статье описывается проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А. Коменского. Целью данной статьи является исследование идей Я.А. Коменского в области школьной неуспеваемости. Описываются типы неуспеваемости школьников с точки зрения Я.А.Коменского и пути решения данной проблемы в учебном процессе.
школьная неуспеваемость.docx
Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского Кожевникова Е.А. Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета Аннотация:  В   данной   статье   описывается   проблема   школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А. Коменского.  Ключевые   слова:  Неуспеваемость,   учебный   процесс,   успеваемость. Проблема   школьной   неуспеваемости   была   и   остается   сложнейшей нерешенной   задачей   в   теории   и   практике   обучения,   несмотря   на   то,   что многими исследователями выявлены ее причины и факторы, разработаны и предложены   различные   системы   обучения.   Однако   при   изучении   данной проблемы мы все чаще обращаемся к идеям Я.А.Коменского Целью данной статьи является исследование идей Я.А. Коменского в области  школьной неуспеваемости. Я.А.   Коменский   считал,   чтобы   добиться   успеха   необходимо   пройти через   трудности   и   препятствия,   так   же   и   учебном   процессе   ученику необходимо   трудится   и   добиваться   своих   успехов   путем   проб   и   ошибок. Чтобы добиться успешности нужно пройти через труд, усталость, падения и неудачи, только так можно  добиться желаемых результатов. .В работе «Великая дидактика» Коменский подчеркивал, что все дети различны   по своим способностям, и педагогу в процессе обучения следует учитывать данное обстоятельство.  Коменский утверждает, что все дети индивидуальны и разграничивает их   по   способностям:   «у одних   способности   острые,   у   других   ­   тупые,   у одних­ гибкие и податливые, у других ­ твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой»[5].  Коменским выделяет шесть типов учащихся: «Во­первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они, преимущественно пред всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме   того,   чтобы   предлагалась   научная   пища;   растут   они   сами,   как благородные растения. Нужно только благоразумие, чтобы не позволять им слишком   торопиться,   чтобы   раньше   времени   они   не   ослабели   и   не истощились»[5].   Данный   вид   врожденных   способностей   является   самым лучшим и успешным в образовательном процессе, т.к. ребенок мотивирован и самостоятельно   стремится   к   получению   новых   знаний.   В   данной   ситуации нужно правильно направлять ребенка в нужное русло, чтобы он не потерял интерес к познанию.   Второй тип, выделяемый Коменским это: «дети, обладающие острым умом,   но   медлительные,   хотя   и   послушные.   Они   нуждаются   только   в пришпоривании»[5].   Дети с данным типом врожденных способностей очень податливые,   они   будут   успешны   в   учебном   процессе,   если   правильно мотивировать и давать правильные советы. Третий  тип  врожденных  способностей,  описываемый   Коменским  это: «есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые. Таких обыкновенно в школах ненавидят и большей частью считают безнадежными;   однако,   если   их   надлежащим   образом   воспитывать,   из   них обыкновенно   выходят   великие   люди»[5].   Данный   тип   детей   будет   идти   в правильное и положительное русло, если их верно направить и мотивировать, чтобы их энергия была направлена на получение новых знаний.  Четвертый   тип   Коменский   описывает   как:   «ученики   послушные   и любознательные при обучении, но медлительные и вялые. И такие могут идти по   стопам   идущих   впереди.   Но   для   того   чтобы   сделать   это   для   них возможным, нужно снизойти к их слабости, никогда не переобременять их, не предъявлять   к   ним   слишком   строгих   требований,   относясь   к   ним доброжелательно и терпеливо, или помогать, ободрять и поддерживать их, чтобы они не падали духом. Пусть они позднее придут к цели, зато они будут крепче, как бывает  с поздними плодами. И как печать с большим трудом оттискивается   на   свинце,   но   держится   дольше,   так   и   эти   ученики   в большинстве   случаев   более   жизненны,   чем   даровитые,   и   раз   они   что­либо усвоили, они не так легко забывают. Поэтому их не следует устранять из школ»[5].   