Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"
Оценка 4.6

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Оценка 4.6
Памятки +2
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—11 кл
09.01.2018
Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"
Обращение к проблеме насилия среди школьников обусловлено тем, что со¬временная школа является не только образовательным учреждением, но и местом, в ко¬тором ребенок нередко получает травматический социальный опыт. Каждый из нас по-разному вспоминает время, проведенное в школе. Для одних оно связано с радостными моментами, для других – с разочарованиями, обидами и унижением... Учителя, психологи и административные органы школ ломают голову над тем, каким образом возможно снизить агрессивное поведение школьников и подобрать адекватные организационные и психолого-педагогические меры, позволяющие эффективно решать спорные и конфликтные ситуации. Задача эта не простая вследствие того, что школа является зеркальным отражением общества, а общество буквально пропитано насилием. Одной из трудноразрешимых проблем для педагогического персонала образовательных учреждений является проблема воспитания у детей миролюбия, гуманного отношения к людям, стремление регулировать конфликтные ситуации или умение их избегать. Школьное насилие рассматривается в современном мире как серьезная социальная проблема. Научное описание проблемы насилия в школах над детьми имеет различные трактовки и в связи с неоднозначностью терминологии, затрудняется.
статья Формы насилия в образовательном учреждении.docx
Формы насилия в образовательном учреждении Насилие   в   образовательном   учреждении   –   это   спланированные   или спонтанные агрессивные действия, происходящие на его территории или в его помещениях во время занятий, перемен, по пути в него и обратно, а также на мероприятиях,  проводимых   образовательным   учреждением   в   другом   месте (например,   во   время   экскурсий).   Субъектами   и   объектами   насилия   в образовательном учреждении могут выступать  педагоги, другие работники, учащиеся  и их родители. Представитель   любой из названных групп может оказаться инициатором насильственных действий, пострадавшей стороной или свидетелем Существуют   различные   критерии   для   определения   видов   насилия, которые   происходят   в   образовательных   учреждениях.   Как   правило,   в международных   исследованиях   применяется   классификация   насилия, основанная   на   видах   агрессивных   действий   в   отношении   пострадавшего: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое (вымогательство, порча   или   отбирание   вещей,   денег)   насилие.   К   насилию   также   относится дискриминация   по   любому   признаку,   которая   проявляется   в   предвзятом отношении   и   различных   действиях.   По   характеру   проявления   выделяют отдельные,   однократные   насильственные   действия   и   систематическое, регулярно   повторяющееся   насилие   –   буллинг.   В   соответствии   с доминирующей во многих случаях насилия (в любых его видах) гендерной составляющей выделяют гендерное насилие. Среди насилия, происходящего в образовательных   учреждениях,   отдельное   место   занимают   телесные наказания, применяемые учителями в отношении учеников. Физическое насилие – это действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства. К физическому насилию относятся удары, наносимые рукой, ногой, при помощи каких­либо   предметов,   избиение,   толчки,   пинки,   подзатыльники,   укусы, надирание   ушей,   выкручивание   рук,   заламывание   пальцев,   принуждение оставаться   в   какой­либо   неудобной   или   унизительной   позе,   удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким­либо предметом или оружием и др. Физическое насилие может привести к физическим и психологическим травмам, инвалидности пострадавшего или смерти в результате травмы или суицида. Несмотря на законодательные запреты, учителя и другие работники образовательных   учреждений   иногда   прибегают   к   мерам   физического воздействия   для   поддержания   дисциплины   или   наказания   учеников.   Чаще всего они используют шлепки, подзатыльники, удары рукой или каким­либо предметом, но могут также толкать, ставить детей в угол, принуждать их оставаться в неудобной позе. Психологическое   насилие   включает   в   себя   совокупность   намеренных вербальных   и   поведенческих   действий,   направленных   на   унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию   человека.   Психологическое   насилие   может   проявляться   в насмешках, обзываниях (присвоении обидных кличек), высмеивании, отказе от общения,   недопущении   в   группу,   игру,   на   спортивное   занятие   или   другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани, которые подрывают самооценку и самоуважение человека, убеждают его в «никчемности», отверженности со стороны сообщества, обесценивают его   личность.   