Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Оценка 5

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Оценка 5
Лекции
docx
классное руководство
Взрослым
10.06.2017
Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
В статье даются теоретические основы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников, акцентируется внимание на значение дидактических игр в обучении младших школьников, приводятся примеры видов дидактических игр, раскрывается важность игры для ребёнка в младшем школьном возрасте. В статье приводятся примеры, демонстрирующие использование учителем дидактических игр на уроках в начальной школе.
Дидактические игры статья.docx
Глущенко Любовь Викторовна  Учитель первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №17 г. Феодосии Республики Крым»  Использование дидактической  игры в процессе обучения младших школьников Аннотация. В статье даются теоретические основы использования дидактических игр   в   процессе   обучения   младших   школьников,   акцентируется   внимание   на   значение дидактических   игр   в   обучении   младших   школьников,   приводятся   примеры   видов дидактических   игр,   раскрывается   важность   игры   для   ребёнка   в   младшем   школьном возрасте.   В   статье   приводятся   примеры,   демонстрирующие   использование   учителем дидактических игр на уроках в начальной школе. С   целью   демонстрации   дидактических   игр   на   уроках   в   начальной   школе открывается доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Ключевые слова: дидактические игры, учебный процесс, форма обучения, игровая деятельность, развитие внимания, интерес к учебному процессу, развитие мышления. Введение. Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя. Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком   мало   места   игре,   сразу   навязывая   ребенку   подход   к   любой   деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от   игры   к   серьезным   занятиям   слишком   резок,   между   свободной   игрой   и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Игровые   задания   развивают   у   детей   смекалку,   находчивость,  сообразительность. Многие   из   них   требуют   умения   построить   высказывание,   суждение,   умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Формулировка цели и задач статьи. Цель:  для   того,   чтобы   организация   учебно­воспитательного   процесса   была эффективной,   необходимо  сделать   процесс   обучения   занимательным,   создать   у   детей бодрое   рабочее   настроение,   облегчить   преодоление   трудностей   в   усвоении   учебного материала. Задачи: — раскрыть понятие о дидактической игре; — раскрыть особенности использования дидактических игр; — охарактеризовать виды дидактических игр;   Изложение   основного   материала   статьи.  Активизировать   учебный   процесс, добиться   устойчивого   внимания   можно,   зная,   что   среди   всех   мотивов   учебной деятельности   самым   действенным   является   познавательный   интерес,   возникающий   в процессе   учения.   Он   не   только   активизирует   внимание,   умственную   деятельность   в данный   момент,   но   и   направляет   ее   к   последующему   решению   различных   задач. Устойчивый   познавательный   интерес   и   внимание   формируются   разными   средствами. Одним   из   них   является  дидактическая   игра.  Все   необычное,  неожиданное   вызывает   у детей   богатое   своими   последствиями   чувство   удивления,   живой   интерес   к   процессу познания, помогает усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В   игре   происходит   развитие,   воспитание,   обучение   ребенка,   игра   обязательно сопряжена   с   активностью   и   удовольствием,   поэтому   многие   педагоги   указывали   на необходимость включения игры в процесс обучения. С.   Л.   Рубинштейн,   А.   Н.   Леонтьев   и   их   последователи   объясняли   игру   как доступный   для   ребенка   путь   понимания   и   освоения   мира.   Своеобразие   игровой деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер. Значит игра – это доступный ребенку своеобразный   путь   интенсивного   развития   потребностей,   прежде   всего   в   общении   и познании. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.   Большой   интерес   для   младших   школьников   представляют   игры   в   процессе обучения.   Это   игры,   заставляющие   думать,   предоставляющие   возможность   ученику проверить   и   развить   свои   способности,   включающие   его   соревнования   с   другими учащимися. Дидактическая игра учителем может использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная   игровая   деятельность   и,   как   средство   воспитания   различных   сторон личности.   Ее   систематическое   применение   способствует   повышению   эффективности психолого­педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. Исследователи   игры   видят   много   положительного   в   применении   ее   в   учебном процессе.   Игра   стимулирует   познавательную   деятельность   учащихся,   психологически комфортна,   в   игре   мобилизуются   интеллектуальные   силы   ребенка,   облегчается выполнение задания, создаются условия для возникновения и развития познавательных мотивов и интересов учащихся.     Исследования   психолога   Л.С.   Славиной   показали,   что   в   процессе   игры интеллектуально­пассивный   ребенок   способен   выполнить   такой   объем   умственной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В эксперименте, проведенном М.А. Джапаридзе, установлено, что задача, предложенная детям в игровой форме, решается большинством из них (62%), даже если эту задачу они не смогли решить в обычном виде. Если после решения эту задачу опять видоизменить в обычную, с ней справляется около 18 % детей. И это проверено на собственных уроках: Игры   приближают   с   помощью   воображаемых   ситуаций   учебную   деятельность ребенка к действительности, делают понятными  цели учения, Игра и учеба – это две разные   деятельности,   между   ними   имеются   значительные   качественные   различия. Дидактические   игры   –   это   разновидность   игр   с   правилами,   специально   создаваемых педагогикой   в   целях   обучения   и   воспитания   детей,   способствуют   формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. Задача  педагога  –   сделать   правильным,   адекватным   переход   детей   от   игровой деятельности  к  учебной. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче, ведь   важнейшим   источником   в   процессе   обучения   или   игре   является   его   интерес. Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания. Выделяют следующие виды дидактических игр:  1) Игры ­ путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то,   что   находится   рядом.   Они   обостряют   наблюдательность,   облегчают   преодоление трудностей. 