Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
окружающий мир
Детсад
06.03.2017
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Нам, педагогам, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для них.
Экологическое воспитание средствами
изобразительной деятельности.
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков,
плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой
пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но
это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема
сохранения окружающей среды одна из насущных. Последние десятилетия люди
стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом
мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную,
более разумную: «Человек в природе».
Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к
неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже
время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально
отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь
порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и
отмахивается от комаров; видит, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно
отворачивается.
Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные
убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную
информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные
предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые
стереотипы, изменить которые уже трудно.
Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой,
организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей
вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее.
Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе
является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания
дошкольников. Это первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего.
В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают большой объем знаний по
математике, русскому и даже иностранному языку. В то же время до сих пор бытует мнение,
что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной
акцент делается на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых
навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам
природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в
формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого
недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять
необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к
природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом
психологофизиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие
ребенка. Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения
видов животных и растений. Часто их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти
цветы могут исчезнуть и изза нарушения места обитания, например, в результате
вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех
живых организмов, независимо от нашего отношения к ним, поэтому мы, воспитатели, не
должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Часто изза
отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Нам, педагогам,
необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для них.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения
сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их
как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и
отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).
Предметы гуманитарноэстетического цикла могут играть исключительно важную роль в
формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой
чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство
вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту
внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей
действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и
собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации
эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия
практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их
освоение.
Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные
переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы.
Проанализировав литературу, можно сказать, что для дошкольного возраста характерны
особенности, позволяющие развить экологическую культуру: это и эмоционально
положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и
воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения
детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному
поведению и деятельности в природной и социальной среде.
В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого
немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие
внутреннего эмоционального состояния под воздействием окружающей его
действительности.
Отмечая огромную роль художественнографических средств в естественном стремлении
детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский
подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни
ребенка. Дети не просто переносят на бумагу чтото из окружающего мира, а живут в этом
мире, входя в него как творцы красоты». Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии,
присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и
реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат
важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении
и нравственноэстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью
являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь
важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за
окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму
закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи –
формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя,
ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и
пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы
формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его
сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром
и мысли – в конкретное изображение.
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые
шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и
прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов
детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать
красоту природы, ощущать сопричастность с ней.
На занятиях необходимо развивать и формировать в детях следующие способности и
умения:
умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над
природой;
умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в
неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной
и экзотической культуры;
способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать
своё отношение к ним в пейзажахнастроениях;
способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства
художественного выражения (цвет, линию, объём и т.п.) для осуществления своего
замысла;
умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях
стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной,
фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.
готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том,
что непонятно и пр.
Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и
уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания
природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы:
восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение),
воображение, моторная координация и речь.
Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в
изобразительной манере на своего педагога. Поэтому на занятиях по изобразительной
деятельности необходимо формировать в сознании детей стремление быть оригинальным,
создавать свою палитру изобразительновыразительных средств, создавать предпосылки
для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо
утверждала педагогхудожник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство
учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления
единственно правильными… верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».
В процессе практической деятельности детей иногда приходиться наблюдать
несоответствие задуманного и реально получившегося образа, поскольку рассеянное
внимание, присущее дошкольникам, не способствует устойчивости замысла. При анализе
работ указываю на эти несоответствия и хвалю тех, кто успешно справился с заданием.
Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической
деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним
замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Методика организации коллективных
видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога, и я, как
режиссёр, поначалу распределяла обязанности среди всех участников проекта. Со временем
дети приобрели опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появились те,
которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы,
созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких
работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к
результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности
своих действий.
Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей
«образовательной среды», ведь учебновоспитательный процесс всегда происходит в
определенном социальном и пространственнопредметном окружении, качество которого,
несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на
него в целом.
Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения
природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры
личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с
миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие
педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать
эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них
разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в
пространстве и т.д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на
реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.
Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"
Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"
Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"
Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.