Физическое   и   психологическое   насилие   часто   начинается   с запугивания   –   угроз   в   устной   или   письменной   форме   (в   том   числе   с использованием электронной почты, социальных сетей), физических нападок и других действий с целью внушить страх, подчинить жертву, принудить ее к совершению   каких­либо   действий.   Запугивание   основано   на   реальном   или предполагаемом неравенстве сил обидчика и пострадавшего. Если обидчик не получает   должного   отпора,   как   правило,   он   вновь   и   вновь   прибегает   к запугиванию – оно становится систематическим.  Сексуальное   насилие   –   это   принуждение   человека   к   сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные   с   принуждением)   действия   сексуального   характера   со   стороны взрослого   в   отношении   несовершеннолетнего,   не   достигшего   возраста согласия. Изнасилование (половые отношения с применением насилия или с угрозой   их   применения)   –   крайняя   степень   сексуального   насилия.   Такое насилие наносит глубокую психологическую травму, приводит к снижению самооценки   и   может   стать   причиной   попытки   покончить   с   жизнью. Сексуальное   насилие   может   проявляться   через   нежелательные   объятия   и прикосновения,   в   том   числе   к   половым   органам   другого   человека,   или непристойное   обнажение   своих   половых   органов,   показ   порнографии, подглядывании за человеком в обнаженном виде. К сексуальному насилию также   относятся   унижающие   достоинство   высказывания   и   нежелательные притязания   сексуального   характера   –   заигрывания,   ухаживания   и домогательства,   а   также   любые   другие   действия,   направленные   на притеснение человека, отклонившего подобные притязания. Экономическое   насилие   в  образовательном   учреждении   проявляется   в порче   или   насильственном   отбирании   имущества   (одежды,   школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у учащихся или работников.   Часто   этот   вид   насилия   проявляется   через   вымогательство   – разовое   или   периодическое   требование   денег,   вещей   под   давлением   и принуждением,   включая   угрозу   расправы   физической   силой,   разглашения каких­то сведений, распространения слухов и сплетен. Подобные действия наносят   жертве   не   только   материальный,   но   и   моральный   ущерб   от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения). Дискриминация подразумевает предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и   сексуальной   ориентации,   социально­экономического   положения, религиозной   принадлежности,   инвалидности,   особенностей   развития   или поведения,   наличия   заболевания   или   любого   другого   признака. Дискриминация   может   проявляться   по­разному:   явно   и   открыто   через оскорбительные   и   унижающие   достоинство   человека   высказывания, комментарии, шутки, клички и обзывания, исключение из игр и мероприятий, а также неявно через предвзятое, неравное отношение. Гендерное   насилие   может   принимать   форму   психологического, физического или сексуального насилия, в его основе лежат дисбаланс сил и гендерные   стереотипы.   Любые   насильственные   и   дискриминационные действия,   осуществляемые   на   гендерной   почве,   в   том   числе   по   причине неприятия   гендерной   идентичности   и   сексуальной   ориентации   человека, являются проявлениями гендерного насилия. Насильственные   действия,   независимо   от   видов   и   форм   проявления, могут быть однократными или регулярно повторяться в отношении одного и того   же   лица.   Когда   насилие   приобретает   систематический   характер   и преследует   своей   целью   закрепить   власть   и   авторитет   обидчика   за   счет унижения и обесценивания пострадавшего в его собственных глазах и в глазах окружающих,   то   для   его   обозначения   используют   термин   «буллинг»,   или «травля». Рассмотрим более подробно. Английское слово буллинг давно уже стало из обыденного социально­ психологическим   и   педагогическим   термином.   Исследователи   обычно определяют   буллинг   (это   слово   можно   перевести   как   «травля»)   как повторяющееся   враждебное   поведение,   имеющее   целью   причинить   ущерб кому­то физически или психологически более слабому. Буллинг   –   это   форма   жестокого   обращения,   когда   физически   или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую   или   психологическую   боль   более   слабому   в   данной   ситуации человеку. Мотивацией   к   буллингу   могут   выступать   зависть,   месть,   чувство неприязни,   восстановление   справедливости,   борьба   за   власть,   подчинение лидеру,   нейтрализация   соперника,   самоутверждение   и   др.,   вплоть   до удовлетворения   садистических   потребностей   отдельных   личностей.   Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных   ребенка,   вымогательство,   физические   и   психические   унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и   др.   Булли   чрезвычайно   изобретательны.   Новейшее   их   «достижение»   ­ кибербуллинг,   т.е.   буллинг   с   использованием   электронных   средств коммуникации.  Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы:  1   группа   –   проявления,   связанные   преимущественно   с   активными формами унижения;  2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.  Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности:  1.Поведение ученика  Физическя агрессия: включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.  Словесный   буллинг:   в   этом   случае   оружием   служит   голос.   Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному   человеку,   тем   самым   раня,   оскорбляя   и   унижая   его.   Этот   вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую   академическую   успеваемость.   Обзывания   могут   также   принимать форму   намеков   по   поводу   предполагаемой   половой   ориентации   ученика. (Использование   анонимных   телефонных   звонков   –   очень   распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя). Запугивание: основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает   делать.   Мимика   или   «взгляд»   хулигана   может   выражать   агрессию и/или   неприязнь.   Угрозы   также   используются   для   того,   чтобы   подорвать уверенность жертвы.  Изоляция:   инициатором   использования   этого   метода,   как   правило, является   хулиган.   Жертва   намеренно   изолируется,   изгоняется   либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны   жертвой,   либо   унизительными   надписями   на   доске   или   в общественных местах.  Вымогательство: в этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если   он/она   не   отдаёт   их   немедленно.   Могут   вымогаться   также   завтраки, талоны   или   деньги   на   обед.   Жертву   также   могут   принуждать   воровать имущество   для   хулигана.   Такая   тактика   используется   исключительно   для возложения вины на жертву.  Повреждение   имущества:   хулиган   может   сосредоточить   внимание   на имуществе   жертвы.   В   результате   могут   быть   повреждены,   украдены   или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.  2. Поведение взрослых  Взрослый   в   школе   может   непреднамеренно   или   иным   образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:   унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;   негативных   или   саркастических   высказываний   по   поводу внешности или происхождения ученика;   устрашающие и угрожающие жесты или выражения.  Буллинг   –   явление   массовое.   Согласно   статистическим   данным, приводимым   зарубежными   учеными,   школьному   буллингу   в   той   или   иной форме   подвергается   от   4   до   50   процентов   детей.   В   некоторых   случаях издевательства   носят   ситуативный   характер,   но   иногда   систематическая травля   со   стороны   одноклассников   приводит   к   фатальному   исходу. Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя   (булли),   жертву   и   наблюдателя.   В   науке   существует несколько   подходов   к   рассмотрению   буллинга.   Одни   исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть буллинг   как   социально­психологический   процесс.   Вот   как   определяет типичные   черты   учащихся,   склонных   становиться   булли,   норвежский психолог Д. Ольвеус:    Они   испытывают   сильную   потребность   господствовать   и   подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.   Они импульсивны и легко приходят в ярость.    Они   часто   вызывающе   и   агрессивно   ведут   себя   по   отношению   к взрослым, включая родителей и учителей.   Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.   Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков. Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:   Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.    Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.    Они   склонны   к   депрессии   и   чаще   своих   ровесников   думают   о самоубийстве.   Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.    Если   это   мальчики,   они   могут   быть   физически   слабее   своих ровесников. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния  как  чувство  вины и ощущение  собственного бессилия.  Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с которыми буллер осуществляет свою агрессию. Стоит отметить, что жертвой буллинга может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как­то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:   физические  недостатки. Детей  с физическими  недостатками  — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;    особенности   поведения.   Мишенью   для   насмешек   и   агрессии   становятся замкнутые   дети   (интроверты   и   флегматики)   или   дети   с   импульсивным поведением.   В   какой­то   мере   гиперактивные   дети   бывают   слишком назойливыми,   при   этом   более   наивными   и   непосредственными,   чем   их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто   вызывают   раздражение   и   получают   «ответный   удар».  