Тема : «Система психологического сопровождения развития личности
школьника»
Направление сборника: "Система комплексного сопровождения
обучающихся: педагогический, психологический, логопедический и медико
физиологический (здоровьесберегающий) аспекты"
Тлемисова Зульфия Ирусалимовна
педагогпсихолог
МБОУ «Семибугровская ООШ»
Камызякского района Астраханской области
[email protected]
Анонс: В статье представлен материал из опыта работы школьного
психолога с описанием форм и методов деятельности с обучающимися,
способствующих развитию личности, формированию ее эмоциональной
стабильности и эффективных коммуникативных умений. Актуальность
работы состоит в создании в образовательной организации психолого
педагогических условий, обеспечивающих:
преемственность содержания и форм организации образовательной
деятельности по отношению к дошкольному образованию с учетом
специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психологопедагогической компетентности
участников образовательных отношений;
вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней
психологопедагогического сопровождения участников образовательных
отношений;
дифференциацию и индивидуализацию обучения. Данные составляющие
являются непременным условием реализации требований ФГОС ОО.
Цель деятельности – психологическое сопровождение участников учебного
процесса, создание социальнопсихологических условий, способствующих
успешному обучению и развитию каждого ребёнка в конкретной школьной
среде. Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
1. сохранение и укрепление психологического здоровья;
2. мониторинг возможностей и способностей обучающихся и
воспитанников ДОУ;
3. психологопедагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
4. формирование у обучающихся и воспитанников ДОУ
ценности
здоровья и безопасного образа жизни;
5. развитие экологической культуры:
6. выявление и поддержка детей с особыми образовательными
потребностями;
7. формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников;
8. поддержка детских объединений и ученического самоуправления;
9. выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности.
Статья поможет педагогампсихологам,воспитателям ДОУ, учителям,
социальным работникам образовательных учреждений обеспечить успешную
социализацию учащихся, справиться с психологическими проблемами
ребенка, подростка.
Можно выделить следующие
психологопедагогического
сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне
образовательной организации.
уровни
Этапы реализации сопровождения:
I этап (детский сад) — создание условий для естественного психологического
развития ребёнка. На данном этапе предполагается:
1. Работа по программе психологических занятий «Цветиксемицветик» (45
лет). Новизна программы заключается в том, что она предусматривает
непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребёнка на
протяжении всего дошкольного возраста, с учётом динамики развития
каждого психического процесса.
2. Работа по программе «Скоро в школу» (67 лет). Проведение
диагностических и коррекционноразвивающих занятий на предмет
готовности ребёнка к школе.
II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного
этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения
процесса адаптации первоклассников.
2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями
первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными
задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и
помощи детям.
3. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выработке
единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
4. Включение психолога в методическую работу педагогов, направленную
на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными
особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация психологопедагогической поддержки школьников.
Система групповой развивающей работы с детьми «Япервоклассник»
(внеурочная деятельность), направленная на повышение уровня их школьной
готовности,
социальнопсихологическую адаптацию в новой системе
взаимоотношений.
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов
деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации
первоклассников.
III этап – (12 класс) Психологопедагогическая работа со
школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и
детьми «группы риска».
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия
1го класса и целого года 2го класса и предполагает следующее:
Проведение
индивидуальной психологопедагогической диагностики в
отношении школьников, испытывающих трудности в формировании
универсальных учебных действий. Взаимодействие с ЦПМПК по вопросам
определения образовательного маршрута для детей, испытывающих
трудности в усвоении школьной программы.
Организация подгрупповой психокоррекционной работы со школьниками,
испытывающими трудности в обучении и поведении.
Организация групповой развивающей работы «Познай себя» (внеурочная
деятельность) с обучающимися по развитию УУД.
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по
результатам диагностики.
Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и
возрастных особенностей учащихся.
Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации
учебного процесса, стиля педагогического общения.
IV этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка
дальнейшей работы. Данный этап предполагает следующее:
Проведение промежуточной групповой диагностики во 2
четверти 3 класса (изучение личностных, коммуникативных,
познавательных УДД).
