Статья на тему: "Экскурсия- как способ формирования универсальных учебных действий."
Оценка 5
Семинары
docx
география
9 кл
25.08.2018
Экскурсия – это одна из форм проведения занятия, которая позволяет наблюдать и исследовать различные объекты в их реальном окружении, в действии. Объект становится источником информации, ценностной ориентации и эмоционально-чувственного восприятия. Материал для самостоятельного анализа и осмысления поистине неисчерпаем. Благодаря экскурсионной работе происходит активизация мировоззренческого развития учащихся.География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной работы, так как её содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Одной из форм внеурочной деятельности является экскурсия
Статья на конференцию Экскурсия .docx
Экскурсия как способ формирования универсальных учебных
действий.
Н.В.Мироненко
В.С.Панарина
В соответствии с современной концепцией учебного предмета география
это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера,
формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете
людей. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный
предмет должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять
тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой.
География как учебный предмет имеет большие возможности для
проведения внеурочной работы, так как её содержание тесно связано с
окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с
международными и текущими событиями в нашей стране. Одной из форм
внеурочной деятельности является экскурсия ( «экскурсия» от латинского
excurro (экскурро), что значит «выбегаю»).
Экскурсия – это одна из форм проведения занятия, которая позволяет
наблюдать и исследовать различные объекты в их реальном окружении, в
действии. Объект становится источником информации, ценностной
ориентации и эмоциональночувственного восприятия. Материал для
самостоятельного анализа и осмысления поистине неисчерпаем.
Экскурсия – та форма учебной деятельности, которая открывает
бесконечно большое количество источников для получения новых сведений.
Общение с компетентными специалистами создает базу для умозаключений и
выводов. Зачастую экскурсия становится стартовой площадкой для поиска
интересной профессии, будущего собственного изыскания, для отбора
материала, подтверждающего или опровергающего уже сформулированные
гипотезы. На экскурсиях закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий,
составляют планы и картысхемы пути и т.д.
Классификация экскурсий:
По составу
и
количеству
участников
Индивидуа
льные;
Групповые.
По месту
проведения
Городские;
загородные
;
производст
венные.
По
содержани
ю
По месту в
учебном
плане
Обзорные;
тематичес
кие.
Вводные (по
курсу или
теме)
текущими
(по мере
изучения
материала
темы)
обобщающие
(после
изучения
материала
темы)
По
способу
передвиж
ения:
Пешеход
ные;
автомоби
льные;
водные;
железнод
орожные;
По форме
проведения
Экскурсия
прогулка;
Экскурсия
лекция;
экскурсия –
концерт;
экскурсия –
урок;
учебная
экскурсия.
Содержание экскурсионной работы направлено на формирование у
учеников целостной картины мира, адекватной современному уровню
знаний, а также на овладение различными культурными формами мышления;
воспитание личности,
способной к культурному и социальному
самоопределению в постоянно изменяющемся обществе, другими словами
происходит активное формирование учебных универсальных действий.
Приведем примеры формирования некоторых учебных универсальных
действий.
1. Личностные учебные действия:
умение вести себя культурно, экологическиграмотно, безопасно в
социальной (со сверстниками,взрослыми, в общественных местах) и
природной среде.Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются
интерес и любовь к природе (экскурсия в ВолгоАхтубинскую
пойму), эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе
(экскурсия в Зоологический музей ВГСПУ (7 8 классы).
осознание личной ответственности за здоровье своё и здоровье
окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с
нарушениями здоровья.Примерами таких экскурсий могут служить
экскурсия в медицинский колледж при работе над проектом
«Качество водопроводной воды» (9 класс),экскурсия в детскую
поликлинику №3 при работе над проектом «Влияние компьютера на
здоровье» (5 класс).
умение различать государственную
символику Российской
Федерации, своего региона (Посещение мессионерской станции в
день Героев России (9 класс);экскурсия на
Волгоградский
гидроузел(9 класс).
2. Формирование
регулятивных
универсальных
учебных
действий.Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся,
развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия к
экскурсионной жизни развивают предприимчивость,
умение
приспособляться к обстановке, сообразительность в различных
затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют
немаловажное значение для воспитания коллективных навыков.
3. Формирование познавательных учебных действий:
описывать,
сравнивать, классифицироватьприродные и социальные объекты на
основе их внешних признаков (известных характерных свойств),
устанавливать причинноследственные связи,проводить несложные
наблюдения и опыты по изучению природных объектов.После экскурсии
собранный материал обрабатывают. Материалы экскурсии можно
оформить в виде картасхемы, альбома с соответствующими рисунками,
фотографиями, записями, схемами, диаграммами, оформить гербарий.
4. Формирование коммуникативных учебных действий:учатся обобщать,
систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой, обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в
семье,
с другими людьми;
приобретается опыт учебного
сотрудничества с
учителем
и
одноклассниками;
осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая
деятельность в парах, в группе. Для закрепления экскурсионных
впечатлений можно использовать такой вид работы, как сочинения или
коллаж из рисунков. Такая работа помогает детям припомнить виденное
и слышанное на экскурсии, учит излагать свои впечатления, выражать
чувства, развивает письменную речь и творческие наклонности.
мировоззренческого развития учащихся.
Благодаря экскурсионной работе происходит активизация
Она направлена на
формирование обобщенных способов учебной,
познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение
опыта этой деятельности, что и прописано в стандартах второго
поколения.
Литература:
Белованова Е.А. География: формирование универсальных учебных
действий: 59 классы: методическое пособие, М: ВентанаГраф, 2014
224 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.М.:
Просвещение,2010.
Статья на тему: "Экскурсия- как способ формирования универсальных учебных действий."
Статья на тему: "Экскурсия- как способ формирования универсальных учебных действий."
Статья на тему: "Экскурсия- как способ формирования универсальных учебных действий."
Статья на тему: "Экскурсия- как способ формирования универсальных учебных действий."
Статья на тему: "Экскурсия- как способ формирования универсальных учебных действий."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.