Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"
Оценка 4.8

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
биология
9 кл—11 кл
18.01.2018
Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"
Статья посвящена одной из актуальных задач педагогики активизации познавательной деятельности обучающихся. Под ним подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности. Активная мыслительная работа студента на уроке – залог успешного обучения.В данной статье предложены разнообразные методические приемы, которые можно использовать на уроках биологии.
Статья Активация.doc
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии Одной   из   актуальных   задач   педагогики   является   активизация   познавательной деятельности   обучающихся.   Под   этим   подразумевается   целенаправленная   деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности. Активная   мыслительная   работа   студента   на   уроке,   познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? В   развитии   интереса   к   учебному   предмету   нельзя   полностью   полагаться   на содержание   изучаемого   материала.   Наука   может   увлечь   своей   необычностью,   с   одной стороны, и узнаваемостью фактов с другой. Новое, неожиданное вызывает у обучающихся чувство   удивления,   живой   интерес   к   процессу   познания,   помогает   им   усвоить   даже сложный учебный материал. Однако без активной деятельности содержательный материал вызовет   у   учащихся   только   созерцательный   интерес   к   предмету,   который   не   сменится познавательной. Основными   приемами,   стимулирующими   познавательную   активную   деятельность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых  и эвристических ситуаций.   Они   являются   эффективным   средством   развития   творческих   способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд конкретных дидактических задач: 1. закрепить   знания   школьников   по   определенной   части   многократному повторению обсуждаемого материала);   темы   (благодаря 2. повысить   интерес   к   изучаемому   предмету   (с   помощью   таких   приёмов,   как генерализация   идей,   обработка   умений   решать   проблемы,   различных   типов построения учебного процесса); 3. создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме (за счет обязательной самостоятельной работы обучающихся на каждом уроке и разумной дифференциации предлагаемых заданий); 4. научить работать в коллективе (используя опрос и взаимоопрос по каждой теме).   У   каждого   преподавателя   в   его   «методической   копилке»   есть   множество различных   приемов,   которые   повышают   интерес   учащихся     к   предмету   и   влияют   на качество обучения.                  Методические приемы, которые можно использовать на уроках 1. «Мыслительная разминка»  Один,   два     несложных   вопроса   на   размышление;   угадайте,   что   лежит   в   «таинственной шкатулке»;   придумайте   вопрос(или   угадайте   вопрос   учителя);   поясните   эпиграф; определите   тему   урока,   исходя   из   интригующего   вступления;   закончите   стихотворные строки; отгадайте загадку. 2. «Да – нетка» Ведущему,     который   загадал     биологический   объект,   задаются   несколько   наводящих вопросов.  3. « Светофор» При   опросе   обучающиеся   поднимают   карточки   разного   цвета,   которые   означают   их готовность к ответу: красная –« я не знаю», зеленая –« знаю». 4. Щадящий опрос Преподаватель   задает   вопросы.   Студент   первого   варианта   выступает   в   роли контролирующего,  а  студент второго  варианта  –  в роли   проверяющего.  Затем  их  роли меняются. 5. Игра «Биологическая эстафета» Группа делится на три команды по рядам. Студент   записывает     на листе бумаги   один признак организма и передает лист другому члену команды. Или   студенты по очереди выполняют  задания на доске, например, рисуют схему соцветия по описанию и названию. 6. Взаимоопрос « Ты мне, я ­ тебе» студенты опрашивают друг друга по базовым вопросам. 7. Мозговой штурм Решение  творческой задачи организуется  фронтально со всей группой 8. Пресс – конференция ( группа задает вопросы вызванным к доске ученикам) 9. Графический диктант  10. Вырази мысль другими словами 11. Вопросы к тексту  Студенты   составляют   разные   виды   вопросов:   репродуктивные,   расширяющие, проблемные.Вопросы  могут  начинаться: 1. произвольно 2. докажите, что……. 3. объясните, почему…….. 4. какой  вывод  можно  сделать  из…….. 5. какое  строение  имеют…….. 6. правда  ли, что……… 7.каким образом.. Проверка данного  вида  работы  проводится  несколькими  способами: 1. выборочно  или  у  всей группы;   2. заслушать  вопросы  нескольких  обучающихся  и  ответы  на  них  других; 3. организовать  работу  в  парах  или  группах (результаты  передают  учителю); 4. провести конкурс на лучший вопрос; 5. организовать взаимоопрос обучающихся по наработанным ими вопросам; Оценивается   качество  вопросов и  умение  на них отвечать. 