Статья на тему "Активизация познавательной деятельности школьников"
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
математика +2
1 кл—2 кл
17.12.2018
Одна из причин потери интереса к учению заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса.
Статья на тему Активизация познавательной деятельности.doc
Активизация познавательной деятельности младших школьников.
Познавательная деятельность – это активное изучение человеком
окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает
знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только
взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и
развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные
средства, необходимые для усвоения основ науки.
В своей работе я стараюсь строить урок так, чтобы увлечь всех детей
учебным процессом, чтобы видеть заинтересованные лица ребят, «горящие»
глаза, желание отвечать, высказывать своё мнение.
Если ребёнок скучает, не включается в работу на уроке, отвлекается
это является сигналом для учителя, что у ребёнка не всё благополучно и
следует разобраться в причинах данного поведения.
Одна из причин потери интереса к учению заключается в том, что школа
в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы
самих детей.
Интерес это важнейший побудитель любой деятельности. Таким
образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с
интереса.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной
деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего
мира.
Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса,
средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Если мы признаём, что познавательный интерес – значительный фактор
обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень
важно знать условия, соблюдение которых способствует укреплению
познавательного интереса. Это максимальная опора на мыслительную
деятельность учащихся (ситуации, практические задания); ведение учебного
процесса на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная
атмосфера общения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
Поймать интерес ребёнка можно только тогда, когда слова, ситуации
понятны, знакомы ему. Если ребёнок переживал когдато похожую ситуацию –
ему понятен разговор, он включается в работу на уроке, мы видим активность
ребёнка, желание участвовать в разговоре, рассказывать, как это было у него в жизни в его опыте. Наша задача обратиться к опыту ребёнка и используя
возникшие ассоциации связать новые знания с уже имеющимся опытом.
С целью выяснения реальных детских представлений, важно создать на
уроке комфортную среду для общения, дать детям возможность смело,
свободно, открыто высказывать своё мнение, суждение. Это позволяет
учителю грамотно организовать работу на уроке, учитывая уровень детских
представлений.
Когда ребёнок приходит в школу, он имеет определённые представления
об окружающем мире. Но эти представления часто носят наивный, ошибочный
характер.
Для успешного обучения в школе, информация, которую получает
ребёнок, должна быть ему доступна, т.е. слова, должны нести смысловую
нагрузку. Часто ребёнок не понимает значение слова или имеет своё
неправильное объяснение. Во время работы на уроке мы спрашиваем детей:
«Что обозначает то или иное слово в тексте, задаче?». Дети затрудняются с
ответом либо их объяснения совершенно не соответствуют значению слова.
Получается, часть слов для ребёнка выпадает из текста и, как следствие, дети
не понимают смысл задачи, текста или художественного произведения.
Порой ребёнок не активен на уроке просто потому, что не понимает о чём идёт
речь.
Для успешного усвоения знаний в своей работе я делаю акцент на
выяснении, определении смысла слов, понятий, явлений.
Очень важна работа по формированию единого смыслового поля, в
котором в дальнейшем взаимодействуют участники учебного процесса. Слово
должно обозначать одно и то же для учителя и ученика.
Эта работа ведётся постоянно на всех уроках. По ходу урока разбираем
все непонятные, незнакомые слова. В классе имеется множество предметов,
которые можно рассматривать, трогать, совершать с ними какиелибо
действия. По возможности, стараемся принести в класс и рассмотреть все
предметы, которые вызвали интерес у детей на занятиях.
Большое значение имеют экскурсии, на которых дети могут пополнить
свои представления об окружающем мире. Обсуждаем с детьми полученную на
экскурсии
информацию, зарисовываем самые яркие свои впечатления,
выполняем задания, составленные по теме экскурсии.
Изучение и освоение окружающего мира начинаем с познания себя.
Человек – мера всех вещей. Ребёнок познаёт окружающий мир, соотнося с
собой. Так в математике сначала счёт начинаем на своих пальцах, потом
используем счётный материал. Учимся решать задачи, сначала придумывая
свои, опираясь на свои представления, личные переживания, затем из учебника
чужие.