Данному    типу   детей   не   следует   давать   слишком   много обязанностей и возлагать на них большую ответственность, им следует давать все по мере их возможностей и не стараться быть с ним слишком строгими. Коменский пишет: «есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми. Но при   этом   требуется   великое   благоразумие   и   терпение»[5].   Данный   тип вызывает затруднения в учебном процессе, их сложно мотивировать на какую­ либо  деятельность,  они  равнодушны   и  неторопливы,  чтобы   активизировать данного ребенка нужно найти определенный подход, стараться вызвать у него интерес к учебной деятельности. Шестой   тип,   который   описывает   Коменский   то:   «ученики   тупые,   с извращенной и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны, однако   известно,   что   в   природе   для   всего   испорченного   есть противодействующие   средства   и   бесплодные   от   природы   деревья   при правильной посадке становятся плодоносными. Поэтому вообще не следует отчаиваться,  а  нужно   добиваться   устранить   у   таких   учеников,   по   крайней мере,   упрямство.   Если   этого   достигнуть   не   удастся,   тогда   только   можно бросить   искривленное   и   суковатое   дерево»[5].   Данный   тип   врожденных способностей самый трудный и тяжелый, склонный к девиантному поведению, поэтому потребуется немало усилий и терпения, чтобы добиться от такого ребенка   положительных   результатов,   ведь   у   него   отсутствует   какая­либо мотивация и желание учится, он только упрямится и делает все по­своему, но в   нужных   руках   и   правильными   методами   думаю     возможно   добиться прогресса. Чтобы добиться успеха и избежать неуспеваемости Коменский считает: « метод обучения должен быть возведён в искусство»[4], т.е. мы не можем с уверенность опираться и следовать чему­то опыту и методу, ведь не каждый метод может подойти к тому ил иному ребенку, ведь они все разные и по своему индивидуальны, следовательно, нужно опираться не только на готовые методические знания, но на свой опыт и интуицию, внося в определенный метод   свои   коррективы   и   новшества,   которые   могли   бы   привести   к положительному результату. Коменский   отмечает:   «педагогу   при   процессе   обучения   следует опираться на 9 основоположений природы:основоположение природы I­Ничто не предпринимается несвоевременно, Основоположение II­ Материал ранее формы,   Основоположение   III­   Материал   делается   годным   для   восприятия формы,   Основоположение   IV­   Всё   образуется   отдельно,   а   не   смешанно, Основоположение   V­   Сперва   внутреннее,   Основоположение   VI­   Прежде общее,   Основоположение   VII­   Всё   постепенно   и   никаких   скачков!, Основоположение   VIII­   До   окончания   делане   следует   останавливаться, Основоположение IX­ Нужно избегать противоречий»[4] Первое основоположение объясняется тем, что в природе все устроено гармонично, и все в природе не начинается не в свое время, так и с человеком, мы начинаем заниматься той или иной деятельность тогда, когда мы или наше старшее окружение знает, что нам пора заниматься данной деятельностью. Так и с учебным процессом, наиболее удачное и правильное время начинать учиться,   это   детство,   когда   ребенок   уже   готов   и   может   воспринимать   и усваивать новые знания. Основоположение второе характеризуется тем, что изначально природа находит   и   подготавливает   себе   все   необходимые   материалы   прежде,   чем начинает   придавать   ему   форму,   т.е   птица,   планируя   произвести   будущее потомство, сначала все подготовит и убедиться в том, что ее детенышам не будет грозить опасность. Она вьет гнездо и высиживает в нем яйца, давая птенцам вылупиться и окрепнуть. Такая же ситуация и в учебном процессе, сперва подготавливается среда обучения, затем материалы по которым будут обучаться дети, а затем мы уже можем непосредственно обучать детей. Третье   утверждение   мы   можем   объяснить   тем,   что   те   методы   и материалы,   которые   мы   используем   в   учебном   процессе,   должны   быть понятны тем, кого мы обучаем. Основоположение   четвертое   мы   можем   объяснить   тем,   что  природа выполняет все действия в определенном порядке, не смешивая их, т.