Гиперактивные дети   могут   быть   как   жертвами,   так   и   насильниками,   а   нередко   и   теми   и другими одновременно;  особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;    плохие   социальные   навыки.   Есть   дети,   у   которых   не   выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми   социальными   навыками   легче   принимают   роль   жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «...ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это».    страх   перед   школой.   Он   чаще   возникает   у   тех,   кто   идет   в   школу   с отрицательными   социальными   ожиданиями   в   отношении   нее.   Иногда   этот страх   индуцируется   от   родителей,   у   которых   самих   были   проблемы   в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы   о   злой   учительнице   и   плохих   оценках.   Ребенок,   проявляющий неуверенность   и   страх   перед   школой,   легче   станет   объектом   для издевательств одноклассников;    отсутствие   опыта   жизни   в   коллективе   (домашние   дети).   Дети,   не посещающие   до   школы   детский   коллектив,   могут   не   иметь   необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они   могут   превосходить   своей   эрудицией   и   умениями   детей,   ходивших   в детский сад;    болезни.  Существует   масса   расстройств,  которые   вызывают   насмешки   и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие),   дисграфия   (безграмотное   письмо),   дислексия   (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;    низкий   интеллект   и   трудности   в   обучении.   Низкие   способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует   низкую   самооценку:  «Я  не  справлюсь.  Я  хуже  других»  и  т.  д. Таким   образом,   ребенок   с   низким   уровнем   интеллекта   и   трудностями   в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником. По каким же признакам можно заподозрить в ребенке жертву буллинга? Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Молчат и   свидетели.   Распознать   буллинг   можно   по   поведению,   определенным признакам   и   настроению   ребенка.   Жертва,   как   правило,   ощущает   свою беззащитность   и   угнетенность   перед   обидчиком.   Это   ведет   к   чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами,   ребенок   ­   жертва   становится   действительно   беззащитным   перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо   проявлять   предельное   внимание   даже   к   незначительному изменению в поведении ребенка. На проявления буллинга все дети реагируют по­разному.   При   наблюдении   за   детьми,   страдающими   от   буллинга,   могут обнаружиться их следующие особенности.  Поведенческие особенности жертвы буллинга:   дистанцированность от взрослых и детей;   негативизм при обсуждении темы буллинга;   агрессивность к взрослым и детям.  Эмоциональные особенности жертвы буллинга:   напряженность и страх при появлении ровесников;   обидчивость и раздражительность;   грусть, печаль и неустойчивое настроение.  Признаки буллинга, которые должны насторожить учителя:   Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу;   Несчастный внешний вид;   Отсутствие друзей;   Никто не хочет с ним сидеть за партой;   Ребенок является постоянным объектом шуток и юмора;   У ребенка снижается успеваемость;   Ребенок часто приходит с подранными вещам;   Ребенка не зовут на дни рождения и к нему никто не подходит;   Ребенок говорит, что ему не у кого спросить домашнее задание, когда приходит на занятия с невыученными урокам;   На соревнованиях дети говорят «только не с ним!»;  Ребенок часто проводит время на переменах в одиночестве.  Буллинг   оставляет   глубокий   след   в   жизни   жертв   и   отражается   на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые  психологические  последствия. Дети,  которые  подверглись  травле, получают   тяжелую   психологическую   травму.   Даже   через   много   лет   на тренингах   люди,   вспоминая,   как   их   травили   в   школе,   часто   плачут   и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных   эмоциональных   травм   для   ребенка.   Поэтому   ребенку   необходимо оказывать помощь. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью,   в   три   раза   чаще   сверстников   имеют   симптомы   тревожно­ депрессивных   расстройств,   апатию,   головные   боли   и   энурез,   совершают попытки   суицида.   Взрослые,   которые   были   в   детстве   жертвами   буллинга, проявляют   более   высокий   уровень   депрессии   и   более   низкий   уровень самооценки,   страдают   от   социальной   тревожности,   одиночества   и беспокойства,   часто   страдают   депрессиями   в   среднем   возрасте   и   тяжелой депрессией в зрелом возрасте.  Как   показывает   практика,   отношения   в   классе   во   многом   зависят   от тактики   поведения,  избранной   учителем   с   первых   дней   работы   с  классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги.

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"

Статья на тему "Формы насилия в образовательных учреждениях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2018