Статья на тему "Формирование представлений у младших школьников о культурно-исторической жизни русского народа, его национальных духовных традициях посредством уроков окружающего мира."

  • Семинары
  • docx
  • 24.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья "Формирование представлений у младших школьников о культурно-исторической жизни русского народа, его национальных духовных традициях посредством уроков окружающего мира". При проведении урока по предмету «Окружающий мир» с целью формирования познавательных способностей детей на основе национальных и культурных традиций русского народа учитель ставит перед собой задачу: формировать у детей младшего школьного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на национальных культурно – исторических традициях народа.
Иконка файла материала Формирование представлений у младших школьников о культурно.docx
О.В. Бендлина Россия, г. Кыштым Формирование представлений у младших школьников о культурно­исторической жизни русского народа, его национальных духовных традициях посредством уроков окружающего мира. эпохи.   традиций,   ценностей,   Одной   из Первостепенной   задачей   современной   школы   является духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   обучающихся.   Оно неотделимо   от   жизни   человека,   от   семьи,   общества,   культуры,   от   страны   проживания   и человечества   в   целом, культурно­исторической   ступеней духовно­нравственного   развития   является   осознанное   принятие личностью     форм культурно­исторической,   социальной   и   духовной   жизни   родного города,   области,   страны.   Через   семью,   родственников,   друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием   такие   понятия,   как   «Отечество»,   «малая   родина», «родная   земля»,   «родной   язык»,   «моя   семья   и   род»,   «мой   дом». Поэтому основным   аспектом   духовно­нравственного   развития, воспитания   и   социализации   учащихся   являются   базовые национальные   ценности,   хранимые   в   социально­исторических, культурных,   семейных   традициях   многонационального   народа России, передаваемые от поколения к поколению.   особых Подрастающее   поколение   должно   иметь   представления   об историческом прошлом своей страны, ведь человек без прошлого – это   человек   без   настоящего   и   без   будущего.   По   словам   В.М. Васнецова: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».  Мы, учителя, имеем уникальную возможность знакомить детей с культурой, бытом и традициями русского народа, с жизнью наших предков   посредством   уроков   окружающего   мира,   т.к.  основной целью  обучения  предмету «Окружающий   мир»  в  начальной   школе является   представление   у   учащихся     опыте человечества,   системе   его   отношений   с   природой   и   обществом. Именно   на   этой   основе     у   младшего   школьника   формируется понимание   общечеловеческих   ценностей   и  конкретный   социальный опыт.   о   культурномПри   проведении   урока   по   предмету   «Окружающий   мир»   с целью формирования познавательных способностей детей на основе национальных   и   культурных   традиций   русского   народа   мы поставили   перед   собой   задачу:   формировать   у   детей   младшего школьного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на национальных   культурно – исторических традициях народа.  В   результате   работы   предполагается,   что   у   детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей   национальной   принадлежности,   о   традициях,   предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства.  Интегративный   характер   проведённого   нами   урока   по   теме: «Как   жили   наши   предки.   Русская   трапеза»   обеспечивает   синтез знаний, полученных при изучении учебных предметов: окружающий мир   и   музыка,   что   позволяет   реализовать   их   в   интеллектуально­ практической деятельности обучающихся. Познание   детьми   традиций   русского   народа   на   уроке осуществлялось с учётом возрастных особенностей обучающихся. С этой   целью   были   отобраны   наиболее   доступные   детям   младшего школьного возраста материалы: традиции, обряды, игры, пословицы, песни, энциклопедический материал. Для   формирования   познавательной   и   социальной   активности обучающихся   их   внимание   было   привлечено   к   знакомству   с принципиально   новыми   сведениями   (понятиями,   новой   для   них терминологией).   