2)  Игры­поручения  по   содержанию   просты,   по   продолжительности   менее длительны, чем игры­путешествия. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения, игры­предложения, игры­загадки, игры­беседы. 3)   Игры­предположения.  Перед   детьми   ставится   задача   и   создается   ситуация, которая   требует   осмысления   последующего   действия.   При   этом   активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. 4) Игры­загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок   развивает   способность   к   анализу,   обобщению,  формирует   умение   рассуждать, делать выводы. 5) Игры­беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы   и   ответы,   сосредотачивать   внимание   на   содержании,   дополнять   сказанное, высказывать суждения.  Главное   для   каждого   учителя,   чтобы   игра   приносила   пользу   на   уроке: сосредоточивала   внимание   детей,   усиливала   интерес   к   учебной   деятельности, вырабатывала   уверенность   в   своих   силах   и   чтобы   за   время   игры   учащиеся   получали максимум радости, наслаждения. Существуют основные требования к содержанию игровой деятельности: 1.Соответствие игры теме и целям урока. 2. Углубление, расширение, закрепление знаний. 3.Соответствие возрастным особенностям детей.  Таким образом, цель дидактических игр – облегчить учащимся переход к учебным задачам, стимулировать познавательный интерес к данному предмету. Сказанное позволит сформулировать основные функции дидактических игр:  ­ Обучающая ­ игры ускоряют процесс усвоения учебного материала. ­ Развивающая  ­ в играх развиваются воображение, память, внимание, мышление, творческие способности школьника. ­ Воспитательная ­ игры влияют на различные черты характера (организованность, ответственность, справедливость, самостоятельность).  ­   Мотивационно­стимулирующая  ­   игра   создает   условия   для   возникновения   и усиления   познавательных   мотивов,   развития   интересов,   формирует   положительное отношение к учению, активизирует познавательную деятельность. ­ Коммуникативная ­ в игре происходит разноплановое субъектное, вербальное и невербальное   общение   игроков   одной   команды   (сотрудничество),   соперников (состязание). ­   Рефлексивная  ­   в   игре   ученик   лучше   познает   себя   в   сравнении   с   другими, вынужден контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять свои ошибки. Игры,   используемые   на   уроках   обучения   грамоте,   способствуют   и   выполнению важных методических задач: ­созданию психологической готовности детей к речевому общению; ­   обеспечению   естественной   необходимости   многократного   повторения   ими материала; ­ тренировке учащихся в выборе нужного варианта. Занятия должны в большей степени носить игровой характер. В связи с этим,  нужно сказать об обязательном использовании   в   добукварный   период и, в дальнейшем,   при обучении грамоте,  разнообразного наглядного и дидактического материала: натуральных предметов,   игрушек,   макетов,   картинок   (предметных,   ситуативных,   сюжетных), настольных   игр   (картинных   лото,   домино,   мозаик).   Применение   наглядных   пособий должно быть подчинено задаче урока, от которой зависит их количество, место и время демонстрации.  С   точки   зрения   языкового   содержания   можно   выделить   следующие   игры, используемые на уроках обучения грамоте: грамматические, лексические, фонетические и орфографические. В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению грамматики.   Известно,   что   тренировка   учащихся   в   употреблении   грамматических структур,   требующая   многократного   их   повторения,   утомляет   своим   однообразием, внимание   становится   рассеянным   и   вопреки   воле   переходит   на   что­нибудь   другое,   а затрачиваемые   усилия   не   приносят   быстрого   удовлетворения.   Если   мы   хотим сосредоточить   внимание   детей     на   определенном   объекте,  то     необходимо   постоянно открывать в нем все новые и новые стороны.  В этом случае учителя многие грамматические упражнения заменяют играми. Также грамматические   игры  помогут   сделать   скучную   работу   более   интересной   и увлекательной.  За   грамматическими   следуют  лексические   игры,  логически   продолжающие "строить"   фундамент   речи.   Так   как   необходимой     составной   частью   подготовки   к обучению грамоте является развитие речи учащихся, когда предметом их внимания и осознания становится слово и предложение в целом: уточняется и обогощается словарный запас, формируется и совершенствуется целенаправленность высказываний, внятность и выразительность речи.  Фонетические игры,  предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой­то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых ­ освоение правописания изученной лексики. Эффективность   учебной   деятельности   зависит   от   двух   главных   составляющих: умения   учителя   управлять   вниманием   своих   учеников   и     умения   научить   учеников владеть процессом планирования своего внимания.        Место игры в структуре урока обучения грамоте   зависит от той цели, с которой ее использует учитель.   Необходимо продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке:    Например,  в начале урока цель игры  – организовать и заинтересовать детей и стимулировать   активность;  в   середине   урока  ­     дидактическая   игра   должна   решить задачу усвоения темы;  в конце урока ­  игра может носить поисковый характер. Выводы. Таким образом, дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В   дидактических   играх   происходит   не   только   усвоение   учебных   знаний,   умений   и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально­волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным.   Именно   поэтому   через   дидактическую   игру   быстрее   познаются закономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению и развитие познавательных процессов, в том числе и внимания. Литература: 1. Галанжина   Е.С. Дидактические   и   развивающие   игры   в   начальной   школе. Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.­М.: Планета, 2010 / 2. Ковалько   В.И. Младшие   школьники   на   уроке:   1000   развивающих   игр, упражнений, физкультминуток (1­4 классы) / В.И.Ковалько.­ М.: Эксмо, 2007 / 3. Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет.  М., 1986 4.  Виноградова   Н.Ф.  Дидактическая   игра   как   метод   обучения.   Методические рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002 5.  Кукушин   В.С.  Современные   педагогические   технологии.   Начальная   школа. Ростов­на­Дону, 2004. 6. Попова В.И.  Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"

Статья на тему "Дидактические игры в процессе обучения младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017