Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
окружающий мир
Детсад
06.03.2017
Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Нам, педагогам, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для них.
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности.docx
Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности. "Человек  стал   человеком   только  тогда,   когда   увидел   красоту   вечерней   зари   и  облачков, плывущих   в   голубом   небе,   услышал   пение   соловья   и   пережил   восхищение   красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский Мы   живём   в   современном   обществе,   где   существует   множество   проблем.   Но   проблема сохранения   окружающей   среды   ­   одна   из   насущных.   Последние   десятилетия   люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе». Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время  могут бездумно раздавить  бегущего по тропинке  муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого  ребенка   столько холодности   и безразличия?  Не от нас  ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается   от   комаров;   видит,   что   дети   ломают   ветки   и   рвут   цветы,   и   равнодушно отворачивается. Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию.   Под   влиянием   взрослых   у   детей   вырабатываются   эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно. Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому   поиск   оптимальных   путей   воспитания   культуры   поведения   детей   в   природе является   актуальным   на   современном   этапе   развития   экологического   воспитания дошкольников. Это ­ первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего.  В   наши   дни   в   дошкольных   учреждениях   дети   получают   большой   объем   знаний   по математике, русскому и даже иностранному языку. В то же время до сих пор бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент   делается   на   воспитании   бережного   отношения   к   природе,   выработке   трудовых навыков   в   природных   условиях.   Конечно,   эмоциональное   отношение   детей   к   объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно:   детям   нужен   минимум   экологических   знаний,   которые   помогут   им   понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе   и   знаний   о   ней   даст   гораздо   больший   эффект.   Необходимо   разумно,   с   учетом психолого­физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Часто их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы   могут   исчезнуть   и   из­за   нарушения   места   обитания,   например,   в   результате вытаптывания.   Важно,   чтобы   дети   понимали   необходимость   сохранения   на   Земле   всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним, поэтому мы, воспитатели, не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные». Экологические   знания   становятся   основой   экологического   воспитания.   Часто   из­за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Нам, педагогам, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для них. Экологическое   воспитание   тесно   связано   и   с   развитием   эмоций   ребенка,   умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).   Предметы гуманитарно­эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании   экологической   культуры   дошкольников,   это   связано   с   их   особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще   и   изобразительное   искусство,   в   частности,   дает   возможность   раскрыть   красоту внутреннего   мира   человека   для   того,   чтобы   он   увидел   красоту   окружающей действительности   и   захотел   «творить»   её   сам.   Связь   восприятия   действительности   и собственной   изобразительной   деятельности   особенно   важна   как   средство   активизации эстетического   восприятия   детьми   природы.   Без   эстетически   направленного   восприятия практически   невозможно   существенное   познание   природных   явлений   и   целостное   их освоение. Дошкольный   возраст   –   это   период,   когда   актуальными   являются   эмоциональные переживания,   связанные   с   процессом   общения   детей   с   объектами   природы. Проанализировав  литературу, можно сказать, что для  дошкольного  возраста  характерны особенности,   позволяющие   развить   экологическую   культуру:   это   и   эмоционально­ положительное   восприятие   природы,   проявляющееся   в   интересе   к   прекрасному   и воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения детей   с   природой,   и   готовность   к   элементарному,   но   в   то   же   время   ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде. В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие внутреннего   эмоционального   состояния   под   воздействием   окружающей   его действительности. Отмечая  огромную роль  художественно­графических  средств в естественном стремлении детей   выразить   свои   чувства,   свое   отношение   к   окружающему   миру,   В.А.   Сухомлинский подчеркивал:   «…детский   рисунок,   процесс   рисования   –   это   частица   духовной   жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что­то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». Художественное   воспитание,   со   своей   стороны,   развивает   в   ребенке   чувство   гармонии, присущей   всем   природным   объектам   и   явлениям.   Произведения   искусства,   также   как   и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и   нравственно­эстетических   чувств.   Поэтому   занятия   изобразительной   деятельностью являются  важной составляющей  экологического  воспитания дошкольников. Причем  здесь важен   не   просто   просмотр   картин,   репродукций,   а   непосредственное   наблюдение   за окружающей   действительностью,   которая   дает   возможность   использовать   по   максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное   искусство   способствует   решению   еще   одной   важной   задачи   – формирования   целостного   восприятия   ребенком   окружающей   действительности.   Рисуя, ребенок   пытается   выразить   свое   понимание   окружающего   его   предметного   и пространственного,   природного   и   социального   мира.   Во   время   рисования   он   как   бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение. Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги   в   мире   изобразительного   искусства.   Организованное   восприятие,   осмысление   и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.  На  занятиях необходимо развивать и формировать в детях следующие способности и умения: умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над  природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в  неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной  и экзотической культуры; способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать  своё отношение к ним в пейзажах­настроениях; способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т.п.) для осуществления своего  замысла; умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях  стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения; умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной,  фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п. готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том,  что непонятно и пр.          Создаваемые   детьми   изображения   на   темы   природы   способствуют   закреплению   и уточнению   знаний   об   её   объектах   и   обогащают   детское   творчество   новыми   образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы,   и   в   момент   её   изображения   у   детей   развиваются   психические   процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация и речь. Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной   манере   на   своего   педагога.   Поэтому     на   занятиях   по   изобразительной деятельности необходимо  формировать в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать  свою  палитру  изобразительно­выразительных   средств, создавать   предпосылки для   самостоятельного   поиска   и   решения   поставленной   задачи,   ведь,   как   справедливо утверждала педагог­художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными… верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью». В   процессе   практической   деятельности   детей   иногда   приходиться   наблюдать несоответствие   задуманного   и   реально   получившегося   образа,   поскольку   рассеянное внимание,   присущее   дошкольникам,   не   способствует   устойчивости   замысла.   При   анализе работ указываю на эти несоответствия и хвалю тех, кто успешно справился с заданием. Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности   помогают   коллективные   и   подгрупповые   виды   работ,   когда   над   одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Методика организации коллективных видов   деятельности   на   начальном   этапе   предполагает   ведущую   роль   педагога,   и   я,   как режиссёр, поначалу распределяла обязанности среди всех участников проекта. Со временем дети приобрели опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появились те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные   детьми,   как   правило,   красочны,   декоративны   и   выразительны.   Анализ   таких работ   проходит   с   большим   интересом,   дети   активнее   выражают   своё   отношение   к результатам   совместного   труда,  радуются   итогу   коллективных   усилий  и   согласованности своих действий. Большое   значение   для   активизации   творчества   детей   имеет   создание   соответствующей «образовательной   среды»,   ведь   учебно­воспитательный   процесс   всегда   происходит   в определенном  социальном   и  пространственно­предметном   окружении, качество   которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом. Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения  природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры  личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с  миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие  педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать  эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них  разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в  пространстве и т.д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на  реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.

Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"

Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"

Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"

Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"

Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"

Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"

Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"

Статья на тему: "Экологическое воспитания средствами изобразительной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017