Статья "Формирование представлений у младших школьников о культурно-исторической жизни русского народа, его национальных духовных традициях посредством уроков окружающего мира". При проведении урока по предмету «Окружающий мир» с целью формирования познавательных способностей детей на основе национальных и культурных традиций русского народа учитель ставит перед собой задачу: формировать у детей младшего школьного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на национальных культурно – исторических традициях народа.
О.В. Бендлина
Россия, г. Кыштым
Формирование представлений у младших школьников о
культурноисторической жизни русского народа, его
национальных духовных традициях посредством уроков
окружающего мира.
эпохи.
традиций,
ценностей,
Одной из
Первостепенной задачей современной школы является
духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся. Оно
неотделимо от жизни человека, от семьи, общества, культуры,
от страны проживания и
человечества в целом,
культурноисторической
ступеней
духовнонравственного развития является осознанное принятие
личностью
форм
культурноисторической, социальной и духовной жизни родного
города, области, страны. Через семью, родственников, друзей,
природную среду и социальное окружение наполняются конкретным
содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина»,
«родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Поэтому основным аспектом духовнонравственного развития,
воспитания и социализации учащихся являются базовые
национальные ценности, хранимые в социальноисторических,
культурных, семейных традициях многонационального народа
России, передаваемые от поколения к поколению.
особых
Подрастающее поколение должно иметь представления об
историческом прошлом своей страны, ведь человек без прошлого –
это человек без настоящего и без будущего. По словам В.М.
Васнецова: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит
своей истории».
Мы, учителя, имеем уникальную возможность знакомить детей
с культурой, бытом и традициями русского народа, с жизнью наших
предков посредством уроков окружающего мира, т.к. основной
целью обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе
является представление у учащихся
опыте
человечества, системе его отношений с природой и обществом.
Именно на этой основе у младшего школьника формируется
понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный
опыт.
о культурномПри проведении урока по предмету «Окружающий мир» с
целью формирования познавательных способностей детей на основе
национальных и культурных традиций русского народа мы
поставили перед собой задачу: формировать у детей младшего
школьного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы,
основанные на национальных культурно – исторических традициях
народа.
В результате работы предполагается,
что у детей
сформируется правильное и полное представление о родной стране, о
своей национальной принадлежности, о традициях, предметах
культуры, сформируется чувство национального достоинства.
Интегративный характер проведённого нами урока по теме:
«Как жили наши предки. Русская трапеза» обеспечивает синтез
знаний, полученных при изучении учебных предметов: окружающий
мир и музыка, что позволяет реализовать их в интеллектуально
практической деятельности обучающихся.
Познание детьми традиций русского народа на уроке
осуществлялось с учётом возрастных особенностей обучающихся. С
этой целью были отобраны наиболее доступные детям младшего
школьного возраста материалы: традиции, обряды, игры, пословицы,
песни, энциклопедический материал.
Для формирования познавательной и социальной активности
обучающихся их внимание было привлечено к знакомству с
принципиально новыми сведениями (понятиями, новой для них
терминологией). Например, на уроке дети узнали значение таких
слов, как «трапеза», «дрочёна», «взвар», «ботвинья». Знания,
приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов,
назначением предметов, помогают им делать обобщения и
умозаключения, расширить свой кругозор.
Социальная активность детей формировалась на уроке в
коммуникативных ситуациях: игры, забавы, обряды русского народа,
драматизация. Среди заданий, предложенных нами обучающимся,
были:
инсценирование тематической шутки «Два крестьянина»;
составление повседневного крестьянского меню;
«участие» в трапезе у крестьянской семьи;
организация пира;
проведение игр «Кто последним назовёт кашу», игра на
деревянных ложках;
сочинение частушки;
обряд «Как на масляной неделе…».
Игровая деятельность позволяет вовлекать каждого из
обучающихся в работу, осуществлять дифференцированный подход и
учитывать интересы детей. Мы считаем, что использование на уроке
таких видов деятельности учит детей творческому самовыражению,
получению всплеска положительных эмоций, приобщению к родной
культуре. В народных играх и забавах много юмора, шуток,
соревновательного задора; движения точны и образны, часто
сопровождаются неожиданными веселыми моментами.
Знакомство детей с традициями и бытом русского народа
осуществляется через такой вид деятельности, как работа с
пословицами. Благодаря таким пословицам, как «Хлеб на стол так
и стол престол», «Хлеб всему голова», Хлеб да вода – крестьянская
еда», «Худ обед, коли хлеба нет», происходит усвоение детьми
знаний о жизни русского народа в далёком прошлом. У всех
народов пословицы создавались, главным образом, в крестьянской
среде. Они возникали из непосредственных наблюдений над жизнью,
трудом и бытом народа. Ещё Н.В. Гоголь подметил, что «…все
великие люди наши, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели
перед нашими пословицами».
Важным аспектом в течение всего урока явилось включение в
него русской народной песни, т.к. в ней заключена особая
воспитательная ценность. На протяжении многих веков народ
сочинял песни как летопись своей жизни. Русская народная песня
несёт в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные
ребёнку. На уроке дети получили возможность исполнить русские
народные песни: «Ах, вы сени, мои сени…», «А мы просо сеяли,
сеяли», «Как на масляной неделе…». В этих песнях отражаются
радости и печали, удачи и трудности повседневной жизни русского
народа. Проявление неподдельного интереса к исполнению детьми
русской песни, которое мы наблюдали во время урока, мы можем
рассматривать как показатель чувства любви к истории и традициям
русского народа. Прекрасным дополнением к уроку были деревянные
ложки,
которые послужили замечательными музыкальными
инструментами для детей, свежеиспечённые блины были кстати при
исполнении песни «Как на масляной неделе…», русские народные
костюмы в сценкешутке «Два крестьянина».
Результатом деятельности проведенного нами урока явился
этап рефлексии, где детям была предоставлена возможность показатьсвои достижения. С этой целью мы использовали прием в форме
синквейна. Пример получившегося на уроке синквейна:
Трапеза
крестьянская, скудная
варили, подавали, молились
хлеба ни куска и стол доска
пища.
Дети достаточно полно и точно сформулировали свои мысли,
что свидетельствовало о максимальном усвоении детьми материала
урока. Мы уверены, что интерес детей к традициям и обычаям своего
народа, прошлому
своей страны закономерен и его надо
систематически развивать и закреплять, поэтому мы используем
такие уроки в нашей практике.
Проведение подобных уроков помогает развить у младших
школьников те черты характера, которые связывают их со своим
народом, его обычаями и традициями, расширяют знания об
окружающем мире, являются ярчайшим средством познавательной
активности.
Литература
1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/ Концепция
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России. – М.: «Просвещение», 2009. – 23с.
2. Пословицы народов мира. О пословицах и поговорках.
http://www.poslovitza.ru/o_poslovizah.html
3. Сборник рабочих программ Начальная школа. 3 класс.
УМК «Начальная школа 21 века» / Авт.сост. Е.С. Галанжина. – М.:
Планета, 2013.
4. Методическое пособие для учителя "Окружающий мир".
3кл. – М.: ВентанаГраф, 2013.