Например,   на   уроке   дети   узнали   значение   таких слов,   как   «трапеза»,   «дрочёна»,   «взвар»,   «ботвинья». Знания, приобретенные   детьми   путем   знакомства   с   этимологией   слов, назначением   предметов,   помогают   им   делать   обобщения   и умозаключения, расширить свой кругозор. Социальная   активность   детей   формировалась   на   уроке   в коммуникативных ситуациях: игры, забавы, обряды русского народа, драматизация.   Среди   заданий,   предложенных   нами   обучающимся, были:      инсценирование  тематической шутки «Два крестьянина»; составление повседневного крестьянского меню; «участие» в трапезе у крестьянской семьи; организация пира; проведение  игр «Кто  последним  назовёт  кашу», игра  на деревянных ложках;  сочинение частушки; обряд «Как на масляной неделе…».            Игровая деятельность позволяет вовлекать каждого из обучающихся в работу, осуществлять дифференцированный подход и учитывать интересы детей. Мы считаем, что использование на уроке таких видов деятельности учит детей творческому  самовыражению, получению всплеска положительных эмоций, приобщению к родной культуре.   В   народных   играх   и   забавах   много   юмора,   шуток, соревновательного   задора;   движения   точны   и   образны,   часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами.  Знакомство   детей   с   традициями   и   бытом   русского   народа осуществляется   через   такой   вид   деятельности,   как   работа   с пословицами. Благодаря таким пословицам, как «Хлеб на стол ­ так и стол престол», «Хлеб всему голова», Хлеб да вода – крестьянская еда»,  «Худ   обед,   коли   хлеба   нет», происходит   усвоение   детьми знаний     о   жизни     русского     народа   в  далёком   прошлом.    У   всех народов   пословицы   создавались,  главным   образом,  в   крестьянской среде. Они возникали из непосредственных наблюдений над жизнью, трудом   и   бытом   народа.   Ещё   Н.В.   Гоголь   подметил,   что   «…все великие люди наши, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами». Важным аспектом в течение всего урока явилось включение в него   русской   народной   песни,   т.к.   в   ней   заключена   особая воспитательная   ценность.   На   протяжении   многих   веков   народ сочинял песни как летопись своей жизни. Русская народная песня несёт  в себе  конкретные  образы,  краски,  доступные  и  интересные ребёнку. На уроке дети получили возможность исполнить русские народные   песни:  «Ах,  вы   сени,  мои   сени…», «А  мы  просо   сеяли, сеяли»,   «Как   на   масляной   неделе…».   В   этих   песнях   отражаются радости и печали, удачи и трудности повседневной жизни русского народа. Проявление неподдельного интереса к исполнению детьми русской песни, которое мы наблюдали во время урока, мы можем рассматривать как показатель чувства любви к истории и традициям русского народа. Прекрасным дополнением к уроку были деревянные ложки,   которые   послужили   замечательными   музыкальными инструментами для детей, свежеиспечённые блины были кстати при исполнении песни «Как на масляной неделе…», русские народные костюмы в сценке­шутке «Два крестьянина». Результатом   деятельности   проведенного   нами   урока   явился этап рефлексии, где детям была предоставлена возможность показатьсвои   достижения.   С   этой   целью   мы   использовали   прием   в   форме синквейна.  Пример получившегося на уроке синквейна: Трапеза крестьянская, скудная варили, подавали, молились  хлеба ни куска ­ и стол доска пища.  Дети достаточно полно и точно сформулировали свои мысли, что свидетельствовало о максимальном усвоении детьми материала урока. Мы уверены, что интерес детей к традициям и обычаям своего народа,   прошлому     своей   страны   закономерен   и   его   надо систематически   развивать   и   закреплять,   поэтому   мы   используем такие уроки в нашей практике. Проведение   подобных   уроков   помогает   развить   у   младших школьников   те   черты   характера,   которые   связывают   их   со   своим народом,   его   обычаями   и   традициями,   расширяют   знания   об окружающем   мире,   являются   ярчайшим   средством   познавательной активности. Литература  1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/ Концепция  духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина  России. – М.: «Просвещение», 2009. – 23с. 2. Пословицы народов мира. О пословицах и поговорках.  http://www.poslovitza.ru/o_poslovizah.html 3. Сборник рабочих программ  Начальная школа. 3 класс.  УМК  «Начальная школа 21 века» / Авт.­сост. Е.С. Галанжина. – М.:  Планета, 2013. 4. Методическое пособие для учителя "Окружающий мир".  3кл. – М.: Вентана­Граф, 2013.