Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Оценка 5
Лекции
docx
классное руководство
Взрослым
10.06.2017
В статье даются теоретические основы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников, акцентируется внимание на значение дидактических игр в обучении младших школьников, приводятся примеры видов дидактических игр, раскрывается важность игры для ребёнка в младшем школьном возрасте. В статье приводятся примеры, демонстрирующие использование учителем дидактических игр на уроках в начальной школе.
Дидактические игры статья.docx
Глущенко Любовь Викторовна
Учитель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №17 г. Феодосии Республики Крым»
Использование дидактической игры в процессе обучения
младших школьников
Аннотация. В статье даются теоретические основы использования дидактических
игр в процессе обучения младших школьников, акцентируется внимание на значение
дидактических игр в обучении младших школьников, приводятся примеры видов
дидактических игр, раскрывается важность игры для ребёнка в младшем школьном
возрасте. В статье приводятся примеры, демонстрирующие использование учителем
дидактических игр на уроках в начальной школе.
С целью демонстрации дидактических игр на уроках в начальной школе
открывается доступный для ребенка путь понимания и освоения мира.
Ключевые слова: дидактические игры, учебный процесс, форма обучения, игровая
деятельность, развитие внимания, интерес к учебному процессу, развитие мышления.
Введение.
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и
задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а
также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе,
профессиональных возможностей самого учителя.
Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются значительные
качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит
слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности
методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход
от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв.
Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.
Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение;
требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения
соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Формулировка цели и задач статьи.
Цель: для того, чтобы организация учебновоспитательного процесса была
эффективной, необходимо сделать процесс обучения занимательным, создать у детей
бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.
Задачи:
— раскрыть понятие о дидактической игре;
— раскрыть особенности использования дидактических игр;
— охарактеризовать виды дидактических игр;
Изложение основного материала статьи. Активизировать учебный процесс,
добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной
деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в
процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в
данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.
Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у
детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу
познания, помогает усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие
поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным,
ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно
сопряжена с активностью и удовольствием, поэтому многие педагоги указывали на
необходимость включения игры в процесс обучения.
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как
доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой
деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и
потому носит активный, действенный характер. Значит игра – это доступный ребенку своеобразный путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и
познании.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе
обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику
проверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другими
учащимися.
Дидактическая игра учителем может использоваться и как форма обучения, и как
самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон
личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности
психологопедагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного
возраста.
Исследователи игры видят много положительного в применении ее в учебном
процессе. Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, психологически
комфортна, в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается
выполнение задания, создаются условия для возникновения и развития познавательных
мотивов и интересов учащихся.
Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры
интеллектуальнопассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной
работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В эксперименте,
проведенном М.А. Джапаридзе, установлено, что задача, предложенная детям в игровой
форме, решается большинством из них (62%), даже если эту задачу они не смогли решить
в обычном виде. Если после решения эту задачу опять видоизменить в обычную, с ней
справляется около 18 % детей. И это проверено на собственных уроках:
Игры приближают с помощью воображаемых ситуаций учебную деятельность
ребенка к действительности, делают понятными цели учения, Игра и учеба – это две
разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых
педагогикой в целях обучения и воспитания детей, способствуют формированию
внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности,
инициативы. Задача педагога – сделать правильным, адекватным переход детей от игровой
деятельности к учебной. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче,
ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес.
Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1) Игры путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на
то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление
трудностей.
2) Игрыпоручения по содержанию просты, по продолжительности менее
длительны, чем игрыпутешествия. В основе их лежат действия с предметами, словесные
поручения, игрыпредложения, игрызагадки, игрыбеседы.
3) Игрыпредположения. Перед детьми ставится задача и создается ситуация,
которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется
мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
4) Игрызагадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,
делать выводы.
5) Игрыбеседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к
активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать
вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное,
высказывать суждения.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке:
сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали
максимум радости, наслаждения.
Существуют основные требования к содержанию игровой деятельности:
1.Соответствие игры теме и целям урока.
2. Углубление, расширение, закрепление знаний.
3.Соответствие возрастным особенностям детей.
Таким образом, цель дидактических игр – облегчить учащимся переход к учебным
задачам, стимулировать познавательный интерес к данному предмету. Сказанное позволит
сформулировать основные функции дидактических игр:
Обучающая игры ускоряют процесс усвоения учебного материала.
Развивающая в играх развиваются воображение, память, внимание, мышление,
творческие способности школьника.
Воспитательная игры влияют на различные черты характера (организованность,
ответственность, справедливость, самостоятельность).
Мотивационностимулирующая игра создает условия для возникновения и
усиления познавательных мотивов, развития интересов, формирует положительное
отношение к учению, активизирует познавательную деятельность.
Коммуникативная в игре происходит разноплановое субъектное, вербальное и
невербальное общение игроков одной команды (сотрудничество), соперников
(состязание).
Рефлексивная в игре ученик лучше познает себя в сравнении с другими,
вынужден контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять свои
ошибки.
Игры, используемые на уроках обучения грамоте, способствуют и выполнению
важных методических задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению; обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими
материала;
тренировке учащихся в выборе нужного варианта.
Занятия должны в большей степени носить игровой характер. В связи с этим, нужно
сказать об обязательном использовании в добукварный период и, в дальнейшем, при
обучении грамоте, разнообразного наглядного и дидактического материала: натуральных
предметов, игрушек, макетов, картинок (предметных, ситуативных, сюжетных),
настольных игр (картинных лото, домино, мозаик). Применение наглядных пособий
должно быть подчинено задаче урока, от которой зависит их количество, место и время
демонстрации.
С точки зрения языкового содержания можно выделить следующие игры,
используемые на уроках обучения грамоте: грамматические, лексические, фонетические и
орфографические.
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению
грамматики. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических
структур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием,
внимание становится рассеянным и вопреки воле переходит на чтонибудь другое, а
затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Если мы хотим
сосредоточить внимание детей на определенном объекте, то необходимо постоянно
открывать в нем все новые и новые стороны.
В этом случае учителя многие грамматические упражнения заменяют играми. Также
грамматические игры помогут сделать скучную работу более интересной и
увлекательной.
За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие
"строить" фундамент речи. Так как необходимой составной частью подготовки к
обучению грамоте является развитие речи учащихся, когда предметом их внимания и
осознания становится слово и предложение в целом: уточняется и обогощается словарный
запас, формируется и совершенствуется целенаправленность высказываний, внятность и
выразительность речи.
Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе
формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых
и произносительных навыков в какойто степени способствуют орфографические игры,
основная цель которых освоение правописания изученной лексики. Эффективность учебной деятельности зависит от двух главных составляющих:
умения учителя управлять вниманием своих учеников и умения научить учеников
владеть процессом планирования своего внимания. Место игры в структуре урока
обучения грамоте зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Необходимо
продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке:
Например, в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей и
стимулировать активность; в середине урока дидактическая игра должна решить
задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер.
Выводы. Таким образом, дидактическая игра – это сложное многогранное явление.
В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и
навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоциональноволевая
сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал
увлекательным. Именно поэтому через дидактическую игру быстрее познаются
закономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению и
развитие познавательных процессов, в том числе и внимания.
Литература:
1. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе.
Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.М.: Планета,
2010 /
2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,
упражнений, физкультминуток (14 классы) / В.И.Ковалько. М.: Эксмо, 2007 /
3. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986
4. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические
рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002
5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа.
РостовнаДону, 2004.
6. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987
Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.