Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»
Оценка 4.7

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
психологическая работа +1
Детсад
04.04.2017
Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития  личности школьника»
из опыта работы.docx
Тема : «Система психологического сопровождения развития  личности школьника» Направление сборника: "Система комплексного сопровождения  обучающихся: педагогический, психологический, логопедический и медико­ физиологический (здоровьесберегающий) аспекты" Тлемисова Зульфия Ирусалимовна педагог­психолог МБОУ «Семибугровская ООШ» Камызякского района Астраханской области [email protected]     Анонс:  В статье представлен материал из опыта работы школьного психолога   с   описанием   форм   и   методов   деятельности   с   обучающимися, способствующих   развитию   личности,   формированию   ее   эмоциональной стабильности   и   эффективных   коммуникативных   умений.  Актуальность работы   состоит   в   создании   в   образовательной   организации   психолого­ педагогических условий, обеспечивающих: ­   преемственность   содержания   и   форм   организации   образовательной деятельности   по   отношению   к   дошкольному   образованию   с   учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся; ­         формирование   и   развитие   психолого­педагогической   компетентности участников образовательных отношений; ­   вариативность   направлений   и   форм,   а   также   диверсификацию   уровней психолого­педагогического   сопровождения   участников   образовательных отношений; ­   дифференциацию   и   индивидуализацию   обучения.   Данные   составляющие являются непременным условием реализации требований ФГОС ОО. Цель  деятельности – психологическое сопровождение участников учебного процесса,   создание   социально­психологических   условий,   способствующих успешному обучению и развитию каждого ребёнка в конкретной школьной среде. Поставленная цель реализуется через решение следующих задач: 1. сохранение и укрепление психологического здоровья; 2. мониторинг   возможностей   и   способностей   обучающихся   и воспитанников ДОУ; 3. психолого­педагогическая   поддержка   участников   олимпиадного движения; 4. формирование   у   обучающихся   и   воспитанников   ДОУ     ценности здоровья и безопасного образа жизни; 5. развитие экологической культуры: 6. выявление   и   поддержка   детей   с   особыми   образовательными потребностями; 7. формирование   коммуникативных   навыков   в   разновозрастной   среде   и среде сверстников; 8. поддержка детских объединений и ученического самоуправления; 9. выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности. Статья   поможет   педагогам­психологам,воспитателям   ДОУ,   учителям, социальным работникам образовательных учреждений обеспечить успешную социализацию   учащихся,   справиться   с   психологическими   проблемами ребенка, подростка.           Можно   выделить   следующие психолого­педагогического сопровождения:   индивидуальное,   групповое,   на   уровне   класса,   на   уровне образовательной организации.  уровни  Этапы реализации сопровождения: I этап ­ (детский сад) — создание условий для естественного психологического развития ребёнка. На данном этапе предполагается: 1. Работа по программе психологических занятий «Цветик­семицветик» (4­5 лет).   Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное   психологическое   сопровождение   и   развитие   ребёнка   на протяжении   всего   дошкольного   возраста,   с   учётом   динамики   развития каждого психического процесса.  2. Работа   по   программе   «Скоро   в   школу»   (6­7   лет).   Проведение диагностических   и   коррекционно­развивающих   занятий   на   предмет готовности ребёнка к школе. II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе.  В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается: 1.   Проведение   психологической   диагностики   УДД   в   рамках   изучения процесса адаптации первоклассников.  2.   Проведение   консультаций   и   просветительской   работы   с   родителями первоклассников,   направленной   на   ознакомление   взрослых   с   основными задачами   и   трудностями   периода   первичной   адаптации,   тактикой   общения   и помощи детям. 3. Проведение индивидуальных консультаций  с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу. 4. Включение психолога в  методическую  работу педагогов, направленную на   построение   учебного   процесса   в   соответствии   с   индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными  в ходе диагностики и наблюдения за детьми в  первые недели обучения. 4.   Организация   психолого­педагогической   поддержки   школьников. Система   групповой   развивающей   работы   с   детьми   «Я­первоклассник» (внеурочная   деятельность),   направленная   на   повышение   уровня   их   школьной готовности,   социально­психологическую   адаптацию   в   новой   системе взаимоотношений.  6.   Аналитическая   работа,   направленная   на   осмысление   итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников. III  этап   –  (1­2  класс)   Психолого­педагогическая   работа   со школьниками,   испытывающими   трудности   в   школьной   адаптации   и детьми «группы риска».  Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1­го класса и целого года 2­го класса и предполагает следующее: Проведение     индивидуальной   психолого­педагогической   диагностики   в отношении   школьников,   испытывающих   трудности   в   формировании универсальных учебных действий. Взаимодействие с  ЦПМПК  по вопросам определения   образовательного   маршрута   для   детей,   испытывающих трудности в усвоении школьной программы. Организация   подгрупповой   психокоррекционной   работы   со   школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Организация   групповой   развивающей   работы   «Познай   себя»   (внеурочная деятельность) с обучающимися по развитию УУД.   Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.   Просвещение   и   консультирование   педагога   по   вопросам   индивидуальных   и возрастных особенностей учащихся.  Участие   психолога   в   методической   работе   педагогов   с   целью   оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения. IV  этап   (3   класс)  –   промежуточная   диагностика   и   корректировка дальнейшей работы.  Данный этап предполагает следующее: Проведение промежуточной  групповой диагностики во 2  четверти  3 класса (изучение личностных,  коммуникативных,  познавательных УДД).  