е все материалы, которые даются в процессе обучения, построены в определенной последовательности, в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей. В   пятом   основоположенииговорится   о   том,   что   начиная   изменять   и обучать кого то, сначала задумайся о себе. В   основоположении   шесть     описывается   процесс,   в   котором   сначала природа формирует основу, базис, а лишь затем придает ей более точные и особенные очертания. Данный принцип прослеживается и в учебном процессе, мы   в   общем   смысле   обучаем   всех   учащихся,   давая   им   одинаковый   багаж новых   знаний   и   лишь   затем   пытаемся   укрепить   все   знания   и   подтянуть упущенное, чтобы в итоге получить полноценный положительный результат. В   седьмом   основоположении   говорится   о   том,   чтопо   своей   сути   в природе все идет постепенно без прерываний и скачков через определенные этапы. Снова же понимается вопрос о последовательности и равномерности. Обучаясь в школе ребенок начинает свое обучение с 1 класса и продолжая свое обучения без скачков и торможений постепенной получая новые знания умения и навыки доходит до 11 класса. Основоположение восемь говорит о том, что начав что­либо, природа не останавливается, пока не доведёт дело до конца. Такой же принцип мы можем наблюдать и в учебном процессе, начав свое школьное обучение мы должны пройти все его ступени и окончить школьное обучение, иначе оно будет не завершенным В девятом Основоположении Коменским описывается то, что природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного. Данное утверждение можно объяснить тем, что во время учебного процесса мы стараемся избегать проблем   и   трудностей,   стараемся   по   максиму   выполнять   все   задания   и   чтобы   допиться   желаемого   результата. требования   на   отлично, Проанализировав   работы   Коменского   можно   сказать,   что   выделенные   им аспекты   модели   поведения   в   учебном   процессе   могут   привести   к положительному результату Таким   образом,несмотря   на   то,   что   Я.А.   Коменский   утверждал,   что неуспеваемость неизбежна и в какой­то степени необходима, он все же пишет о   методах   предотвращения   неуспеваемости,   благодаря   которым   можно достичь успеха в учебном процессе. Он так же описывает типы врожденных способностей,   которые   относятся   к   разным   группам   детей,   для   которых данные методы будут способствовать улучшению уже имеющихся успехов, а для   кого­то   это   станет   шансом   стать   лучше   и   добиться   положительных результатов в учебном процессе. Но, изучив данные методы, мы не можем сказать, что решили проблему неуспеваемости,а найдем решения лишь к ряду проблемных   ситуаций,   при   котором   множество   других   вариантов   будет упускаться, поэтому данная проблема так и остается нерешенной по сей день. Список литературы 1. Меретукова   З.   К.,   Полушина   Н.   А.   Неуспеваемость   школьников   как проблема   педагогической   науки   и   образования   //   Вестник   Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. No3   URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/neuspevaemost­shkolnikov­kak­ (183). problema­pedagogicheskoy­nauki­i­obrazovaniya (дата обращения: 13.12.2018). 2. Ярославский   педагогический   Вавилов   Ю.   П.   Проблемы   учебной   неуспеваемости   школьников   //   URL:   No2. вестник.   2016. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy­uchebnoy­neuspevaemosti­shkolnikov (дата обращения: 13.12.2018). 3. Костенкова   Ю.А.   Понятие   школьная   неуспеваемость   в   современной  https://educ.wikireading.ru/6014  (дата   обращения науке.//   ВикиЧтение. 23.12.18) 4. Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А.  – М.: Книга по Требованию, 2012. – 321 с.   ­ 5. Москва:Государственное   учебно­педагогическое   издательство   министерства Коменский   Я.   А.   Материнская   школа   /   Коменский   Я.А.   просвещения РСФСР,1947.

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"

Статья на тему " Проблема школьной неуспеваемости в педагогическом наследии Я.А.Коменского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2019