12. Найди ошибки в тексте (опрос, перед объяснением) 13. Составление плана (статьи, параграфа) 15. Вопросы к рисунку  Как назвать  рисунок?  Что на  нем  показано?  Расскажите  об  изображенных  явлениях  или  процессах  и  сравните  их.  Сделайте  вывод.  Какие признаки  показаны? Не  показаны?  Какую  информацию о ……  можно  получить?  Найдите  информацию  о  ……….  Разделите  объекты на  две  группы  Какими  общими  признаками  обладают  эти …. 16.Составление схем 17. Игра « Что это такое?» За 1мин   один студент объясняет   термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь. 18. Тестовый контроль Выбрать один правильный ответ 19. « Правильно – неправильно» Найти правильное утверждение. 20. Повторяем с контролем! Учащиеся   разрабатывают   списки   контрольных   вопросов   ко   всей   изученной   теме ( проводится на последних уроках по определенной теме). 21. «Потерянные слова» За   определенное   время   необходимо   составить     список   ключевых   слов,   «утерянных»   в рассказе. 22. Показательный устный ответ Студент   демонстрирует   блестящий   ответ   у   доски   на   вопрос   со   свободным   ответом, остальные слушают. 23. Взаимоанализ Обучающиеся   отвечают   на   вопрос   со   свободным   ответом.   Затем   происходит   обмен работами для их анализа самими учениками и сравнение ответов с эталоном. 24. Опрос  по цепочке Рассказ   одного   обучающегося   прерывается   в   любом   месте   и   право   ответа   передается другому. 25. Игра « Цепочка» Группа   делится   на   три   команды   по   рядам.   Первый   член   команды   выбирает   один   из рисунков   и   отвечает   на   первый   пункт   плана   характеристики   изображенного   объекта. Количество пунктов в плане соответствует числу учеников в команде. 26. « Черный ящик» ( «Таинственная шкатулка») 27. Заполнение таблицы 28. Работа с терминами 29. Демонстрация видеофильма 30. Демонстрация опытов  31. Игра – тренинг 32.Тренинг «Термины»  33.Тренинг « Соответствие» (предсердие: сердце = желчный пузырь: ?) 34.   Тренинг   «Логическая   цепочка»    (организм,   почки,   мочеточник,   удаление   жидких продуктов, выделительная система или ядро ­? –атом ­ ? – вещество) 35. Тренинг «Разделите на  группы» (легкие, сердце, сосуды, кровь, трахеи, жабры) 36.   Тренинг   «Сгруппируй»  (почки,   сердце,   легкие,   кишечник,   артерии,   мочевой   пузырь, желудок, бронхи) 37.Тренинг «Определите по описанию» 38.Тренинг «Дополните ряд. Обобщите» 39.Тренинг « Последовательность» Укажите   правильную   последовательность   (процессов,     систематических   групп,   фаз развития и т.д.) 40.Тренинг «Продолжите предложение» 41. Тренинг»Четвертый лишний» 42. Биология в числах  43. Синквейн (д\з) Синквейн   –   творческая     форма     рефлексии,   способствующая   развитию   критического мышления. Способность резюмировать информацию, излагать  сложные  идеи,   чувства  и представления  в  нескольких  словах.  44. Составление  рассказов  по  заданным  словам (д\з) При    изучении    нового  или  повторении      материала   (на     основе    прочитанного    в учебнике  текста). 1.Сначала  опорные  слова  даются в  последовательности, соответствующей в учебнике (для  слабых обучающихся); 2. Затем  слова  даются  без  определенной  последовательности; 3. Вносятся   « лишние» слова,  которые не могут быть использованы  в тексте (для сильных обучающихся). Необходимо:     озаглавить   рассказ и объяснить,   на   какой   вопрос   отвечают, какой вопрос  к нему можно  задать.  45. Составление  текстов  с  пропущенными  словами (д\з  для  слабых обучающихся)  46. Составление  рассказов  с  биологическими  ошибками. (д\з  для  сильных обучающихся) А) работа  с  готовыми  текстами; Б)   составление   путешествии   текстов   в   форме   приключенческого   рассказа   или   рассказа   о 47. Составление  тестов (д\з) Эта  работа  предлагается после  изучения  темы. Тесты  разрабатываются   к параграфу или  разделу. 48.Составление кроссвордов (д\з) Можно предложить составить кроссворд с фрагментами по изученной теме (на каждое слово в кроссворде делается рисунок) 49.  «Самооценка» Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: Моя   мыслительная Больше У     меня всего   пока     активность   на   уроке   была   ………. мне не       понравилось совсем     ………………………. получается…………………….   я Сегодня Сегодняшний урок показал мне ……………………… понял(а), что       думать   ………………………. Литература. 1. Бондарук М.М.Занимательные материалы  и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5­11 классы ­ Изд. Учитель: Волгоград, 2007 2. Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5­11 классах ­ Изд. Учитель: Волгоград, 2004 3. Пустохина О.А. Урок в современной школе ­ Изд. Учитель: Волгоград, 2009 4. Приложение «Первое сентября» ­ 2005 год. 5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1989.

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"

Статья на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2018