Аналитическая   деятельность   по   анализу   результативности внедрения ФГОС. Психолого­педагогическая работа:  коррекционная   работа   по   преодолению   тревожности   и формированию   позитивной   Я   ­концепции   в   младшем   школьном возрасте (кружок «Я ­ сам»)  Просветительская работа с педагогами и родителями.  Индивидуальная консультативная работа  со всеми участникам  1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. образовательного процесса V   этап   ­ (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся   к переходу   в   5   класс,   осмысление   результатов   проведенной   работы   в начальной школе 1. Проведение     диагностики   психолого­педагогического   статуса   учащихся, выявление   детей   испытывающих   трудности   в   учебной   деятельности   и межличностном взаимодействии. 2. Организация групповой психолого­педагогической работы со школьниками, направленной   на   профилактику   возможных   трудностей     в   5   классе   во внеурочной деятельности «Психологическая азбука».    Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей. 3. 4. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся 5. Аналитическая   работа,   направленная   на   осмысление   результатов проведенной  работы в начальной школе. VI  этап   —   5   класс  психологическая   адаптация   к   изменившимся   условиям школьной жизни 1. Реализация системы комплексного психологического сопровождения и поддержки   обучающихся,   включающую   комплексные   исследования, мониторинг   динамики   развития,   успешности   освоения   основной образовательной программы основного общего образования. 2. Реализация   системы   внутришкольного   мониторинга   образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся. 3. Оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях введения   ФГОС,   составления   индивидуальных   программ интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы риска»; 4. Повышение   уровня   психолого­педагогической   компетентности учителей, родителей, педагогов; 5. Профилактика возникновения проблем развития обучающихся. VII этап ­6­8 классы­формирование и развитие позитивного отношения к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Работа   по   сопровождению   6­8   классов   определяется   запросом   со   стороны родителей   учащихся   и   администрации   школы.   В   рамках   этого   этапа предполагается: 1.Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе            2. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами 3. Коррекционно­развивающая работа по формированию УУД VIII  этап   —  9   класс   —   сопровождение   обучающихся   по   подготовке   к экзаменам. В рамках этого этапа предполагается: 1.   Проведение курса «Профориентация», направленный на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;  элективного     психолого­педагогического   2.   Проведение   психолого­педагогической   диагностики,   направленной   на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;  3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей; 4.   Организация   и   проведение   педагогического   совета   (консилиума)   по готовности   к   выбору   учащимися   индивидуального   образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений. 5.   Организация   и   проведение   тренинговых   занятий   по   программе «Психологическая   подготовка   к   ГИА»   в   целях   отработки   стратегии   и тактики   поведения   в   период   подготовки   к   экзамену;   обучения   навыкам саморегуляции,   самоконтроля;   повышения   уверенности   в   себе,   в   своих силах. Направления психолого­педагогического сопровождения Деятельность   педагога   —   психолога   на   каждом   этапе   сопровождения включает работу по следующим направлениям:  Психологическое просвещение  Психологическая профилактика  Психологическая диагностика  Психологическая коррекция  Психологическое консультирование Данные   направления     предусматривают   целенаправленную   работу   по предупреждению   возможных   негативных   явлений   в   психологическом   и личностном   развитии   обучающихся,   по   созданию   и   поддержанию благоприятного   эмоционально­психологического   климата   в   ученических   и педагогических   коллективах.   Таким   образом,   ожидаемыми   результатами являются: 1. Наличие     системы   психолого­педагогического   сопровождения   внедрения ФГОС   в   школе   через   разработку     эффективных   механизмов   совместной деятельности участников  учебно­воспитательного процесса  школы 2. Наличие   системы     оценивания   УУД   с   учетом   возрастных   особенностей обучающихся. 3. Мониторинг   отслеживания   сформированности   УУД   и   динамики психологического развития обучающихся 4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого­ педагогических аспектах формирования УУД 5. Сформированность   положительного   отношения   к   школе   и   навыков коммуникативной   культуры   у   большинства   обучающихся   школы   через развивающие занятия 6. Наличие системы коррекционно­развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении. Список литературы Глазунов Д.А. Психология Развивающие занятия 1 класс, М. 2008 1. 2. Жаркова   Е.   Н.   Развитие   коммуникативной   деятельности   учителя начальных   классов   в   системе   повышения   квалификации   //   Автореф.   на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд­во "Логос", 2002. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд­во СГПУ, 1998. Зинченко   В.П.   Психологические   основы   педагогики.   (Психолого­ педагогические   основы   построения   системы   развивающего   обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. 3. 4. 5. 6. 7. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М.,2008 8. Особенности   личностного   и   профессиального   развития   субъектов образовательного   пространства   в   современных   социально­экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010 9. Психолого­педагогическое   обеспечение   национальной   образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред В.В.Рубцова,М.2010

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития  личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития  личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития  личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития  личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития  личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития личности школьника»

Статья на тему : «Система психологического сопровождения развития  личности школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017