При работе со звуками учимся чувствовать, определять какие изменения
происходят с собственным артикуляционным аппаратом, определять
количество разных звуков в слове, какие именно эти звуки, то есть давать им
характеристику, строить звуковые схемы, от них переходим к написанию букв
и слов.
Не требуется заучивать на память характеристику определённого звука,
достаточно его произнести, определить как он образуется, что происходит во
рту при образовании звука, почувствовать разницу в артикуляционном
аппарате при произношении твёрдого и мягкого звуков; приложив руку к шее
определить, ощущаем ли мы вибрацию голосовых связок при образовании
звонких звуков, либо её отсутствие при образовании глухих.
На уроках литературного чтения для понимания чувств и поступков,
характеров героев мы обращаемся к личному опыту детей, их переживаниям,
чувствам, которые дети испытывали в подобных ситуациях.
При работе над выразительным чтением стихов я прошу как бы
«примерить ситуацию на себя», « Как бы ты поступил? Что бы ты почувствовал
в такой ситуации?»
Если ребёнку понятно то, о чём говорится в произведении, он уже
переживал подобное, то чтение стихотворений становится выразительным,
эмоциональным, интересным. Каждый ребёнок читает стихотворение по
своему, как он чувствует, и все ребята с интересом слушают его.
Многие проблемы в изучении математики у детей возникают потому, что
за знаками, символами не стоит никакого смысла, информация заучивается
наизусть без понимания смысла математических действий, понятий.
Детям необходимо создать условия, при которых они смогли бы сами в
процессе деятельности добывать знания.
Так, например, знакомство с числом начинаем с выкладывания множества
предметов, счётного материала. Начинаем играть с множествами предметов.
Спрятали часть предметов, «Сколько под рукой?», добавили «Что
изменилось?». Вдвоём покажите определённое число пальцев (работа в паре).
Возникает отработка понятия состава числа.
Раскладываем счётный материал по парам, тройкам, четвёркам и т. д., из
множеств выстраиваем геометрическую фигуру, чтобы получилась большая фигура, работаем в группе. Выясняем, какая группа быстрее выполнила
задание. Ребята сами проверяют у других групп правильность выполнения
задания.
Объединяем множества, убираем его часть, делим множество на части,
многократно повторяем одно и то же количество, наблюдаем за
происходящими изменениями, опытным путём дети понимают смысл
математических действий.
Зарисовываем свои действия в альбом. Знакомим с цифрой как со знаком,
обозначающим определённое число предметов.
Оперируя с множествами предметов, производя с ними определённые
действия, дети нарабатывают зрительный образ числа,
следовательно,
предметная деятельность перерастает в образную. Учим детей сопоставлять,
размышлять, но не заучивать.
На уроках математики часто возникают сложности в решении задач, т.к.
дети не понимают значение некоторых слов, а как следствие ситуации, которая
описана в задаче и смысла действий, которые в ней происходят. Не понимают
процессов, которые происходят в задаче, этого нет в детском опыте (отмерили,
отрезали несколько метров от рулона ткани, раскроили, сшили; необходимость
рассчитать количество рулонов обоев на оклейку стен; разлили по 2 л, 3 л; и
т.д.)
Для понимания решения задачи необходимо замоделировать, осмыслить
ситуацию, о которой говорится в условии. Слова задачи при её моделировании
выстраиваются у детей в систему образов и их взаимодействий. Ребёнок
должен увидеть сам процесс в действительности.
Текстовую задачу необходимо перевести в план реальных действий.
Ребёнок должен быть деятелем внутри процесса. Такая работа по
моделированию задачи перерастает в образное мышление, т. е. способность
детей по слову учителя представить реальную ситуацию.
Задачу решаем сначала «руками» и лишь после этого решение записываем
математическими знаками.
Научить ребёнка учиться, т.е. самостоятельно добывать информацию
можно только тогда, когда ему интересно, а интерес вытекает из смысла
действий, понимания процессов, явлений происходящих вокруг него.
Статья на тему "Активизация познавательной деятельности школьников"
Статья на тему "Активизация познавательной деятельности школьников"
Статья на тему "Активизация познавательной деятельности школьников"
Статья на тему "Активизация познавательной деятельности школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.