Аналитическая деятельность по анализу результативности
внедрения ФГОС.
Психологопедагогическая работа:
коррекционная работа по преодолению тревожности и
формированию позитивной Я концепции в младшем школьном
возрасте (кружок «Я сам»)
Просветительская работа с педагогами и родителями.
Индивидуальная консультативная работа со всеми участникам
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3. образовательного процесса
V этап (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся к
переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в
начальной школе
1. Проведение диагностики психологопедагогического статуса учащихся,
выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и
межличностном взаимодействии.
2. Организация групповой психологопедагогической работы со школьниками,
направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе во
внеурочной деятельности «Психологическая азбука».
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей
по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.
3.
4. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и
возрастных особенностей учащихся
5. Аналитическая работа,
направленная на осмысление результатов
проведенной работы в начальной школе.
VI этап — 5 класс психологическая адаптация к изменившимся условиям
школьной жизни
1. Реализация системы комплексного психологического сопровождения и
поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования,
мониторинг динамики развития, успешности освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
2. Реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных
достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся.
3. Оказание консультативной и методической помощи учителям школы
по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях
введения ФГОС,
составления индивидуальных программ
интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы
риска»;
4. Повышение уровня психологопедагогической компетентности
учителей, родителей, педагогов;
5. Профилактика возникновения проблем развития обучающихся.
VII этап 68 классыформирование и развитие позитивного отношения к школе,
что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной сферы детей, умения
понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Работа по сопровождению 68 классов определяется запросом со стороны
родителей учащихся и администрации школы. В рамках этого этапа
предполагается: 1.Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в
5 классе
2. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами
3. Коррекционноразвивающая работа по формированию УУД
VIII этап — 9 класс — сопровождение обучающихся по подготовке к
экзаменам. В рамках этого этапа предполагается:
1.
Проведение
курса
«Профориентация», направленный на самоопределение подростков и выбор
ими дальнейшего образовательного маршрута;
элективного
психологопедагогического
2. Проведение психологопедагогической диагностики, направленной на
определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных
действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута
при завершении обучения в 9 классе;
3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;
4. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по
готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного
маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу
профильных направлений.
5. Организация и проведение тренинговых занятий по программе
«Психологическая подготовка к ГИА» в целях отработки стратегии и
тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучения навыкам
саморегуляции, самоконтроля; повышения уверенности в себе, в своих
силах.
Направления психологопедагогического сопровождения
Деятельность педагога — психолога на каждом этапе сопровождения
включает работу по следующим направлениям:
Психологическое просвещение
Психологическая профилактика
Психологическая диагностика
Психологическая коррекция
Психологическое консультирование
Данные направления
предусматривают целенаправленную работу по
предупреждению возможных негативных явлений в психологическом и
личностном развитии обучающихся,
по созданию и поддержанию
благоприятного эмоциональнопсихологического климата в ученических и
педагогических коллективах. Таким образом, ожидаемыми результатами
являются:
1. Наличие системы психологопедагогического сопровождения внедрения
ФГОС в школе через разработку эффективных механизмов совместной
деятельности участников учебновоспитательного процесса школы 2. Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
3. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики
психологического развития обучающихся
4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого
педагогических аспектах формирования УУД
5. Сформированность положительного отношения к школе и навыков
коммуникативной культуры у большинства обучающихся школы через
развивающие занятия
6. Наличие системы коррекционноразвивающих занятий для детей, имеющих
проблемы в психологическом развитии и обучении.
Список литературы
Глазунов Д.А. Психология Развивающие занятия 1 класс, М. 2008
1.
2. Жаркова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя
начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на
соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издво "Логос", 2002.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: издво СГПУ, 1998.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого
педагогические основы построения системы развивающего обучения
Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
3.
4.
5.
6.
7. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М.,2008
8. Особенности личностного и профессиального развития субъектов
образовательного пространства в современных социальноэкономических
условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010
9. Психологопедагогическое обеспечение национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа», под ред В.В.Рубцова,М.2010
Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»
Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»
Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»
Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»
Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»
Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.